В истории мебельного искусство мастер эпохи Людовика XVI Г.Беннеман известен скорее как создателъ больших массивных комодов с бронзовыми накладками. Оригиналы и более поздние повторы комодов неоднократно появлялись на таких известных аукционах как Sotheby’s (Лондон, 1964) и Christi’s (Нью-Йорк, 1986), а также на отечественных антикварных салонах последних лет. Сегодня в России комоды Беннемана стоят порядка 100 000 у.е.
Как и большинство чернодеревцев (ebenisterie — так в те времена во Франции называли мастеров-мебельщиков высокого класса), работавших на французский двор (А.Вейсвейлер, 14.-Ф. Швердфегер, И. и Д. Рентгены), Гийом Беннеман был немцем Дата его рождения неизвестна. Выучился он на краснодеревщика в Германии, затем переехал в Париж, где работал до получения своих первых королевских заказов в 1784 году. Выбор королевским домом неизвестного мастера, каким тогда был Беннеман, можно объяснить лишь соображениями экономии. Дело в том, что Ж.-А. Ризенер считался слишком дорогим и на королевском мебельном складе Garde-Meuble, видимо, было решено подыскать ему замену. После того как были обсуждены кандидатуры ряда краснодеревщиков, включая Аёвассёра (Levasseur), Папста (Papst), Брикле (Brickie), Дюбуиссона (Dubuissona) и Лакруа (Lacroix), выбор Garde-Meuble пал на Беннемана. В сентябре 1785 года он стал главным краснодеревщиком. В феврале 1786 года Garde-Meuble предоставил ему инструменты и нанял для него сначала девять, потом шестнадцать мастеров.
Поначалу Беннеман должен был ремонтировать мебель и изготовлять новую — функциональную, такую, как каминные экраны, сундуки, биде и стульчаки для ночных горшков. Затем под руководством Оре он начал копировать и обновлять старую мебель. В 1786—1787 годах Беннеман завершает или переделывает комоды Штёкеля, которые Garde-Meuble закупил у торговца Соважа. Заказы и встречные заказы от Garde-Meuble поступали постоянно, потому что работал Беннеман отменно. Так, например, в результате выполненной им переделки (за огромную сумму — почти 35000 ливров) четыре комода превратились в восемь комодов ошеломительной красоты. После чего оригиналы либо уменьшали, либо увеличивали, либо частично уменьшали и частично увеличивали, а иногда их делали выше. Все было фанеровано, все накладки заново позолочены, а с некоторых комодов убраны фарфоровые декоративные детали. С одного из них сняли накладки и перенесли на его копию, а каркас стал основой для совсем другого изделия.
Одного из этих комодов уже нет, другие попали в Лувр и дворцы Фонтенбло, Компьень и Версаль.
Комод, предназначенный когда-то для кабинета Советов в Компьене, хранящийся сегодня во дворце-музее Фонтенбло, — один из восьми, переделанных Беннеманом. Он интересен не столько своим конструктивным решением, сколько стилистикой декоративных элементов. Он сделан в 1787 году, в имперском стиле: ножки — в виде лап, покоящихся на шарах, декор на военную тематику — колчаны со стрелами, боевые трофеи. Пьер Верле, описывая его, называет «комодом с пучками прутьев ликтора».
Прямоугольный комод, созданный Штёкелем, сделали выше, а в 1787 году, при помощи задней ножки еще и расширили (приблизительно на 30 см). Это позволило приспособить его к панелям кабинета Советов в Компьене. Боковые стенки комода были закруглены к задней стенке. На верхней части комода даже невооруженным глазом можно увидеть, что закругление боковых сторон произведено в два этапа, так как первая кривая получилась слишком резкой. Бронзовые элементы тоже обработаны и удлинены — следы их фиксации в начальных местах можно увидеть даже сейчас.
Размеры комода, изготовленного Гийомом Беннеманом, — 191x91x68,5 см (без учета размера мраморной крышки). Выполненный первоначально из тюльпанового и розового дерева, комод затем был фанерован красным деревом (амарантом). Бронзовые накладки исполнены по рисункам Лалонда (илл. 1).
Форма комода — трапециевидная, его боковые стенки — вогнутые. Четыре угловых выступа представляют собой связки пик (ликторские фасции). Комод покоится на четырех низких тяжелых ножках, отделан накладками из прочеканенной золоченой бронзы. Его лицевая сторона представляет собой большое панно: орнамент из бронзы на фоне красного дерева, в верхних углах — розетки с листьями аканта, в центре, в тимпане, — военные трофеи, знамена, маска Медузы Горгоны. Стык двух дверок скрыт в контуре доспехов. Верх комода опоясан бронзовым орнаментальным фризом из листьев дуба с фудрами, низ — из орнаментальных завитков. Массивные ножки — в виде когтистых львиных лап, поставленных на сплющенные валики. Боковые вогнутые стенки окантованы узкими бронзовыми планками в виде листочков. Верх комода завершается металлическим поясом из орнамента ионик и монтируется тяжелой мраморной столешницей. В комоде — шесть внутренних выдвижных ящиков, в верхнем поясе — еще два.
Одна из копий этого комода, выполненная в конце XIX века, находится в Музее Московского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г.Строганова, поступившая туда в 1957 году. Ее размеры: 184,6x98,5x67 см Реставрация выполнена в 2004 году (илл. 2).
Аналогичный комод был выставлен на XIX Российском Антикварном салоне одним из антикварных салонов Санкт-Петербурга. Его отличает хорошее качество столярно-краснодеревных работ, а также высокий уровень исполнения всех бронзовых элементов. Следует отметить различие фанеровки комода Беннемана, хранящегося в музее Фонтенбло, с его последующими копиями. Так, в комоде из коллекции музея МГХПУ и комоде, представленном на XIX Российском Антикварном салоне, направление волокон на фасаде имеет принципиально горизонтальное расположение по всей плоскости (илл. 2—3).
Для комода Беннемана в Фонтенбло характерно другое решение: радиусная полоса центральной части фасада имеет радиальное направление волокон шпона, что придает выразительность всей центральной композиции (илл.1).
Известны и другие комоды Беннемана.
«Комод с голубями»: первоначально выполненный Штёкелем из тюльпанового дерева, он был фанерован красным деревом и уменьшен по ширине, затем его дверца была заменена тремя выдвижными ящиками, а накладки заново позолочены. После этого его установили в опочивальне Людовика XVI в Компьене, сегодня он хранится в Musee du Louvre, в Париже. Его размеры: 214x93x76 см (илл 4).
Подобный комод был выставлен на XVI Российском Антикварном салоне (илл. 5). При определенной схожести бронзовых элементов у них, нельзя не заметить и некоторые отличия. Центральные и боковые композиции с голубями на комоде, хранящемся в Лувре, заключены в три декоративные рамки. На комоде, представленном на салоне, их только две. Нижняя царга комода из Лувра декорирована бронзовыми канелюрами. Царга комода с салона имеет чистую фанерованную поверхность.
Все бронзовые элементы комода из Лувра отличают высокое качество исполнения: прочеканенность ножек в виде львиных лап, флоральных композиций, птиц, военной атрибутики, боковых розеток и тд. придает ему роскошный вид, характерный для дворцовой мебели времен Людовика XVI.
Комод с монограммой Марии-Антуанетты: первоначально был декорирован фарфоровой пластиной с цветочным орнаментом. Затем прежнюю фанеровку полностью сняли и заменили фанеровкой красного и черного дерева, а размер комода был уменьшен. Беннеман сделал его копию в 1786 году, декорировал, как и оригинал, фарфоровой пластиной и увеличил, а в 1787 году комод снова был изменен. Фарфоровая пластина была заменена монограммой королевы, выполненной в позолоченной бронзе. Монограмма Марии-Антуанетты изящно вплетена в центральный цветочный орнамент комода. Вторую копию изготовили в 1787 году на базе предыдущей, и оба комода были установлены в Salon de Jeux королевы в Компьене. Сегодня комод с монограммой Марии-Антуанетты хранится в Лувре. Его размеры: 195x95x74 см (илл. 6).
«Комод с гирляндами из листьев» был увеличен и фанерован, его накладки заново позолочены. Фарфоровые пластины сняли и заменили большим медальоном из севрского бисквита, имитирующего Веджвудский фарфор.
Сначала с него сделали копию, а затем, поскольку оба комода предназначались для Salon de Jeux королевы в Компьене, а их размеры не соответствовали размерам новых помещений, Беннеман вынужден был изготовить вторую копию, на которую перенес накладки с оригинала, каркас же этого комода стал основой для другого — из красного дерева, предназначенного для comte de Provence в Версале. Сегодня он хранится в Фонтенбло. Размеры комода: 181x96x76 см (илл. 7).
Копия комода Беннемана, выполненная во Франции в конце XIX века, о чем свидетельствуют клейма на механизмах замков, находится в Музее Московского государственного художественно-промышленного университета им.С.Г.Строганова (илл. 8). Размеры комода: 181x94x73,5 см.
С 1787 года Беннеман, все еще работавший под началом Оре, стал поставлять собственные оригинальные изделия. Он изготовил пару комодов с панелями из красного дерева для жены Генерального комиссара Garde-Meuble мадам де Билль д'Аврей. В 1792 году их установили в зале заседаний Совета в Тюильри. Кариатиды по углам, выполненные в строгом неоклассическом вкусе, были отлиты Форестье (Forestier), вырезаны Томиром (Thomire) и Барденом (Bardin), позолочены Шодроном (Chaudron). Один из этих комодов сегодня хранится в Лувре, другой был продан на аукционе Christi's в Лондоне (3 июля 1986 г., лот 138).
Комоды Беннемана, подлинные и более поздние копии, — украшение любого музея, любого антикварного салона и, конечно, частного интерьера. Впрочем говорить о стиле Беннемана довольно сложно, так как он создавал свои предметы, находясь под влиянием работ Жубера, Ризенера, Вайсвейлера, Штёкеля, бронзовое литье выполнял по эскизам Лалонда и Дюгурка и вообще долгое время работал под руководством Оре.
Андрей МАШАКИН
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 33 (декабрь 2005), стр.54