Глядя на вещи, выставленные на аукционе SОТНЕВУ’S, начинаешь по-настоящему понимать, как же богата была Россия, если до сих пор вещи такого уровня еще гуляют по аукционам Запада. Один из последних аукционов SОТНЕВУ’Sбыл посвящен декоративно-прикладному искусству — в основном, изделиям из серебра, изрядная часть которых — русского происхождения. Конечно, были выставлены традиционные иконы в драгоценных окладах из позолоченного серебра с финифтью и гравировкой: 6 икон конца Х1Х— начала ХХ века. Все они — домовые, размер окладов — примерно 30х27 см. Самая «дешевая» из этих икон предварительно оценивалась в $4 000— 5000, но продана не была. Одна из самых дорогих — икона святителя Николая с эмалевым нимбом и наугольниками — $8 000—10 000 — тоже не была продана, хотя цена ее упала до $6 500. Но все же предварительный ценовой рекорд побила икона Казанской Божьей Матери (31х26 см) с маркой мастера С.П.Кузьмичева, оклад которой почти целиком состоит из финифти и выполнен в неовизантийской манере, — $8 000—12 000. Она тоже не была продана, хотя цена сократилась вдвое. Пожалуй, самая высокохудожественная из всех представленных икон — Иверская Богоматерь 1892 года (лот 6), датированная и поднисная — работы Федора Овчинникова,‚ в позолоченном серебряном окладе с эмалями (18х14,5 см). Преобладание бирюзового цвета в фоне, которому вторит бирюза неовизантийского орнамента рамки, в сочетании с золотым мафорием Богородицы и гиматием младенца Иисуса создают эффект «золота в лазури» — необыкновенной просветленности и надмирности. Несмотря на небольшой размер, была предварительно заявлена цена в $6 000—8 000, но «ушла» она за $6 600. Продана была и икона ХХ века «Христос Вседержитель» (лот 3) — за $3750, при предварительной оценке в $4 000—6 000. Можно сказать, что спрос на русские иконы невелик,
Но вот непонятно, как же при этом попавший в «серебряный ряд» деревянный походный складень ХIХ века — церковный алтарь в миниатюре, повторяющий все алтарные чины и состоящий из 15 створок, был оценен в $9 000—12 000 и продан за свою цену — $12 000.
Если икон на аукционе было немного, то предметы декоративно-прикладного русского искусства присутствовали широко — 60 лотов. Причем один — самый дорогой, со стартовой ценой в $60 000—80 000 — был продан за $55 000. Это позолоченное столовое серебро с эмалями — десертный сервиз, состоящий из четырех чаш для шербета с блюдцами зеленого, голубого, красного и желтого цветов, шести больших тарелок, двух чайных чашек с блюдцами, четырех десертных ложек и двух чайных. Тарелки орнаментированы соответственно полосками алого, ярко-бирюзового, красного, темно-лазурного, желтого и насыщенного зеленого цветов. Четыре чаши для шербета и блюдца к ним предназначены четырем из этих тарелок, равно как и чайные чашки — одна зеленая, другая голубая с такого же цвета ложками. По цветам видно, какие утраты понес этот серебряный сервиз. У всех предметов — эмалевые неовизантийские бордюры, перекликающиеся с борлюрами на тарелках, все они помечены монограммой мастера — «В» — Федор Рукерт, Москва, ок. 1910 года. Аиаметр больших тарелок — 27 см. Стоит ли говорить, что это сверкающее яркими чистыми красками эмалей узорочье с неповторяющимися орнаментами стало бы украшением любого музея мира, где экспонируется посуда. Конечно, этот лот был «гвоздем программы» того аукциона SОТНЕВУ’S.
Лоты 10 и 11 — два фарфоровых блюда (диаметр 35 см) из кремлевского сервиза, произведенного на Петербургском Императорском фарфоровом заводе в период царствования Николая Г (1825—1855). Золоченый фон тарелок покрывает узор из стилизованных веток ели. Блюда имеют монограмму мастера. Каждое из них оценивали в $8 000—10 000, но продали за $7 000. Были вещи и подешевле — например, выполненное на том же фарфоровом заводе блюдо (диаметр 25 см) из «Берлинского сервиза» с двуглавым орлом, держащим в лапах два герба — России и Голштинии, оцененное в $3 000—5 000, «ушло» за $3 000.
О том, какое магическое воздействие оказывает на всех имя Карла Фаберже, свидетельствует судьба лотов 15 и 16. Если хрустальный кувшин (30 см) с серебряной ручкой и горлышком работы фирмы Фаберже был предварительно $6 000— 5 000, то пара кувшинов чуть поменьше (22 см) с такими же ребряными деталями работы Якова Розена (Петербург, ок. оценен в се1890) оценена в $4000— 5000. «Ушли» же они: первый — за $5 000, другой лот — за $5500. Всего лотов фирмы Фаберже было 22, и цены на них впечатляли, тем не менее почти все проданы, трех предметов. Так, настольное паспарту для фото (лот 67) мастера Моганна Виктора Аарне (фирма Фаберже, Петербург, ок. 1900) — скромное обрамление из двух серебряных рамочек на полупрозрачной зеленой эмали (25 см) с ободком из серебряных веточек внутри — оценивалось в $15 000—20 000, а продано было за $37 000. Другое паспарту работы этого же мастера (лот 46) продано за $20000 — в два раза выше предварительной цены. Можно сказать, это уж слишком, но другое паспарту (лот 66) для фотографии фирмы Фаберже, мастера Карла Густава Хальмара Армфелта (Петербург, ок. 1910), еще более простое в исполнении (20 см) — две тонкие серебряные пластинки обрамляют широкую розовую полупрозрачную рамку из эмали — было оценено в $20 000—25 000, а продано за $45 600. Но это рамочка для фотографии, а вот заявленная цена часов, вставленных в плато из цветных эмалей в сочетании с рамочками из цветного золота (сами часы английской работы — Мань, Гопаов, а обрамление для них — Михаила Першина, фирма Фаберже, Петербург, ок. 1900), — $100 000—150 000. Они проданы за $110 000.
Хочется напомнить, что кроме императорских заказов, основной поток ювелирной продукции фирмы Фаберже предназначался простому питерскому обывателю, который мог себе позволить куп серебряный портсигар. Именно такой портсигар из серебра, покрытый полупрозрачной красной эмалью, с деталями из позолоченного серебра, а это — рельеф с изображением Георгия Победоносца, повергающего змия (мастер Август Хольмстрём, фирма Фаберже, Петербург, ок. 1900), был представлен на SОТНЕВУ’S. Он предварительно оценивался в $10 000—15 000, а продан был за $42 000.
Русское серебро почти все было продано, в том числе и серебряный позолоченный прибор для специй (лот 8), Москва, ок. 1765, работы Федора Альдермана, с монограммой мастера — Ф.А. Он «ушел» за $3 250 при предварительной оценке в $3 000—5 000.
Сама собой напрашивается мысль, что изделия фирмы Карла Фаберже, пожалуй, пока лучше покупать на родине, Думается, что скромная рамочка для фотографий у нас будет оценена адекватно, а на ту сумму, какую за нее просят в Нью-Йорке, можно купить сразу несколько рамок, чтобы в них вставить фотографии всей семьи. Когда глядишь на цены, которые выставлены на этом аукционе, возникает желание немедленно пройтись по антикварным магазинам Москвы и Питера, чтобы еще раз убедиться, что русский антиквариат лучше и дешевле покупать в России.
Елизавета ТЕПЛОВОДСКАЯ
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 16 (апрель 2004), стр.6