Попытки фантазийной фальсификации всевозможных платежных знаков на тему «Российская империя — РСФСР — СССР — РФ» в последнее время выплеснули на коллекционный рынок массу всевозможных монето- и жетоновидных предметов «дооктябрьского, советского и постсоветского периодов», естественно, не имеющих к этим периодам никакого отношения. Попытки эти становятся все изощренней, фальсификаторы подходят к оформлению и изготовлению своей продукции все продуманней. При этом они все больше и больше выдерживают принцип — «а noчемy бы и нет, ведь вполне могло и быть».
В частности, к примеру, почему бы не могло быть попыток командования вермахта предпринять на оккупированных советских территориях изготовления чего-то эдакого — монетовидного? Тем более что тема эта оказалась для фальсификаторов и вовсе «целиной непаханой».
Но минувшей осенью на этой целине мелькнула-таки «первая борозда».
...На вопрос «что это?» владелец необычных предметов ответил уклончиво: «Не знаю точно. Не разглядывал. Дали продать». Покривил же, конечно, душой продавец. Там ведь все было видно, что называется, невооруженным глазом.
А предметы представляли собой обычные советские монеты с довольно четкими надчеканками. На аверсе монет был надчеканен «распластанный» имперский орел фашистской Германии, держащий в лапах свастику в дубовом венке. Чуть ниже размещалось что-то типа буквенно-цифровой надписи аббревиатурно-символьного плана — «М 43». На реверсе, для пущей важности, тоже есть надчеканка — «Z N». Причем все три вышеописанных элемента не взаимосвязаны друг с другом единым штампом и одним ударом пресса. Надчеканивались они, судя по всему, каждый в отдельности.
То есть данные предметы, безусловно, претендовали на статус платежных знаков «Neue Ordnung» на оккупированных советских территориях. Для этого предусмотрительно были взяты за основу советские монеты до 1941 года чеканки, чтобы «телега», как говорят в народе, не оказалась «впереди лошади». Во всяком случае, тремя предметами, что мне удалось выменять, оказались 3 копейки 1930 года, 5 копеек 1926-го и 5 копеек 1940-го. «Были у меня еще разные монеты с этими надчеканками, — невинно сетовал их владелец, — но их уже разобрали». Надо полагать, что и те остальные надчеканенные монеты, что «разошлись» по рукам клубных завсегдатаев, были датированы не позднее 1940 года. Иначе...
Словом, все продумано и, по замыслу изготовителей, вполне вероятно.
Но одного фальсификаторы все же не учли. Несмотря на надчеканку, на монетах довольно четко остались видны и «серпастый-молоткастый» советский герб, и название «СССР», и привычное наименование отечественной денежной единицы. А это, как ни крути, все-таки пропаганда советской символики и атрибутики. И вряд ли оккупационные власти допустили бы такое.
Как бы то ни было, первая попытка фантазийной фальсификации металлических платежных знаков периода фашистской оккупации советских территорий уже имеет место. И, скорее всего, за ней последуют и другие покушения на карманы и кошельки коллекционеров, а что грустнее всего — на историю того периода. Так что, коллеги, будьте начеку!
P.S. В настоящее время автору точно известен только один металлический платежный знак, выпущенный фашистским командованием на оккупированной советской территории. Это цинковый жетон овальной формы с одинаковым изображением с обеих сторон. В изображении минимум надписей: название заведения — «SOLDATENHEIM» (солдатское общежитие); место его дислокации — «PULTAWA» (Полтава) и номинал — «3». Этот знак описан в каталоге «МВЗ (монетовидные знаки) в ареале Великой России (исключая госэмиссии Российской Империи - РСФСР - СССР) 1917 - 1991 гг.», ч. 1, разд. 517, с. 153 (ЮФУ: Ростов-на-Дону, 2008). Есть еще устная информация о выпуске монетовидных жетонов столовых «Вулкан» и «Дракон» (там же, разд. 160, с. 66), которая на сегодняшний день пока не получила предметного подтверждения.
Владимир НАЗАРОВ
Фото Александра ЧЕБОТАРЕВА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 83 (январь-февраль 2011), стр.130