Культура в эпоху Просвещения распространялась не только через штатные издания, но и через многие другие вещи, в частности — набивные ткани, которые окружали человека повсюду. Ими обивали стены, мебель, салоны карет, из них шили верхнюю одежду — юбки, платья и кофты для женщин и камзолы и жилеты для мужчин. Дух времени ощущался в ник во всем — в сюжетах из басен Эзопа на тканях, которыми обивалась мебель, в изображениях Венеры и Эрота на женских юбках в археологических сюжетах или сценах, изображающих важные исторические события того времени, на ситцевых обоях. Одним из создателей этих тканей был К.-Ф. Оберкампф.
Кристоф-Филипп Оберкампф родился 11 июня 1738 года в Германии, в небольшом городке Вайсенбахе около Ансбаха. Происходил он из семьи баварских красильщиков при набойке тканей, три поколения которой занимались этим ремеслом; его отец Филипп Якоб Оберкампф уже имел свою небольшую мастерскую по набойке тканей. В 19 лет молодой Оберкампф отправился во Францию, мечтая создать свою фабрику по производству набивных тканей. Сначала он стал гравером в Мюлузе, затем — колористом в мануфактуре Арсенала в Париже. В 1759 году он основал собственную мастерскую по производству набивных тканей в долине Бьевр под Версалем, в местечке Жуи-ан-Жоза (Jouy-en-Josas), где в то время жили только крестьяне. Денег у него было мало: 500 ливров ему хватило, чтобы разместить в хижине, крытой соломой, свою первую «мануфактуру». Многое ему пришлось делать своими руками — он сам рисовал образцы для тканей, сам переносил эти рисунки на дерево (создавал ксилографические доски для печати на тканях), сам производил печать и крашение ткани. Несмотря на все трудности, он довольно быстро добился успеха — у него появились завистники и враги.
После того, как эдикт от 9 ноября 1759 года снял запрет для иностранцев на создание ситценабивных фабрик, Оберкампф нанял рабочих и открыл собственную мануфактуру. Поначалу набойка производилась по хлопковой ткани с ксилографических досок, а с 1770-го стали использовать большие медные пластины с нанесенным на них гравированным рисунком. Для печати на ткани использовались также и деревянные валики с выгравированным рисунком.
К 1770 году К.-Ф. Оберкампф натурализовался, перейдя во французское подданство, а его мануфактура стала быстро развиваться. Ее продукция начинает пользоваться спросом в самых высоких кругах, о чем свидетельствуют аукционные листы того времени, где часто фигурируют ткани из Жуй («Toile de Jouy»). Эти ткани становились все более разнообразными, а вскоре по элегантности рисунков и колориту превзошли все прежние европейские образцы — немецкие, эльзасские, английские. Если раньше ксилографические доски импортировались во Францию из Германии и Англии, то теперь лучшие доски для печати на ткани производились в Жуй и оттуда расходились по свету. С другой стороны, Оберкампф не жалел средств, чтобы усовершенствовать свое производство и получить сведения о любых технологических новинках. Он повсюду рассылал своих агентов, даже на Восток, чтобы на месте познакомиться с прекрасными красками Индии и Персии.
В 1787-м Жуй посетил Людовик XVI, он похвалил Оберкампфа и его ткани и поднял статус его заведения до «королевской фабрики». Так Оберкампф стал работать для Людовика XVI. Его набивные обивочные ткани вошли в моду. Они явились в это время (1770—1780-е гг.) образцом французского неоклассицизма, названного стилем Людовика XVI. Особенность этого стиля состоит в удивительном созвучии строгих классицизированных форм с игровой орнаментикой стиля рококо и неизменным изяществом французского вкуса. Несмотря на то, что рокайль давно утратил свою стилевую доминанту, он продолжал оказывать влияние на строгие формы в «греческом» или «помпеянском» вкусе, наделяя их нежной деликатностью. Главным орнаментальным элементом стиля стал изящный волютообразный завиток, образованный плотно скрученным акантом. В этом декоративном мотиве очевиден рокайльный исток. Стиль Людовика XVI стал своего рода национальным достоянием французского искусства, к которому, безусловно, относилась и набойка на ткани.
Ткани Оберкампфа можно классифицировать в зависимости от рисунков, нанесенных на них, по нескольким разделам.
Самая первая ткань, произведенная в Жуй, была выполнена около 1760 года в модном тогда стиле «шинуазри» (chinoiserie) (илл. 2, 3). Увлечение китайским искусством наблюдалось в это время повсеместно — в стиле «китайщины» делались мебель, панно, скульптура, посуда, в королевских дворцах Европы появились целые китайские комнаты. Естественно, что набивные ткани с рисунками, воспроизводящими образы из китайского искусства, пользовались огромным спросом. Выполнялись они чаще всего в разных оттенках одного цвета, в т. н. технике гризайли, предпочтение отдавалось красным тонам.
С 1770 году в моду вошли ландшафтные мотивы, сделанные под влиянием голландского искусства, с изображением мельниц, крестьянских домов, пасторальными сценками, которые часто воспроизводились также в красных тонах.
В 1770—1780-е годы в Жуй появились ткани в нео-классицистическом стиле, наиболее известной из них стала набойка «Мальчик с дельфином», созданная специально для дофина Луи-Огюста (1765—1774), будущего Людовика XVI (понятно, что изображение дельфина здесь символизировало дофина, так как оба слова по-французски пишутся одинаково — «dauphin»).
Как особо важный раздел нужно выделить ткани с цветочными мотивами, получившие название «Bonnes herbes» («Полезные травы»), которые напоминают изображения цветов из ботанических атласов XVIII века, что неслучайно — Оберкампф действительно пользовался этими образцами при создании своих цветочных набоек. Кроме того, на их появление оказали влияние индийские и персидские ткани с цветами. Для печати цветочных тканей использовались ксилографические доски. Фон ткани делался из мелких цветочков. Сами же цветы порой были весьма натуралистичны, но есть примеры и контурных стилизованных цветов, повторяющих гравюры на дереве из популярного средневекового трактата по фармакологии «Сад здоровья» («Jardin du sante'»), впервые изданного во Франции в 1499 1501 годах Антуаном Вераром. Ткани «Полезные травы» широко использовались в одежде, обивке мебели и стен. Верхняя женская одежда, изготавливавшаяся из этих тканей — кофты «сагасо» и стеганые юбки, — имела огромный успех в Провансе.
Одним из характерных направлений в работе мануфактуры Оберкампфа являлось воспроизведение в печати на ткани картин известных мастеров. В качестве примера можно привести ткань «Фламандские сценки», копирующую картину Давида Тенирса, или ткань «Рыболовство и морская торговля», где в трактовке руин и корабля сказывается влияние Клода Лоррена. Как и в живописи, часто употреблялись аллегорические и амурные сюжеты (илл. 4, 5).
Оберкампф очень основательно подходил к выбору художников для создания рисунков своих тканей. Главным из них явился Жан-Батист Юэ (J. В. Huet, 1745—1811) — творец самых знаменитых мотивов тканей Жуй. Ученик
Лепренса, он был прежде всего художником-пейзажистом и анималистом, и приобретенные им в живописи навыки, безусловно, пригодились ему в создании композиций для печати на ткани. В 1783-м он начал работать на мануфактуре Оберкампфа. В этом же году им была создана набойка с изображением всех процессов производства набивных тканей.
В работах Ж-Б. Юэ выделяются три стиля. Для первого характерно воспроизведение жанровых сцен на различные сюжеты, в том числе сценок-пасторалей в натуралистической трактовке (илл. 7), идеализированных в духе Ж.-Ж. Руссо: охота, рыбная ловля, игры детей, танцы, работы на ферме. К этому стилю относятся и копии с известных картин и гравюр. Так, ткань по рисунку Юэ «Качели» сделана под влиянием одноименной картины Фрагонара.
Одна из самых известных тканей Юэ этого жанра — «Четыре стихии» («Вода. Земля. Огонь. Воздух») 1783— 1789 годов по мотивам картины Л. Булоня-младшего, на создание которой в свою очередь повлияла гравюра Шарля Дюпюи (Ch. Dupuis) 1721 года. В работах Юэ, так же как и в большом искусстве, находили свое отражение события на злобу дня (илл 6). Так, борьба за независимость в Америке породила ткани «Американская свобода» (ок. 1785 г.), где искусно использован пейзаж и античные сюжеты, и «Америка воздает честь Франции» (ок. 1792 г.). Аллегорическое изображение Америки присутствует и в ткани «Четыре части света». События Французской революции также отразились в работах Юэ. Большую известность приобрела его ткань «Людовик XVI, восстановитель свободы». Появились ткани «Дамы и солдаты, танцующие на развалинах Бастилии», «Клятва Людовика XVI на Конституции», «Конституция, год свободы», «Генерал Лафайетт, командующий солдатами». Юэ воспроизводил в своих набойках и литературные сюжеты — это всем известные сценки из басен Лафонтена (ткань 1795 г.) «Волк и ягненок» и «Мельник, его сын и осел», сюжеты из романов о крестовых походах.
Второй стиль — декоративный, где использованы легкие цветочные гирлянды (илл 8). Эти ткани хорошо подходили для пошива одежды и использовались как обойные.
Третий стиль отражает всеобщее увлечение античностью при Наполеоне I; для него характерно использование мифологических сюжетов и археологических мотивов на декоративном фоне из геометрических фигур (илл 1, 9). Этот стиль в тканях Жуй просуществовал с 1810 по 1821-й, хотя самого Юэ не стало в 1811 году.
С 1815 года на мануфактуре в Жуй стал работать художник Орас Верне, создатель тканей со сценами охоты (илл. 5). Затем известность получил художник Луи-Ипполит Леба. Особо знаменитыми стали его ткани «La marchande d’amours» — «Торговка амурами» (илл 10), а также и ткани с архитектурными мотивами, сделанными с натуры: «Памятники Парижа», «Памятники Средиземноморья», «Памятники Египта», «Ватиканские голуби».
Мануфактура в Жуй первой во Франции с 1797 года стала использовать для печати на ткани медные валики. Здесь же была создана химическая лаборатория, в которой могли делать самые стойкие краски. Фабрика, получившая европейскую известность, сильно расширилась, появилось много новых строений. Этот тип индустриализации играл важную роль в переходе от кустарного промысла и узкого местного рынка к крупному производству с наемными рабочими и международной сетью сбыта.
В 1804-м Оберкампф построил вокруг своей фабрики небольшой город. Количество рабочих к 1805 году возросло до 1300. Оберкампф заботился о них, строя отдельные квартиры, больницы, пансионаты и дома престарелых. В 1791-м Оберкампф стал первым мэром Жуи-ан-Жоза В этом же году генеральный совет вновь созданного Департамента Сены и Уазы поставил ему памятник на главной площади Жуй за содействие благосостоянию нации. В 1806-м на Большой Парижской выставке тканям Оберкампфа присудили золотую медаль. Всего на фабрике в Жуй с 1760-го по 1843-й — последний год ее существования — было создано более 30 тысяч мотивов для набивных тканей, которые использовались для обивки мебели, шитья одежды, а также для штор, драпировок, скатертей и как ситцевые обои для комнат.
Успех неизменно сопутствовал Оберкампфу, особенно при Наполеоне, который назвал его «Seigneur de Jouy». В 1806-м, когда Наполеон посетил Жуй, он вручил Оберкампфу орден Почетного легиона, сняв его со своей груди со словами: «Вы больше, чем любой другой, достойны этой награды. Мы оба ведем жесткую войну с англичанами, но вы ведете ее лучше, чем я» (имея в виду успешную конкуренцию с английскими ситцами). Роберт Форрер даже проводит параллель между двумя этими деятелями. «Оба начинали с самого малого, — писал коллекционер, — и только своими силами, целеустремленностью, энергией — один на политической арене, другой в коммерческой области — достигли успеха».
Когда в 1815-м войска антифранцузской коалиции дошли до Парижа и взяли долину Жуй, фабрика Оберкампфа была полностью разгромлена, производство остановлено, а занятые на нем люди остались без работы. Вынести это Оберкампфу оказалось не под силу. 14 октября 1815 года его не стало. Однако память о нем сохранилась не только в его тканях. В 1864-м имя Оберкампфа получила улица Менильмонтан в Париже, которая сейчас расположена в 11-м округе, где он, правда, никогда не жил. Затем его именем была названа и расположенная по соседству станция метро, а в городе Жуи-ан-Жоза в 1977 году был открыт небольшой Музей тканей Жуй, но скоро он оказался мал и в 1991-м был переведен в старинный замок Леглантин (I’Eglantine). И в наши дни еще можно купить набивные ткани Оберкампфа, в частности на аукционе Drouot, или же факсимильные воспроизведения этих тканей, выпускаемых в Париже фирмой Braquenie'.
Татьяна ДОЛГОДРОВА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 83 (январь-февраль 2011), стр.74