Все чаще и чаще коллекционеры обращаются к теме старинных пресс-папье, и с каждым годом растет число собирателей. Эти шедевры стеклоделия завораживают человека своим совершенством, мистической красотой, которая подчеркивает их уникальность.
Старинные прижимы назвали «королевскими регалиями для коллекционеров» из-за тонкости работы и редкости. (По некоторым данным, в мире существует лишь 25 000 пресс-папье, сделанных во время десятилетнего «классического периода», за исключением тех, что находятся в постоянных музейных коллекциях.) Пресс-папье считают самым коллекционируемым из стеклянных предметов XIX столетия.
Но как отличить антикварное пресс-папье от современной копии, как разобраться в технике исполнения, времени изготовления, определить компанию-производителя, понять ценовую политику?
Сейчас на рынок антиквариата выброшено множество современных пресс-папье, среди которых лидирует, конечно, продукция китайских производителей. Это изделия весьма низкого качества, но очень часто они преподносятся покупателю как предметы антиквариата. Однако, овладев определенными знаниями по технике изготовления пресс-папье ведущими стеклодельческими фирмами XIX и начала XX веков, можно практически полностью исключить риск приобретения имитаций и низкосортных подделок под истинные предметы коллекционирования. Для этого нужно мысленно вернуться на сотни лет назад и обратиться к истории создания пресс-папье, которая предшествовала их возникновению как предмета искусства.
Самая ранняя ссылка об изготовлении стеклянных пресс-папье исходит от венецианца-историка XV столетия Sabellico. Он описал стеклянное пресс-папье, заполненное крошечными полевыми цветами. Эта техника называется millefiori, что в переводе с итальянского означает «тысяча цветов». Она состоит в том, что тонкие прутики белого и окрашенного стекла пересекаются крестообразно и создают внутреннюю структуру, напоминающую цветок. Это один из самых старых методов декорирования, используемых в производстве стекла.
Время с 1845 по 1860 год можно считать «классическим периодом» изготовления пресс-папье. Французы лидировали в отрасли, копируя все лучшее от венецианцев и производителей богемского стекла. Самые совершенные французские пресс-папье «классического периода» были произведены на фирмах «Баккара» (Baccarat), «Клиши» (Clichy) и «Сен-Луи» (Saint Louis). Они смело использовали новые методы работы в технике lampwork и sulfide. Популярными сюжетами были цветы, насекомые и фрукты. Мастерство ремесленников достигло столь высокого уровня, что изображения внутри пресс-папье выглядят исключительно реалистично.
Типы стеклянных пресс-папье
Существует несколько типов стеклянных пресс-папье. Среди них наиболее известные:
Bohemia (Богемия) — эти пресс-папье имеют характерную форму, размер и метод шлифовки граней, присущие только изделиям этого производителя.
Crown (корона) — заключают в себе разноцветные спиральные ленты и нити, идущие от короны до основы.
Lampwork (лэмпворк) — для пресс-папье lampwork характерны такие объекты, как цветы или бабочки из цветного стекла, окруженные прозрачной стеклянной полусферой.
Millefiori (миллефиори) — содержат поперечные сечения крошечных разноцветных стеклянных нитей, в сечении имеют вид мелких цветов.
Sulfide (силуэт) — популярные во время «классического периода», эти пресс-папье похожи на портретные камеи с детальной проработкой портрета в основе.
Swirl (водоворот) – внутреннюю часть пресс-папье украшают группы непрозрачных нитей, насчитывающих до трех цветов.
Victorian (викторианский) – стеклянные пресс-папье с заключенными в них рекламными надписями или портретами.
Для пресс-папье, изготовленных французскими фирмами, характерны три видда декоративных стеклянных прутиков (илл.1).
Торцы прутиков при увеличении (видны сигнатуры фирмы Baccarat) показаны на иллюстрации 2.
Пресс-папье millefiori
Рассматриваем характерные образцы разных видов антикварных пресс-папье. Вот несколько примеров millefiori:
1. Пресс-папье от Baccarat с цветочным декором в виде сот на голубой основе. Диаметр: 6,35 см Примерная цена: $12 500 (илл.3).
2. Пресс-папье Saint Louis с концентрическими узорами millefiori. Зубчатые прутики белого, синего и розового цвета образуют правильные круги вокруг силуэта собаки в центре. Подпись: «SL». Диаметр: 7 см. Примерная цена: $6000 (илл. 4).
3. Антикварное пресс-папье Clichy. Декор в виде миниатюрной корзинки millefiori с розовыми и белыми розами в сине-белой корзине. Диаметр: 4,8 см. Примерная цена: $2000 - $3000 (илл. 5).
4. Редкое пресс-папье New England Glass Company. Плотно упакованный комплект millefiori с прутиками пастельных оттенков розового, голубого, зеленого, оранжевого цвета. Диаметр: 6,7 см Примерная цена: $1300 — $2000 (илл. 6).
Пресс-папье lampwork
Lampwork — это название одной из техник работы со стеклом, в которой используется горелка (лампа, отсюда и название) для разогрева стекла и придания ему желаемой формы. В России эту технику, а также полученные с ее помощью стеклянные изделия называют «лэмпворк», «лампворк» и даже романтично — «стекло-в-огне».
История lampwork неотрывно связана с историей стекла, в том числе и художественного, — это одна из самых древних техник работы со стеклом. Сама техника lampwork часто ассоциируется с венецианскими стеклоделами, и поэтому изделия lampwork иногда называют венецианскими.
Внутри пресс-папье lampwork, как правило, есть такие объекты, как цветы или бабочки, сделанные из цветного стекла, и они заключены в купол из прозрачного стекла:
1. Редкое пресс-папье «Пантин Магнум» с темнозеленой саламандрой и розовым цветком на песчаном грунте. Это одно из двенадцати известных пресс-папье «Великой Ящерицы», созданное в середине XIX века. Диаметр: 11 см. Примерная цена: $150 000 — $200 000 (илл. 9).
2. Русское пресс-папье с букетом георгинов, в центре — многолепестковый розовый цветок, окруженный кольцами маленьких синих и розовых цветов. Диаметр: 8 см. Примерная цена: $5500 — $7000 (илл. 10).
3. Пресс-папье Baccarat с земляникой и пятью зелеными листами поверх четкой звезды в основании. Диаметр: 7 см. Примерная цена: $1500 — $2500 (илл. 11).
4. Пресс-папье Saint Louis с земляникой. Две темнокрасные земляники на перекрещенных стеблях с тремя светло-зелеными листьями с зазубренными краями. Диаметр: 3 см. Примерная цена: $500 — $1000 (илл. 12).
5. Пресс-папье Clichy с анютиными глазками и бутоном. Цветок, состоящий из двух больших темно-фиолетовых верхних лепестков с желтой каймой и трех меньших бледно-желтых лепестков внизу, на стебле с фиолетовым бутоном и темно-зелеными листьями. Диаметр: 10 см. Примерная цена: $5000 — $8000 (илл. 13).
6. Пресс-папье New England Glass Company с вишнями. Красные вишни с зелеными листьями на стебельке, несколько круговых граней. Диаметр: 6,5 см. Примерная цена: $1500 — $2500 (илл. 14).
7. Редкое пресс-папье «Маунт-Вашингтон-Магнум» с розовым георгином Три слоя открытых лепестков вокруг завернутых центральных лепестков с зеленым стеблем и пятью листьями. Диаметр: 11 см. Примерная цена: $45 000 - $60 000 (илл. 15).
Антикварные пресс-папье Bohemia
Пресс-папье Bohemia с высоким куполом и красным цветком, окруженным синим, желтым, фиолетовым и белым цветами на стеблях с бледно-зелеными листьями, расположенными вокруг разноцветной подушки. Граненая поверхность. Высота: 11,4 см; диаметр: 9 см. Примерная цена: $350 — $500 (илл. 16).
Пресс-папье sulfide
Немалую долю антикварных пресс-папье составляют работы с профильным портретом или силуэтом. Вот несколько примеров:
1. Пресс-папье Baccarat с силуэтом Наполеона III в профиль на полупрозрачной синей кобальтовой основе. Диаметр: 5,4 см. Примерная цена: $400 — $550 (илл. 17).
2. Пресс-папье Saint Louis с гирляндами millefiori и силуэтом Луи-Наполеона Бонапарта. Диаметр: 7 см. Примерная цена: $600 — $900 (илл. 18).
3. Пресс-папье Clichy с силуэтом Бенджамина Франклина. Подпись «Франклин» по нижнему краю силуэта. Диаметр: 6 см. Примерная цена: $500 — $750 (илл. 19).
4. Пресс-папье Bohemia с силуэтом Мартина Лютера и белой каймой по краю красной основы. Диаметр: 2,7 см. Примерная цена: $250 — $500 (илл. 20).
Пpecc-папье swirl
Пресс-папье swirl Clichy. Две полосы окрашенного стекла — непрозрачная розовая и белая — закручены вокруг центрального прута, состоящего из белой и красной лент с красным центром. Диаметр: 5,6 см. Примерная цена: $1300 - $1600 (илл. 21).
Пресс-папье crown
Пресс-папье crown Saint Louis. Красно-зеленые ленты, разделенные белыми поворотами latttcinio (непрозрачное белое стекло молочного оттенка), идут спиралями вниз от центрального комплекта millefiori и прутика «цветочком». Диаметр: 6,7 см. Примерная цена: $2500 — $3500 (илл. 22).
Коллекционирование пресс-папье
Коллекционирование пресс-папье, прежде всего знатью и аристократией, началось вскоре после того, как их производство прекратилось. Первенство нужно отдать королеве Марии, королеве Виктории, жене Наполеона III Эжени и другим. Интересно, что эти весьма состоятельные люди собирали относительно недорогие в то время пресс-папье, безусловно, осознавая красоту и сентиментальность превосходно изготовленных предметов.
Собирательство пресс-папье стало очень распространено в начале XX столетия, тогда же и сформировались самые знаменитые коллекции. Когда в 1925 году Sotheby’s провел первый аукцион пресс-папье, они по праву получили признание как полноценная форма декоративного искусства.
Как и в те далекие времена, сегодня наибольшей популярностью благодаря высокому уровню исполнения пользуются изделия фирм Baccarat, Saint Louis, Clichy, Pantin, Bacchus, New England Glass Company, Sandwich Glass Company, Bohemia. Большой интерес на современном рынке антиквариата вызывают русские пресс-папье, изготовленные в технике lampwork предположительно на стеклозаводах Мальцева в Дятьково в конце XIX века.
На иллюстрации 23 представлено русское пресс-папье. Прямоугольный блок заключает в себе букет из 12 цветов и 12 листьев. Длина: 10,2 см; ширина: 6,4 см; глубина: 3,5 см.
Цены
Говоря о ценообразовании на антикварные пресс-папье, прежде всего следует отметить, что наибольшим спросом пользуются предметы, изготовленные с 1845 по 1860 год — в «классический период» изготовления
пресс-папье. Лидеры среди производителей этого периода — французские фирмы. Цена конкретного изделия зависит от уровня исполнения и техники (например, очень важна высокая детализация в предметах, изготовленных в технике lampwork и millefiori), от цветовой гаммы, композиции сюжета пресс-папье, его величины и времени изготовления, наличия временной сигнатуры фирмы и, конечно, от общего количества предметов, изготовленных в данной технике, по данной тематике и ее разновидностям.
Важно подшить, что антикварные пресс-папье изготовлялись из высококачественного хрусталя с высоким содержанием свинца, что придает им характерный увеличенный вес в сравнении с изделиями из стандартного хрусталя. Если взять в руки два одинаковых по размеру пресс-папье, коллекционер всегда сможет отличить по весу старый прижим от нового (например, китайской подделки): старое, антикварное, пресс-папье всегда будет тяжелее за счет технологических добавок, использовавшихся при изготовлении хрусталя в XIX веке. Эта особенность применима и к русским пресс-папье XIX века, но к ней можно добавить характерный цветовой оттенок, свойственный русскому хрусталю того периода, — это цвет молодого виноградного вина, или, как прозаически называют его коллекционеры пресс-папье, «цвет разбавленной мочи».
Виктор ШПАКОВСКИЙ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 83 (январь-февраль 2011), стр.58