Искусство художественного силуэта, ныне забытое, представляющееся нам архаичным, два-три столетия было очень модным и популярным в Европе. Быть запечатленным в силуэтном портрете считалось престижным, люди составляли целые альбомы таких портретов, их помещали в книгах. Как и многие другие новшества, искусство силуэта в России было принято с восторгом. Хорошо известны издания Елизаветы Бем, выходившие массовыми тиражами. В 1899 году герцог Георгий Мекленбург-Стрелецкий выпустил в свет книгу «Двор Императрицы Екатерины II», в которой были представлены 189 силуэтов известных людей той эпохи, выполненные Ф.Сидо. Ныне это малотиражное издание по праву считается библиографической редкостью. Современником Ф.Сидо был довольно известный в то время художник-силуэтист Иоганн Фридрих Антинг. Сведений о нем и его искусстве сохранилось очень мало. Предлагаем читателям выдержки из статьи П.Эттингера, Напечатанной в журнале «Русский библиофил» (Петроград, 1915 год).
«Об Антинге, писателе, рисовальщике-портретисте и силуэтисте, а кроме того адъютанте и биографе Суворова, прожившем в России в целом лет около двадцати и умершем в С-Петербурге в 1805 г., в русской литературе имеются сведения лишь очень скудные и в многих случаях не совсем достоверные. Повсюду, где о нем говорится, - между прочим, и в капитальном, но как раз по части представителей искусств далеко не всегда безупречном «Русском Биографическом Словаре» — в первом ряду подчеркивается отношение Антинга к Суворову и имевшее в свое время крупный успех его жизнеописание генералиссимуса, упоминается об изданном им альбоме портретных силуэтов европейских знаменитостей, но его художественная деятельность почти совершенно остается в тени. Полного перечня относящихся к России работ силуэтиста мы нигде не находим. Н. Собко, например, судя по его «Словарю Русских Художников», в первом томе которого помещена биография Антинга, очевидно, не знал его групповых портретов в Академии наук, фигурировавших на портретной выставке в Таврическом дворце в 1905 году, — а равным образом нигде нет точных указаний о времени прибытия Антинга в Петербург. Надо, однако, признать, что Антингу не повезло и на родине, ибо многочисленные немецкие лексиконы художников, не исключая даже новейшего обширного «LexikonderBildendenKiinstler», издаваемого в Лейпциге под редакцией проф. Ульриха Тиме, тоже сообщают о нем мало фактического материала.
Надо удивляться, что такая интересная тема, полная неожиданных перипетий, как жизнь Антинга до сих пор не прельстила еще какого-нибудь историка культуры и искусства и что лишь теперь в этом направлении сделаны первые шаги.
Обязаны мы ими немецкому «Обществу Библиофилов», переиздавшему в прошлом году для своих членов знаменитый Антинговский альбом «Collection de Cent SilhouettesdesPersonnesIllustresetCelebres, dessineesd'arpeslesoriginaux» (Гота, 1791 г.), ставший давно библиографической редкостью. Для этого прекрасного факсимильного издания, не поступившего вовсе на книжный рынок, секретарь названного общества, профессор Карл Шюмекопф в Веймаре, написал небольшое вступление, впервые дающее биографический очерк Иоганна Фридриха Антинга, составленный на основании архивных и других изысканий. Наиболее ценными и благодарными для последних оказались альбомы Антинга, столь излюбленные и модные в то время, которые художник постоянно возил с собой и которые полностью отражают в себе маршруты и остановки его многочисленных путешествий, длившихся с 1783 по 1791 г., равно как встречи и знакомства с разными тогдашними знамени-тестями. На страницах этих альбомов, рядом с автографами, большей частью красуются и силуэты их авторов работы самого Антинга. Коллекция 156 таких альбомных листов 1784-1804 годов находится в руках г-жи Софии Шубарт-Чермак в Мюнхене, другая, состоящая из двух томов с 214 автографами и 144 силуэтами, рисованными пером и тушью, была приобретена в 1897 г. графом Сергеем Дмитриевичем Шереметевым на аукционе амстердамской фирмы «Ф.Мюллер и К0» и ныне находится в Михайловском, имении графа близ Москвы.
Во всяком случае, Фридрих Антинг в скромной своей области — явление интересное и заслуживающее внимания. Он обладал настоящим даром прирожденного портретиста, умел улавливать основной тип человеческого лица, подмечать характерные его черты и выразительно их передать ограниченными средствами силуэта. В большом количестве портретный силуэт по натуре своей неизбежно производит впечатление немного однообразное, а потому как раз издание «Ста силуэтов», больше всего увековечившее имя Фридриха Антинга, рисует его не с самой выгодной стороны, тем более что в воспроизведении часто искажена острота контура подлинных силуэтов. Зато в отдельности последние, как, например, профильные портреты членов Академии наук в Петербурге, прямо приковывают жизненной экспрессией и индивидуальной характеристикой. А как мастерски и остро... запечатлены великий князь Павел Петрович с супругой Марией Федоровной в фигурном силуэте, о котором еще речь будет впереди! В этих более сложных сценах с рядом фигур — достоверных таких работ у Антинга, правда, не много — художник обнаруживает крепкий, уверенный рисунок и не совсем обыденный композиционный талант. Прельщают здесь мягкий ритм линий, декоративное чутье и вкус в размещении черных масс на белом фоне, а неуловимый дух эпохи, как тонкий аромат, сквозит во всей композиции. Качества эти заставляют считаться с Антингом в истории силуэта, в которой ему принадлежит одно из видных мест.
Что касается его русских портретов, то полный их список мог бы быть составлен лишь при использовании многократно уже упомянутых альбомов силуэтиста, которые, к сожалению, не были в распоряжении пишущего эти строки. Но все же, быть может, не лишним будет дать здесь приблизительный обзор русского наследия Антинга, насколько он известен, не затрагивая пока его альбомов. Надо надеяться, что последние, в особенности находящиеся в руках графа С.Д. Шереметева, в недалеком будущем, полностью или хоть частями будут опубликовании.
В «CollectiondeCentSilhouettes» пятая доля всего альбома посвящена русским людям. Нет нужды перечислять здесь эти двадцать портретов, так как они поименованы в словаре Собко, а частью и у Ровинского. За исключением Петра I все силуэты исполнены с натуры. Императорская Академия наук владеет тремя группами силуэтов Антинга. На одном листе в общую рамку вмещены бюсты следующих членов Академии: К.Фр.Вольфа, И.И.Георги, С.К.Котельникова, Л.Ю.Крафта, А.И.Лексель, И.И.Лепехина, П.С.Палласа, С.Я.Румовского, И. Я. Фербера, Н. И. Фукса, Я.Я. Штелина, И.А.Эйлера. (Эти силуэты были воспроизведены Модзалевским в его «Списке членов Императорской Академии наук 1725-1907», С.-Пет. 1908.) На другом листе часть этих академиков представлена в росте, среди сада, на третьем — ученые сгруппированы вокруг бюста знаменитого математика Эйлера. Антинг вообще имел слабость к бюстам, памятникам и урнам, которые всегда фигурируют на его силуэтах с несколькими фигурами. Надо полагать, что гравированная Бергером по его рисунку картинка «Императрица Екатерина с семьей перед бюстом Петра I в Царскосельском саду» первоначально была задумана в виде группового силуэта. Как Ровинский указывает, на втором отпечатке гравюры значилась надпись: «Anthingad vitam del.», которая впоследствии была счищена, а вместе с тем и лица сильно изменены. В близкой связи с этим рисунком стоит очаровательный силуэт, изображающий вел. кн. Павла Петровича и Марию Федоровну гуляющими в саду, где великие князья Александр и Константин сажают деревца. Оригинальный подписной экземпляр этого силуэта относится к 1784 г. и находится в собрании Н.В.Соловьева, а повторение — в замке Тифурт, близ Веймара, и в коллекуии г-жи Шубарт-Чермак в Мюнхене, некоторые с посвящением пастору Баузе.
По рисункам нашего художника еще гравированы портреты Станислава Сестженуевича-Богуша, первого митрополита католических церквей в России, и Павла I, который Ровинский видел в одесском Музее общества истории и древности. По всем вероятиям, и профильный портрет Суворова на заглавном листе биографии Антинга, который в свое время здесь был воспроизведен в упомянутой статье П.Н.Симанского, исполнен по рисунку готского силуэтиста.»
Материал предоставлен магазином «Академкнига», Санкт-Петербург
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 15 (март 2004), стр.94