Из разных способов отделки тканей вышивка наиболее пригодна для широкого применения, так как не требует сложного оборудования и практически доступна всем. С древнейших времен ею украшали не только костюм и его аксессуары, но и интерьеры.
В этой области накоплен многовековой опыт. Еще античные писатели упоминали о расшитых узорами завесах. Вышивкой можно украсить как отдельные предметы — подушки, занавеси, покрывала, салфетки и скатерти, так и мебель на обивке спинок и сидений кресел, вставлять в ширмы, каминный экран или створки шкафа. Можно создать комплект вышивок, включающий стенные панно, бордюры, купоны для мебельных обивок, и тогда вышивка будет определять художественное решение помещения.
Во многих европейских странах, прежде всего в Италии и Франции, искусство вышивания было высоко развито еще в Средневековье. Большого совершенства достигла вышивка в эпоху Ренессанса и барокко. С помощью иглы и разноцветных нитей создавали сложные орнаментальные композиции и многоцветные панно, копировали произведения станковой живописи и гравюры. Техника вышивки постоянно совершенствовалась и обогащалась новыми приемами. Появились виды швов, позволявшие передавать разные фактуры и создавать рельефы. Известно много примеров, когда из-за недостатка дорогих узорчатых тканей их имитировали в технике вышивки.
К нам в страну искусство вышивания пришло из Византии, вместе с православной верой. Также как и в других странах, оно нашло себе разнообразное применение, в том числе и в убранстве жилища. Как писал исследователь старинного быта Н.И.Костомаров, «в домашнем устройстве заметен был у русских обычай укрывать и покрывать. В порядочном доме полы были покрыты коврами, у менее зажиточных — рогожами и войлоками...» Историк называет и разнообразные предметы — скатерти, завесы, наоконники, полавочники, богатые кроватные уборы, составлявшие текстильное оформление комнат. Многие предметы были украшены вышивками. Посетившие Русь иностранцы отмечали, что на материалы для вышивания здесь был высокий спрос. «Большую часть товаров составляют серебряные слитки, сукна, шелк, шелковые и золотые ткани, жемчуг, драгоценные камни и золотые нитки», — писал в начале XVI века дипломат Сигизмунд Герберштейн в «Записках о московитских делах». Мастерство русских вышивальщиц могли оценить не только на родине. Сохранились свидетельства о том, какое яркое впечатление их работа произвела на английскую королеву Елизавету I, когда британский торговый представитель в Московии Джером Горсей, возвратившись на родину, передал подарки от русского правителя Бориса Годунова: «Ее величество спросила о подарках. Они были в галерее /.../ Я представил подарки ее величеству. Она дотрагивалась рукою до всякой мелочи; ей поднесены были два цельных платья, шитые серебром, удивительной работы. Богатейшее широкое парадное платье белой набивной материи, на которой было изображено сияющее солнце в полном блеске; золотые и серебряные лучи затканы были самыми яркими восточными цветами по гладкой земле, плоско шитой золотыми шелками и серебром, чем еще более выдавалась красота рисунка».
Хорошо известно, каким образом драгоценные ткани и вышивки использовали для изготовления одежды. Что же касается распределения тканей в помещениях, то эта картина практически утрачена. В последнее время исследователи древнерусского художественного шитья большое внимание стали уделять не только анализу отдельных памятников, но и их использованию в храмовых интерьерах. Так, Т.А.Бадаева в работе «Декоративные принципы древнерусского лицевого шитья XV столетия» отмечает, что «ученые лишены возможности проследить существование в том или ином храме взаимосвязи интерьера как пространственной среды и отдельной вещи. Слишком многие конкретные компоненты конкретных ансамблей утрачены». Это замечание в полной мере относится и к размещению тканей в жилых помещениях.
В документах приводятся некоторые сведения о том, как вышивками украшали покои, в частности спальные места в русских дворцах. Кровать помещали под шатром на колоннах, под которым располагались занавески. Одеяла были из дорогих мехов, покрытых тканями, декорированными вышивками: «Одеяло атлас золотной по червчатой земле около шито золотом и серебром с шелки, грива шита арабские слова золотом и серебром волоченым...»
По изображенным на иконах и миниатюрах завесам и покровам можно предположить, что вышитый декор располагался в виде бордюров или медальонов. Орнаментация средневековых тканей была тесно связана с другими видами декоративного искусства. Занавеси, пелены и различные покрывала составляли эффектный ансамбль с росписями, щедро покрывавшими стены древнерусских палат.
В XVIII веке уклад жизни русского общества изменился. Частная жизнь, скрытая до того времени в теремах, приобрела светский характер. В городских домах для приема гостей отводили специальные покои. Отделку комнат производили по европейскому образцу, используя вышивку наряду с другими видами отделки. Так, в «наугольной палате» дворца Меньшикова в Ораниенбауме стены были обиты «объярью травчатою по лазоревой земли разных цветов, и стоял стол, накрытый чехлом из желтого атласа, расшитого серебром и шелком разными цветами». Во дворце князя на Васильевском острове в нескольких залах воссозданы ламбрекены в стиле популярных в европейских странах проектов французского художника Даниеля Маро (Daniel Marot). Они сшиты из гладкокрашеных тканей и декорированы рельефной вышивкой металлической нитью в «прикреп».
В сборнике трудов Государственного Эрмитажа опубликовано исследование Н.Ю.Гусевой «Новое о дворце Ф.М.Апраксина», в котором есть интересные сведения об убранстве интерьеров 1730-х годов, в частности о декоративных вышивках. Так, в спальне дворца Кикина стоял «стол резной вызолоченный, посередине стекло,
покрыт атласом шитым полосатым», в «предспальне» Екатерины I — «стол ореховый уборной на нем чехол атласной же белой на нем травы шиты по углам гербы золотые шитые».
Выдающийся памятник искусства вышивания 1760-х годов — Стеклярусный кабинет в Китайском дворце в Ораниенбауме, где стены украшены вышитыми синелью и стеклярусом панно. Другим примером может служить Павловский дворец, где по замыслу архитектора Ч.Камерона в 1780 х годах было отделано комплектами французских вышивок несколько помещений. По масштабу выделялась Большая гостиная, о которой хозяйка дворца, великая княгиня Мария Федоровна, писала своим родственникам, жившим в Германии: «Мебель этой залы украшена резьбой и вызолочена. Материя занавесей толстого белого китайского фая с оторочкой в виде гирлянды, мелко вязанной крючком; медальоны стульев, кресел и канапе из того же». Многоцветная вышивка в виде букетов и гирлянд роз выполнена тамбурным швом и эффектно выделяется на молочно-белом поле шелковых драпировок. Для мебели были сделаны купоны, предназначенные для каждого элемента поверхности. В другом зале, Кабинете Марии Федоровны, мебель была обита шелковыми купонами, вышитыми тончайшим шелком гладью, с изображением арабесок — модным декоративным мотивом 1780-х годов.
В 1790-х годах большие работы велись в Зимнем дворце. В 1793 году, в связи с бракосочетанием великого князя Александра Павловича с великой княгиней Елизаветой Алексеевной, архитектор И.Е.Старов отделывал комнаты для молодых супругов. «Огромное значение в создании художественного образа того или иного интерьера архитектор придавал использованию декоративных тканей — «бесценных» штофов, бархатов, тафты и атласов, которыми искусно драпировал стены, окна и двери», — отмечено в истории строительства зданий Эрмитажа. Интересной была отделка Спальни великокняжеской че ты. В алькове установили колонны из розового стекла с золочеными бронзовыми базами и капителями. В центре стояла кровать под пышным балдахином из белого лионского шелка с вышитыми розами. Розовое стекло и медальоны из прозрачного стекла с золочеными бронзовыми обрамлениями украшали двери и стенные панели. Обивка же стен, драпировка дверей и окон были из белого шелка с вышитой на бордюре гирляндой роз. Подкладкой служила розовая тафта. Драпировки украшали золо тая бахрома и плетеные шнуры с тяжелыми кистями из золотых нитей.
Похожий прием использовали в отделке небольшой комнаты, так называемой Палатке, в Павловском дворце. Стены Палатки были обиты розовой китайской тафтой и затянуты сверху белой кисеей, вышитой цветами золотой нитью.
Западноевропейские и китайские вышивки были использованы в убранстве залов Екатерининского дворца в Царском Селе.
В первой четверти XIX века обновляли загородные резиденции. Выделялись работы, проводившиеся в 1803 году, по благоустройству дворцов матери императора Александра I, вдовствующей императрицы Марии Федоровны. В Павловском дворце, где она любила проводить часть лета, произошел пожар, от которого сильно пострадала его архитектурная отделка. Руководство работами по восстановлению было возложено на А.Н.Воронихина. Архитектор отдавал предпочтение драпировкам из однотонных тканей с вышивкой по борту. Вышивка украшала диваны, кресла, столики, ширмы, жардиньерки и книжные шкафы, каминные экраны. На паркете в залах были постелены вышитые крестом ковры. Вышивки ручной работы и поныне придают неповторимое очарование комнатам Марии Федоровны.
Воронихин руководил и работами по убранству Павильона роз в Павловском парке. По его замыслам были выполнены оригинальные этажерки, шкафчики, жардиньерки, диваны и банкетки, обитые вышивками с розами.
В первые десятилетия XIX века в Павловске плодотворно работал К.Росси. В 1816 —1817 годах он создал проект Угловой гостиной на первом этаже дворца. Вор та всех деталей были обшиты вышитым бордюром с лиловым узором на белом фоне. Известно, что зодчий сам подбирал этот бордюр в дворцовых кладовых. В период классицизма получили распространение комплекты, в которые входили вышивки для обивки сидения, спинки, локотников, бордюры для боковых поверхностей сидения. Излюбленными мотивами вышивок были герои античной мифологии, персонажи басен, трофеи, вазы и жертвенники. Широко использовались изображения цветов, собранных в гирлянды, букеты или венки. На многих вышивках цветовая гамма имитирует золоченые рельефы — в подражание накладкам, которые делали для украшения мебели из металла или дерева. В этом случае предметы мебели производили особенно целостное впечатление. Пример тому — гарнитур из Угловой гостиной Павловского дворца.
В период постепенного угасания классицизма и становления нового стиля — историзма вышивки сохрани ли свое место в интерьерах. Появились новые сюжеты орнамента. Популярностью пользовались изображения средневековых замков, рыцарей в доспехах, экзотические сцены, вышитые картины по произведениям знаменитых художников прошлого. От этой эпохи сохранились необыкновенно красивые, вышитые крестом по канве ковры, диванные подушки и панно. Для изделий в стиле историзма характерна сложная техника исполнения. Вышивку шелком и шерстью комбинировали с проработкой некоторых элементов изображения акварелью, вышивкой бисером, ворсовым швом и аппликацией.
В моде были драпировки из плюша или шерстяного бархата, обычно темных оттенков гранатового, вишневого, зеленого или коричневого.
Узор выполняли настилом, тамбурным или стебельчатым швом, наложением тонкого шнура в подражание старинным золотошвейным работам. Вышивка носила орнаментальный характер, основанный на цветочных мотивах, трельяже и завитках.
Одновременно с рококо развивался русский стиль, основанный на интересе к искусству отечественного средневековья. Для отделки интерьеров в русском стиле характерно использование натуральных материалов — дерева, кожи, кованого металла, изразцов, а для текстильного оформления предпочитали льняное полотно и холст, отбеленные или суровые. Занавеси, скатерти, салфетки, стенные панно, наволочки для диванных подушек, полавочники украшали вышивкой, выполненной по образцам крестьянских работ, с использованием фольклорных узоров. Края изделий обшивали плетеным кружевом, связанном мастерицами северных губерний России. Однако из-за того, что было мало известно, какого качества и каким именно образом использовали ткани в интерьерах до европеизации страны, в помещениях периода русского стиля тканей было немного, особенно в сравнении с другими историческими стилизациями.
Модерн обогатил искусство декоративной вышивки новыми сюжетами: мастера разработали орнаменты, составленные из растительных элементов, в первую очередь цветов, и имевшие в своей основе плавные линии, напоминавшие прибрежные волны.
Синтез образов, олицетворявших разные природные стихии, придавал произведениям декоративного искусства стиля модерн некоторую романтичность и одухотворенность. Предметы мебели, фарфоровые и хрустальные вазы, осветительные приборы, мелкая пластика, служившая для украшения интерьеров, — словом, все окружавшие человека вещи имели облегченные формы, вытянутые пропорции. Их композиционные построения производили впечатление неустойчивости, хрупкости и эфемерности. Обивочные ткани в стиле модерн были частью общей декорационной системы. Характерный пример вышивки в стиле модерн — обивка спинки стула с изображением одуванчиков, выполненная шелком по коричневой коже. В первом десятилетии XX века получили признание занавеси, салфетки, дорожки, наволочки диванных подушек, скатерти и чехлы на мебель из бе лого или сурового полотна с ажурной вышивкой «ришелье» Комплекс этих предметов определял стиль убранства многих интерьеров того времени. В журналах для дам публиковали рисунки вышивок с подробным описанием технологии их выполнения. Было создано несметное количество образцов, кстати сказать, ими пользуются и по сей день.
Нередко на окнах можно увидеть занавески из белого полотна с вышивкой «ришелье» в стиле модерн или неоклассицизм. Многим из них уже более полувека, но есть и совсем недавние — сделанные по «бабушкиным» рисункам.
В XX веке вышивка оставалась необходимым элементом убранства жилых и парадных помещений. Основную массу изделий составляли любительские работы, созданные по образцам XIX — начала XX века. Оригинальный же, новый стиль декоративных вышивок не сложился, хотя есть отдельные интересные авторские произведения в русле стилистического развития изобразительного и декоративного искусства. Вышитые панно современной работы можно встретить на художественных выставках, в залах ресторанов, кафе, клубов, гостиниц.
Сегодня в разных странах есть ателье, которые изготавливают изделия в технике ручной вышивки. Мастерицы выполняют государственные заказы на церемониальные атрибуты, заказы частных лиц для убранства квартир и особняков, реставрируют музейные экспонаты. В Англии существует Королевская школа искусства вышивки — под покровительством королевской семьи. В Париже действует частная мастерская под руководством мадам Брокар. В ней в 1987 году реконструировали вышивки для отделки Спальни Марии-Антуанетты во дворце Фонтенбло, выполнили ряд других ответственных заказов. В Петербурге работает мастерская Екатерины Рапай. В ней были воссозданы по сохранившимся в фондах музеев образцам вышивки для оконных драпировок Меньшиковского дворца, для обивки мебели Розового павильона и Итальянского зала в Павловске, для мебели Китайской диванной комнаты в Большом дворце в Петергофе.
Интерьер и отдельный предмет обстановки, украшенный вышивками, приобретает дополнительную выразительность. Особенно важно это учитывать при реставрации мебели русского классицизма конца XVIII — начала XIX века, когда окончательно сформировалось представление о мебельном убранстве как о комплексе стилистически однородных предметов. Диваны, кресла и стулья изготавливали дюжинами по единому образцу, а большая часть корпусной мебели приобрела лапидарные формы, лишившись резного, золоченого и наборного декора, который оживлял ее в прошлые эпохи. Применявшиеся для более дорогих экземпляров бронзовые накладки были тоже тиражируемыми. Красота мебели определялась соразмерностью пропорций и качеством фанеровки. Вышивки, тесно связанные сюжетами, композицией и цветовой гаммой со стилем эпохи, нарушали однообразие предметов, делали их узнаваемыми и уникальными. Следует особо отметить, что их сюжеты соответствовали назначению предметов мебели и даже уточняли его. Так, на кабинетной мебели помещали орнаментальные вышивки, в библиотеках мебель украшали вышивками с изображениями литературных и мифологических героев, в дамских гостиных и спальнях господствовали изображения цветов.
В наши дни в антикварных салонах мы встречаем много хорошо отреставрированной мебели, но обитой одними и теми же тканями с узорами, стилизованными «под старину». При реставрации и воссоздании исторической мебели все внимание сосредоточено на ее конструктивных частях, а стилистической достоверности, соответствию эпохе при подборе обивок уделяется мало внимания, что обедняет художественное значение предметов.
Декоративная вышивка не должна быть забыта, так как это одно из важнейших воплощений эстетических вкусов своего времени.
Наталья ВЕРШИНИНА
Фото Н.СОЛОВЬЕВОЙ.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 23 (декабрь 2004), стр.111