Морозова Наталья Евгеньевна (1896—1974)
Художественная жизнь начала XX столетия не перестает интересовать сегодня критиков, любителей искусства и коллекционеров. Эта противоречивая, но удивительно яркая, насыщенная события ми эпоха, к которой мы еще чувствуем свою причастность, подарила миру много талантливых личностей.
Среди них — Наталья Евгеньевна Морозова — художница круга объединения «Мир искусства», чье имя почти забыто. Сегодня мы заново открываем интересные факты ее биографии и воспринимаем ее творчество как часть культурного наследия.
Наталья Морозова была племянницей знаменитой художницы Анны Павловны Остроумовой-Лебедевой и росла в творческой среде. Возможно, что под влиянием тети она сформировалась как художник и выбрала свой путь в искусстве.
Наталья Евгеньевна, как и все поколение того времени, жила на рубеже двух культур, которые мы условно называем «русское» и «советское» искусство. По своему воспитанию, по основательности живописных традиций Морозова принадлежит дореволюционной России. По образованию и активной жизненной позиции она человек советского времени. Наталья Морозова была в числе первых студентов института фотографии и фототехники, открывшегося в 1918 году в Петрограде. Первый преподавательский состав института был очень сильным: А.Остроумова-Лебедева — декан факультета, Г.Верейский, В.Белкин, Н.Куприянов, В.Замирайло. Общение с Анной Павловной, конечно же, не ограничивалось учебной практикой. Остроумова Лебедева была для Натальи Евгеньевны большим другом на всю жизнь. Именно она познакомила племянницу с художниками объединения «Мир искусства» и дала Наташе хорошую рекомендацию на участие в выставках, в организации которых Анна Павловна всегда занимала активную позицию. В 1924 году на очередной выставке художников «Мир искусства», проходившей в Ленинграде в Аничковом дворце, Наталья Морозова представила три свои работы: «Натюрморт», «Каменоломни», «В селе Путилове».
Творчество Натальи Евгеньевны весьма характерно для своего времени — в нем есть индивидуальность и изысканность стиля, оно несет в себе обаяние 20-х и не может оставаться незамеченным.
Большинство известных работ Морозовой находятся в частных собраниях, лишь изредка их можно увидеть на выставках и в галереях.
Ведущим жанром ее творчества был натюрморт. Свидетельство тому — серия натурных постановок, выполненных в смешанной технике: Натюрморт со скрипкой (1919 г.), Напорморт с газетой «Правда» (1919 г). «Кувшин на фоне драпировки» (1920 г.) «Натюрморт с бутылками» (1935 г.), «Натюрморт с крынками» (1935 г.) и другие. Работы, отличаются графической цельностью и изяществом. Простота построения композиции, ясность линий придают ее натюрмортам необычайную живость. Не отказываясь от классических приемов изображения, она вносит в свои работы элементы декоративности. Отсюда и нарочитая плоскостность изображения, яркая колористическая гамма и особое внимание к деталям — моменты, характеризующие художественную манеру Морозовой.
В более сложной по композиции работе — «Автопортрет с фарфоровыми фигурками» — заметно тяготение автора к эстетике модерна. Подчеркнуто театральный оттенок действа, игра с отражением в зеркале, многозначительный подтекст — все это дань мирискусснической традиции. Неслучайно и то, что эта работа наряду с другими произведениями в 1997 году попала на выставку «Художники круга «Мир искусства», проходившую в Петербургском манеже.
Как и многие художники 20-х годов, Морозова пыталась реализовать себя и в других сферах искусства.
В 1922 году она была автором обложки книги Н.Анциферова «Душа Петербурга», в которую вошли гравюры А.П.Остроумовой-Лебедевой. Лаконизм и сдержанность оформления ведущей страницы подчеркнуло значимость текста и романтизм петербургских пейзажей.
Наталья Евгеньевна обладала большим творческим потенциалом и неутомимой жизненной энергией. Даже в 30—40-е годы, в период бесконечных переездов, связанных с работой мужа, она всегда находила время для занятий искусством. В письмах к тете Анне Павловне — Наталья Морозова (Григорьева по мужу) пишет о своих успехах. В одном из них она рассказывает о выставке жен железнодорожников в Луге в 1937 году: «Без ложной скромности могу сказать, что гвоздем выставки были мои акварели...»
К сожалению, работ Натальи Морозовой сохранилось немного, но каждая из них свидетельствует о профессиональной зрелости художника, индивидуальной манере письма и продолжении лучших традиций искусства начала XX века.
Знакомство с ее творчеством — еще один шаг на пути восстановления культурных связей прошлого и современности, возрождения забытых имен.
Мария НЕТЕЦКАЯ
Фотографии предоставлены
АУКЦИОННЫМ ДОМОМ «КОНРОС»
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 23 (декабрь 2004), стр.96