«Я не знаю, был ли Родченко гением, — он был великим фотографом, он был очень нужным для нас человеком, который создал новую фотографическую культуру».
Виктор Шкловский
Невиданный до последних лег фотографический бум — множество фотовыставок, иллюстрированных изданий — породил и безусловный интерес к отечественному фотоискусству прошлого, прежде всего к эпохе 20—30-х голов прошлого века. Кураторы фотоэкспозиций, книжные издательства обращаются за помощью к государственным архивам, к наследникам именитых мастеров, которые бережно хранят негативы и отпечатки, внимательно следят за ростом стоимости уникальных произведений на международных аукционах.
Как и почему удалось «остановленному мгновению» тех лет взволновать не только участников аукционов, но и «широкого зрителя» астрономическими ценами работ бесспорного лидера отечественного фотоискусства Александра Родченко?
Начнем с того, что гётевско-фаустовское «остановись, мгновение» в более точном переводе с немецкого звучит иначе: «продлись ...», «повремени ...», «постой ...». Не правда ли, это уточнение чрезвычайно существенно, когда речь идет о фотоснимке, созданном в считанные секунды, а то и в долю секунды. Ибо в иную минуту на фотоснимке, по справедливому утверждению одного из героев Федора Достоевского: «Наполеон вышел бы глупым, а Бисмарк нежным».
«Продленные мгновения» прошлого России с очевидным «социальным уклоном» зачастую вызывают прямой эпатаж. Но только ли в этом дело? Теоретик и бильдредактор тех лет Л.Межеричер, шокируя и живописцев, и талантливейших фотомастеров-пиктореалистов, утверждал, что «эстетическому языку пейзажистов с грустными, нежными, задумчивыми настроениями нужно противопоставлять отражающий живую жизнь фоторепортаж, жесткий, как металл, четкий, как стук идущего поезда ...».
Итак, с одной стороны — «грустный» и «нежный», с другой — «жесткий, как металл...».
Первым и самым убедительным доказательством того, что есть и нечто другое, стало творчество Александра Родченко. Оно родилось в России той поры не случайно. Стоит вспомнить о том, что в те же годы в стране заявили о себе талантливейшие художники-авангардисты, такие, как Малевич и Кандинский, любителей отечественного кино удивили и восхитили фильмы Эйзенштейна и Вертова, знатоков поэзии — поэтические новации Маяковского, театралов — шокирующие эпатажи Мейерхольда ...
Именно Александр Родченко взорвал тогда привычную «фотографическую атмосферу», показав возможности фотообъектива в руках художника-конструктивиста. Авторы многих исследований, опубликованных в нашей стране и за рубежом, каждый по-своему формулируют свое отношение к творчеству Родченко и дают свои оценки его роли в фотоискусстве. Но если вспомнить о том, что художник-конструктивист, книжный и журнальный график, дизайнер, оформитель театральных спектаклей, родоначальник фотомонтажа, преподаватель высшего художественного училища, наконец, фотограф, Родченко был еще и автором целого ряда журнальных статей о фотографии, то, пожалуй, лучше предоставить слово самому Родченко. Не только в категоричности суждений, но и в той взволнованности, эмоциональности, искренности, с которыми эти суждения декларируются, — сам Родченко, не нуждающийся в комментариях и необыкновенно актуальный по сей день. Вот почему так не хочется просить извинения за обширные цитаты.
«Плывут миллионы шаблонных фотографий с одной лишь разницей: одни более или менее удачнее других, или одни работают под офорт, другие под японскую гравюру, третьи иод «Рембрандта».
Пейзажи, головки и обнаженные женщины именуются художественной фотографией, а снимки текущих событий — фоторепортажем.
И фоторепортаж считается в фотографии чем-то низшим.
Но это прикладное и низшее ... в силу живой и нужной работы ... и проделало революцию в фотографии.
... Не фотограф идет к объекту, а объект идет к аппарату и фотограф устанавливает его в позу по живописным канонам ... Но ведь снять врасплох трудно, а по системе позирования легко и скоро ...
Суммирую, чтобы приучить человека видеть с новых точек, необходимо снимать обыкновенные, хорошо знакомые ему предметы с совершенно неожиданных точек и в неожиданных положениях, а новые объекты снимать с разных точек, давая полное представление об объекте ...
И самыми интересными точками современности являются точки сверху вниз и снизу вверх и их диагонали».
Александр Родченко вместе со своим другом и единомышленником Маяковским работал над плакатами и оформлением книг, с Мейерхольдом — над театральными декорациями, с кинорежиссерами — в кино. Первый снимок Родченко-фотографа — «Портрет матери» сразу же обратил на себя внимание знатоков фотографии. Коллеги из «фотографического цеха», теоретики искусства 1920—1930-х годов, признавая высокий уровень мастерства, тем не менее оценивали творчество Родченко как «левое», оформительское, родственное западному авангардизму.
Однако и ярые противники Родченко из числа фотожурналистов и фотохудожников, активно споривших с ним во время дискуссий и на страницах печати, не могли избежать его влияния — главным образом потому, что он был новатором и в области содержания, недоступного многим художникам, очень узко и однозначно представлявшим себе тематический характер художественной фотографии.
Богатейшее творческое наследие Родченко, статьи и выступления выдающегося фотохудожника дают нам право утверждать, что муза светописи в его лице получила своего пророка. В наши дни вряд ли кто-либо захочет и сможет это опровергнуть.
В 1928 году художественно-творческие направления советской фотографии обрели организационные формы. Первой заявила о себе группа «Октябрь», признанным лидером которой стал Александр Родченко. Его ученики и последователи — Борис Игнатович, Ольга Игнатович, Елеазар Лангман, Дмитрий Дебабов и другие провозгласили борьбу «против инсценировок и искажения фактов действительности» в фоторепортаже, против живописных приемов в салонной художественной фотографии. В этом открыто декларированном вызове своим творческим противникам было, разумеется, больше полемического задора, свойственного авангардистам искусства тех лет, чем истинно категорической бескомпромиссности. Декларации новой творческой группы не могли серьезно эпатировать фотографическую общественность, которая уже привыкла к острополитическим высказываниям Л.Межеричера и других фотокритиков.
В то же время ведущие фоторепортеры газет и журналов (Макс Альперт, Аркадий Шайхет и другие) не замедлили сплотиться в «Российское объединение пролетарских фотографов» (РОФП) и вступить в острую полемику с группой «Октябрь». Обе группы просуществовали, кстати сказать, весьма недолго. Обвиняя друг друга «во всех смертных грехах», они, тем не менее, на практике решали одни и те же творческие задачи — рассказывали языком фотографии о жизни страны тех лет.
Адресуясь к творческому наследию Александра Родченко, необходимо напомнить о том, каким был его путь к фотоискусству, кто был рядом с ним в его новаторских поисках.
Александр Михайлович Родченко родился в 1891 году в Петербурге в семье театрального бутафора и прачки. Учился в художественной школе в Казани и Строгановском училище в Москве. В 1913 году на выставках впервые появились его живописные работы художника-конструктивиста. Поиски новых путей в искусстве привели его к фотографии. Первые снимки родились в 1924 году, после успеха фотомонтажей, в том числе иллюстрировавших поэму Маяковского «Про это». Работал Родченко художником театра, сотрудничал с В.Мейерхольдом, преподавал на факультете ВХУТЕМАСа (Высшие художественно-технические мастерские). Многие годы соавтором Александра Михайловича была его жена — талантливый художник Варвара Степанова.
Творческое наследие Александра Родченко уникально не только по композиционным достоинствам, оно привлекает и неисчерпаемостью сюжетов, и широким тематическим диапазоном. Мало кто из его современников удостоен таким колоссальным количеством представлений на стендах выставочных экспозиций. И, что самое важное, буквально на каждой из выставок знатоки истории фотографии открывают для себя новые и новые работы фотоклассика, зачастую ни в чем не уступающие хрестоматийным.
Благодаря родченковским произведениям мы сегодня имеем возможность «близко познакомиться» с Маяковским, Мейерхольдом, Довженко и многими другими знаменитостями той эпохи, обозреть тогдашнюю Москву с самых неожиданных точек, насладиться созерцанием спортивных и цирковых представлений, дизайнерскими проектами, осуществленными в содружестве с художником Степановой... Ну а кто из классиков фотографии может соперничать с Родченко в теоретическом осмыслении фототворчества как одного из видов изобразительного искусства!
Однако «лучше один раз увидеть»... Приглашая на будущие выставки и аукционы, рекомендуя к чтению иллюстрированные издания, посвященные творчеству Александра Родченко, мы непременно хотим сказать о тех, кого должны благодарить за уникальную возможность насладиться в полном объеме результатами творческих поисков фотохудожника. Это прежде всего его дочь — художник Варвара Александровна Лаврентьева и его внук — доктор искусствоведения Александр Николаевич Лаврентьев. Не только сохранить, но и представить потомкам талантливые искусствоведческие исследования творческого наследия «продленных мгновений» Александра Родченко — в этом их неоценимая заслуга.
1920 год. Из группы художников-конструктивистов А.Родчеико уходит в объединение «Левый фронт», организованное В.Маяковским. Оформляет книги, делает плакаты. Сотрудник журналов «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ». Избран профессором ВХУТЕМАСа.
1922 год. Работает над созданием обложек, плакатов, иллюстраций в издательствах «Молодая гвардия», «Госиздат», «Круг», «Транспечать», журналах «Молодая гвардия», «Красная новь», «Октябрь», «Спутник коммуниста» и др. Впервые внедряет в практику книжного оформления принцип фотомонтажа.
1923 год. Выходит в свет поэма В.Маяковского «Про это» с иллюстрациями-фотомонтажами. В сотрудничестве с В.Маяковским работает над рекламой ГУМа и Моссельпрома.
1924 год. Первые фотоработы в журнале «ЛЕФ», утверждающие новую точку съемки и право на эксперимент.
1925 год. Создает проект оборудования рабочего клуба и оформляет советский отдел Международной выставки в Париже. Удостоен четырех серебряных медалей.
1925—1933 годы. Работает фоторепортером в журналах «Красное студенчество», «Огонек», «Смена», «Книга и революция», «Новый ЛЕФ» и др., а также декоратором фильмов «Журналистика», «Москва в Октябре», «Кем быть» и др. В театральном сезоне 1931 —1932 годов работает над декорациями и костюмами к пьесам «Клоп», «Шестая мира», «Армия мира».
В 1931 году переходит от фоторепортажа в журналах к съемке тематических заданий для фотокниг и альбомов. Иллюстрирует альбом «От Москвы купеческой к Москве социалистической».
1932 год. Увлекся спортивной съемкой. Участвует в фотовыставках на стадионе «Динамо».
1933 год. Проводит съемку Беломорского канала для журнала «СССР па стройке». Работает над художественным оформлением книг и альбомов.
1935—1940 годы. Вместе с Варварой Степановой оформляет книги и журналы. Снимает физкультурные парады на Красной площади, цирковые представления. Работает над фотопортретами, в том числе над последним портретом В.Маяковского.
А.М.Родченко — участник и призер очень многих всесоюзных и международных фотовыставок. Наиболее удачными своими работами в области фотопортрета А.Родченко называет такие, как «Портрет матери», «Пионерка», «Портрет режиссера Кулешова», «Портрет поэта Николая Асеева», «Комсомолец», «Комсомолка», «Голова ребенка».
Григорий ЧУДАКОВ
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 32 (ноябрь 2005), стр.84