Не было в мире ни одной цивилизации, которая бы не признавала такого ювелирного украшения, как кольцо. Оно и сейчас самое любимое и распространенное украшения, как у женщин так и у мужчин.
Cамые ранние кольца были обнаружены во время раскопок Древнего Вавилона. И до сих пор археологи находят их там. Этим произведениям не менее пяти тысяч лет. Не только красота, но и особый знаковый смысл кольца отмечен в Библии: Святой Иосиф Прекрасный в качестве символа своего статуса правителя Египта получил именно кольцо, которое фараон снял со своей руки. В эпоху Римской империи кольцо могло красноречиво свидетельствовать о положении в обществе его владельца. Известен обычай использования колец в печальных церемониях: археологи находят в захоронениях этрусских женщин не менее шести украшений на пальцах, причем не только на нижней, но и на средней фаланге.
Перстни-печати из драгоценноrо металла и полудраrоценноrо камня с резными монограммами, девизами или особыми знаками владельца были хорошо известны в Древнем Египте уже в период Среднего царства.
Обручальные кольца использовали со времен Древнего Рима. Первоначально они представляли собой гладкую металлическую ленту, которая в эпоху Средневековья превратилась в весьма символическую композицию в виде рукопожатия — знака верности и преданности.
Помимо колец, которые указывали на принадлежность к властным структурам, определенной конфессии или позиции в церковной иерархии, были знаками выражения любви или считались магическими, с глубокой древности известны и другие кольца — те, что не связаны ни с какой знаковой системой. Их ценили исключительно за красоту и воспринимали как свидетельство материального достатка.
Вторая половина XIX века — время необычайного экономического подъема в странах Европы и в Америке, а, следовательно, как это было всегда, — и «золотое» время для развития золотого дела. В течение нескольких десятков лет были основаны всемирно известные сейчас фирмы: Тиффани - в Нью-Йорке, Гаррард - в Лондоне, Карrье и Бушерон - в Париже. Аристократия, сумевшая сохранить состояние, а также нувориши вкладывали деньги не только в недвижимость, но и в драгоценности. Спрос даже на такие крупные изделия, как стоматеры для корсажа, ожерелья, тиары, бандо, — что уж говорить о кольцах! — был высоким.
В 1810-1815-х годах в дизайне ювелирных украшений, формально еще сохранявших неоклассические и ампирные черты, стали появляться свежие идеи. Стиль «историзм» начал свое триумфальное шествие по цивилизованным странам мира. Тут следует заметить, что важные исторические события, научные открытия, появление новых технологий, личные привязанности правящих монархов неизбежно влияли на развитие тех или иных направлений в искусстве, в том числе и в ювелирном.
В 1861 году был открыт Суэцкий канал. Это событие способствовало возрождению интереса к памятникам Древнего Египта, которые как и полвека назад, в период наполеоновских. войн, повлияли на европейское искусство. Кольца с древнеегипетскими знаками и символами, головами фараонов, жуками-скарабеями стремительно вошли в моду.
Античные украшения, найденные во время археологических раскопок, оказали существенное влияние на стилистику ювелирных изделий фирмы Кастеллани в Риме, а затем и парижских мастеров. На рынке появились как копии с лунницами, мноrолепестковыми розетками, птицей Сирин в технике филиграни, так и фантазии на тему античности с эмалевыми изображениями богов, правителей и философов, труды которых были переведены на современные языки. Особенное впечатление производили кольца из Помпеи: шинка многих стилизованных версий представляла собой змею, держащую крупный цветной неграненый камень в глухом касте.
Воплотившиеся в кольцах фантазии на готическую тему были сравнительно скромнее, чем те, что выполняли в стиле Ренессанс. Драгоценные камни в высоких кастах, массивные фигурные плечики с эмалевым декором были вполне во вкусе эпохи и позволяли использовать новые технологии в ювелирной промышленности, в частности, в эмальерном деле.
Родство императрицы Евгении, супруги императора Наполеона III, с королевой Марией-Антуанеттой, супругой короля Людовика XVI, было причиной интереса к кольцам, выполненным в стиле классицизма, сохранявшемся вплоть до 1880-х годов. Так, по мнению «Дамского журнала» (The Lady's Magazine) 1822 года, всего один перстень с крупным драгоценным камнем, окруженным поясом из мелких аналогичных камней или бриллиантов, выглядит не менее достойно, чем множество более дешевых тонких колечек с мелкими камнями, к которым дамы питают привязанность. Действительно, кольца с невыраженными флоральными мотивами, прямоугольной формы или типа «маркиза», с прозрачными светлыми камнями и голубой эмалью, модные в последней трети XVIII века, еще долгое время оставались популярными.
Но, судя по рисункам в каталогах 1830-х годов, в интерпретации традиционных форм появились новые тенденции. Существенно изменились подбор и компоновка камней, технология исполнения шинок и декор плечиков. Модными стали камни, которые раньше редко использовались —опалы, разноцветные гранаты, хризопразы, перидоты, малахит, бирюза. Они шли как в сочетании друг с другом, так и самостоятельно. Стало модным оформлять их гравированными вензелями и гербами, окружать такие площадки двойным поясом — из аналогичных или близких по цвету камней, а затем - жемчужником. По сторонам площадки, на плечиках, стали появляться совершенно новые элементы, заимствованные из Ренессанса, — спиралевидные завитки, миниатюрные стилизованные пальметты или раковины, плетенки и изображения русалок.
Еще одна своеобразная интерпретация шинки кольца, навеянная воспоминаниями об эпохе Возрождения, стала актуальной в Европе в 1830-1850-х годах — она была связана с обручальными кольцами. Несколько шинок, а количество их колебалось между двумя и пятью, сужались и скреплялись со стороны ладони. Роль площадки играли мелкие драгоценные и (или) полудрагоценные камни, как одинаковые, так и разные. Это — фантазии на тему ренессансных обручальных колец с переплетенными шинками и площадкой, составленной из двух или четырех камней, закрепленных в два отдельных каста, которые при соединении создавали впечатление вмонтированных в один каст. На подлинниках обычно были гравированные, реже черневые или эмалевые надписи с цитатами из молитв, философскими изречениями, словами о вечной любви и преданности. Надписи украшали и стилизации XIX века, но выполняли их на понятном современном языке.
Кроме колец с несколькими шинками, которые в XIX веке играли исключительно декоративную роль, известны кольца, площадки которых украшали два контрастных по цвету камня, а плечики были либо имитациями, либо своего рода намеками на ренессансные композиции.
Еще в Византийской империи в качестве обручальных использовали кольца с двойным портретом жениха и невесты, которые заимствовали итальянцы в эпоху Ренессанса, а позже — и вся Европа времен классицизма и историзма. Но если обручальное кольцо — камея с резными профилями будущего короля Людовика XVI и его невесты, австрийской принцессы Марии-Антуанетты, — уникально, то аналогичное произведение с портретами английской королевы Виктории и ее будущего супруга - принца Альберта, исполненными в гравировке, было широко растиражировано. Серебряные и золотые кольца с такими площадками, изготовленные в 1840 году, предназначались для подарков придворным и сувениров.
По обычаю католических и протестантских стран, жених и невеста обменивались кольцами не только в день бракосочетания, но и в день помолвки. Кольца для помолвки отличались особым декором. В 1839 году королева Виктория получила в подарок от жениха кольцо в виде изумрудной змейки - древнего символа вечности. Нередко в украшении колец змею сочетали с мотивом бабочки - знаком Психеи, возлюбленной Купидона. Незабудка и вечно зеленый плющ тоже означали дружбу и верность в день помолвки. Описания подобных украшений с бриллиантами, топазами, аметистами и бирюзой, рубинами и разноцветной эмалью встречаются во французских и английских модных дамских журналах, светской хронике, а также в любовных романах.
Романтизм XIX века, проявившийся во всех видах искусства, не миновал и ювелирное. Мотив соединенных рук, которые держат символической подарок, стал в позапрошлом столетии знаком обращения к позднеготической традиции декора колец. Роль такого подарка могли играть незабудка, традиционно е изображение сердца, рубин или кроваво-красный гранат в глухом касте, обычно неправильной формы.
Судя по каталогам и книгам продаж известных ювелирных фирм, не меньшим спросом пользовались кольца, выполненные в символике любви, дружбы и преданности. Это — кольца с изображением рукопожатия. В отличие от ранних подлинников, их исполняли не только из металла, но и из модных полудрагоценных камней — оникса, малахита, коралла, помещали в драгоценную оправу, дополняли бриллиантами и рубинами. Леди Гамильтон, получив такое кольцо в подарок от лорда Нельсона в начале их знакомства, носила его постоянно.
В XIX веке одним из оригинальных материалов, известных в ювелирном искусстве, были волосы. Традиция их использования восходит к неоклассическому стилю, такая практика была известна и в эпоху ампира. Среди украшений преобладали медальоны, а вот кольца. встречаются сравнительно редко. Разумеется, эти ювелирные украшения было принято носить как мемориальные — в память о значимых событиях, о родных и близких, а поэтому их снабжали надписями, содержавшими имена, даты, слова молитвы. Любопытно, что наиболее типичным для таких надписей был готический стиль письма.
Из волос в основном выкладывали геометрические орнаменты, но известны также изображения деревьев и цветов, на первый взгляд похожие на пейзажные агаты. Композицию помещали под площадку из стекла, камня или под медальон с эмалевым миниатюрным портретом или камеей. Площадку могли дополнить незабудкой и плющом, считавшимися символами не только любви, но и скорбной памяти.
Сегодня из-за их хрупкости редко встретишь изысканные кольца с плетеной из тончайшей золотой проволоки шинкой, в которую вплетены и пряди волос. Площадка. их обычно тоже выполнялась в виде одного из соответствующих теме символов. Мемориальные кольца были необычайно популярны на протяжении всей второй половины XIX века, их носили и обычные люди, и члены правящих семей. Так, Мария-Луиза, вдова Наполеона Бонапарта, не снимала кольцо с прядями супруга и сына.
К категории мемориальных колец можно отнести и те, что были изготовлены в память об исторических событиях, великих сражениях, правителях, политических и военных деятелях. Во второй половине XIX столетия эта группа колец была особенно многочисленной. Самый распространенный вариант их украшения - портрет. Традиция использовать портреты в ювелирных украшениях известна. с античных времен. Например, выдающийся политик Древнего Рима Сципион Африканский носил кольцо-камею с портретом отца, которого он глубоко и искренне почитал. В отличие от него, Александр Македонский предпочитал украшать пальцы кольцами-камеями со своими собственными изображениями. В обоих случаях кольца служили печатями. В знак преданности правителям кольца с их портретами носили верноподанные римляне.
В гробнице первого короля франков — Хелдрика I, захороненного в 481 году, были обнаружены кольца с его гравированными портретами и надписями. После некоторого перерыва, связанного с христианизацией Европы, эта традиция возродилась вновь — в период позднего Средневековья.
В эпоху Ренессанса при дворах королевских и императорских особ вошло в практику заказывать партии ювелирных украшений, в том числе и колец, для пожалования их поданным — за заслуги перед державой и троном. Развитие этих «подарочных фондов» привело к появлению Кабинетов, где концентрировались драrоценные предметы определенного подбора: табакерки, часы, браслеты, кольца с монограммами или портретами правящих особ.
Сегодня на западном. антикварном рынке наиболее распространены ювелирные произведения, связанные с восхождением на трон, правлением и войнами Наполеона Бонапарта, не менее популярна и английская королева Виктория. Слава великого полководца пережила его самого на много десятилетий, поэтому и посвященные ему ювелирные украшения далеко не всегда соответствуют годам его пребывания на троне и завоевательных походов, а затем и ссылки. В среде бонапартистов до сих пор принято носить кольца, выполненные по ранним образцам, — с изображением орла, буквой «N» под короной, его эмалевым миниатюрным или вырезанным на камне портретом в образе римского императора.
К теме памяти о предках по своему настрою и художественному воплощению примыкает и тема размышлений о бренности бытия, которая нашла воплощение в своеобразном декоре колец. Площадка их представляла собой череп, вырезанный из камня или украшенный эмалью. Не случайно в качестве одной из форм корпуса карманных часов конца XVI-XVII веков был выбран череп, а образ смерти с косой нередко присутствовал на корпусах настольных часов XVII-XVIII веков. Идея соединения темы Vanitas с механизмом для отсчета времени нашла своеобразное философское воплощение в перстнях с часовым механизмом, которые умели делать уже в XVII веке. Они вновь вошли в моду в начале XIX века и пользовались спросом на протяжении всего столетия.
Кольца-печати известны со времен Древнего Египта. Как правило, у них была форма жука скарабея, ювелирное воплощение которого и в наше время неизменно пользуется спросом. Конструкция подлинных древнеегипетских колец отличалась от той, что была характерна для мастеров второй половины XIX века, — шинка выполнялась в виде проволоки с круглым сечением или тонкой ленты и продевалась сквозь просверленную площадку. Скарабей украшал лицевую сторону, а на оборотной вырезалось то, что предлагал заказчик. Таким образом, площадка вращалась на шинке. В XIX веке она была уже строго фиксированной.
Только в V веке до н.э. древнегреческие златокузнецы, а потом и римские ювелиры начали изготовлять печати в форме перстней с неподвижной площадкой. В качестве материала они использовали преимущественно полудрагоценный камень сардоникс, хотя, скажем, римляне научились обрабатывать таким же образом и сапфир. В резьбе присутствовали мотивы мифологических, исторических, литературных, театральных персонажей и даже спортивных героев.
Заметим, что эти темы оказались востребованными и через двадцать столетий. Документы свидетельствуют о том, что в 1524, году гениальный ювелир эпохи Возрождения Бенвенуто Челлини увлекался копированием античных инталий, то же происходило и в последней трети XVIII века. Интерес к древним памятникам не иссякал и позже. Так, в Европе он проявился в начале XIX века: перстни с площадками — монетами эпохи Римской империи стали модными в Германии в среде тех, кто сражался против Наполеона. Массивные золотые кольца времен Римской империи служили источниками творческой фантазии и для художников крупных ювелирных фирм 1860-х годов.
Современный антикварный рынок предлагает ювелирные образцы различных течений в рамках стиля историзм. Среди них преобладают изделия, стилизованные под памятники археологических эпох, под фольклорные, этнографические объекты, под произведения больших европейских стилей. По статистике, наиболее востребованы коллекционерами и любителями древностей именно кольца, поэтому надо быть особенно внимательным при их покупке. Ведь эта статистика известна не только экспертам, но и современным специалистам по подделкам.
Ирина ЗАГОРОДНЯЯ
Иллюстрации предоставлены автором.
Фото Игоря НАРИЖНОГО.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 15 (март 2004), стр.42