Всероссийская промышленно-художественная выставка 1882 года в Москве вошла в историю фалеристики, оставив на память большой комплекс разнообразных материалов — орденов, наградных и памятных медалей, жетонов, специальных знаков.
Начало мануфактурным выставкам было положено в 1829 году в Санкт-Петербурге. Впоследствии они проводились с определенной периодичностью в столице, Москве и Варшаве. 14-я состоялась в Петербурге в 1870 году. Следующая планировалась через пять лет, однако по разным причинам откладывалась: сначала — в связи с участием многих российских фабрикантов во Всемирных выставках в Филадельфии (1876) и Париже (1878), затем — из-за подготовки к празднованию 25-летия царствования Александра II. Идея приурочить к этой дате выставку и сделать ее «показателем результатов великих реформ, глубоко изменивших... весь строй государственного и народного хозяйства и всей гражданской жизни России» (как отмечалось в Отчете), определила расширение программы, поэтому выставка в Москве стала не 15-й мануфактурной, а 1-й промышленно-художественной.
Новый проект должен был осуществиться в юбилейном 1881 году. Однако события 1 марта вновь заставили отодвинуть сроки. Лишь 20 мая 1882 года, то есть спустя двенадцать лет после 14-й выставки, состоялась торжественная церемония освящения и открытия следующей.
Местом проведения было выбрано Ходынское поле, где по планам архитекторов А. Е. Вебера и А.С.Каминского построили выставочные павильоны. Все их оформление было выдержано в русском стиле. Фасад павильона главного здания стал одним из символов выставки и изображался на медалях и жетонах.
Молебен при освящении отслужил митрополит Московский Макарий. На открытии присутствовали: великий князь Владимир Александрович, князь Георгий Максимилианович, министр финансов Н.Х.Бунге, московский генерал-губернатор В.А.Долгоруков. В церемонии участвовали также генералитет, представители министерств, консулы, пресса, профессора университета, художники, артисты и, конечно, представители Москвы. Позже выставку осматривали великие князья Алексей, Сергей и Павел Александровичи, Николай и Михаил Николаевичи. 9—11 сентября стали днями Высочайшего посещения, когда для других обычных посетителей вход был закрыт. В это время выставку осматривали Александр III, Мария Федоровна и наследник Николай Александрович. 1 октября состоялось официальное закрытие выставки.
21 сентября, за несколько дней до окончания ее работы, были объявлены результаты. В выставке участвовало 5318 экспонентов, и большинство из них — 4366 — были отмечены различными наградами.
Награды выставки разделялись на похвальные и почетные.
Похвальные награды — право изображения государственного герба, золотые, серебряные и бронзовые медали выставки и медали Вольного экономического общества, почетные отзывы, дипломы 4-х разрядов и денежные премии. Список награжденных правом изображения государственного герба утверждал министр финансов, отмеченных дипломами 1-го разряда и денежными премиями — московский генерал-губернатор, список остальных награжденных — экспертные комиссии.
Почетные награды — чины, звания, ордена, медали «За полезное». Их жаловал император по представлению министра финансов.
Похвальных наград было 3 666. Из них медалей — 1 906 (167 золотых, 678 серебряных, 1061 бронзовая). Еще 6 медалей (3 малые золотые, 2 большие и 2 малые серебряные) для экспонентов сельскохозяйственного отдела по разделу «Пчеловодство» предоставило Вольное экономическое общество.
Из 700 почетных наград 514 были орденами и медалями. Орденами были награждены 236 человек:
Владимира 2-й степени — 1; 3-й степени — 13; 4-й степени — 24 экспонента;
Анны 1-й степени — 5; 2-й степени — 27; 3-й степени — 28 экспонентов;
Станислава 1-й степени — 3; 2-й степени — 38; 3-й степени — 111 экспонентов;
Медалями «За полезное» было отмечено 278 человек.
Из всех наград задуманными специально к выставке были медали, изготовленные Санкт-Петербургским монетным двором по Высочайше утвержденному рисунку, разных размеров, из разных металлов. На их лицевой стороне — выполненный А.Штейнманом портрет Александра III. Оборотную сторону медалей для награждения экспонентов резал В.Алексеев, в других размерах повторили В.Никонов и А.А.Грилихес. На ней — композиция, включающая аллегорическое изображение России в виде женской фигуры в стилизованном царском одеянии. Аевая ее рука — на державе, правая, с лавровой ветвью, — на щите с изображением государственного герба. У ее ног — атрибуты наук, промышленности и искусств. Надпись вверху по окружности: «ВСЕРОССИЙСКАЯ - ВЫСТАВКА 1882».
Оборотная сторона памятных медалей была выполнена С. Важениным, от наградных она отличалась композиционным решением. На ней — Россия в виде женской фигуры в стилизованном русском костюме, правой рукой облокотилась о глобус. Левая рука простерта вперед. У ног — атрибуты наук, промышленности и искусств. Надпись вверху: «ВЪ ПАМЯТЬ ВСЕРОССIЙСКОЙ ВЫСТАВКИ ВЪ МОСКВЕ 1882 г.». Памятных медалей было значительно больше наградных.
Расширение профиля выставки позволило впервые представить новое направление — художественное. В 1-й группе — художественных изделий — экспонировались произведения живописи, скульптуры, архитектуры, графики, медальерного искусства. Путеводители по выставке уделяли этой группе не слишком много внимания, особенно — гравировальному и медальерному искусствам, объясняя это тем, что они слабо представлены на выставке, хотя и имеют «немало значительных представителей в России» (из Отчета о выставке). Другая причина, видимо, в том, что экспонаты 1-й группы экспертизе не подлежали.
В группе художественных произведений свои медали представил Санкт-Петербургский монетный двор, а в соединительной галерее — из центрального здания в машинный отдел — был установлен большой механический винтовой пресс, на котором здесь же чеканили бронзовые медали в память выставки (Штейнмана — Важенина). Для этого использовали заранее приготовленные куски металла. На эти медали был большой спрос, что в значительной степени определялось их ценой — 25 копеек. За 5 часов изготовлялось около 200 медалей. Всего, как отмечалось в прессе, с 16 мая до 1 сентября было выбито и продано около 60 000 медалей.
Еще одна группа памятников этой выставки — жетоны.
В их создании принимали участие как известные художники и мастера, так и производители обычных мелких металлических изделий.
Два серебряных жетона собственной работы преподнес членам императорской фамилии варшавский гравер Ромуальд Кропивницкий, получивший бронзовую медаль за резьбу печатей на стали и за монограммы. На лицевой стороне жетонов — изображение фасада выставочного павильона. Вверху, по окружности, надпись: «ВЪ ПАМЯТЬ ВСЕРОССИЙСКОЙ», под обрезом: «ВЫСТАВКИ / ВЪ МОСКВЕ». В обрезе: «Р. Кро- пивницюй. Варшава». На оборотной стороне — герб Москвы. Изображение на лицевой стороне других жетонов то же, но надпись более короткая: «ВЪ ПАМЯТЬ ВСЕРОССIЙС. / ВЫСТАВКИ». На обороте, в лавровом венке, надпись: «ПРО- / МЫШЛЕННО- / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ / ВЫСТАВКА / В МОСКВЕ - 1882.». Несмотря на отсутствие подписи Р. Кропивницкого, можно предположить, что это жетон его же работы. Подготовленные к выставке жетоны изготовлялись и из недрагоценных металлов.
Владелец московской мастерской мелких металлических изделий К.А.Збук, получивший бронзовую медаль «за пуговицы и хорошего качества штампованные металлические кресты, образки и медали», тоже представил жетоны в память выставки. На них на одной стороне — изображение России, на другой — фасада выставочного павильона.
В «Иллюстрированном описании выставки» приводится случай, произошедший в середине лета. Тогда в работе пресса Санкт-Петербургского монетного двора произошел сбой. И тотчас же «явились другие частные лица, которые завели в разных местах выставки продажу уже готовых бронзовых медалей,., пустив их по более дешевой цене. Отделка этих дешевых медалей несравненно хуже медалей С.-Петербургского монетного двора, но, несмотря на то, они разошлись во множестве». На жетонах частных мастерских были: аллегорическое изображение России, фасад павильона главного здания, надписи «Выставка 1882 г.», «В память выставки» и т.д.
Устроители выставки и экспоненты получили возможность приобрести себе и другие памятные жетоны — золотые, покрытые эмалью. На одной стороне их, в круге, — изображение выставочного павильона. По окружности, золотыми буквами по эмали красно-коричневого цвета, надпись: «ВСЕРОСС1ЙСКАЯ ПРОМЫШЛЕННО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА 1882», внизу, на детали фигурной формы, — герб Москвы. На другой стороне, в центре, в круге — золотой накладной государственный герб. По окружности, золотыми буквами по зеленой эмали, — надпись с именем владельца. В ГИМ хранятся жетоны В.К.Тишенинова и Н.С.Мосолова. Они изготовлены из золота 56 пробы, имеют клейма: пробы 56, года 1882, изготовителя: буквы «ИХ», разделенные двуглавым орлом, в щитке прямоугольной формы, и плохо читаемые буквы «АК».
Рисунок жетона был составлен Н.В.Набоковым, известным архитектором и строителем Петербурга, художником-прикладником. Он также участвовал в выставке и в группе художественных произведений представил работу «Больничные бараки общества Красного Креста при городской Рождественской больнице в СПб».
Рисунок жетона утвердил московский генерал-губернатор В.А.Долгорукий. Он же 21 апреля подписал разрешение на изготовление жетонов фирмой И. П. Хлебникова.
На московской выставке фирма Хлебникова была в числе 38 экспонентов по классу золотых, серебряных и ювелирных изделий. За день до ее открытия фирма решила экспонировать свои изделия вне конкурса, поэтому они не получили никаких наград. Разнообразные по назначению, технике исполнения, эти изделия вызвали огромный интерес у посетителей. А эксперты признали складень, изготовленный по рисунку Н.В.Набокова, «лучшим предметом по сочинению, цельности впечатления и работе». Так же были отмечены художественные достоинства и качество исполнения золотых жетонов. К сожалению, у нас нет возможности определить точное их число. Генерал-губернатор давал разрешение на продажу жетонов всем желающим, но именные фирма имела право изготовлять только после того, как заказчик предъявит удостоверение об участии в выставке, выданное Управлением выставкой. Несомненно, жетоны получили и члены Комиссии для устройства выставки, их было 10 человек, а также Управления выставкой и распорядительных комитетов — 85 человек. По-видимому, в числе заказчиков жетонов были и почетные гости выставки, известные москвичи.
Для большинства же экспонентов цена жетона — 35 рублей — была слишком высокой, так что они вряд ли их приобретали. По этому поводу газета «Всероссийская выставка» иронично отмечала: «При такой высокой оценке своих произведений фабрикант, вероятно, имел в виду только богатых экспонентов».
Таким образом, не столько награды, сколько предметы «на память» отразили символику выставки и специфику ее оформления, согласовавшуюся с основными направлениями развития искусства начала 80-х годов XIX века. Традиция выпуска медалей и жетонов в память выставок зародилась задолго до 1882 года. Но московская выставка показала возможности творчества в этом направлении. Результатом привлечения известными фирмами не менее известных художников и мастеров стал подъем эстетического уровня многих тиражных вещей.
Но и изделия более низкого художественного и технического уровня имели определенное значение, так как благодаря своей дешевизне и доступности
удовлетворяли потребность в сувенирной продукции. Спрос на них стал показателем огромного интереса самых широких кругов общества к такого рода сувенирам и к самой выставке.
Надо сказать еще об одной группе, входившей в круг предметов, изготовленных специально к выставке. В соответствии с Правилами для посетителей, за порядком должны были наблюдать люди, «которые для их удобного отличия носят установленный знак». В ЦГИА г. Москвы хранится документ, из которого следует, что эти нагрудные и «нашапочные» мельхиоровые знаки в небольшом количестве — 100 нагрудных по 55 копеек и 100 на головные уборы по 35 копеек — изготовил вышневолоцкий 2-й гильдии купец Н.В.Раппопорт, который специализировался на производстве пуговиц и мелких металлических изделий.
Таким образом, во время работы выставки — чуть более четырех месяцев — сложился значительный по объему комплекс материалов. История их создания, бытования, их художественные особенности, многоаспектная информация, которую они несут, делает эти предметы ценными памятниками и в коллекционном, и в историческом, и в мемориальном значениях, ибо они связаны с историей России, Москвы и жизнью ее обитателей.
Галина КОВЕНЕВА
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 19 (июль-август 2004), стр.122