В конце сентября 2004 года в Санкт-Петербурге состоится официальное открытие Музея истории фотографии. На его стендах не только широко представлена российская и мировая фотография, но и отражены основные этапы развития фототехники и фототехнологии.
"В поисках утраченного времени» — это название великой прустовской эпопеи как нельзя лучше передает самую суть происходящего сегодня в области фотографического собирательства. Ушли в прошлое те времена, когда горы никому не нужных и совершенно не «прочитанных» фотографий пылились по темным углам затрапезных «комков». Теперь не то: оголодавшие на безрыбье ценители в бесплодных поисках мечутся по царственным «антикам» в тщетной надежде ухватить хоть что-нибудь стоящее с барского стола банковских коллекций и аукционов.
Так что же мы собираем?
Этот кажущийся почти риторическим вопрос совсем не прост. «Имена», — ответит один. «События», — добавит другой. «Раритеты», — уточнит третий. Разнообразие собирательских интересов почти бесконечно.
«Великие имена» — мастера, работы которых регулярно и высоко котируются на крупнейших мировых аукционах Christie’s, Sothby’s, Swann, Lempertz. В нашем, российском, случае — это конструктивисты Александр Родченко и Эль Лисицкий, а далее, с большим отставанием от лидеров, — портретисты Моисей и Ида Наппельбаумы, журналисты Макс Альперт, Дмитрий Бальтерманц и Макс Пенсон. Этот список, разумеется, не претендует на полноту, но дает некоторое общее представление о численности российских мастеров, признанных в мировой фотографии.
Далее следуют знаменитости национального масштаба. Тут уместно заметить, что все условные деления фотографов на группы ни в коей мере не связаны с творческими достижениями упоминаемых мастеров. Продвижение автора по ступеням фотографической иерархии и коллекционной востребованности — сложнейший процесс, описание которого не смогло бы уместиться в рамках статьи. Итак, следующая группа российских авторов — это жанристы Вильям Каррик, Андрей Карелин, пейзажист Михаил Дмитриев и, конечно, основоположник российской фотожурналистики — Булла с сыновьями Виктором и Александром. Этот список необходимо также дополнить адептами пикториальной фотографии (см. «Пикториальная фотография в России. 1890— 1920-е годы», каталог выставки. Москва, 2002), привлекшими в последнее время глубокий и пристальный интерес коллекционеров.
Теперь мы перейдем к тому, что вроде бы несколько в стороне от столбовой дороги гарантированного спроса, но, не имея подчас никаких подтвержденных котировок, активно и широко собирается. В первую очередь, это практически не атрибутированная и не имеющая сколько-нибудь достоверного провенанса ранняя (1840—1850 гг.) фотография. Случаи противоположные, то есть появление на рынке вещей перворазрядных, очевидно, авторских и к тому же вполне благородного происхождения, крайне редки.
Итак, мы рассматриваем нечто вполне очевидное: дагерротипы и амбротипы, то есть прямые изображения на металле и стекле, а также изображения на «соленой» бумаге, калотипии и прочие виды ранних фотографических техник. В этой группе особый интерес у собирателей вызывают портреты известных личностей — по большей части придворных, политиков и военачальников, а также узнаваемые архитектурные сооружения разной степени строительной готовности и, наконец, жанровые сцены с этнической и профессиональной подоплекой.
К этим относительно редким предметам вплотную примыкает обширное семейство бытовой фотографии, «фотографии на память», изготовлявшейся по всему миру в бесчисленных фотоателье. В массе своей — это материал ремесленный, делавшийся с единственной целью — угодить заказчику, но и на таком весьма шатком художественном фундаменте немногочисленным талантливым фотографам удалось многое. Подтверждением может служить выпущенное вслед за ставшим уже хрестоматийным изданием Т.Н. Шиповой «Фотографы Москвы на память будущему. 1839 —1930. Альбом-справочник. Москва, 2001» уникальное по эстетической целостности издание петербургского коллекционера и исследователя Ю.Н. Сергеева «Фотография на память. Фотографы Невского проспекта. 1850—1950. Санкт-Петербург, 2003».
Но не только и не столько художественные достоинства «визиток» и «кабинеток» интересуют собирателей. Особым спросом пользуются, например, портреты коронованных особ и придворных, священников в облачении, военных (пропорционально воинскому званию) в мундирах и т.д. и т.п.
Нельзя не упомянуть и стереофотографию, мода на которую захлестнула мир в 1860-е годы и задолго до эпохи телевидения стала первой волной массовой информационной культуры. Коллекционирование стереофотографии, не слишком распространенное в России, имеет весьма длинную историю и прекрасно разработанную ценовую базу. Достаточно полную информацию об этом можно найти в издании «Stereo Views. An Illustrated History and Price Guide by John Waldsmith. WI, USA, 2002».
И, наконец, фотографии, заменявшие нынешние наборы красочных открыток, в изобилии привозившиеся в 1850—1900 годах из разнообразных путешествий. Наиболее значительные в художественном отношении, безусловно, те, что покупались во время обязательного для зажиточной части населения Европы Гран Тура (Grand Tour) — Великого Путешествия, в которое входило обязательное посещение античных руин, египетских древностей и христианских святынь Ближнего Востока. Покупавшаяся в таких вояжах продукция производилась многочисленными артелями, у руля которых, как правило, стояли крупные фотографы, такие, как итальянцы Карло Понти и Джоржио Соммер или француз Феликс Бонфис. Собирать бы эти превосходные фотографии коллекционеру да радоваться, но и здесь не все так просто. В лексиконе фотографии существуют два слова — «авторство» и «тираж», способные испортить судьбу самого, казалось бы, безупречного произведения. В артелях под эгидой Болыпогс Мастера в разное время работали десятки ремесленников, чьи имена не выносились в подписи под фотографиями. Эта практика на фоне умеренно развитого авторского права приводила к тому, что огромные объемы негативов, с которых печатала фотографии артель, подписывались одним автором, становясь в лучшем случае чем-то вроде копродукции. В процессе фотопечати тоже есть своя специфика: с одного удачного негатива на протяжении многих лет делаются бесчисленные копии, зачастую кардинально отличающиеся друг от друга не только по тональному строю, но и, как это ни странно по кадрировке. Так что именно попадает в руки коллекционера: один из удачных отпечатков многотысячногс безымянного тиража или подписной шедевр?
Настоящее и подлинное
Возможно, и то, и другое. Но разве перспективно собирать работы, которые могут существовать в тысячах прекрасно сохранившихся экземпляров? Для коллекционера, ориентированного на международный рынок, скорей всего — нет. Для Музея фотографии, безусловно, да. Прочим остается широкое поле индивидуальных решений.
Теперь попробуем копнуть глубже. Итак, в ваши руки попала настоящая фотография, а не тираж одной из полиграфических техник. Уже неплохо. В результате кропотливого изучения ее стилистических и технологических особенностей вы пришли к выводу, что перед вами — подлинник. На этом этапе вы решительно отказались признать в вашем будущем сокровище подделку или фальшивку и уже развернули пухлый том «Artprice Indicator «Cliinermalin» by artprice.com. Ehrmann. France, 2001», дабы удостовериться в этом. Ответьте себе на последний вопрос: что перед вами? Просто оригинал? Или Его Величество «винтадж», король продаж? Вы колеблетесь? И правильно.
Существует множество определений этого термина, взятого напрокат у науки о вине. Вкратце речь идет о следующем: «винтадж» — это отпечаток, сделанный автором со своего негатива «по свежим следам». На худой конец, не самим автором, а одним из его ближайших пособников. То есть именно в «винтадже», и только в нем, мог бы сполна реализоваться творческий замысел фотографа. А реализация этого самого замысла приводит время от времени к созданию произведения искусства, которое и бытовать-то, оказывается, может только в «винтадж»-среде.
Как поется в песенке одного ленинградского барда: «Миражи-то миражи, но попробуй, докажи...»
Дмитрий ШНЕЕРСОН
Иллюстрации предоставлены автором
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 19 (июль-август 2004), стр.110