Искусству блокадного Ленинграда посвящено немало проникновенных страниц, но, наверное, должно пройти еще столько же времени, чтобы мы могли сказать, что знаем все или почти все об этом уникальном явлении в истории изобразительного искусства.
Созданные в те годы произведения отличаются предельной искренностью и глубиной чувств. Именно в этой особой причастности к судьбам своей эпохи — суть феномена искусства осажденного Ленинграда. И здесь нельзя не вспомнить о художнике Вячеславе Владимировиче Пакулине.
Пакулин — личность легендарная, хотя имя художника известно далеко не каждому петербуржцу. В свое время о нем рассказали кадры «Ленинградской кинохроники». Они запечатлели В.Пакулина зимой 1941 —1942 годов с этюдником на заснеженном Невском проспекте. Позднее этот эпизод вошел в документальную эпопею «Ленинград в борьбе». Еще в начале 1920-х он заявил о себе как о художнике редкого дарования. Его творческий экстремизм, реализовавшийся в создании объединения «Круг художников» (1926 —1932), его дерзкие «манифесты» и не менее дерзкие картины, ознаменовав этап, остались в прошлом. 1930-е годы наметили новые ориентиры. Поначалу Пакулин с прежним энтузиазмом работал над тематическими полотнами, но результаты его явно не удовлетворяли. Его все больше привлекал «свободолюбивый» жанр-пейзаж. В числе его лучших, созданных в предвоенные годы работ, — «Колхозное стадо» (1930-е), «Гатчинский парк» (1938), «Ранняя весна» (1940).
В начале войны художнику был 41 год. В июне 1941 года вместе с художником В.А.Серовым Вячеслав Пакулин занимался маскировкой аэродромов. В самую суровую ленинградскую зиму он начал работать над серией пейзажей. На выставку ленинградских художников в марте 1942 года Пакулин представил картины «Народное ополчение», «Взятие немецкого танка» и несколько пейзажей. Позже вместе с Н.И.Пильщиковым он создал полотно «Таран Севастьянова». В какой-то момент художник понял, что лучше всего о войне и блокаде может рассказать именно пейзаж.
Вячеслав Пакулин хорошо знал и любил Ленинград, однако до войны он никогда не писал городских пейзажей, предпочитая красоту естественной природы. Волжанин Пакулин родился в Рыбинске и прожил в родном городе до 16 лет — по натуре он был антиурбанистом. Война поменяла акценты. Сосредоточенно всматривался художник в меняющийся облик города, стараясь не пропустить ни единого мгновения, уходящего в вечность. Именно тогда ему по-настоящему стала открываться величественная красота города. В кошмарном аду бомбежек и ужасов смерти она возвращала ощущение реальности, вселяла надежду. Зимой 1941 —1942 годов, как вспоминают очевидцы, Ленинград был особенно красив: искрящийся инеем, сверкающий белизной неубранного снега — его выпало тогда на редкость много. Замерло движение на безлюдных улицах.
Один из его первых пейзажей блокадной «летописи» — «Дом книги. Проспект 25 Октября» (1942). Художник изобразил остановившийся троллейбус, засыпанный снегом, прижатый к тротуару. Картина вызывает чувство какого-то оцепенения. Но тишина тревожна, и этой тревогой напоен колорит картины, она ощутима в перекличке черных пятен холодных окон, в нервном рисунке кисти, ломающем привычный геометризм архитектуры зданий.
«У Адмиралтейства» (1941 —1942), «Эрмитаж. Иорданский подъезд» (1942), «Проспект 25 Октября. Весна» (1943), «Демидов переулок» (1943), «Улица Пестеля» (1943), «Львиный мостик. Весна» (1943), «У Фонарного моста» (1944), «Фонтанка» (1944) — названия работ в основном очерчивают круг мотивов, к которым обращался Пакулин. Маршрут, пройденный художником, казалось бы, невелик, но изможденному голодом человеку и этот путь давался ценой огромного напряжения.
Когда началась война, Пакулин жил на Литейном проспекте, напротив Дома офицеров Красной Армии. Участившиеся бомбежки заставили его с женой, художницей Марией Александровной Федоричевой, перебраться в подвальное помещение. Он боялся обстрелов, и потому многим совершенно необъяснимым показался последовавший затем поворот в его поведении. А.М.Земцова не раз вспоминала, сколь удивительно было наблюдать Пакулина за работой: на улице, с этюдником, рядом с санками, на которых он перевозил холсты, стоял Вячеслав Владимирович и писал, будто не слышал ни звуков сирены, ни разрывов снарядов. Милиция неоднократно обращалась в ЛОСХ, требуя призвать художника к порядку, а люди, проходившие мимо и видевшие его за работой, были благодарны ему за такой пример мужества и стойкости.
Пейзаж «У Адмиралтейства» датируется рубежом 1941 и 1942 годов. Эту картину художник написал в самую суровую и трудную блокадную зиму. В леденящей синеве неба — эмоциональная доминанта образа. В каком-то отчаянном порыве раскинулись ветви оголенных деревьев — они четко вырисовываются на фоне силуэта Исаакиевского собора. Скупыми мазками обозначены фигуры людей, грузовик. Кое-где яркая белизна снега нарушена пятнами земли — это воронки от разорвавшихся снарядов. И более ничто напрямую не говорит о войне. Язык живописи Пакулина сродни поэтической метафоре, которая незаметно, но настойчиво вводит зрителя в мир переживаний автора, сообщая пейзажам художника абсолютную временную конкретность. Как и все блокадные пейзажи Пакулина, «У Адмиралтейства» написан «на одном дыхании, с поразительной свободой и кажущейся легкостью. Вместе с тем, при всей этюдности приема, в работах отсутствует какая бы то ни было поспешность. Еще в 1930-е годы, выражая свое отношение к пейзажу, Пакулин сказал: «...Этюдность не исключает, а иногда своеобразно обуславливает целостность и завершенность, являющуюся неотъемлемым качеством картины. Важно лишь, чтобы в произведениях художника отразилось биение пульса времени».
Невский проспект (тогда - проспект 25 Октября), Исаакиевская площадь, Мойка, канал Грибоедова, набережные Невы, улицы Халтурина и Пестеля.... Мотивы многократно повторяются, но каждый раз в них есть нечто новое, созвучное моменту и переживаниям художника.
Как правило, он заканчивал работу в один сеанс. Чтобы дать ему возможность писать не отрываясь, жена приносила еду. Зимой приходилось работать особенно быстро — краски замерзали на морозе. Выработался своеобразный прием, в котором эскизность соединялась со строгим расчетом, а непосредственность чувств, в свою очередь, дисциплинировалась лаконизмом изобразительных средств. В этот период Вячеслав Владимирович часто вспоминал своего учителя — А.Е.Карева. Пакулин не написал ни одного автопортрета. Остались только фотографии, в том числе блокадного времени. Живой образ художника рисуют воспоминания его друзей.
«Он ничуть не крепче любого из нас, — записал в дневнике художник Н.М.Быльев. — Один лишь нос его— румяный. А впалые щеки совсем зеленые. Замерзает, как и все мы. Влез в женино пальто — какая-то на нем пятнистая, под ягуара, меховушка. Шея раз десять замотана шарфом. На ногах дамские фетровые боты, заправленные в галоши. Но духом он поупрямее многих». «Вячеслав Пакулин — всегда «громкий», никак не безмолвная, унылая тень...» — вспоминает художница В.В.Милютина. Ранней весной 1942 года она, как и Пакулин, была привлечена к фиксации ущерба, нанесенного Эрмитажу. В итоге им были написаны несколько пейзажей, среди которых — «Эрмитаж. Иорданская лестница», произведение, на первый взгляд, противоположное цели, которая привела художника в Эрмитаж. Пакулина заворожила красота — он видел ее сквозь мерцающую дымку от покрытых инеем стен, колонн и скульптуры. «...Вячеслав Владимирович Пакулин писал в то время свои великолепные холсты, главным образом, из эрмитажных окон, — вспоминала В. В. Милютина. — Иногда он звал меня: «Бросьте Вы Ваши разрушения — вот лучше напишем с Вами Неву. Давайте вон из этого окна!»
— В конце 1942 и 1943 годов состоялось несколько крупных выставок. Работы ленинградских художников, кроме Аенинграда, были показаны в Москве, в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (с 4 октября 1942), затем в Молотове («Аенинград в дни блокады»), потом в составе выставок «Великая Отечественная война» и «Героический фронт и тыл» (ноябрь 1943 — октябрь 1944) — снова в Москве, в Третьяковской галерее. Каждый пейзаж Пакулина — отдельная поэма. «У Казанского собора. Уборка снега» (1942—1943) — предощущение весны и освобождения. Как и многие произведения живописца, это удивительно музыкально — здесь нет случайных мазков или не имеющих смысла деталей, нет красок, не несущих в себе частицу эмоций.
Утопающим в золотистых лучах зимнего солнца изобразил Пакулин Ленинград в пейзаже «Зима. Мойка» (1943). Нельзя не почувствовать, с каким восторгом воспринимал художник это ликование света — оно противостояло трагической реальности блокады.
«Проспект 25 Октября. Весна» (1943) — это воспоминание о пережитой зиме. Начинает оттаивать еще недавно заледенелая главная магистраль города. Светлеют, отражая голубизну неба, фасады домов и мостовые. На Невском появляются прохожие, которые, наверное, так же, как и художник, с волнением всматриваются в гордо устремленную ввысь башню Думы.
Оптимизмом проникнуты пейзажи «Улица Пестеля» (1943), «Землечерпалка» (1943), «Львиный мостик» (1943). В последнем из них Пакулин добился редкой выразительности. Львы словно оживают под лучами весеннего солнца, как оживает все вокруг. Живописец любуется их величественной осанкой. Они выстояли, как выстояли ленинградцы.
В прозрачном воздухе краски звучат активнее, но палитра художника и в этом случае остается неизменной. Художник находит свой неповторимый «цветовой эквивалент» Ленинграда в разнообразии оттенков серебристо-голубоватого и розовато-сиреневого цветов.
В освобожденном, но жившем еще по законам военного времени городе написан пейзаж «Арка Сената и Синода» (1944). О войне напоминают патруль на площади Декабристов, раны на стенах здания и висящий в просвете арки фонарь — привычный, примелькавшийся, скрипом своей железной «тарелки» нарушающий редкую тишину блокадного Ленинграда.
В пейзаже «Ветерок» (1944) пластика живописи в полной мере передает нахлынувшие чувства. Едва ли не физически ощущается бодрящее дуновение ветра. Оно сродни радости освобождения.
В определенном смысле завершает серию пейзажей Пакулина военных лет работа «Невский проспект в праздник 9 июля 1945 года» (1945). Созданный художником образ вводит нас в атмосферу всеобщего ликования. Многочисленная толпа хлынула на просторы Невского. Увиденный с высоты, этот поток кажется нескончаемым. В рассеянном свете летнего дня стирается граница между небом и землей, и тем самым острее воспринимается масштаб происходящего.
В 1944 году в Русском музее открылась выставка пяти художников — В.М.Конашевича, В.В.Пакулина, А.Ф.Пахомова, К.И.Рудакова и А.А.Стрекавина. Пакулин показал 28 своих пейзажей. В феврале 1945 года они экспонировались в Москве, еще раз засвидетельствовав причастность художника к лучшим традициям ленинградской пейзажной живописи, которые мы и сегодня ассоциируем с именами А.Е.Карева, Н.Ф.Лапшина, Н.Л.Тырсы, В.А.Гринберга, А.С.Ведерникова, Г.Н.Траугота, А.И.Русакова, А. П. Почтенного и других.
Успех работ Пакулина предполагал естественное его продолжение в творчестве художника, однако судьба распорядилась по-своему. В послевоенные годы произведения Пакулина подвергались критике, как «яркий пример формализма в живописи». К несчастью, художнику пришлось быть очевидцем уничтожения части его работ. По приказу свыше этот акт осуществили работники Художественного фонда ЛОСХ. Бесспорно, все это ускорило его кончину — спустя 6 лет после войны Пакулина не стало. Он умер в 1951 году, не отмеченный ни званиями, ни наградами, ни должным вниманием. Сегодня большая часть наследия художника находится в собрании Государственного Русского музея. За последние полтора десятка лет прошло немало выставок, где экспонировались произведения Вячеслава Пакулина. Они помогли восстановить справедливость, воздав в какой-то мере должное его таланту и человеческому мужеству, но по-настоящему еще не раскрыли нам этого замечательного живописца.
Ольга ШИХИРЕВА
Иллюстрации предоставлены автором
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 19 (июль-август 2004), стр.90