В XIX веке в Европе и России весьма популярным объектом коллекционирования стали китайские табакерки — благодаря небольшим размерам и, конечно, поразительному разнообразию форм, материалов, приемов декорирования. В самом Китае их начали собирать сразу же, как только они появились, и все же — это сравнительно «молодой» вид искусства, насчитывающий лишь около 300 лет.
Согласно летописям правления императора Ваньли династии Мин (1573 —1620), табак был завезен в Китай в 1550 году из Лусона (север Филиппинских островов), а туда, как выяснилось, — испанцами, доставлявшими табачные семена из мексиканского порта Акапулько. С конца XVI века эту культуру в Китае начали выращивать в провинциях Фуцзянь и Гуандун, позже — в северо-западной провинции Ганьсу. На юге культивировали очень ценный ароматный пурпурный сорт Nicotiana Tabacum, а на севере — более дешевый, желтый. Производство партии особенно ценной продукции занимало около 3,5 лет из-за уникального длительного процесса ферментации. В XVI—XVII веках в Европе наряду с привычкой курения появилась мода на нюхательный табак, которая позже пришла в Китай, чему немало способствовали миссионеры-иезуиты, пользовавшиеся влиянием при маньчжурском дворе (с 1644 по 1911 год на китайском престоле находились императоры маньчжурской династии Цин). Первоначально именно ароматизированный порошок доставлялся с Запада, в частности португальцами, через Макао. Особенно славилась продукция парижской табачной мануфактуры Робийяра, расфасованная в мешочки с эмблемой из трех королевских лилий: именно в такой упаковке ценный продукт был преподнесен императору Канси в 1715 году. Эту же эмблему использовали китайские любители ароматного порошка (а ими, помимо придворных, были христиане) для первых сосудов — металлических или фарфоровых.
Табак поначалу обменивали на серебро по весу. Со временем в него стали добавлять мяту, камфору, жасмин, гвоздику, розовую эссенцию. Само слово «табакерка» (по-китайски — «яньхэ») говорит о предназначении предмета. В Китае они представляли собой небольшие флакончики разнообразных форм с горлышками, имевшими очень узкое (диаметром около 1 мм) отверстие с плотно прилегавшей крышечкой. К ней крепилась узенькая ложечка из металла или кости для взятия понюшки. Считается, что первые такие сосуды появились в 40—60-е годы XVII века, но окончательно формы «бутылочек» сложились в годы правления Цяньлун (1736 —1796). Тогда же обычай носить табакерки, подвесив их к поясу в специальных матерчатых футлярах, широко распространился среди городского населения.
В изготовлении флакончиков ярко проявились творческая мысль и фантазия их авторов. Изучая стиль и технологию изготовления табакерок, обосновывая датировку, исследователь должен быть знаком почти со всеми видами декоративного искусства Китая. Материалом для изготовления табакерок служат полудрагоценные и поделочные камни (нефрит, агат, малахит, горный хрусталь, сердолик, розовый кварц, аметист, лазурит, агальматолит), слоновая кость, кораллы, рог носорога и буйвола, фарфор, металл, лак, перламутр, различные породы дерева, бамбук, стекло.
Начиная уже с XVIII века табачные флаконы выполняли не только утилитарные функции, но и стали предметом любования и собирательства. Не будет преувеличением сказать, что в этих миниатюрных произведениях отразилась эстетическая мысль Китая, различные художественные категории и принципы. Виртуозная ажурная резьба, яркая полихромия, усложненные композиции так же высоко ценились, как и идущие от категории «естественности» и связанные с искусством интеллектуалов лаконизм художественных средств, изящная простота, «недосказанность», выявление природных свойств материалов: камня, дерева, бамбука, слоновой кости. Изучение табакерок обычно производится по видам материалов, так как для каждого из них применимы определенные конкретные критерии технологии и стиля.
Одним из крупнейших коллекционеров китайских табакерок был Дмитрий Михайлович Мельников (1864—1949). Он родился в Сибири, учился в Троицко-Савском коммерческо-реальном училище, и по отбытии воинской повинности в 1886 году поехал на службу в Китай. Здесь он работал в чайно-торговой фирме «Токмаков, Молотков и К°» в г. Ханькоу (совр. Ухань), прослужив в ней более 35 лет. Все 64 года, проведенные в Китае, Мельников занимался коллекционированием, как он сам говорил, «редкостей китайской культуры». Его подход к собирательству был весьма серьезным и вдумчивым: он обращался за консультациями к знатокам, вел переписку с европейскими специалистами, регулярно выписывал аукционные каталоги. В 1949 году, будучи уже в преклонном возрасте, Д.М.Мельников вернулся в Россию, где передал Государственному музею искусств народов Востока свое уникальное собрание, в котором помимо 600 табакерок были изделия из фарфора, камня, бронзы и т.д. Коллекция Мельникова с датированными образцами может рассматриваться как базовая в поисках аналогов, для дальнейшей работы с новым материалом.
При атрибуции табакерок следует применять двойной методологический подход. Прежде всего они соотносимы с определенными материалами и техниками декоративно-прикладного искусства, среди образцов которого и следует искать аналоги, но в то же время следует помнить, что изготовление и художественное оформление миниатюрных сосудов предполагают свою специфику решения композиционных задач.
Наиболее традиционные табакерки — каменные. Камень — полудрагоценный или поделочный — излюбленный материал для оформления «кабинетов ученых», где господствовали такие художественные принципы, как простота, изящество и «бегство от вульгарности». Художники «следовали за материалом», лишь подчеркивая его природные свойства, такие, как сложная структура, цвет, рисунок с прожилками и вкраплениями. Эти приемы работы с камнем отразились и в миниатюрных флакончиках. Они, кстати, наряду с сосудами для воды, кистями, тушечницами и прочими предметами были весьма желанными на столе интеллектуала. Поскольку «кабинеты ученых» обычно не перегружались вещами, многие из таких вещиц были полифункциональными, в том числе и табакерки.
Флаконы из камня (а также бамбука, стекла и тыквы) использовали, помимо их основного назначения, и в других целях — например, для тренировки пальцев каллиграфа, а выставленные на специальную резную полку на столешнице — как своеобразный акцент дизайна интерьера. Нередко их делали уплощенными и применяли в качестве пресса для бумаги во время живописной работы. Некоторые сосуды с причудливым рисунком камня служили для медитации и своеобразной интеллектуальной игры, когда следовало, напрягая ассоциативную фантазию, представить зримые образы, выявить особенность рисунка, зарождавшегося в неуловимой игре вкраплений.
Поэтому у сосудов из камня крайне простые формы: они бывают округлыми, яйцевидными, при этом — нередко плоскими. Легко умещаясь в ладони, они дарили радость осязания. Их создавали уже с конца XVII века, чрезвычайно распространенными они стали в XVII—XIX веках. Традиция их изготовления не утрачена и по сей день, что создает немало трудностей для исследователя при работе над датировкой. Точные копии времени правления Цяньлун практически трудно определить, поскольку сохранились все известные приемы.
Среди изделий обтекаемой формы с полированной поверхностью обращают на себя внимание табакерки, одна из которых выполнена из серого агата в виде вытянутого плода, а другая выточена из моховика (мохового агата). В обоих случаях резчик вначале, вглядываясь в кусок еще необработанного камня, должен был в его прожилках угадать будущую композицию с вертикальным или диагональным расположением оттенков прихотливых слоев.
Табакерки, в которых воплощены формы древних сакральных предметов, например, ритуальной секиры, обычно датируются рубежом XVIII—XIX веков. Сохранилось несколько образцов из нефрита знаменитой школы Сучжоу XVIII века, где поверхность обработана легкой рельефной резьбой по всем слоям: и темным, и светлым, без акцентирования, как в камейной моделировке, изображения на фоне другого оттенка.
В китайской глиптике использовался метод, аналогичный европейской резьбе, когда, выявляя светлые или, наоборот, темные вкрапления, создавали рельефные изображения — птиц на ветке, бабочек, рыбок или путника на ослике. Нефрит и агат — самые популярные материалы для изготовления табакерок, но встречаются также изделия из коралла, лазурита, розового кварца и др. Сюда же можно отнести изделия из янтаря или гагата, поскольку при работе с ними применялся тот же подход, что и к более твердым камням, хотя их использовали по-разному. Янтарь — застывшая смола реликтовых сосен, а гагат (нередко называемый «черным янтарем») — это особая субстанция, добываемая в слоях каменного угля. Камни обычно прохладны на ощупь, их любили «осязать» в жаркую погоду, а янтарь и гагат — вещества органического происхождения, более легкие и теплые — предназначались для холодных месяцев. Китайцы работали и с дальневосточным, и с привозным, очень ценным балтийским янтарем, создавая обтекаемые или, напротив, испещренные сложной многофигурной резьбой сосуды.
В камне, наряду с классическими формами, использовали образы из мира природы. Поэтому так широко были распространены табакерки в виде бабочек, цикад, цветов, листьев и различных плодов. Наиболее популярны изделия, напоминающие двойную тыкву — гладкую или оплетенную побегами, или пальчатый лимон («пальцы Будды»). Такая форма воплощена, например, в табакерке XIX века — из золотистого агальматолита с подлинной крышечкой из сердоликовых скрученных листочков, включенной в общее композиционное решение. Объемная с одной стороны, она имеет уплощенный бок, что позволяет трансформировать ее в пресс для бумаги.
Другая табакерка XIX века сделана из черного гагата в форме баклажана. Совершенно гладкая и обтекаемая, лишь с еле заметным рельефом цветоножки, она предназначена для осязания. Крышечка, в которой угадываются нежные листики, выполнена из яблочно-зеленого жадеита.
В последнее время у западных и отечественных антикваров возрос интерес к китайскому художественному стеклу. Сведения о его появлении в Китае весьма противоречивы, хотя как вспомогательный материал, для получения поливы керамических изделий, он был известен уже с V—III веков до н.э. Определенный этап в развитии технологии стекла — период монгольской династии Юань (1279 — 1368). С монгольским двором в Китай прибыли мастера-эмальеры из разных стран, владевшие секретом создания цветного стекла. Первые мастерские стали работать в Бошане (пров. Шаньдун), а уже в конце XVII века, при маньчжурах, в Пекине была основана мастерская в ведомстве Цзаопаньчжу. Творчество местных ремесленников явно испытывало влияние европейцев-миссионеров, поэтому ряд технологических и стилистических приемов возник именно в XVIII веке, и прежде всего — резьба по многослойному стеклу.
Апогеем развития этого искусства стал период правления Цяньлун (1736 —1796). Известно, что император покровительствовал католическим миссионерам, многие из которых при его дворе работали как художники, архитекторы, мастера по фонтанам, картографы и т.д. Цяньлун собрал в своей загородной резиденции
Юаньминьюань, построенной в «европейском» стиле, огромную коллекцию западного искусства, куда входили гобелены, изделия из серебра, часы. Но наибольшее предпочтение он все-таки отдавал венецианскому стеклу, которое поэтому и преобладало в посольских дарах и импортных заказах. Не случайны и многочисленные подражания и попытки создания собственных технологических типов этого материала.
Подход к стеклу у мастеров был весьма разнообразным. Следует отметить многочисленные имитации цветных камней, идущие от венецианской техники варки слоистого или пятнистого стекла, а также прозрачное, резное многослойное и др. К «имитационному» стилю можно отнести табакерку очень простой, округлой формы, непрозрачного красного стекла, с желтыми пятнышками неправильной формы — под «панцирь черепахи». Изделия такого типа (с разными цветовыми оттенками) обычно относятся к 1780—1850 годам.
Группа вещей, предельно лаконичных по декору из прозрачного или матового стекла, может датироваться второй половиной XVIII века. При этом подход к материалу отражает разные эстетические принципы. Так, уплощенная табакерка рубинового стекла, проработанная по бокам гранями, создана под сильным влиянием искусства европейского классицизма и словно имитирует огранку драгоценного рубина. Другой сосуд ирризованного стекла воплощает традиционную дальневосточную категорию «цзыжань» (естественность). Трудно сказать, какие задачи ставил перед собой мастер при ее изготовлении — то ли сознательно старался показать радужные переливы с металлическим блеском материала, то ли, несколько нарушив технологию, случайно получил «непредсказуемый» результат восстановительного обжига.
Очень ценятся на антикварном рынке изделия из резного многослойного стекла. Они изготовлены способом, при котором на сосуд, выполненный в технике литья, навариваются слои, как правило, один или два, другого цвета. Затем для создания сложного рельефного рисунка они подвергаются обработке. При этом встречаются разные приемы: создание тулова из матового стекла, прозрачного или пузырчатого, — так называемые «снежные хлопья». Пример работы с матовой основой и рельефами — это табакерка, которая датируется второй половиной XVIII века, в форме несколько уплощенной тыквы-горлянки, похожей на бутылочку. Сосуд выполнен из бледно-розового стекла, сваренного с добавлением золота, поверх него положены рельефные листья и усики тыквы темно-зеленого цвета, а уже на их фоне выделяются каплевидные молочно-белые плоды двойных тыковок и различные жучки. Донышко слегка утоплено и обрамлено орнаментом из тонких зеленых побегов.
Еще два сохранившихся флакончика созданы наложением прозрачного кобальтового рельефа. В первом случае в табакерке в качестве основы использовано прозрачное стекло с изображением ветвей персика. Сосуд довольно большой, имитирует форму сердцевидного плода, и поэтому его не носили на поясе, а украшали полку шкафчика в кабинете. Несколько упрощенная проработка рельефов датирует его XIX веком. Другой флакончик выполнен из матового молочно-белого стекла с изображением на каждой из сторон карпов в разных причудливых ракурсах. Для пекинских мастерских характерна тщательная проработка рельефного декора: плоского — для орнаментальных поясов или округлого, который еще дополняется гравировкой либо фрагментарным наложением тонких слоев — для получения эффекта объемной моделировки.
Для пекинских мастерских характерна тщательная проработка рельефного декора: плоского — для орнаментальных поясов или округлого, который еще дополняется гравировкой либо фрагментарным наложением тонких слоев — для получения эффекта объемной моделировки.
Еще одна известная школа — Янчжоусская — создала свой неповторимый стиль работы с многослойным стеклом. Резные фрагменты сочетаются в нем со свободным наложением рисунка в виде небрежно расплывшихся капель или цветных жгутиков, выпускаемых из тоненьких трубок. Флакончики легко узнаваемы благодаря преобладанию светлого фона (реже — темного) с лаконичной свободной композицией. Этот стиль, несомненно, восходит к живописи «интеллектуалов» из творческой группы под названием «Чудаки из Янчжоу», существовавшей в XVII—XVIII веках. Они опирались на неформальную гротескную стилистическую манеру. Табакерочники янчжоусских мастерских словно пытались в ином материале передать дух импульсивности творчества своих живописцев-земляков. Стиль, близкий к этой школе, просматривается в табакерке с разноцветными рельефными изображениями плодов «саньдо» по обеим сторонам.
Пальчатый лимон, гранаты, сердцевидный персик даны схематично, будто слегка намечены. Их очертания смазаны, а нижняя часть флакончика оплетается еле заметными струящимися полосочками, в которых при очень пристальном рассмотрении угадываются отростки пальчатого лимона, называемого «пальцы Будды». Здесь следует подробно остановиться и еще на одном аспекте использования определенных форм и сюжетов — на их связи с образной символикой, что и объясняет необыкновенную популярность у китайцев предметов, декорированных таким образом. Тыква-горлянка ассоциировалась с долголетием и здоровьем. Плоды «саньдо» означали пожелание счастья (лимон), долголетия (персик) и многочисленных детей (гранат с обилием зернышек). Карп был пожеланием «ученых» сыновей, а лотосы и орхидеи олицетворяли идею «цзюньзы» — истинно благородного человека с незапятнанной совестью.
При датировке стеклянных табакерок следует учитывать следующие моменты: произведения XVIII века более органичны, в них формы и декор, как правило, не создают дисонанс даже в применении причудливой резьбы. Краски могут быть очень насыщенными, но при этом не создают пестроты; очень высокое качество отливки основы и виртуозная резьба -— это тоже признаки XVIII века и самого начала XIX. Традиции искусства правления Цяньлун в ряде случаев сохраняются до середины XIX столетия. Некоторое стремление к вычурности, резкие акценты элементов декора, слишком выступающая резьба в камне или многослойном стекле — это уже приметы второй половины XIX века. Пример тому — табакерка в виде бутылочки, у которой основа — темный непрозрачный кобальт. Сосуд словно утоплен в толстом слое бирюзового и нанесенного на него белого стекла, в котором выточены лотосы и орхидеи. Резные детали охватывают нижнюю часть бутылочки, как своеобразная плетеная корзина.
Табакерки из слоновой кости были чрезвычайно редки, так как материал был очень дорогим и в основном привозным из Индии и Африки. Создавая их, придерживались двух основных принципов декорировки: во-первых, выполнить сложную многоуровневую резьбу, а во-вторых, использовать гладкие плоскости, выявляя лишь естественный природный рисунок слонового бивня. Иногда их дополнительно подкрашивали черным или красным киноварным лаком с изображением многофигурных сцен.
В декорировке фарфоровых табакерок присутствуют все известные к началу XVIII века технические и художественные приемы: живопись кобальтом, сочетание росписи кобальтом и медью, роспись в колористических гаммах «зеленого», «черного» и «розового» семейств, Стилистические аналоги, как и у предыдущих групп, следует искать в произведениях крупных форм. Помогает атрибуции наличие марок с девизами правления императоров и характер их написания. Подглазурная кобальтовая марка — это обычно показатель сохранения традиций в хороших керамических мастерских, хотя ее ставили и на сосудах XIX и XX веков. Надглазурная марка, выписанная железной красной, — признак более поздних произведений, которые не могут определяться первой половиной XVIII века. Однако надо учитывать, что при современном развитии технологии применение в новоделах кобальта со сложным высокотемпературным обжигом не представляет большой проблемы.
При сравнении с крупными формами аналогичных технологических типов необходимо помнить о более сложных композиционных и живописных задачах, стоявших перед табакерочниками, поскольку миниатюрные изделия имели сильную кривизну поверхности. Наряду с росписью можно встретить и другие способы декорировки. Это резьба по тесту «линлун», создание многофигурных рельефов с сюжетами «игры ста детей», «мудрецы в бамбуковой роще», «буддийские архаты». Последние обычно датируются XIX веком. Для более позднего времени, XIX— начала XX века, характерна роспись надглазурной железной красной с изображением золотых рыбок, бабочек, драконов и летучих мышей.
Табакерки из фарфора нередко представляют собой уменьшенную копию больших ваз с их поразительным разнообразием форм. Но иногда они повторяли образы животных, растений, мифологических персонажей. С большой долей юмора изображены, например, различные овощи и фрукты — перчики, баклажаны, груши, декорированные цветными эмалями, с фигурными крышечками — они тоже относятся к XIX веку.
О более позднем периоде создания фарфоровых изделий говорят некоторая упрощенность и небрежность росписи, а также высветленность эмалевых красок, что можно наблюдать, например, на флакончике в виде свернутого свитка с изображением играющего на цитре ученого. Марка на дне написана железной красной, с девизом «Цзяцин няньчжи», то есть сделана в годы правления Цзяцин (1796-1821).
азнообразна и сюжетная основа табакерок. В пластике нашли воплощение персонажи мифов, легенд, сказок, реальные и фантастические животные и, конечно же, многочисленные изобразительные благопожелательные ребусы. Среди них — летучие мыши, сюжеты «малыш с лотосом», «Шоу-син с журавлем». Летучие мыши означали пожелание счастья, малыш с лотосом — «благородных сыновей». Шоу-син в образе старца олицетворял долголетие.
Широко были отражены литературные и мифологические сюжеты и в росписи фарфоровых флакончиков. Здесь использовали многофигурные композиции, умело выполненные на небольших искривленных поверхностях. Так же, как и в декорировке крупных ваз, популярными были сюжеты из классических романов: «Троецарствие» Ло Гуаньчжуна (XIV в.), «Путешествие на Запад» У Чэнъэня, «Речные заводи» Ши Найаня (XVI в.) и драма «Западный флигель» Ван Шифу (XIV в.). На композиционное решение и трактовку облика героев в то время оказывала влияние не только живопись, но и литературно-театральные лубки «няньхуа» с несколько условно-наивной манерой.
Среди табакерок выделяется группа в форме медицинских флакончиков, расписанных в подглазурной технике медной краской и кобальтом. У них лаконичная вытянутая форма с узким горлышком и маленькой полусферической крышечкой, а многофигурная композиция располагается по окружности, представляющей собой сильно искривленную поверхность узкого цилиндра.
Подобные сосуды можно датировать концом XVIII века. Одна такая табакерка — с росписью сцены из романа «Троецарствие», повествующего о феодальной междоусобице начала III века н.э. Правитель княжества Шу — доблестный и мудрый Лю Бэй — с молодой женой, госпожой Сунь, после свадьбы возвращается домой. Сцена легко угадывается по классической иконографии и называется «Возвращение в Цзиньчжоу». Смысловой центр сцены — группа фигур с восседающей в повозке дамой, которую охраняют Лю Бэй и полководец Чжао Юнь. Их настигает огромное войско, расположенное за пиками холмов на втором плане. Обращает на себя внимание оригинальная трактовка повозки — в виде двух полотнищ с нарисованными колесами. Этот прием апеллирует к сценографии традиционного китайского театра с его специфическим условным языком. Однако действие разворачивается на фоне реального, а не театрального пейзажа. Этот же сюжет воплощен и в росписи стеклянной табакерки и дополнен изящной, еле заметной резьбой.
Почти точный аналог этой табакерки другая, с изображением на фоне пейзажа героев романа писателя У Чэнъэня «Путешествие на Запад». В нем повествуется о трудной миссии благочестивого монаха Сюаньцзана, жившего в VIII веке, который отправился в Индию за священными буддийскими текстами. В этом опасном путешествии его сопровождали сказочные персонажи — человек с головой кабана Чжу Бацзе, оборотень Шасэн и небесная обезьянка Сунь Укун. Все эти герои, и по сей день любимые в Китае, легко узнаются в композиции. Прекрасное качество светлого кобальта и размытой подглазурной меди, переливающихся разными оттенками, тонкость и мастерство их нанесения свидетельствуют о том, что сосуд создан в конце XVIII века.
Сложные сюжеты можно видеть и в росписи стеклянных табакерок «изнутри», рисунок которых создавался особыми кистями с коленчатым черенком. Помимо литературных и мифологических были распространены каллиграфические тексты, монохромные горные пейзажи «шаньшуй», композиции в жанре «хуаняо» (цветы-птицы).
Нередко в росписи фарфора и молочно-белого стекла применялись аналогичные методы — живопись надглазурными эмалями. Заимствуются друг у друга и некоторые приемы. Считается, что особый стиль в фарфоре середины XVIII века происходит от росписи табакерок. Это «гуюэсюань» («павильон старой луны»), где характерная роспись в гамме «розового семейства», с тонкой прописью, гармонично дополняется изысканным витиеватым орнаментом. Эта живопись сохранилась до начала XX столетия, с 1910-х годов став вновь популярной, определив основное направление стиля периода Хунсян, — под таким девизом проходила деятельность главы буржуазного правительства Юань Шикая. Именно его монохромные портреты чаще всего встречаются на стеклянных табакерках с внутренней росписью.
Ухудшение качества росписи фарфора и резьбы по стеклу в конце XIX века, в 10-х годах XX века сменилось новым неожиданным взлетом технологии, появлением новых сюжетов. Мастера вновь обращаются к лучшим традициям декоративного искусства XVIII века.
Лариса КУЗЬМЕНКО
Фото Игоря НАРИЖНОГО.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 19 (июль-август 2004), стр.34