В XVI веке в среде знати западноевропейских стран наметилась тенденция обзаводиться часами индивидуального пользования. Этому способствовал технический прогресс — замена гаревого двигателя на пружинный стала первым шагом к созданию переносных приборов времени. Принцип пружинного привода, заимствованный у механизмов движущихся фигур-автоматов XIII века, открыл путь к миниатюризации часов до таких размеров, чтобы их можно было носить с собой. Так появились сначала настольные, потом — подвесные, а с середины XVI века — карманные часы.
Изготовление и налаживание производства первых малогабаритных переносных часов связывают с именем немецкоrо мастера из Нюрнберга Петра Генлейна, который около 1510 года использовал плоскую пружину вместо гири для часов небольших размеров. Но запомнился он не как изобретатель, Генлейн использовал в механизмах часов конструкции, уже известные ранее - шпиндельный ход с большим двуплечим билянцем, заводную пружину и фузею. Заслуга Генлейна еще и в том, что он сумел популяризировать пружинные часы, вызвать к ним интерес. Благодаря ему пружинные часы начали изготавливать за пределам и Нюрнберга - в Аугсбурге, Праге и других городах Европы. Во Франции первым изготовителем портативных часов считали Жака де ля Гарде, работавшего в середиине XVI века в Блуа.
Ранние пружинные переносные часы были цилиндрической формы в виде барабана. Позже во Франции появились часы сферической формы. Все они, так сказать, стали промежуточным этапом между настольными и карманными часами. Часы носили на подвесках — шателенах — на поясе, груди и даже на коленях. Шателен, предмет декоративно-прикладного искусства, представлял собой несколько соединенных между собой пластинок, изготовленных из золоченой латуни, золота или серебра, украшенных гравировкой, чеканкой, драгоценными камнями, цветными стеклами росписью по эмали. Чем богаче был заказчик, тем драгоценнее были и часы, и шателен.
Первые портативные часы, достаточно больших размеров, были с металлическим циферблатом и единственной — часовой — стрелкой. Вторая стрелка пока не требовалась. Во-первых, время еще не имело такой цены, как впоследствии, в связи с развитием машинного производства, и еще не придумали лозунг «Время – деньги». Во-вторых, конструкция механизма не давала возможности повысить точность прибора времени. У первых переносных часов был шпиндельный ход с большим двуплечим билянцем круглой или ложкообразной формы. Такое примитивное устройство сохраняло свой вид и положение в часовом деле в течение нескольких столетий вплоть до того, как в 1674 году часовщик из Париж Тюре не изготовил по проекту Христиана Гюйгенса первые переносные часы с принципиально новой колебательной системой баланс-спираль, имевшей собственную частоту колебаний. Но шпиндельный ход, уже в сочетании с балансовым регулятором, продолжали использовать в некоторых часах вплоть до середины XIX века. Старинные карманные часы со шпиндельным ходом были объемными и назывались «луковица» — из-за выпуклого толстого стекла и такой же выпуклой противоположной стороны.
В ранних переносных часах иногда был достаточно сложный механизм с устройством боя, будильником, календарем. Конструкторы больше обращали внимание не на точность, а на оформление, поэтому и не спешили добавлять в механизм дополнительные стрелки. Лишь в 1665 году Джон Фитти применил в карманных часах центральную минутную стрелку и особое устройство со считающим диском, расположенное в центральной части циферблата. В 1670 году англичанин Даниэль Кваре установил в своих часах минутную стрелку, сидящую на одной оси с часовой. Но это были единичные попытки. До конца XVII века часы, в основном, по-прежнему оставались с одной — часовой — стрелкой. Богатая знать, как правило, рассматривала часы не как прибор для измерения времени, а как вещь, определявшую престиж владельца, изящное украшение. Они, по большому счету, были развлечением, ими интересовались так же, как интересуются дорогой и хрупкой технической игрушкой. Поэтому при изготовлении подобных часов на первое место выходил не часовой мастер, а ювелир, гравер, чеканщик, эмальер, делавшие прибор для измерения времени предметом декоративно-прикладного искусства. Механизм первых портативных часов изготавливали из железа. Циферблат выполняли из золоченой латуни или бронзы, украшали гравировкой, а на боковых поверхностях часов в форме барабана были решетки с асимметричным орнаментом. В верхней части корпуса было колечко, к которому прикреплялся шателен. Владелец, в зависимости от своего вкуса, прикреплял часы к тем деталям своей одежды, к каким хотел.
В начале XVII века у богатых щеголей появилась мода на одежду с карманами. Например, жилет, бывший когда-то обычной одеждой европейских ремесленников, в XVII веке стал важной частью костюма состоятельного мужчины. В жилете были карманы, очень удобные для ношения часов. Новый вид одежды диктовал и моду на новые — карманные — часы. Появилось стремление к их миниатюризации и защите. После 1610 года впервые начали носить карманные часы овальной формы. Их металлический циферблат прикрывался ажурной латунной крышкой, украшенной гравировкой и чеканкой. Практически в то же время над некоторыми циферблатами часов начали укреплять толстые выпуклые стекла из горного хрусталя. Сами же циферблаты стали покрывать эмалью.
Примерно к 1630 году внешний вид карманных часов приблизился к современному. Часы нередко заключали в оправу из серебра или горного хрусталя, они имели несколько крышек для защиты механизма. Стремясь угодить богатым заказчикам, ювелиры украшали корпуса и циферблаты золотой филигранью, черепашьим панцирем, гравировкой, эмалью. Возникла и мода на причудливые формы часов — в виде ракушки, книги, фигурок птиц или животных, бутонов цветов, распятья, черепа. Последние служили напоминанием о быстротечности жизни, о грядущей и неизбежной смерти.
Все ухищрения часовщиков XVI — первой половины XVII века сводились только к изменению дизайна часов, уменьшению их размеров. Точность прибора времени оставалась по-прежнему на очень низком уровне. Только после того, как Христианам Гюйгенсом был сделан следующий конструктивный шаг в создании механизма малогабаритных часов — в качестве регулятора хода часов была предложена вместо билянца колебательная система баланс-спираль, — начали появляться все более и более точные часы. В 1674 году по проекту Х. Гюйrенса парижским часовым мастером Исааком Тюре были изготовлены первые переносные часы со шпиндельным ходом и регулятором баланс-спираль. Гюйгенс вместо маятника установил в часах круглое колесо-баланс, а силу тяжести заменил силой спиральной пружины (волоска), которая то закручивалась, то раскручивалась по мере того, как баланс колебался взад и вперед. Свойства системы баланс-спираль были такими же, как и свойства маятника: период колебаний очень мало зависел от размаха, а, следовательно, — и от качества работы колесной системы часов. С такими часами можно было галопом скакать на лошади, трястись в дилижансе, плыть по морю, быстро ходить или бегать - на механизм часов с балансом это практически не влияло.
После изобретения в 1675 году Христианам Гюйгенсом системы баланс-спираль малогабаритные часы стали в несколько раз точнее. Очень скоро, уже к 1690 году, минутная стрелка на циферблатах перестала быть большой редкостью. Устройство стрелочной индикации совершенствовалось и видоизменялось. В 1690 году английский часовой мастер Фроментиль ввел боковую секундную стрелку. В период между 1690 и 1710 годами были созданы часы с необычным циферблатом, в котором часовая цифра двигалась в специальном полукруглом окошке под полукруглой минутной шкалой с делениями от 0 до 60. Когда цифра доходила вправо до обозначения «60» - она исчезала, зато с левой стороны у отметки «0» появлялась следующая цифра. Поскольку часовая цифра перемещалась относительно цифры, обозначающей минуты, то можно было сразу определить и час, и минуты. Например, если цифра «Х» находится под делением минутной шкалы «20», то это означает что в данный момент десять часов двадцать минут.
Популярностью пользовалась и идея вращающегося циферблата. В таких часах в верхней части циферблата вырезалось полукруглое отверстие, сквозь которое был виден диск с неподвижно укрепленными стрелками: одна - с изображением солнца, вторая - с изображением луны. На часовой шкале деления обозначались римскими цифрами: VI VII VIII IX..... XII XI... VI. Диск вращался, и с восхода до захода солнца - с шести часов утра до шести вечера - вместе с диском вращалась стрелка с изображением солнца. Продолжая вращаться, диск выводил в окошко стрелку с изображением луны, показывавшую время от шести часов вечера до шести часов утра. Центральная минутная стрелка была устроена обычным образом и имела кольцевую шкалу с пятиминутными делениями: 5 10 15.... 60. В нижней части циферблата было еще одно небольшое круглое отверстие, в котором появлялись цифры, обозначавшие число месяца.
Таким образом, к концу XVII века в карманных часах уже были все конструктивные узлы, присущие механическим часам индивидуального пользования: пружинный двигатель, колесная система со стрелочной индикацией, балансовый спусковой регулятор. Большое влияние на улучшение механизма карманных часов оказало создание и совершенствование морского хронометра. Благодаря тому, что механизм карманных часов отличается от хронометра, в основном, только габаритами, все изобретения в области морских приборов времени моментально находили применение и в часах бытового назначения. В XVIII веке карманные часы стали не только произведениями декоративно-прикладного искусства, но и образцами высокого мастерства. Личные часы из дорогого украшения превратились в настоящий прибор для точного измерения времени. Это потребовало колоссальных усилий: доводилась «до ума» каждая деталь механизма. Например, колебательная система баланс- спираль. Достаточно было температуре окружающей среды измениться всего на один градус, как металлическая спираль удлинялась или укорачивалась, а часы начинали спешить или отставать. Шпиндельный спуск, сохраненный в подобных часах Христианам Гюйгенсом, существенно тормозил развитие прибора времени, дестабилизирующе влиял на его ход. Кроме того, этот ход не позволял создать более плоские корпуса часов. Совершенствовалось устройство завода и перевода стрелок, двигатель, механизм хода. XVIII век можно по праву назвать периодом расцвета часового искусства.
Следующий шаг, значительно повлиявший на конструкцию карманных часов, сделал английский изобретатель и часовой мастер Томас Томпион. Благодаря ему форма карманных часов впервые стала более плоской, а сами они — более точными. В 1695 году он изобрел цилиндровый ход, сменивший шпиндельный, главенствовавший в часах с XI века. Первоначально он назывался «горизонтальным», так как ходовое колесо в нем вращалось, в отличие от шпиндельного, в той жe плоскости, что и остальные колеса.
Эта идея вдохновила и нашего соотечественника Ивана Петровича Кулибина. Он разрабатывал свой горизонтальный ход для сложных карманных астрономических «планетных» часов. Усовершенствовать цилиндровый ход пытались и такие знаменитости как Томас Ирншау, Абрагам Луи Бреге, Томас Мюдж. Но, несмотря на все новшества, в том числе использование для изготовления цилиндра не стали и не латуни, а камня рубина, они не смогли устранить существенные недостатки этого хода. Цилиндровый ход — несвободный, в нем цилиндр испытывает сильное трение при соприкосновении с зубцами ходового колеса, вследствие чего часы начинают отставать и их приходится часто ремонтировать.
Цилиндровый ход имел ряд разновидностей. Сегодня в частных или музейных коллекциях можно увидеть часы с ходом «запятая» или с ходом дуплекс. Знаменитый французский писатель Бомарше создал ход, в котором зубья были похожи на запятую. Ход дуплекс, в первоначальном варианте имевший два ходовых колеса, создавали и совершенствовали англичанин Роберт Гук и француз Иоганн Баптист Дютерт. Впоследствии Пьер Леруа создал ход дуплекс с одним ходовым колесом. Цилиндровый ход и его разновидности использовались сначала в дорогих, а на заре ХХ века - в самых дешевых карманных «долларовых» часах массового производства.
В 1754 году был создан настолько удачный ход для малогабаритных часов, что он, после ряда усовершенствований, дожил до наших дней и применяется во всех карманных и наручных механических часах. Это свободный анкерный ход, изобретенный английским часовым мастером Томасом Мюджем. Анкерный ход совершенствовали более ста лет, придумывая различные конструкции как для часов повышенной точности, так и для сравнительно дешевых механизмов. Например, в 1830 году Георг Севедж из Лондона создал наиболее удачный ход, названный «английским свободным анкерным ходом», а в 1865 году швейцарец Георг Фредерик Роскопф применил штифтовый анкерный ход для часов массового выпуска, получивший его имя — «ход Роскопф». Этот ход сохранился до настоящего времени благодаря простоте изготовления и небольшой себестоимости.
Созданием свободных ходов поиски точности прибора времени не ограничились. Существенное влияние на колебания системы баланс-спираль оказывает изменение температуры. При ее повышении или понижении изменяются как геометрические размеры баланса, так и длина его волоска, а следовательно - его упругость. Вопросы температурной компенсации решали в основном для создания морского хронометра, но некоторые конструкторские идеи применили для карманных и наручных часов. Самое большое распространение получила система баланс-спираль, изготовленная на основе двух изобретений выдающихся мастеров — англичанина Джона Гаррисона и француза Пьера Леруа. Джон Гаррисон в 1768 году предложил для компенсации изменения длины волоска биметаллический градусник, который удлинял или укорачивал волосок при повышении или понижении температуры. Пьер Леруа впервые в 1761 году изготовил разрезной биметаллический — из латуни и стали — баланс. Комбинация биметаллического баланса и волоска с градусником позволяла существенно снизить влияние температур и повысить точность часов. Благодаря этим усилиям с конца XVIII века в карманных часах все чаще начали устанавливать боковую или центральную секундную стрелку, а во второй половине XIX столетия ее стали применять во всех часах.
Тонкий мастер часового искусства, знаменитый французский изобретатель А. А. Бреге решил устранить влияние на ход часов не только изменения температуры окружающей среды, но и земной гравитации. Он изобрел устройство, которое назвал «регулятор турбийон» (regulateur а tourbillion), которое с каждым годом становилось все более популярным. Ход турбийон — одна из сложнейших конструкций механических часов, действующая вот уже на протяжении двух столетий. А.А.Бреге обратил внимание на то, что в переносимых приборах времени центр тяжести баланса постоянно смещается, что приводит к ускорению или замедлению его колебаний. Ведь человек с часами и ходит, и бегает, и прыгает, и наклоняется. Если часы принимают вертикальное положение (а ось баланса - горизонтальное), то они начинают либо спешить, либо отставать. Причину эту устранить невозможно: законы гравитации! А.А.Бреге решил нейтрализовать эти силы и сконструировал механизм, в котором весь анкерный балансовый осциллятор был установлен на специальную платформу. Платформа совершала полный оборот вокруг своей оси за заданный период, обычно за одну, четыре или шесть минут. Во время поворота вся конструкция поворачивается таким образом, что центр гравитации этого механизма каждую секунду располагается по-разному, вследствие чего все позиционные ошибки взаимно уничтожаются. Это означало, что при неизменном положении часов все погрешности, возникшие в течение первых тридцати секунд, компенсировались в следующие полминуты. Кроме того, в часах с такой конструкцией равномерно распределялась смазка трущихся поверхностей при смене вертикальных и горизонтальных положений механизма.
Преимущества часов с ходом турбийон подтверждены результатами проверок на точность хода. Для официальных хронометров максимальное отклонение составляет +5 секунд в сутки, для морских хронометров — +0,3 секунды в сутки, для турбийона эта цифра равна сотым долям секунды. Недаром Бреге еще при жизни называли «часовым мастером королей и королем часовых мастеров». Изобретенный им ход турбийон - один из наиболее впечатляющих механизмов в современных часах. Часы с таким устройством могут делать только искусные мастера, а фирма, способная изготовить турбийон, конечно же, принадлежит к часовой элите.
Бреге не случайно назвал часы «регулятор турбийон». Часы-регуляторы — это особые, высокоточные часы. По ним сверяли остальные часы с более простыми механизмами. Первые регуляторы - маятниковые часы - появились в обсерваториях. Они позволяли хронометрировать астрономические наблюдения. Точность их была весьма высокой, а погрешность составляла доли секунды в сутки. А.А. Бреге в 1812 году впервые изготовил карманные часы с такими же шкалами, как на астрономических регуляторах, с отдельными циферблатами для часовой, минутной и секундной стрелок, расположенных на одной циферблатной пластине. Однако в кар манных часах подобное расположение стрелок не получило большого распространения. К середине XVIII века наиболее популярными стали строгие циферблаты, покрытые белой эмалью, лишенные всякого декора, со стрелками из вороненой стали. Римские цифры использовались для часовой шкалы, арабские, с пятиминутными интервалами, - для минутной. Но часы А.А.Бреге ни с какими часами других мастеров и фирм не спутаешь! Мастер подарил миру циферблаты rильоше (guilloche). Это специальная техника гравировки, когда по перламутру, серебру или позолоте выполняется узор из прямых и волнистых линий в виде сетки, что делало невозможной подделку часов Бреге. Стрелки — тоже особой формы и называются «яблоко Бреге» (pommeBreguet) — в верхней части украшены кружочком. Окошечко для даты всегда расположено на отметке 6 часов, а для дня недели — на отметке 12. Указатели минут — точки; часов — римские цифры. На ребре часов - характерная фирменная насечка. Циферблат в основе — посеребренная пластинка, стрелки — из стали синего цвета. Технология не меняется уже двести лет. Неизменными остаются качество, сложность и статус этих часов.
В течение нескольких веков часовых дел мастера совершенствовали и пружинный двигатель для малогабаритных переносных приборов времени. От заводной пружины зависит не только определенное усилие, необходимое для приведения в действие узлов и деталей конструкции, но и продолжительность хода часов от одной заводки до другой. В ранних карманных часах пружин а была открытой. Она навивалась на заводной валик, а наружный ее конец прикреплялся к стойке. Применение заводного барабана создало более нормальные условия для работы заводной пружины: уменьшило потери на трение, способствовало концентрическому развертыванию витков, сохранению формы плоской спирали и постоянства смазки витков пружины. Наиболее дорогие карманные часы снабжали специальным устройством, называемым «мальтийским крестом», для ограничения завода пружины. Крутящий момент пружины не равномерен, и «мальтийский крест» ограничивал ее действие средними витками, на пологом участке кривой спуска пружины. Кроме того, наиболее точные часы долгое время снабжали еще и фузеей. С ее помощью вращающий момент, передаваемый на ходовое колесо, становился практически постоянным. Отказаться от фузеи смогли только после того, как удалось повысить качество пружин. Большое значение имели материалы для изготовления пружин, специальные сорта сталей - более однородные, без примесей. В таких странах, как Франция, Швейцария и США, фузею перестали применять в начале XIX века. Англия, по традиции, продолжала изготавливать часы с фузеей до середины XIX столетия.
Как правило, во время завода пружины часы останавливались. Но уже в 1734 году Джон Гаррисон ввел в употребление устройство с двойным храповым механизмом и собачками, которое снабжало механизм часов энергией во время завода пружины. В карманных часах с неподвижным барабаном это устройство применяется и теперь, однако оно не требуется при использовании заводного барабана, вращающегося в ту же сторону, в которую вращается и валик при заводе пружины. В этом случае часы во время завода не остановятся.
Еще в концe XVIII века часовые мастера пытались изготовить механизм для автоматического завода пружины. В таких часах заводная пружина взводится движением руки благодаря вращению инерционноrо ротора вокруг своей оси. Первый механизм автоподзавода изобрел в 1770 году Абрахам-Луи Переле (Abraham-Louis Perrelet) из швейцарскоrо города Ле Локля. Идея была основана на использовании принципа шагомера. У часов не было ручного завода, и после того, как они останавливались, их нужно было только встряхнуть, чтобы они снова пошли. А.А. Бреге в 1777 году улучшил автоподзавод, но первый патент — № 1249 — на изобретение самозаводящихся часов был выдан только в 1780 году Льюису Рекордану. В его часах тоже использовался принцип шагомера, но в конструкции был ряд дополнительных деталей, позволявших входить в зацепление с шестерней, связанной с заводным барабаном, и оказывать действие на ту часть заводного механизма, которая выполняла функцию завивания пружины.
Но до наших дней дошла конструкция автоподзавода, созданная неизвестным мастером в середине XVIII века. В ней автоматический завод пружины осуществляет грузовой рычаг, расположенный в центре механизма и под действием силы тяжести вращающийся на оси, как по часовой стрелке, так и против. Двустороннее вращение инерционноrо сектора преобразуется в одностороннее вращение барабана, на который навита заводная пружина. Это достигается с помощью соответствующим образом сконструированного передаточного механизма. Часы с таким механизмом были впервые изготовлены в Париже и подписаны инициалами Q.R.L. Эти инициалы так и не были расшифрованы.
В первых малогабаритных часах заводили и переводили стрелки ключом. Иногда ключ был таким изящным, что сам становился предметом декоративно-прикладного искусства. Его носили на цепочке, прикрепленной к часам или к шателену. Первый патент на заводную головку был выдан только в 1820 году Т.Престу. Однако до наших дней дожило устройство, изобретенное в 1842 году в Швейцарии Жаном Андрианом Филиппом. Головку для завода часов и перевода стрелок, называемую «ремонтуаром» устроенную по принципу Филиппа стали устанавливать на часах фирмы «Патек Филипп» с середины XIX века.
Во все времена многие карманные часы помимо основного механизма снабжались еще и другими устройствами - календарем, будильником, репетиром или секундомером. Иногда, в наиболее сложных часах, одновременно было несколько дополнительных механизмов. Основная колесная система с помощью нескольких дополнительных деталей управляла работой сложного механизма.
Первые часы с календарем и указанием лунных фаз появились еще в XVI веке, но распространение они получили только в XVIII-XIX веках. Календари в карманных часах были весьма разнообразны — от самых простых, где перевод дат был автоматическим только с 1-ro по 30-е числа. Другие даты, например, 31 число, или в феврале, после 28 или 29 числа, переставлялись вручную. Простые календари показывали какую-нибудь одну календарную дату: число месяца, название месяца или день недели. Сложные календари могли показывать на одной циферблатной доске различные календарные и астрономические величины. Например, число месяца, день недели, название месяца, фазы Луны, время наступления дня и ночи. Особо ценились часы с «вечным» календарем, в которых автоматически менялись даты в течение всего года, независимо от количества дней в месяце, обыкновенном и високосном годе.
В 1687 году Даниилу Кваре (Oanial Quare) английский король Яков Второй (Jacob II) выдал первый патент на механизм репетира в карманных часах, который о текущем времени сообщал мелодичным боем разной тональности. Однако известно, что еще 19 июля 1488 года итальянец Джакопо Тротти объявил о создании часов со звуковым сигналом. Это устройство было необходимо, так как позволяло «слышать» время в темноте. Ночью дома или в дилижансе можно было только нажать на кнопку, — и часы, ударяя в гонг или колокольчик, выдавали точные или приблизительные сведения о времени, в зависимости от сложности механизма репетира. Самые оригинальные репетичные часы стали появляться после 1800 я4аода. Их снабжали фигурками — жакемарами (Jaquemart), выведенными на циферблат. Когда репетир отбивает время, фигурки движутся, создавая впечатление, что именно они издают мелодию. Фигурки изображали кузнеца, бьющего по наковальне, человека, ударяющего в колокол, и др. Иногда под музыкальный репетир двигались танцующие пары, вращалось колесо мельницы, шло стадо oвeц или лаяла собака.
История карманных часов с музыкальным механизмом началась в 1796 году, когда часовой мастер из Женевы Энтони Фавр изготовил первый музыкальный механизм, который стали вставлять в часы и разные безделушки. В 1814 году Франк Леколтр из обрел первую музыкальную «гребенку» (пластинчатый резонатор, источник звука в музыкальных механизмах), которая широко использовалась в музыкальных шкатулках. Но и в некоторые карманные часы встраивали музыкальные гребенки вплоть до начала ХХ века, пока мода на фонографы не вытеснила все подобные устройства.
Некоторые карманные часы называют хронографами. Хронограф — это прибор с основным двухстрелочным часовым циферблатом и центральной секундной стрелкой, указывающей время на специальной шкале с малыми деления ми. Часовой механизм хронографа можно нажатием кнопки соединить со специальным пусковым и обнуляющим механизмом, наподобие механизма секундомера с секундной стрелкой. Первый карманный хронограф создал швейцарец Жан Мойзе Пузаит (1 743-1793 ) в 1776 году, усовершенствовали его тоже швейцарцы — Николе и Капт, в 1862 году дополнившие конструкцию устройством, позволяющим возвращать секундную стрелку в нулевое положение.
В течение второй половины XIX века ведущие часовые державы, в основном, Швейцария и Германия, создавали все более и более сложные механизмы карманных часов с несколькими вспомогательными устройствами. Например, в 1860 году швейцарская фирма «Одемар» изготовила карманные часы с автоматическим боем часов и четвертей часа, механизмом минутного репетира, вечным календарем, указателем фаз Луны, термометром и хронографом.
Казалось бы — все, достигнут предел совершенства карманных часов! Созданы точные и сложные часы разнообразных конструкций. Но изобретатели продолжали искать и удивлять своей фантазией. Особый вид карманных часов даже назвали «Mysterieuse» («Загадка»). Представьте себе часы со стеклянными, совершенно прозрачными стенками, где в центре циферблата движутся стрелки, а механизма вроде бы и нет. Сразу возникает вопрос — что же там внутри, почему стрелки вращаются? Оказывается, стрелки как раз и неподвижны! Вращаются два стекла, на одном из которых укреплена часовая стрелка, а на другом — минутная. Стекла же приводит в действие механизм, расположенный в узком ободе корпуса.
Часовые мастера прошлого предвидели моду на часы без стрелок, с цифровой индикацией часов и минут. Такие часы имеют ряд преимуществ перед механизмами с традиционным указанием времени. Большая цифра часов в окошке легко читается. Кроме того, для людей с плохим зрением нет путаницы с определением времени, когда стрелки почти одинакового размера. Первые попытки отказаться от стрелок относятся к концу XVII века. На циферблате в нижнем окне был виден диск с указанием часов, а в верхнем окне - качающийся маятник. Это, конечно, не маятник, а лишь диск в форме чашки маятника, прикрепленный к ободу баланса. При колебании баланса создавалась иллюзия движения маятника. Широкое распространение часы с цифровой индикацией получили во второй половине XIX века. В 1885 году такие часы по патенту Полвебера (Pallweber) выпустила компания IWC (International Watch Со). На циферблате карманных часов было два отдельных окошка, в которых отображались часы и минуты. Секундная стрелка располагалась традиционно внизу. В те времена подобные часы не были по полярно несмотря на то, что даже болгарский царь Фердинанд I заказал карманные часы с цифровой индикацией времени, выпущенные фирмой IWC. Уже в XXвеке вновь появились часы с так называемой «смешанной» цифро-аналоговой индикацией. Так, в 1920-1930-х годах делали множество карманных и наручных часов с центральной минутной стрелкой и с окном для указания часа в цифровой форме. Подобные устройства получили название — часы с «прыгающим» указателем часа (Qumping Hour). Впоследствии некоторые компании предлагали механические часы полностью с цифровой индикацией. В них было установлено 2 или 3 диска - часовой, минутный и иногда секундный, размещенные под циферблатом со специальными окнами. В наиболее интересных моделях показания часов менялись мгновенно. Выпускали такие часы и в России. Модель «Заря»-2006 была с тремя дисками вместо стрелок, с мгновенным изменением часовой индикации. Модны такие часы были в начале 1970-х годов. Наверное, создание подобных часов было ответом на появление первых электронных часов с цифровой индикацией. Сегодня многие швейцарские фирмы вновь заинтересовались механическими часами со сложными функциями. «Прыгающий час» обрел второе дыхание.
Часовые мастера не обошли вниманием форму и размеры корпуса прибора времени. Ценились миниатюрные механизмы, которые можно было вставить в перстень или кулон, или особо плоские корпуса. В истории часового дела, начиная с XVI века, сохранилось несколько примеров создания часов очень небольших габаритов. Как правило, все ранние миниатюрные изделия изготавливались в подарок высокопоставленным лицам. В 1542 году золотых дел мастер, имя которого осталось неизвестным, преподнес гepцoгy Урбинскому часы, вставленные в перстень. Архиепископу кентерберийскому Паркеру изготовили часы, украсившие трость (ранее 1575 года). Часы величиной с орех, датируемые 1650 годом, были в коллекции Пирпонта Моргана. Сегодня самые маленькие часы производит фирма «Жeгep ле культр» в Швейцарии. При 15 камнях у них длина — чуть больше 1,2 см и ширина — 0,476 см. Вес механизма с корпусом - не более 7 граммов.
С именем французского часового мастера Жана Антуана Лепота ( 1720-1 789) связано создание карманных часов плоской формы. В 1903 году можно было приобрести карманные часы толщиной 1,38 мм, а в 1980 году — часы швейцарской фирмы «Конкорд Делириум IV», толщиной 0,98 мм.
Сегодня в России карманные часы выпускает челябинский часовой завод «Молния» и угличский часовой завод «Чайка». «Молния» производит механические карманные часы с балансовым механизмом на 15-18 рубиновых камнях, основанные на высокоточном механизме с боковой секундной стрелкой. Они заключены в металлический корпус с рельефным изображением. Часы «Чайка» - малогабаритные, калибра 16 мм, в корпусах, украшенных художественной эмалью.
Наручные часы, как и карманные, имеют свою историю. Мода на них пришла только в самом конце XIX века несмотря на то, что первые наручные часы были созданы в 1809 году. Эти часы с браслетом из золота, жемчуга и драгоценных камней изготовил парижский ювелир Нитон по заказу жены Наполеона I — Жозефины. Возможно, Нитон смастерил только браслет, а часы к нему создал знаменитый французский изобретатель А.А.Бреге. Потомок знаменитого часовщика, историк Эммануил Бреге, обнаружил среди старых документов заказ от 8 июня 1810 года на «часы с боем на браслете ценой 5 000 франков» для сестры Наполеона, королевы Неаполя Каролины Мюрат. В описании говорилось, что это – «часы продолговатой формы с боем и свободным ходом, оснащенные термометром и серебряным гофрированным циферблатом с арабскими цифрами». Часы были очень плоскими, на браслете, сплетенном из золотых нитей и человеческого волоса. В 1868 году швейцарская фирма «Патек Филипп» изготовила наручные часы для венгерской графини Коцевич.
Первые наручные часы, производившиеся в основном для женщин, энтузиазма у мужчин не вызвали. С их продажей возникли проблемы. Уважавший себя мужчина пристегивал часы к цепочке, которая выглядывала из кармана жилетки — неотъемлемой части костюма того времени.
Однако не всем было удобно пользоваться только карманными часами. Шоферы, летчики, всадники, офицеры всех родов войск нуждались в наручных часах. Во время движения с них легче было получать информацию о времени. Уже в 90-х годах прошлого века у офицеров русской армии стали появляться часы с дополнительным кольцом, через которое продевалась веревка, ею часы привязывали к руке. В начале ХХ века некоторые фирмы, в том числе и фирма «Павел Буре», начали изготавливать специальные ремешки, в которые можно было вкладывать обычные карманные часы для ношения их на руке. В прейскурантах при этом отмечали: «Специально для господ военных». Именно военные ведомства способствовали развитию производства наручных часов. В 1880 году немецкое адмиралтейство заказало нескольким швейцарским фирмам наручные часы для морских офицеров, а уже примерно в 1901 году в Швейцарии началось серийное изготовление наручных часов. Но на рынок эта продукция продвигалась с большим трудом. В 1904 году наручные часы, отправленные из Европы в США, вызвали насмешки и были возвращены обратно. Только во время первой мировой войны артиллерийские офицеры и авиаторы почувствовали необходимость в наручных часах, поняв, насколько они удобнее, чем карманные. Часовщики стали получать заказы. Постепенно мода на наручные часы перешла и к гражданскому населению.
Во время Первой мировой войны наручные часы по внешнему виду больше напоминали малогабаритные карманные часы на ремешке. К 20-30 годам ХХ века появилось множество наручных часов, внешне разнообразно оформленных. В женских часах, как всегда, элемент украшения преобладал над их практическим назначением. Корпус и браслет зачастую были предметами декоративно-прикладного искусства, изготовленными из драгоценных металлов, а иногда даже украшенными бриллиантами.
Часовые мастера думали, что мода на наручные часы быстро пройдет. Потому и не стремились создавать специальные конструкции, подготавливать производственные мощности. Механизмы наручных часов тех времен, как правило, были низкого качества и пользовались плохой репутацией. После 1930-х годов в Швейцарии и других странах Западной Европы возникли полностью механизированные, а позднее — и автоматизированные линии для изготовления наручных часов. Для массового производства требовались другие подходы. В конструкции механических малогабаритных часов все уже было разработано и отработано в XVIII-XIX веках. Для изготовления наручных часов необходимо было решить другие задачи, например, наилучшим образом использовать объем корпуса, компактно разместить все части механизма и добиться миниатюризации прибора времени; создать материалы с заданными свойствами, чтобы их легко было обрабатывать на автоматах; создать базовые модели механизмов и в то же время увеличить количество модификаций выпускаемой продукции.
Часовые фирмы активизировались после 1960-х годов. В этот период начали появляться первые типы электрических и электронных наручных часов, и механики ощутили мощную конкуренцию. Чтобы не потерять рынки сбыта, производители механических часов должны были проявить чудеса изобретательности. Дальнейшее повышение точности и надежности хода механических наручных часов связывали со все большим применением автоподзавода пружины, использованием для их создания нержавеющих материалов; разрабатывали противоударные устройства, антимагнитную защиту механизма, совершенствовали компенсационные колебательные системы, создавали влагопыленепроницаемые корпуса и т.д.
С появлением электронных приборов времени производству механических часов предрекали крах. Но этого не случилось. До сих пор параллельными курсами развивается производство и электронных, и механических, столь любимых многими, часов. Очевидно, несмотря на то, что по точности и многофункциональности механические часы уступают электронным, они все-таки отвоевывают себе место под солнцем за счет других качеств. У них есть свой характер, голос, своя душа, они, в конце концов, — тикают. Сколько будет продолжаться это соревнование — неизвестно. Пока же носить механические наручные часы, изготовленные хорошей фирмой, и модно, и престижно!
Татьяна ФОКИНА
Предметы для фотосъемки предоставлены Политехническим музеем, г. Москва. Фото Иropя НАРИЖНОГО.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 15 (март 2004), стр.14