Филокартистов зачастую привлекают не только художественные достоинства открыток, но и степень известности их автора. В десятку самых почитаемых ныне художников по праву входит Иван Яковлевич Билибин, работы которого пользуются постоянным спросом на антикварном рынке.
Еще в годы учебы — в Академии художеств Билибин интересовался этнографией, русскими первопечатными книгами XVI—XVII веков с их изумительными миниатюрами, русским лубком — народными гравированными картинками. Богатая творческая фантазия художника уносила его в чудесный, полный невероятных приключений мир сказок и былин, мир справедливый, где всегда торжествовало добро и побеждала правда.
В 1899 году он исполнил ряд иллюстраций к русским народным сказкам для выставки «Мир искусства»: «Иван-Царевич, Жар-птица и Серый Волк», «Царевна-лягушка», «Перышко Финиста — ясна сокола». Позднее были: «Сестрица Аленушка и Братец Иванушка», «Белая Уточка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна». Все они — в стилизованной цветной рамке, в которую вкомпанованы пейзажи и орнамент с их фантастическим разноцветьем, — утверждали новый, так называемый билибинский стиль в книжном оформлении русской сказки.
В том же стиле он выполнил иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане».
В 1902—1904 годах Билибин, будучи в командировке от этнографического отделения Русского музея в Петербурге, путешествовал по Архангельской, Вологодской и Олонецкой губерниям. Из этих поездок он привез работы, посвященные русскому Северу: пейзажи (в том числе архитектурные), изображения соборов, церквей, зарисовки одежды.
В период первой русской революции 1905—1907 годов художник сотрудничал в сатирических журналах «Жупел» и «Адская почта». Известность получил его рисунок «Осел в 1/20 натуральной величины», опубликованный в журнале «Жупел» в 1905 году; для «Адской почты» Билибин в 1906 году исполнил интересную по содержанию заставку.
В 1908 году С.П.Дягилев привлек Билибина к художественному оформлению оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов», которая ставилась на сцене парижского театра «Гранд Опера».
Длительное время (1920—1936) Билибин провел за границей — в Египте, Палестине, Сирии и, наконец, во Франции (Париже). Возвратившись на родину, он выполнил иллюстрации к роману А.Н.Толстого «Петр I» (1937), к поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1941), эскизы декораций и костюмов к опере Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», поставленной в Ленинградском театре оперы и балета (1937). С 1936 года Билибин, уже профессор Академии художеств занимался педагогической деятельностью.
Надо сказать, что художник активно сотрудничал с одним из русских издательств — «Общиной святой Евгении». В начале 1880-х годов известный живописец Гавриил Павлович Кондратенко организовал благотворительную выставку картин в пользу бывших сестер милосердия, участниц русско-турецкой войны 1877—1878 годов, оставшихся без средств к существованию. Выставка привлекла внимание, по линии Российского общества Красного Креста (РОКК) в 1882 году был создан «Санкт-Петербургский попечительный комитет о сестрах Красного Креста». В 1893 году общежитию сестер Комитета было присвоено более краткое наименование «Община святой Евгении» (в честь попечительницы Комитета принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской, далее «Община»), «Община», будучи благотворительной организацией, существовавшей только на частные пожертвования, нуждалась в средствах для строительства больницы, амбулатории, подготовительных курсов, убежища для престарелых сестер. В 1896 году «Община» приступила к издательской деятельности, в том числе к выпуску почтовых открыток.
Оригиналы, специально исполненные для открыток, художники обычно дарили «Общине». По мере их накопления «Община» время от времени устраивала распродажу по ценам от 3 до 250 рублей за каждый рисунок.
Большую роль в издательстве «Общины святой Евгении» играли художники объединения «Мир искусства»
А.Н.Бенуа, К.А.Сомов, Л.С.Бакст, М.В.Добужинский и другие. И.Я.Билибин был членом этого объединения, и его произведения «Община» тоже публиковала. Всего за время ее существования были воспроизведены 52 его работы.
После путешествий Билибина по русскому Северу «Община» издала 10 открыток по работам художника.
Среди них — «Почозеро. Олонецк. г. Пудожск. у.», «Циозеро. Волог. г. Сольвычегодск. уезд», «Село Подужемье. Кемск. у.», «Гапсельга. Олонецк. г. Повенецк. у.», «Мельницы в Тотемском уезде Вологодской губернии», «Великий Устюг», «Река Кемь (Арх. г.)», «Спас на реке Кокшенге. Тотемск. у. Вол. г.». Кроме того «Община» выпустила еще 10 открыток, сделанных с его фотографий северного зодчества.
К русскому Северу относятся также его открытки из серии «Северные женские наряды»: «Замужняя женщина Олонецкой губ. Каргопольского уезда», «Вологодская молодуха в праздничном наряде», «Замужняя карелка в шушуне. Тверск. губ. Весьегонского уезда». В этих открытках красиво сочетались наивная грубость лубка с кружевной законченностью деталей в стиле Обри Бердслея, одного из основоположников графики модерна.
Об интересе Билибина к былинной тематике говорят 8 изданных «Общиной» открыток, на которых были изображены киевские и новгородские богатыри, в том числе: «Илья Муромец», «Добрыня Никитич», «Алеша Попович», «Михайло Потык», «Пир у князя Владимира», «Чурило Пленкович».
Билибин внес свою лепту в возрождение легенд о крылатых сказочных существах («Райская птица Сирин», «Райская птица Алконост»), Представления о мифических существах с головой женщины и туловищем птицы пришли на Русь с Востока еще в древности. Сказочные «райские птицы» очень полюбились русским людям. Интерес к ним в нашем Отечестве особенно повысился на рубеже XIX—XX столетий. Образ Сирин восходит к древнегреческим Сиренам. Представление об этих птицах сложилось у Билибина по лубочным картинкам XVIII—XIX веков.
Восемь билибинских эскизов костюмов для оперы «Борис Годунов» запечатлены на таких открытках «Общины», как: «Царевич», «Боярин» (3 эскиза), «Думный дьяк», «Дворянин», «Рында», «Стрельцы». Открытка по девятому рисунку («Боярыня») издана не была. Билибин не индивидуализировал действующих лиц оперы, а создавал подчеркнуто-обобщенные типы, о чем говорят даже названия открыток. У графика сложилась определенная композиция открытки: фигуру он заключает в прямоугольную рамку, выбирает крайне низкую линию горизонта, фон оставляет нейтральным, лишь несколькими лубочными деталями обозначив пейзаж и нарисовав небольшой картуш с названием. В безмолвном величии, демонстрируя свои дорогие, богато орнаментированные шубы и кафтаны, возвышаются над равнинным русским ландшафтом персонажи «Бориса Годунова». Эти рисунки характерные образцы билибинского стиля. Сам художник относил их к числу лучших своих произведений.
Издательство «Общины святой Евгении», как справедливо отмечал И.Э.Грабарь, «не только создало в России моду на открытку, но, благодаря культурности и вкусу его руководителей, в значительной мере подняло уровень вкуса и в самых широких кругах публики».
В первые послеоктябрьские годы «Община святой Евгении» (1896—1920) перестала существовать, а издательство изменило свой статус, перейдя в ведение Академии истории материальной культуры и получив новое название «Комитет популяризации художественных изданий» (1920—1930). Многие художественные открытки «Общины» воспринимаются сегодня как драгоценные памятники отечественной культуры. К ним, бесспорно, относятся и произведения русского художника Ивана Яковлевича Билибина. Их собирают и хранят, они — редкие, малотиражные, по современным меркам, издания — давно стали желанными предметами коллекционирования.
Анатолий ГАНУЛИЧ
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 17 (май 2004), стр.128