Карточные игры появились в Европе в XIV—XV веках. В документах XVI столетия встречаются первые упоминания о специальных игральных столах, в частности, в описи дворцового имущества Тюдоров указываются такие столы орехового дерева.
Первые карточные игры предполагали участие двух или четырех игроков. Играли, вероятно, за квадратными столами. Сохранившиеся в западноевропейских коллекциях ранние столы квадратной формы на столбообразных ножках, по-видимому, использовались и для этих целей. Письменные источники донесли до нас сведения о том, что для удобства игральные столы покрывали коврами или бархатом. Такие скатерти на больших квадратных столах можно видеть и на редких, дошедших до нас изображениях карточных игр, относящихся к XVII веку.
Именно тогда игра в карты приобрела в Европе популярность, подобную мании. В карты играли все, даже дети — обучение этой игре входило в систему воспитания отпрысков из благородных семейств.
На первых порах использовавшиеся для игры в карты столы были многофункциональными. Так, в описи предметов обстановки комнат английской королевы Анны начала XVIII века упоминается маленький стол «для чая, карт и письма».
На форму стола определенно влиял и характер той или иной карточной игры. Распространившийся в XVII столетии сначала в Испании, а затем и по всей Европе омбр (ломбер) был игрой одного главного игрока с двумя противниками, что отразилось на форме специального асимметричного стола с выемками на столешнице для каждого из них. Стол для игры в ломбер мог быть и треугольным. Интересно, что отголоски этой игры, забытой уже к середине XIX века, сохранились в названии всех карточных столов последующих лет — теперь они называются ломберными.
С появлением в XVII веке во Франции, а затем и в других странах игры в пикет, где игроков было всего двое, возникли маленькие столики с двумя откидными «крыльями» столешницы.
Постепенно на ломберных столах стали появляться дополнительные детали, такие, например, как углубления для фишек и установки подсвечников. К XVII веку относятся и первые упоминания о столешницах, покрытых зеленым сукном, что впоследствии стало традиционной особенностью карточных столов. На нем было удобно мелками делать отметки по ходу игры, а само зеленое сукно превратилось в своеобразный символ карточной игры.
Ломберные столы были одними из наиболее подвижных деталей интерьеров. Стилистически связанные с господствующим стилем, они не были привязаны к архитектурному убранству того или иного помещения, как многие другие произведения мебельного искусства. Часто перемещаемые из одной комнаты в другую, они имели самостоятельное значение и их часто богато декорировали.
В Россию ломберные столы попали в начале XVIII века. Хотя сам Петр I карт не любил, многие его сподвижники, в том числе Александр Меньшиков, наряду с шахматами увлекались и карточной игрой. Именно с тех пор карты начали занимать досуг русской аристократии. Особо популярными они стали в эпоху правления Екатерины II. Редкий дворянский дом обходился без карт, а ломберные столы были обязательной деталью обстановки. В гостиных днем они стояли под трюмо и выполняли роль подзеркальных столов, чтобы вечером выйти на середину комнаты и объединить игроков в этом всеобщем увлечении.
Сама Екатерина вечерами проводила много времени за карточным столом. «Макао», «бостон», «пикет» в кругу приближенных скрашивали долгие вечера великой императрицы. Поскольку денежные ставки законодательно запретила сама Екатерина, игра по обыкновению шла на бриллианты. Часто интимный кружок императрицы собирался в Бриллиантовой комнате дворца, где между прочими драгоценностями хранились скипетр и держава, на стол высыпалась горка драгоценных камней, и начиналась игра из расчета сто рублей за карат.
Карты были почти обязательным занятием на балах для нетанцующих гостей. Екатерина II приказывала ставить ломберные столы для себя и своих карточных партнеров прямо среди танцующей публики. При ее внуке, императоре Александре I, обстановка балов богатых и знатных вельмож часто представляла собой следующую картину, описанную М.И.Пыляевым: «Зал освещался множеством восковых свеч, горевших в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках. По двум сторонам зала, у стен стояло множество раскрытых ломберных столов, на которых лежало по две колоды нераспечатанных карт. Музыканты размещались у передней стены, на длинных, установленных амфитеатром скамейках: когда гостей съезжалось достаточно, то музыка открывала бал польским, при торжественных случаях — с аккомпанементом хора певчих. Протанцевав минут пять, знатнейшие особы садились за карты, а вместо них начинали отличаться молодые».
Вист, ломбер, брелан, макао, экарте и многие другие игры занимали досуг обитателей и дворцовых покоев, и скромных домов мелкопоместного дворянства. П.В.Вяземский писал: «Нигде карты не вошли в такое употребление, как у нас». В интерьерной живописи первой половины XIX века часто можно увидеть ломберные столы. А в гостиной П.В.Нащокина, друга Пушкина, изображенной на картине художника Н.И.Подключникова, ломберный стол занимает почетное место преддиванного.
Общественная жизнь в первой половине XIX века сопровождалась карточной игрой не только в России. Вот как в 1826 году выглядел салон леди Гренвил, жены английского посла в Париже: «Мы открываем для гостей весь первый этаж. В оранжерее — ковер на алой подкладке, полторы дюжины диванов; температура та же, что и в жилых комнатах; в бальной зале и гостиных сняты все двери и выставлены окна. На втором этаже открыты три салона, в зеленом салоне пять столов для виста и для экарте, в парадной светло-желтой спальне газеты и альбомы. Внизу в первой столовой до ужина буфет. В час откроется большая столовая с горячим и холодным ужином».
Популярность карточной игры способствовала появлению ломберных столов и в не совсем типичных местах. Когда, начиная с эпохи Реставрации, на французских курортах начали обустраивать постоялые дворы и гостиницы, хозяева — для привлечения богатой, в том числе русской публики — старались создать привычную для нее атмосферу. В каждом номере стояли диван, кресла, пианино и несколько столов для карточной игры. Образцом для французских курортов стал немецкий Баден, и все силы были брошены на то, чтобы переманить к себе богатую и элегантную публику.
Ломберные столы были и непременным атрибутом обстановки клубов, из которых самым известным в России считался Английский клуб. Карточная игра была одним из основных занятий его членов.
За долгие годы существования ломберного стола были разработаны самые разные его конструкции, но наиболее жизнеспособными оказались две из них. В сложенном виде оба варианта в большинстве случаев представляют собой прямоугольный стол. В первом варианте дополнительным упором для разложенной квадратной столешницы служит отодвигающаяся ножка. Во втором — действует механизм, поворачивающий столешницу на 90 градусов. Вплоть до XX века встречается ломберный стол и на одной опоре, рабочая поверхность которого складывалась в виде конверта. Однако конструктивных и стилистических решений карточных столов было такое множество, что их можно считать особой темой в истории мебели. Кроме того, большой интерес представляют столы, предназначенные для нескольких разных игр. Как правило, это были карты и шахматы. Но подчас встречаются и более сложные варианты.
Ломберный стол — предмет мобильный и чрезвычайно удобный. Это позволяет использовать его для разных целей. Нередко в кабинетах или библиотеках по вечерам он собирал игроков, а днем был обычным рабочим столом. Удобство и многофункциональность этого предмета делает его вполне жизнеспособным и в современном интерьере.
Ольга СТРУГОВА
Фото Игоря НАРИЖНОГО.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 17 (май 2004), стр.110