Антиквариат в Германии: вещи и их покупатели
«Скачки, рауты, вояжи»
Каждую осень, когда только-только начинают желтеть листья и воздух еще полон ароматами лета, по всей Германии расклеивают афиши, которые возвещают об открытии очередных антикварных салонов. В Берлине, Бонне, Лондоне или Париже антикварный салон — это прежде всего светский раут. Добротно одетые посетители чинно прогуливаются по вернисажу, неторопливо разглядывают витрины, беседуют со знакомыми. Покупать никто не спешит. Рынок насыщен антиквариатом, а квартиры и дома — мебелью. Антикварщики тоже делают вид, что салон — лишь повод обменяться новостями с коллегами и клиентами. Увидев вашу заинтересованность, они вежливо демонстрируют понравившиеся вещи, если вы спрашиваете, называют цену. Но минимальная некорректность или навязчивость со стороны продавца, а немцы к этому чрезвычайно чувствительны, — и потенциальный покупатель сразу удаляется. И так из года в год — антикварщики и их клиенты, более или менее удовлетворенные результатами прошедшего сезона, разъезжаются по домам, чтобы ровно через полгода в том же составе собраться снова. Ибо антиквариат в Германии и вообще в Западной Европе — не просто предмет коллекционирования для избранных, это — стиль жизни для многих.
Не новый немец, а старый пенсионер
В собирательских пристрастиях европейцев отражается не столько уровень их доходов, сколько их происхождение, социальный статус, уровень образования и политическая ориентация.
Типичный покупатель антиквариата в Германии – не «новый немец», а человек средних лет или даже пенсионер. К пятидесяти годам его профессиональная карьера достигает расцвета. Его дети разъезжаются по университетам, забирая с собой купленные им еще в студенческие годы шкафы и книжные полки. Дом заметно пустеет и в прямом, и в переносном смысле слова. Именно тогда у среднестатистического жителя Германии появляются свободные деньги и желание посоперничать с соседями в престиже и изысканности внутреннего убранства своего жилища. И он направляется в антикварные магазины, на салоны и мессы или же проводит досуг на аукционах в Интернете. И медленно, шаг за шагом, меняет: современную мебель из ели или бука на дорогую, старинную — из вишни, дуба, красного дерева или ореха, постеры — на гравюры, столовые приборы из нержавейки — на серебро. Дом обрастает фарфором — преимущественно мейснеровской или копенгагенской королевской мануфактур, серебряными кофейными и чайными сервизами и прочими атрибутами буржуазного быта.
Люди до сорока заходят на выставки-продажи антиквариата нечасто. У них иные жизненные приоритеты, а порой и иные эстетические и политические идеалы. Интересно отметить, что антиквариатом там в основном интересуются люди консервативных политических взглядов (CDU). Либералы предпочитают дорогой современный дизайн, а левые или зеленые, в зависимости от материальных возможностей, — мебель экологического направления или стиль ИКЕА.
И тем не менее в Германии, в отличие от многих других европейских стран, коллекционирование предметов старины носит весьма демократический характер. Среди любителей антиквариата можно встретить представителей фактически всех социальных классов и профессий: чиновников, учителей, ремесленников.
Купишь не уехал в Париж
В 1960-х годах в Европе и, в частности, в Германии началась эра художественного бума, эпоха увлечения коллекционированием предметов искусства, в первую очередь современного, но и антикварного тоже.
Постепенно модную в послевоенные годы привозную английскую мебель — периода Регенства и королевы Виктории — стал вытеснять немецкий антиквариат, на который по сей день сохраняется высокий спрос. Значительную роль в изменении конъюнктуры рынка сыграли немецкие антикварные мессы, которые долгие годы занимались пропагандой отечественного искусства. Интересно, что вплоть до начала 1990-х годов участие в них иностранных дилеров было резко ограничено, и популяризировался только местный антиквариат.
Первая такая месса открылась еще в 1956 году в Мюнхене. Однако широкий интерес к предметам старины проявился лишь к концу 1960-х годов, когда одна за другой начали открываться крупные мессы в разных городах ФРГ. В 1969 году открылись западно-немецкая художественная месса в Кельне («Westdeutsche Kunst und Antiquariat Messe»), антикварный рынок в Мюнхене (МАМ), чуть позже — мессы в Дюссельдорфе, Ганновере, Франкфурте, а также многочисленные локальные салоны и аукционы. Они предлагали, как правило, очень широкий ассортимент антиквариата — от эксклюзивных и раритетных вещей до предметов уровня «брокант» (мебель, посуду и проч., конца XIX — начала XX века, что не имело особой художественной ценности). Мессы, аукционы и салоны этого уровня стали основными поставщиками антиквариата в дома представителей немецкого среднего класса. Определенную часть вещей приобретали любители старины и на блошиных рынках, или на так называемых «ностальжи марктах», чем-то напоминающих наше Измайлово. Один из наиболее известных базаров такого рода — многолюдный мюнхенский Дульт, на котором можно найти все, начиная от старинной крестьянской мебели и кончая бижутерией Chanel послевоенных десятилетий. Lempertz и Sotheby’s — крупнейшие и влиятельнейшие аукционы Германии — ориентированы на несколько иную, более состоятельную клиентуру — промышленную и финансовую элиту, крупные корпорации и банки, а также на музеи.
Чего изволите?
К 1960-м годам в ФРГ складывается новый, навеянный американским стилем жизни, идеал собственного дома — за чертой города, в сельской местности рождается новая эстетика, в которой далеко не последнюю роль играет фольклор, берущий свое начало в традициях немецкого фахверка.
На старинную крестьянскую мебель, расписные шкафы, дубовые лавки, сундуки и столы начинают подниматься цены.
Однако больше всего повлияли на ассорти мент художественного рынка и на ценовую политику антикварных дилеров функциональные изменения в планировке современных домов. Типичный дом состоятельной буржуазной семьи в Германии представляет собой двух-трехэтажное строение с мансардой и садом. На первом этаже, по традиции, находятся гостиная, столовая и кухня, на втором и третьем — спальни, детская и кабинет. В коттеджах, построенных в послевоенное время, функции репрезентативного этажа по-прежнему остались за первым или супераном, который был существенно модернизирован. Гостиная, столовая и кухня, бывшие раньше отдельными помещениями, теперь оказались объединенными в один зал с большими французскими окнами, выходящими на лужайку. Это изменило приоритеты в оформительском решении интерьера, доминантой которого стала практичность. Новые стандарты высоты потолков — 2,5 метр», обусловленные во многом проблемами экономии электроэнергии, привели к снижению спроса на старинные, нередко тяжелые и громоздкие люстры конца XIX века, эпохи модерна и ар деко. Массивные дубовые платяные шкафы и помпезные спальные гарнитуры тоже были обречены на прозябание в складских подвалах антикварных магазинов.
Зато спрос на изящную мебель небольших размеров — секретеры, комоды, обеденные столы и столики для рукоделия, стулья и кресла — достигает рекордных отметок. Иногда, зайдя в антикварный магазин, только диву даешься — цена на подобные «мелочи» обратно пропорциональна их размеру.
Бидермайер и еще раз бидермайер
Любимый стиль немцев, бесспорно, — бидермайер. Именно в нем было найдено идеальное, с точки зрения современного немецкого потребителя, соотношение между качеством ручной работы, ценой, функциональностью и некоторой стилистической нейтральностью, позволяющей относительно легко сочетать мебель и живопись, выполненные в стиле бидермайер, с objet d’art других художественных течений.
Взлет его популярности приходится на 1970—1980-е годы. Так, например, к середине 1980-х годов невиданного разллаха достигло коллекционирование живописи второй трети XIX века. Почти все немецкие аукционные дома предлагали работы таких мастеров, как Спицвег и Гартнер, a Sotheby’s даже принял решение о переносе своих аукционов немецкого искусства XIX века в Мюнхен.
Наряду с бидермайером успехом на немецком рынке пользуются барокко и рококо. Стиль модерн, напротив, представлен достаточно слабо. Зато мебель и предметы декоративно-прикладного искусства в стиле ар деко, ставшего чрезвычайно модным после проведенного в 1972 году в Париже специального аукциона, можно встретить практически во всех городах Германии. И несмотря на чрезвычайную стилистическую требовательность этого направления, оно в последнее время непременно находит своих поклонников.
Изменение габаритов немецкого жилья стимулировало развитие и такого направления, как псевдо-антикварная мебель, которая должна была в какой-то мере решить проблему старинной мебели в новых условиях жизни. За счет заметно измененных пропорций, так называемая Stilmobel лучше вписывается в интерьеры современных домов и пользуется большой популярностью, являясь одной из главных статей доходов восточных немецкоговорящих кантонов Бельгии. Псевдоантикварная мебель отражает, как правило, вкусы определенного типа клиентуры: мелкого буржуа, не очень образованного, по состоятельного, желающего шикануть красивой «старой» мебелью без трещин, царапин, пятен и прочих атрибутов времени. Цены на нее мало чем отличаются от цен на антиквариат среднего уровня.
Степень сохранности антиквариата в Германии в целом очень высока. Здесь практически не увидишь следов утюга на инкрустированном столике. Хотя, конечно, бывают и исключения.
В большинстве магазинов за портьерой демонстрационного зала скрываются реставрационные мастерские, куда поступает разная мебель: найденная на свалке или приобретенная на блошином рынке, купленная при продаже старого дома или привезенная из Англии, Бельгии, Франции и Италии.
Нынче в Германии кризис...
Нынешний экономический кризис в Германии не особенно способствует развитию рынка антиквариата. Пока на нем царит затишье, витрины антикварных лавочек если и обновляются, то разве что перед Рождеством.
В ожидании худших времен немецкий средний класс не спешит расставаться со своими сбережениями. Цены, одни из самых высоких в европейском союзе, постепенно снижаются. Как дальше будет складываться ситуация на рынке антиквариата и какова будет конъюнктура — предсказать сложно. Многие эксперты опасаются, что для нового поколения немцев, выросшего в «детском раю» ИКЕА, антиквариат уже не будет таким очевидным символом социального статуса и престижа, как для их родителей. Возможно, интерес к старине если и не снизится, то будет носить куда более элитарный характер.
Единственное, в чем немецкие антикварщики уверены на все сто, так это в том, что сейчас в Германии — выгодно покупать. Впрочем, в этом они уверены почти всегда.
Ольга КИСЕЛЕВА-ЗОННТАГ, Берлин
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 17 (май 2004), стр.53