Одним из главных событий антикварного рынка 2004 года должна была стать продажа знаменитой коллекции Форбса (The Forbes collection) на торгах аукциона «Sotheby's» 20-21 апреля. Знатоки и любители русского ювелирного искусства выражали сожаление, что одно из лучших в мире собраний изделий фирмы К.Фаберже будет окончательно ликвидировано, тем более, что в 2001 и 2002 годах на аукционах уже было продано порядка пятидесяти изделий из великолепной коллекции, в которой творчество придворного русского ювелира было представлено чрезвычайно полно.
Собрание Форбса включало роскошные императорские пасхальные яйца; маленькие затейливые яйца-брелочки различных фасонов и отделки; камнерезные фигурки народных типов в технике объемной флорентийской мозаики; флоральные композиции в хрустальных стаканчиках, словно заполненных водой; objets de fantaisie — грациозные маленькие шедевры в виде золотых корзиночек с жемчужными ландышами, крошечных леек из нефрита и цветного золота или миниатюрных столиков, портшезов и креслиц с эмалью, имитирующей французскую шелковую обивку и красное дерево каркасов. В этой коллекции были образы, причем самые лучшие, самые показательные, почти всех видов и жанров, всех оттенков ювелирного мастерства «несравненного гения» Фаберже. Роскошные фотографические рамки и изящные настольные часы поражали разнообразием отделки и оригинальностью конструкции, портсигары — широтой эмалевой палитры, драrоценные аксессуары и украшения – изысканностью и тщательно подобранными драгоценными материалами. И все это великолепие любой желающий мог совершенно бесплатно увидеть в выставочном зале в здании корпорации Форбса на Пятой авеню в Нью-Йорке. Эта галерея была сверкающим островом русского ювелирного искусства в самом сердце американского города.
Малькольм Стивенсон Форбс (1919-1990), газетный магнат, чей журнал «Forbes» известен прежде всего публикацией рейтингов самых богатых людей мира, был грамотным и просвещенным собирателем. Своими сокровищами он не любовался в одиночку, а сделал их доступными и открытыми для всего мира. Форбс занимался самым настоящим культпросветом: практически ни один крупный выставочный проект в Европе и Америке, посвященный ювелиру русских царей, не обходился без экспонатов его коллекции. В 1990 году – непростое для нашей страны время — он предоставил пасхальные шедевры Фаберже
на выставку в Государственных Музеях Московского Кремля, считая чудом и саму эту акцию, и связанный с ней свой первый и последний приезд в Россию.
Его коллекция началась с гладкого золотого портсигара с накладным бриллиантовым двуглавым орлом. Этот кабинетный предмет — знак монаршей милости — Форбс приобрел в одном из антикварных магазинчиков на Нью Бонд стрит в Лондоне меньше, чем за $1000 и преподнес на Рождество супруге, которая пришла в неописуемый восторг. В следующем году перед пасхой Форбс отправился в « А La Vieille Russie» — самую уважаемую в Нью-Йорке антикварную фирму, специализирующуюся на продаже произведений фирмы Фаберже, и купил маленькое яйцо-брелок, украшенное красным крестом на фоне белой эмали. Затем настало время настоящих приобретений императорских пасхальных яиц, в чем Форбсу помогала та же фирма «А La Vieille Russie», возглавляемая Александром Шеффером, ставшая его настоящим проводником в мир русского ювелирного искусства. Так, в 1966 году в коллекции появились «Ренессансное» яйцо, «Апельсиновое (Лавровое) дерево» и яйцо «Пятнадцатилетие коронации» с живописными сценами последнего царствования. Роскошное яйцо «Лавровое дерево», заказанное Николаем II для матери, вдовствующей императрицы Марии Федоровны на Пасху 1911 года, — одно из самых больших по размеру пасхальных подарков от Фаберже ( 28 см), с сюрпризом — механической птичкой в натуральном оперении, выводящей трели среди нефритовых листьев и драrоценных плодов. Эстимейт этого шедевра, обошедшегося Форбсу в свое время в $35000, был установлен Sotheby's в 2004 году — $10000000 — $15000000. В такую же сумму оценивается и любимое яйцо Малькольма — «Пятнадцатилетие коронации». Результатом грамотного и настойчивого собирательства Форбса стала вторая в мире по величине коллекция императорских пасхальных шедевров. На первом месте — собрание Музеев Московского Кремля: в экспозиции Оружейной палаты находятся десять яиц фирмы К. Фаберже. Форбс долгое время гордился тем, что превзошел собрание московской сокровищницы, считая, что у него одиннадцать произведений, изготовленных для императора, но, благодаря исследователям В.Скурлову, Т.Фаберже и Л.Пролер, два яйца — «Преображение Христово»и «Весенние цветы»были исключеныиз хрестоматийного ряда пасхальных произведений,которые заказывали у Фаберже императоры Александр IIIи Николай II для императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны. Таким образом, оказалось, что у Форбсабыло девять пасхальных яиц, принадлежавших императорскойсемье. Кроме них он по праву мог гордитьсявеликолепными пасхальными яйцами, выполненными позаказам герцогини Мальборо (яйцо-часы с розовой эмальюи бриллиантовой стрелкой-змеей) и купчихи ВарварыКельх (первое сделанное для нее яйцо с курочкой внутрии яйцо «Петушок», похожее на такое же, какое былоу императрицы Марии Федоровны. В общем, ньюйоркскоесобрание насчитывало пятнадцать больших пасхальных яиц Фаберже с удивительными сюрпризами и хитроумными механизмами, равных которым не было в мире.
Значимость коллекции еще в том, что в ней были представлены произведения этапные, например, самое первое яйцо с золотой курочкой, выполненное Фаберже для императора. Скромное и небольшое, покрытое опаковой белой эмалью, с золотым «желтком» и многочастнымсюрпризом, оно было изготовлено фирмой в 1885 году по заказу Александра III (эстимейт $300000 — $4000000). Императрице Марии Федоровне так понравился подарок августейшего супруга, что с тех пор такой заказ стал традиционным. Каждый год на страстной неделе Фаберже приносил очередной пасхальный шедевр, неизменно поражавшийвысочайших заказчиков новизной сюжета, оригинальность юкомпозиции и виртуозной ювелирной работой. После смерти Александра III, в царствование его сына,мастера фирмы Фаберже стали делать два пасхальныхяйца — для вдовствующей императрицы Марии Федоровныи для жены Николая II, императрицы Александры Федоровны.
«Ренессансное» яйцо 1894 года из агата, цветноrо золота, бриллиантов и рубинов — последний подарок императора Александра III Марии Федоровне — было продано в 1930 году из Оружейной палаты, где оно находилось в постоянной экспозиции и было внесено в Основной музейный инвентарь под № 17552. Это, впрочем, не помешало правительству РСФСР изъять его из собрания, после чего оно сначала попало в Галереи Хаммера, а затем eщe несколько раз меняло владельцев. Так правительство выполняло финансовый план республики, обязывая Оружейную палату выделять золото, серебро и платину в изделиях, не имевших, по мнению большевистских знатоков, значительной музейной ценности. Тем более это касалось образцов «старого реакционного искусства», к которым в первую очередь относились изделия, принадлежавшие последним Романовым, выполненные их придворным ювелиром. До 1930-1933 года в собрании Оружейной палаты находилось двадцать четыре пасхальных яйца, но в результате преступной и совершенно бессмысленной политики распродаж осталось только десять. Тогдашний директор Оружейной палаты Дмитрий Дмитриевич Иванов, стараниями которого в Кремлевские музеи попали пасхальные шедевры Фаберже, покончил жизнь самоубийством, когда понял, что не в силах спасти от изъятия эти и другие музейные памятники. Он ушел из жизни, оставив предсмертную записку: «Не расхищал, не продавал, не прятал Палатских ценностей». Получилось, что за этими роскошными затейливыми произведениями — трагические судьбы российских музейщиков.
В 1920-1930-е годы российское культурное достояние продавалось оптом и в розницу. Пасхальные шедевры и другие изделия великого мастера попали в различные музейные и частные коллекции Европы и США. Когда наследники Малькольма Форбса приняли непростое решение расстаться с великолепным собранием, то у новой России появился уникальный шанс вернуть пасхальные произведения, созданные российским ювелиром для российских правителей на родину. Шанс был использован. Наш соотечественник, предприниматель Виктор Вексельберr приобрел у семьи Форбс всю коллекцию (порядка 180 предметов), пообещав, что она останется цельной и нераздельной. Можно с облегчением констатировать, что коллекция спасена от распыления, и это — несомненная заслуга российского бизнесмена. Более того, собрание покажут в Москве, Петербурге и других городах нашей страны, что будет настоящим патриотическим шагом Виктора Вексельберrа. Возврат произведений в Россию, который планируется к светлому празднику Пасхи, станет важнейшей культурной и политической акцией. Вспомним, что 1990 году, еще при жизни Малькольма Форбса, принадлежавшие ему пасхальные произведения Фаберже и хранящиеся в Оружейной палате императорские шедевры ювелира — яйца —уже стояли вместе в стенах древнего Кремля. Он тогда назвал эту выставку «чудом».
В надежде, что чудо повторится, сегодня пребывают все, кто любит и ценит «творчество несравненного гения» эпохи Карла Фаберже.
Татьяна МУНТЯН
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 15 (март 2004), стр.1