В адресной книге «Вся Москва» за 1917 год упоминается 100 фотографических заведений. Лидирующее положение среди них занимала фирма «Шерер, Набгольц и К». В отличие от других у нее были богатые история и традиции. Наследие фирмы огромно, разнообразно по жанрам и фотографическим технологиям. Его изучение дает возможность проследить эволюцию фотографического производства в России в 1860—1910-е годы.
В 1840-е годы предметы, необходимые для занятий светописью, ввозили в Россию из Западной Европы. Одним из тех, кто поставлял такую продукцию из Германии и Франции в магазин К.А.Беккерса в Москве, был саксонский подданный Карл Август Бергнер. Приезжая в Россию в течение почти десяти лет и наблюдая за тем, как быстро здесь растет количество портретных ателье, какой популярностью пользуются они у публики и, наконец, сколь прибыльно это ремесло, он решил открыть собственное дело.
В Москве Бергнер приобрел помещение, ранее принадлежавшее дагеротиписту Э.Мюке, где 22 октября 1851 года открылось его ателье, а спустя десятилетие Бергнер уже был признан самым модным московским портретистом.
13 апреля 1860 года «Фотографию А.Бергнера в Moскве» посетил купец В.Н.Баснин, о чем со всеми подробностями сообщил в письме иркутскому родственнику. Подобное описание среди письменных источников такая редкость, что мы приводим его почти полностью: «Здесь (в Москве — Т.С.) признается первым фотографом Бергнер и несмотря на дорогую цену, всегда завален работами. Иду мимо, и как было еще рано, вижу, что съезд небольшой. Зашел, и попал во вторую очередь. С меня сняли портрет в 10 р[ублей], я заказал еще 2 копии по 5 р[ублей] — за рамки платить особо, по 1 р[ублю] — все серебром. Для образца и выбора поставлено множество портретов: меньше 8 р[ублей] нет, ровно и больше 50-ти р[ублей]. В 40 и 50 р[ублей] висят два портрета. Лица самой большой величины, какую производит только современная фотография, как мне говорили. Это не портреты, а живые люди. Чудо, что за снимки. Нельзя наглядеться; и будто бы без всякой правки (ретуши — Т.С.). Иллюминированных (раскрашенных — Т.С.) раз ними красками нет, но снимается прямо двумя колерами: или черным, или темно-коричневым. Последней в роде сепии. Ясно разбирать можно, из какой материи сделано платье... В 40 р[ублей] снят портрет старца. Сидит на стуле у письменного стола. На нем лежат большие фолианты (книги), один на другом. Бери их руками: так выдвинулись из бумаги, и такова перспектива. Чернильница с перьями. В руке, опущенной на колено, перо. Старик задумался. Длинные, седые волосы. Глаз не видно из-под нависших густых бровей... Меня тщательно усаживали и присматривались, как лучше, однако же не стесняли мою натуральную позу. Задняя часть головы упирается в медную рогульку (головодержатель — Т.С.), чтобы не было никакого движения. Мигать позволено; да оно и не нужно, ибо портрет снимается... в 15 секунд. Сняли! Назначили подождать минут несколько (для проявки негатива — Т.С.), потом сказали, что портрет вышел удачный. Велели приходить за всеми тремя через шесть дней».
Ателье Бергнера посещали знаменитые общественные и государственные деятели, писатели, ученые, вернувшиеся в европейскую Россию после тридцатилетней сибирской ссылки декабристы многие другие представители дворянских и купеческих кругов. Среди сохранившихся до наших дней — портреты И.С.Тургенева, С.Т.Аксакова и его сыновей, А.С.Хомякова, Л.Ермолова, Н.Н.Муравьева-Карского, М.И.Муравьева-Апостола, И.И.Пущина, Г.С.Батенькова, А.Н.Сутгофа, членов семей Чертковых, Бибиковых, Мамонтовых, Волконских, Голицыных.
Бергнер преследовал коммерческие цели и не ставил перед собой задачу создать галерею русских деятелей, однако сегодня его работы воспринимаются как единая серия, имеющая иконографическую и художественную ценность. Наследие Бергнера представляет собой позитивные отпечатки на бумаге. Дагеротипы этого автора до сих пор неизвестны, однако можно все же предположить, что на раннем этапе он занимался дагеротипией.
Как и большинство владельцев фотографических ателье 1850— 1860-х годов, Бергнер непосредственно участвовал в процессе съемки и определял стилистику выпускаемой продукции. Его работы отличались высоким профессионализмом и удивительным сходством с оригиналом. Каждый бергнеровский портрет производит впечатление композиционно закопченной фотографической картины. Его техника печати и обработки позитива были настолько своеобразными, что позволяли безошибочно выделить произведения этого автора среди множества снимков середины XIX столетия.
Портреты, как правило, выполнялись на соленой бумаге, при этом фигуру модели и некоторые детали интерьера покрывали лаком. Такой метод делал изображение на бумаге объемным и акцентировал внимание на главном в композиции. Подобный прием обнаруживал подчеркнутое внимание автора фотографического произведения к человеку, стоявшему перед камерой. Задний план ком позиции расписывали акварелью вручную, что создавало иллюзию графического портрета. Иногда изображение раскрашивали целиком, но не для того, чтобы скрыть технологические погрешности печати, как это случалось у многих фотографов 1850-х годов, а исключительно из эстетических соображений.
Исполнительскую манеру Бергнера впоследствии взяли на вооружение Ф.Мебиус и «Русская фотография» Н.М.Аласина. В 1860—1870-е годы фотогра-фии Бергнера широко использовали художники при создании произведений изобразительного искусства. Например П.Ф.Борель, когда работал над литографиями «Портретной галереи русских деятелей» издания А.Э.Мюнстера.
Самое известное, хрестоматийное, произведение Бергнера — снимок С.Т.Аксакова. В 1877 году И.Н.Крамской по заказу П.М.Третьякова приступил к работе над живописным портретом писателя. Изучая иконографический материал, среди прочих он особо выделил снимок Бергнера и полностью воспроизвел в своей работе композицию этой фотографии.
Бергнер покинул Россию в 1863 году, сначала сдав свое знаменитое ателье в аренду, а затем продав его баденскому подданному Мартыну (Мартину) Николаевичу Шереру (? — 1883 г.) и швейцарскому подданному Георгию Ивановичу Набгольцу (? — 1883 г.). В 1865 году в прессе уже упоминалось новое название, в котором, согласно контракту, сохранилось имя прежнего хозяина — «Фотографическое ателье Шерера и Набгольца, бывшее А.Бергнера в Москве». Возможно, что Шерер, по прежней профессии художник-литограф, на рубеже 1850—1860-х годов уже работал в ателье Бергнера. Во всяком случае, о нем в полной мере можно говорить как о фотографе-исполнителе. Набгольц же, не имевший профессиональной фотографической подготовки и связанный, по-видимому, с «Чугунолитейным и машиностроительным производством Доброва и Набгольц», недолго был совладельцем и в 1866 году от дела отошел.
В 1865 году на Московской мануфактурной выставке Шерер и Набгольц были награждены серебряной медалью «За трудолюбие и искусство». Пресса отметила, что новые владельцы фотографического заведения с достоинством поддерживают и приумножают славу предыдущего.
В период с 1865 по 1868 год ателье стало «Поставщиком Двора Его Величества», получив право изображать на своей продукции государственный герб и называться «Фотографом Его Императорского Величества».
Планка исполнительского мастерства Бергнера была действительно высока, и Шерер приложил максимум усилий, чтобы удержать прежнюю клиентуру. Ателье продолжали посещать И.С. и К.С.Аксаковы, Л.С.Хомяков, члены семей Муравьевых-Карских, Чертковых и другие. Шерер продолжал изготавливать портреты в бергнеровском стиле и делал это весьма успешно. Основную же часть продукции представляли модные в 1860-е годы портретики на альбуминовой бумаге размером с визитную карточку, не отличавшиеся художественным своеобразием. За рабочий день в крупных фотографических ателье в то время изготавливали до 1000—1500 подобных карточек, которые заполонили буквально весь фотографический рынок.
В отличие от предыдущего периода «Фотографическое ателье Шерера и Набгольц, бывшее А.Бергнера в Москве» расширило свои творческие рамки. В 1865—1868 годы Шерер активно занимается видовой съемкой. В собрании Российской Государственной библиотеки есть уникальный альбом авторских отпечатков Шерера с видами московских достопримечательностей — Покровского собора, Красных ворот и прочих.
В 1867 году он выполнил самое известное свое произведение: состоящую из 16 фрагментов круговую панораму Москвы, сфотографированную с галереи храма Христа Спасителя. В авторских отпечатках это произведение не сохранилось. Есть более поздние позитивы с негативов Шерера, а также альбом из отдельных листов, выполненных в технике фототипии.
В 1868 году Шерер возвратился в Германию и продолжил фотографическую деятельность в Дрездене.
Договор на аренду ателье с передачей прежних заслуг и прав и при условии сохранения названия с добавлением знака «К°» заключил уроженец Курляндии Альберт (Генрих) Иванович Мей (1842—1913). Его компаньоном до 1896 года оставался Мориц Адольфович Шиндлер. Со временем Мей и Шиндлер стали полноправными владельцами фотографического заведения.
В начале 1870-х годов началась реорганизация производства «Шерер, Набгольц и К°», которое постепенно превратилось в крупнейшую российскую фотографическую фирму. К ателье, включавшему съемочный павильон и лабораторию для обработки негативов и изготовления позитивов, в 1872 году добавилось специальное отделение по изготовлению фотопечатной продукции, что позволило значительно увеличить ее тираж. Подобное в фотографическом производстве в России было осуществлено впервые.
В конце 1870-х и в 1880-е годы по заказу и на средства известного предпринимателя Н. А. Найденова фирма «Шерер, Набгольц и К”» провела масштабную видовую съемку Москвы и издала альбомы фототипий и фотолитографий. В 1882 году вышли в свет «Соборы, монастыри и церкви» (четыре тома), в 1883 году — «Кремль и Китай-город», в 1884 году — «Москва. Виды некоторых городских местностей, храмов, примечательных зданий и других сооружений», в 1886 году — «Снимки с видов местностей, храмов, зданий и других сооружений» (пять томов), в 1888 и в 1891 годах —первая и вторая части «Приложений».
Объем осуществленных фотографами съемок позволил выпустить дополнительные, уже по инициативе фирмы, издания: «Москва и ее окрестности» (1880 г.), «Воспоминания о Москве» (конец 1880-х гг.), «Виды московских клиник и университета» (1895 г.), «Виды Петровской академии в Москве» (1890-е гг.), «Виды фабрик и магазинов товарищества Л.И.Абрикосова и сыновей в 1888 г.», альбом проектов Московской городской Думы (1889 г.).
Образцы этих произведений сохранились до наших дней и представлены во многих собраниях.
Фотографы фирмы «Шерер, Набгольц и К°» провели колоссальную работу по документальной фиксации московских площадей, улиц, церквей, общественных зданий, архитектурных памятников. Их деятельность стала примером для фотографов рубежа XIX—XX веков, когда бурное московское градостроительство поставило перед общественностью задачу сохранить для будущих поколений облик старой столицы в произведениях искусства и светописи.
Среди фотографов фирмы «Шерер, Набгольц и К°», проводивших съемку Москвы в 1880-х годах, работал П.П.Павлов, который в 1891 году основал собственное дело и в течение всей последующей творческой жизни оставался верен «московской» теме.
В области портретирования фирма «Шерер, Набгольц и К°» продолжала занимать лидирующие позиции на московском фотографическом рынке. Правда, к концу XIX столетия этот жанр, в целом, переживал явный кризис. Продукция многочисленных ателье представляла собой однообразную массу снимков стандартных размеров. Их изобразительное решение тоже не отличалось оригинальностью. Образцы делового портретирования демонстрировали прежде всего внешнее сиюминутное сходство с моделью.
Значительный иконографический интерес представляют выполненные фирмой «Шерер, Набгольц и К”» портреты Л.Н.Толстого и его семейства 1880—1900-х годов. Впоследствии эти снимки брали за основу при создании гравированных произведений художники Г.Вейль, А.Бем, Г,Карпухин, М.Рундальце. С.А.Толстая часто обращалась к А.И.Мею с заказами на съемку и репродуцирование и в своем дневнике отозвалась о нем однажды как о «деликатном, умном немце-фотографе».
Лестное упоминание о фирме встречается и в переписке 1903 года О.Л.Книппер с А.П.Чеховым: «...Весь день снимали «На дне» у Шерера и Набгольца... Наконец нашли фотографа-художника...». Посещение ателье и съемка оставили у актеров Художественного театра хорошее впечатление. Владелец ателье проявил к своим посетителям внимание, съемочный павильон был просторный, а фотографы, по мнению автора письма, были настоящими мастерами своего дела. В 1900-е годы была осуществлена съемка сцен из спектаклей «На дне», «Три сестры», «Дядя Ваня», «Власть тьмы».
В 1902 году к работе подключился сын Мея — Альфред Альбертович, который с 1910 года официально стал владельцем компании. К тому времени фирма «Шерер, Набгольц и К’» была крупнейшим в Москве фотографическим предприятием с обширной клиентурой. Штат сотрудников в 1910 году насчитывал 50 человек, основной капитал составлял 100 000 рублей. Производство состояло из нескольких крупных отделов.
Отдел фотографии выполнял заказы на портреты, в том числе увеличенные, раскрашенные, напечатанные на керамике. Здесь же производили паспарту и рамки. Фотографов отдела часто командировали в провинцию на съемки архитектурных и интерьерных видов.
С 1872 года существовал отдел фототипии, или фотомеханической печати, а с 1873 года — фотолитографии. В 1898 году открылся отдел цинкографии, где изготавливали цинковые и медные клише для печатания иллюстраций в художественных изданиях, в том числе цветных. Специальное отделение выпускало художественные открытки серии «Виды российских городов» и «Типы народов России», репродукции произведений искусства.
Техническое оборудование на фирме постоянно обновлялось. В 1910 году здесь было 8 скоропечатных машин, что позволяло изготавливать широкий ассортимент: альбомы, карты, плакаты, иллюстрации для газет и журналов.
О признании предприятия «Шерер, Набгольц и К“» свидетельствовала не только обширная клиентура, но и награды, полученные на отечественных и зарубежных выставках.
Фирма принимала участие:
в 1872 году — в Политехнической выставке в Москве (золотая медаль);
в 1882 году — во Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве (серебряная медаль и право изображать на своей продукции российский герб);
в 1889 году в Юбилейной Фотографической выставке (малая золотая медаль);
в 1896 году — в Художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде (право изображать на своей продукции российский герб);
в 1897 году — в Художественно-промышленной выставке в Стокгольме (золотая медаль);
в 1900 году — во Всемирной выставке в Париже (почетный диплом).
В 1895 году Мей и Шиндлер стали членами Русского фотографического общества в Москве.
Деятельность фирмы отличалась размахом и разнообразием. Кроме того, у нее, одной из немногих в Москве, были многолетние история и традиции. Здесь сохраняли творческое наследие Бергнера и Шерера и воспроизводили с их авторских негативов отпечатки и фототипии, прекрасно сознавая их документальную и художественную ценность. В 1910 году фирма отметила свой юбилей, выпустив по этому случаю специальную брошюру, включавшую «Очерк развития фирмы в прошлом». Некоторые сведения, приведенные в нем, сегодня вызывают сомнения, так как противоречат другим источникам. Например, началом деятельности М.Н.Шерера и Г.И.Набгольца указан 1860 год. Возможно, потому, что именно в этом году Шерер начал работать в ателье К.-А.Бергнера. Однако, несмотря па неточности, юбилейное издание представляет исключительный интерес как единственное в своем роде. Другого такого, посвященного российскому фотографическому производству, мы не встречали.
Последнее упоминание о фирме. «Шерер, Набгольц и К°» относится к 1918 году. А о ее последнем владельце А.А.Мее известно лишь то, что в первой половине 1920-х годов он в качестве фотографа состоял на службе в Наркомате путей сообщения и во ВЦИК.
Татьяна САБУРОВА
Иллюстрации предоставлены автором.
Фото Игоря НАРИЖНОГО.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 20 (сентябрь 2004), стр.130