Литейщики каслинского завода стали использовать чугун не из-за дефицита бронзы, а потому что пластические качества этого металла и черный цвет внешнего покрытия оказались весьма удачными для создания художественных миниатюр. Чугун придавал медалям, особенно портретными, торжественность и выразительность мемориального предмета, и утонченную эстетику произведения искусства.
Родоначальницей западноевропейского художественного литья из чугуна считается Германия. В конце XVIII—начале XIX века были основаны литейные заводы в Глейвитце, Берлине, Зайне и Лауххаммере. На заводе в Глейвитце чаще всего изготавливали художественные изделия небольшого размера — плакетки, медальоны и медали. Именно здесь производство камерного художественного литья стало тиражным и приобрело коммерческий характер. В 1798 году были изготовлены 254 чугунные медали, в 1803 году — 15 593, а в 1828-м — уже 47 237 медалей. Модели для отливки такого тонкого художественного литья создавали многочисленные медальеры и скульпторы. И в их числе — Леонард Пош (1750—1831). Заказчиками медалей были представители королевской династии Пруссии, дворяне и высокопоставленные государственные чиновники. Сегодня самые крупные коллекции чугунных медалей находятся в Музее транспорта и техники (Берлин), во Дворце Шарлоттенбург и Берлинском музее. Так, в коллекции Барта Фишера в Музее транспорта и техники — 211 медалей. Дхя удобства они выделены в каталоге этой коллекции в два раздела: различные (45 штук) и персоналии (166 штук). Две медали посвящены российскому императору Николаю I.
Художественное литье из чугуна в России выпускалось по немецкой технологии. После ее освоения и совершенствования русское художественное литье, и в первую очередь — каслинское, завоевало российский рынок, а затем получило достойную оценку и во всем мире. Высокий уровень каслинских изделий объяснялся прежде всего качеством чугуна, получаемого на заводе. Большое значение имело то обстоятельство, что выплавка чугуна в Каслях велась на древесном угле. Кроме того, такой художественно-технический уровень отливок обеспечивали и отличные формовочные пески. Безусловно, необходимо отметить и творческое отношение к работе всех, кто участвовал в процессе производства «кабинетных вещей»: скульпторов, формовщиков, литейщиков, чеканщиков и специалистов по окраске.
История появления и развития производства медалей из чугуна в России, в отличие от Германии, — тема практически не исследованная в научном плане. Возможно, отдельные русские чугунные медали были выполнены еще в XVIII веке. Массовая их отливка относится к XIX веку. Очевидно, вначале в качестве моделей для чугунных медалей использовали образцы памятных медалей, отчеканенных на Санкт-Петерургском монетном дворе и позднее тиражированных в Екатеринбурге. В 1876 году, после закрытия Екатеринбургского монетного двора, все образцы медалей скульптор и медальер М.Д.Канаев вывез в Кыштымский горный округ на Каслинский завод. А уже в 1881 году в прейскуранте изделий Кыштымских горных заводов наследниц Расторгуева, в разделе «Ваграночно-литейные произведения», указаны две медали работы М.Д.Канаева: «В память 100-летнего юбилея Петрозаводска Олонецкой губернии» (1877), которая впоследствии не вошла в прейскурант литья Каслинского завода 1896 года, и «В память 50-летнего юбилея Технологического института» (1878).
Михаил Денисович Канаев (1829—1884) получил специальность «художника-медальера» в 1847 году, окончив горно-техническую школу при Технологическом институте в Санкт-Петербурге. Затем он учился в Академии художеств у А.П.Лялина (1802—1862) и в 1857 году закончил ее в звании художника по скульптуре. Для Санкт-Петербургского монетного двора он возобновил изношенный штемпель медали «Великий князь Игорь» из портретной серии 1770-х годов, посвященной русским царям и князьям. До 1876 года Канаев работал на Екатеринбургском монетном дворе куратором медальерного отделения, с 1876 по 1884 год он был приглашенным скульптором на Каслинском заводе и преподавал рисунок и лепку в заводской художественной школе. С его приходом в ассортименте художественного, или «кабинетного литья» завода появились чугунные медали.
Чугун литейщики Каслинского завода стали использовать не из-за дефицита бронзы, а потому что пластические качества этого металла и черный цвет внешнего покрытия оказались весьма удачными для создания художественных миниатюр. Чугун придавал медалям, особенно портретным, торжественность и выразительность мемориального предмета и утонченную эстетику произведения искусства.
По-видимому, спрос на медали из чугуна был, так как Каслинский завод расширил их ассоргимент. В прейскуранте 1896 года предлагались к продаже 157 различных медалей, но фактически — 159, поскольку под одним номером значились три разные медали, посвященные графу Суворову-Рымникскому (1730—1800). Отлив последней медали датирован 1892 годом, однако памятные медали продолжали изготавливать и позже. Цена любой медали на Каслинском заводе была 25 копеек, в Екатеринбурге — 30 копеек, несмотря на разный средний вес всех медалей (от 25,6 г до 307 г). В большинстве случаев моделями или образцами для этих медалей служили бронзовые медали, отчеканенные на Санкт-Петербургском монетном дворе.
На Каслинском заводе отливали и медали, не имевшие аналогов, которые были отчеканены в бронзе или других материалах. Их, как правило, посвящали разным знаменательным событиям в жизни Кыштымского горного округа или памятным датам Урала. Например, существует медаль 1897 года в память о посещении Кыштымского горного округа участниками VII сессии Международного геологического конгресса во время геологической экскурсии на Урал. В 1904 году завод выполнил еще одну памятную медаль.
В связи с неизученностью темы очень многие каслинские медали не атрибутированы. К сожалению, в прейскуранте литья этого завода на медали 1896 года не указаны авторы их моделей. Обычно их указывали в заводском альбоме-каталоге. Прейскуранты и альбомы-каталоги каслинского кабинетного литья, по сложившейся традиции, издавали отдельно. Альбом-каталог завода с изображениями предлагаемых к продаже чугунных медалей пока не обнаружен и неизвестно, существовал ли он вообще. Практически нет сведений и о формовщиках, участвовавших в изготовлении чугунных медалей. Атрибуционная работа в этом направлении ведется сегодня в Екатеринбургском музее изобразительных искусств Г.П.Шайдуровой. В результате научных поисков удалось установить, например, что формы для двух медалей «В память чудесного спасения царского семейства 17 октября 1888 г.» и «В честь князя Николая Максимилиановича Романовского герцога Лейхтенбергского» (1843—1890) исполнили формовщики В.Агеев — в 1895 году и А.С.Мочалин (1864—1934) — в 1891 году.
Не определили пока, где и когда была отлита недавно обнаруженная коллекционером Ю.С.Полюшкиным чугунная медаль из портретной исторической серии, посвященная русскому князю Святополку I.
Медали из чугуна выполняли не только на Каслинском заводе. Так, посвященная 200-летию со дня выпуска первого чугуна на Урале медаль отлита на Невьянском заводе. Существовала ли сложившаяся практика изготовления медалей на этом предприятии или это был единичный случай — пока неизвестно.
В ряде специальных публикаций есть упоминания о Кусинских чугунных медалях, однако они не всегда корректны. Так, А.М.Петриченко в книге «Мир художественного литья: история технологии» (М., Металлург, 1997) в качестве примера кусинской медали указал медаль «Граф П.К.Витгенштейн». На самом деле это, конечно, не медаль, а медальон «Граф П.Х.Витгенштейн» (1769—1843), у которого есть ушко для подвешивания. Ошибка же в написании отчества графа П.Х.Витгенштейна переходила из книги в книгу А.М.Петриченко, как минимум, с 1972 года.
Единственная известная сегодня кусинская медаль — отлитая в 1897 году в память о посещении Кусы участниками VII сессии Международного геологического конгресса во время геологической экскурсии на Урал. Опа находится в собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств.
К сожалению, в (фундаментальном труде Е.С.Щукиной «Два века русской медали: Медальерное искусство в России 1700—1917» (М., Терра, 2000) нет даже упоминания о чугунных медалях. В Государственном Эрмитаже хранится одно из наиболее полных собраний русских медалей. Пo-видимому, есть в нем и медали, отлитые из чугуна. Они — такие же памятники нашей материальной культуры, в том числе и медальерного искусства, как медали из золота, серебра, меди, бронзы, олова и других металлов.
Еще меньше известно сегодня об изготовлении чугунных медалей в нашей стране после 1917 года. Из-за гражданской войны и хозяйственной разрухи выпуск художественного литья возобновился на восстановленном Каслинском заводе лишь в 1923—1924 годах. В 1925 году была отлита медаль в честь 40-летия трудовой и 25-летия научной деятельности М.А.Павлова. Автор ее неизвестен, но его интерес к личности М.А.Павлова вполне понятен.
Михаил Александрович Павлов (1863—1958) был известным металлургом, академиком, Героем Социалистического Труда и лауреатом Государственной премии СССР, автором многих книг, в том числе монографии «Металлургия чугуна».
Размер этой медали больше размеров выпускавшихся ранее в Каслях чугунных медалей. Обычно увеличение размера медали предоставляет возможность для совершенствования ее художественной композиции. Однако в данном случае этого не произошло из-за сложных условий, в которых работал Каслинский завод.
Выпуск чугунных медалей был возобновлен и продолжен в Каслях только в конце 60-х годов XX века. В 1967—1970 годах были отлиты: «Каслинскому машиност]юительному заводу — 220 лег», «Советской черной металлургии — 50 лет», «Советской власти — 50 лёт», «ВЧК—КГБ 1917—1967», «50 лет комсомолу», «25 лет Великой Победы 1945 года».
Ряд памятных медалей во второй половине XX века создал местный каслинский скульптор Олег Александрович Скачков (1938-1992): «Человек и Луна» (1969), «Икар» (1969), «Касли — 225 лет» (1972), «Каслинский железоделательный завод» (1987). Скульптор родился в г.Усолье Пермской области. Окончив Уральское училище прикладного искусства в Нижнем Тагиле и Минский театрально-художественный институт (отделение скульптуры), с 1969 года трудился на Каслинском машиностроительном заводе.
Предположительно он создал в 1971 году еще одну медаль.
Название ее пока не установлено, но по изображению на ней понятно, что она посвящена 60-летию события, связанного с темой охоты. Диаметр медалей, выполненных Скачковым, — 11-12 см.
В 1981-1982 годах другой скульптор Каслинского завода, В.П. Игнатьев (род. в 1951 г.), выполнил односторонние медали «Данте Алигьери» и «Ханс Кристиан Андерсен».
Две медали создал известный скульптор А.В.Чиркин (1930—1989) в 1987 году. Это — «Творенье рук твоих бессмертно» и «Мастерство бессмертно».
К сожалению, пока нет полного перечня чугунных медалей, которые были выполнены в Каслях в советское время. Не удалось найти информации и о тиражах, которыми выпускались эти медали.
В наше время возрождается интерес к коллекционированию русского художественного чугунного литья. Появился круг людей, интересующихся медалями, отлитыми на уральских заводах.
При коллекционировании необходимо учесть, что, как правило, на медалях до 1917 года указывались даты событий, которым эти медали были посвящены. Фактически большинство русских чугунных медалей отлито в конце XIX – начале XX века. Определить точные даты их выполнения еще не удалось, поскольку сохранившиеся сведения весьма ограничены и отрывочны. Исключение – ряд медалей, дату отлива которых можно почти гарантированно установить. Это, например, медаль «В память 40-летия ученой деятельности профессора В.Грубера» (1887).
Автор будет благодарен за любую поступившую на адрес редакции дополнительную информацию о русских чугунных литых медалях XIX—XX веков.
Сергей НАЗИН
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 18 (июнь 2004), стр.132