Артемий Обер лепил характер персонажа
Артемий (Артур) Лаврентьевич Обер — русский скульптор-анималист, работавший в области — станковой скульптуры, — родился 10 марта 1843 года в Москве.
У будущего скульптора увлечение искусством проявилось далеко не сразу. Окончив гимназию, он поступил на медицинский факультет Московского университета, решив посвятить свою жизнь медицине. Однако, учась уже на 2-м курсе, он с большим увлечением стал заниматься скульптурой. Покинув университет, Обер едет в Петербург и пытается поступить в Технологический институт, но не выдерживает вступительных экзаменов. Из Петербурга он пишет письмо матери в Москву с просьбой разрешить ему стать художником. Мать привозит из Москвы его первые, еще детские работы «Лесной царь» и «Дядя Жук», которые он показал П.К.Клодту и Ф.А.Бруни. Заключение, неожиданное для самого Обера, было хорошим: «неподдельный творческий талант». Окончательно определив свое призвание, 22-летний молодой человек поступает вольноприходящим учеником в Петербургскую Академию художеств.
Проучившись в ней лишь зиму 1864 — 1865 годов, Обер, по совету отца, смирившегося с увлечением сына, отправляется учиться в Париж, где проводит пять лег — с 1865 по 1870 год. Учеба в Парижской рисовальной школе у Антуана Луи Бари, основателя анималистического жанра в скульптуре, повлияла па все творчество Обера. Бари был непревзойденным мастером изображения характеров животных. Обер работает в музеях, постоянно рисует и лепит с натуры. С этой целью он часто ездит на охоту и гуляет в лесу, чтобы наблюдать жизнь животных, почти ежедневно посещает местный Зоологический сад и даже переезжает на жительство поближе к зоосаду в Латинский квартал.
В Париже скульптор вылепил более 15 этюдов зверей, в том числе «Волчицу с волчатами», выполненную из обожженной глины.
В начале 1870-х годов Обер работает в Санкт-Петербурге, где по протекции Ф.А.Бруни получил небольшую мас терскую в Академии художеств. Здесь Обер вылепил скульптурную группу «Лев, пожирающий газель», показанную в 1872 году на выставке в Академии художеств. За эту группу, отлитую в гипсе, скульптор был удостоен Большой серебряной поощрительной медали. Более того, его произведение было приобретено для академического музея. На этой же выставке Артемий Обер экспонировал и другие свои интересные работы — «Собаку» и «Лошадь-башкирку». Известный художественный критик В.В.Стасов писал: «Обер выставил очень характерных «Собаку» и «Лошадь-башкирку», ловко схваченных с натуры».
Артемий Обер как будто сразу же почувствовал характерную особенность своего дарования и почти не брался за выполнение больших монументальных памятников или же монументально-декоративных групп, отдавая предпочтение так называемой малой пластике.
Наибольший интерес представляют работы Артемия Обера, выполненные им на основе многолетнего наблюдения животных, изучения их внешнего облика, тонкостей строения тела, характера, повадок, движения. Не ограничивая мир своих исканий одними «портретами животных», он открыл в этой области неведомые тайны. Можно сказать, что Обер, пришедший на смену Клодту, посвятил свою жизнь, как и Клодт, любовному
Изображению животных.
На выставке 1873 года в Академии художеств были показаны новые интересные его работы — «Львица с черепахой», «Прыжок тигра», «Голова собаки». Талантливые произведения скульптора заметили и высоко оценили и зрители, и профессиональные критики.
На академической выставке 1879 года снова появились интересные работы скульптора — «Малороссийский вол» и «Борзая с лисицей». Последняя группа, отлитая в 1881 году в бронзе, была показана и в 1883 году на XI выставке «Товарищества передвижных выставок».
Группа «Борзая с лисицей» — одно из самых значительных и талантливых произведений Обера. В ней прекрасно передано стремительное движение охотничьей собаки, схватившей за горло лисицу. Эта группа знаменует начало расцвета творчества скульптора. Лучшие его произведения относятся к 80—90-м годам XIX века. Они отличаются остротой и выразительностью трактовки.
В 1885 году он создал бронзовую скульптурную группу «Бык-победитель». История создания группы такова. А.Л.Обер лепил быка швейцарской породы по кличке Солнышко. Пастух, чтобы вызвать быка из сарая, обманул его, предложив вместо хлеба кусок дерева. Солнышко рассвирепел, подхватил пастуха рогами, швырнул вверх. Эту сцену скульптор использовал позднее для работы над группой «Бык-победитель», изобразив быка не с пастухом, а с волком, им побежденным. Мощным, тяжелым и упрямым изображен разъяренный бык, только что победивший в смертельной схватке волка.
В 1886 году А.Л.Обер вместе со своим другом и товарищем Е.А.Лансере устроил большую выставку, на которую представил более 30 своих произведений, в том числе и новые работы. Здесь можно было видеть уютное кошачье семейство («Кошка с котятами»), выразительную «Моську», лениво лежащую семью свиней («Свинья и боров»), «Играющих медвежат», «Сеттера», «Вола», «Теленка», «Попугая». Критики отмечали, что в произведениях Обера много таланта, правды, наблюдения и передачи живой натуры, что он лепит львов, тигров, быков, собак, птиц не только всегда с натуры, но и со старанием более всего передать физиономию, душу, мысль, настроение, капризы представителей четвероногого или двуногого царства.
В отдельных поздних работах Обер еще сохранял лучшие качества своих прежних реалистических произведений, любовь к правдивому изображению животных. Добродушно-спокойным представлен «Белый медведь» (1898 год) — вытянув морду, лениво лежащий на льдине и как бы греющийся на солнышке. Прекрасное знание анатомии животного проявилось в выразительности трактовки мягкого движения его туловища и свободно опущенных лап. Обер мастерски передал характеристику медвежьей шерсти. Это произведение, показанное на выставке только что основанного творческого общества «Мир искусства», высоко оценил художник В.А.Серов.
В 1893 году А.Л.Оберу было присвоено звание академика скульптуры.
Станковые работы Обера в большом количестве отливали в бронзе на фабриках Ф.Шопена, К.Верфеля, в чугуне — на Каслинском заводе. В 1894—1899 годах Обер, работая в Париже, отлил 10 скульптур в керамической мастерской А.Биго.
Скульптор скончался в 1917 году в Петрограде. Несмотря на то, что он начал серьезно лепить только в зрелые годы, по знаниям и технике Обер стоит далеко впереди многих своих современников.
Анатолий ГАНУЛИЧ
Иллюстрации предоставлены автором.
Фото Игоря НАРИЖНОГО.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 18 (июнь 2004), стр.72