Исаак Меррит Зингер (Isaak Merritt Singer, 1811 —1875) оставил заметный след в мировой истории промышленности, в том числе и российской.
Созданная им в 1851 году фирма «1.М.Singer & С°», позднее переименованная в «The Singer Manufacturing С’», опутала весь земной шар сетью Дочерних предприятий, изготовлявших швейные машины. Агентства по продаже и сервисному обслуживанию располагались во всех крупных городах мира.
Фамилия Зингер настолько известна и так тесно связана со швейной машиной, что многие до сих пор считают его изобретателем швейной машины. В журнале «Изобретатель и рационализатор» (5fe 11, 1971) была опубликована статья известного патентоведа и историка техники Г.Буша, в которой автор попытался восстановить справедливость и назвал имена истинных изобретателей основных узлов швейной машины. Отдав дань уважения И.Зингеру как талантливому организатору, который впервые ввел поточное производство и сборку машин из взаимозаменяемых частей, а также наладил сервисное обслуживание продукции своей фирмы, Г.Буш обошел вниманием как раз ту сторону его деятельности, которая стала основополагающей в достижении предпринимателем таких колоссальных успехов в создании империи «Зингер», — мощный рекламный прессинг граждан Америки и всего мира.
Об И.М.Зингере, его бурной личной и общественной жизни написано много книг и статей, в которых скупо или вообще ничего не говорится о той сфере деятельности, в которой Зингер показал себя гением, — об искусстве рекламы.
Судя по характеристике, которую дали ему авторы опубликованных работ, он хорошо знал жизнь и слабости людей, особенно женщин. Именно практические познания в психологии, на основе которой строилась рекламная кампания, позволили фирме, начавшей свою деятельность с выпуска нескольких сотен машин в год (1851), к 1861 году достичь уровня 262 316 единиц в год и занять первую строчку в рейтинге аналогичных фирм, работавших в США. Машины компании «Зингер» ио своим техническим характеристикам были ненамного лучше продукции других фирм, да и цена на них считалась достаточно высокой — от $100 и выше, в то время как на рынке продавались более дешевые машины – за $50 (фирма «Wilcox & Gibss).
Причем, если фирма «Зингер» давала гарантии бесперебойной работы своей продукции в течение 1 года, то фирма «Вилькокс и Гиббс» давала свои гарантии на 4 года. Но именно «Зингер» смогла достичь столь грандиозных успехов, и произошло это за счет умелой и высококачественной рекламы — в малоразвитой (по тем временам) области. Зингер не жалел денег на рекламу. Многообразие форм и оригинальность самой рекламной продукции могут составить интересную, красочную и познавательную коллекцию. Предметный ряд такого собрания — наглядный пример для современных деятелей рекламного бизнеса.
Компания Зингера первой в мире стала тратить на рекламу $1 млн. в год. На первых этапах своей деятельности в этой области бизнесмен использовал различные приемы: организовал целую армию коммивояжеров, которые колесили по Америке со швейной машиной, показывая ее в работе в швейных мастерских и домохозяйкам; создал систему продаж машин в рассрочку, тем самым значительно повысив уровень их продаж; открыл сеть специализированных магазинов, в которых машину в работе показывали привлекательные, воспитанные продавщицы.
Во время войны Севера—Юга (1861 —1865) компания развернула рекламную акцию под лозунгом «Мы одеваем Армию!» (Северную).
Доходы компании были столь велики, что в 1865 году ее хозяин отошел от дел, много путешествовал, время от времени жил в Англии во дворце «Вигвам», в котором и скончался в 1875 году.
Имя Зингера связано даже с символом Америки — статуей Свободы, так как последняя жена Исаака — француженка Изабель Соммервилль — послужила прообразом этой всемирно известной женской фигуры.
Средством рекламы были не только плакаты, проспекты и другая печатная продукция, рекламой были офисные и торговые здания компании.
Фирма, опиравшаяся в основном па женщин, при размещении рекламы учитывала временной и этнографический факторы, поэтому на картинках, где женщина у швейной машины «Зингер», в разные времена и в разных странах она выглядела по-разному.
Все виды рекламной продукции компании «Зингер» можно классифицировать так: архитектура (офисные здания и торговые организации); фирменный торговый знак; плакаты; газетная и журнальная реклама; магазинные вывески; каталоги; проспекты и руководства; открытки; календари; бухгалтерские счета; книги купли-продажи; значки.
Офисные и торговые здания компании, как правило, отличались своеобразной архитектурой, их строили или оформляли обязательно на центральных улицах городов.
В Нью-Йорке центральный офис «Singer Building» был одним из первых высотных зданий города.
Офис в Санкт-Петербурге, интереснейшее архитектурное и инженерное сооружение на Невском проспекте (арх. П.Ю.Сюзор, 1907), располагался в здании, единственном в городе, с крыши которого на прохожих не лилась вода и не падали сосульки, — так была организована уборка снега и волы. В Москве здание компании находилось на Кузнецком Мосту
Даже в провинции здания с вывесками «Компания Зингер» выделялись размерами и внешним видом.
Фирменные торговые знаки в виде овальной тонкой пластины из металла желтого цвета размещались на стойке каждой машины, изготовленной во всех филиалах в разных городах мира. На них обязательно изображались челночок-лодочка открытого типа, две перекрещенные иглы с нитками для ручного шитья, расположенные в форме буквы «5», и катушки с нитками. Надписи на знаках различались в зависимости от того, в какой стране производились швейные машины и в каком году. На американских машинах второй половины XIX века и машинах русского производства начала XX века в верхней половине пластины размером 41x33 мм размещалась надпись «THE SINGER. MFG.С. N.Y.», снизу — «TRADE MARK». Идентичность надписей машин американского и российского производства объясняется тем, что завод АО «Компания Зингер» в Подольске был филиалом американской фирмы.
На машинах, выпускаемых в Германии, надписи были иные: сверху «NAHMASCHINEN», снизу также «TRADE MARK».
На детской швейной машине, выпущенной в США в 1956 году, на основании помещена овальная пластина размером 31x22 мм, которая покрыта золотистой краской, с каймой из геометрических узоров черного цвета по краю. В центре — традиционный торговый знак фирмы и надпись, как на всех американских машинах фирмы.
В газетах и журналах рекламировались не только знаки фирмы и достоинства всей продукции, но и новые разработки. Рекламу фирма размещала и в других изданиях, например, каталоге технического и Кавказского отделов Московской политехнической выставки 1872 года, «Русском путеводителе по французской выставке в Москве 1891 г.», каталоге Российской выставки 1913 года в Киеве, журнале «Воздухоплаватель» (№3, 1910).
Если газетная и журнальная рекламы были достаточно скромными в художественном смысле и, естественно, одноцветными, то плакатная продукция поражает красочностью и оригинальностью.
Нa одном из первых плакатов, изданных фирмой «Зингер», было изображение индианки (племя сименолов) в национальной одежде, сидящей за швейной машиной с надписью - «SINGER» (1850-е гг.).
Художники компании очень часто использовали женские образы в рекламе.
Того, что современному человеку кажется нормой — участие в рекламе публичных людей, в XIX веке не было: практически на всех рекламах наряду с
надписями использовались условные стилизованные рисунки и коллажи. Один из первых в мире плакатов, на котором продукцию фирмы демонстрируют всемирно известные люди — ди вы Метрополитен-Oiюра Амалия Мотерна (1844— 1918), Кристина Нильсон (1843—1921) и Аделина Пати (1843—1919), появился в 1880-х годах.
Многоцветные плакаты, выпущенные в России в начале XX века, учитывают специфику империи: рекламный плакат — «магазинная вывеска» — изображает русскую девушку в псевдонародном роскошном платье и в кокошнике; на рекламном плакате начала XX века изображены женщины — представительницы на
родов Российской империи — в национальных костюмах, сидящие за швейными машинами «Зингер».
Весьма популярны в начале прошлого века в России были магазинные и ярмарочные вывески-плакаты. На них обязательно изображалась девушка славянского типа в национальной одежде.
Рекламные плакаты компании «Зингер» начала века рассказывали о возможности использования машин в фабричных и домашних условиях.
Фирма издавала сборные каталоги ассортимента выпускаемых швейных машин, такие, как, например, «Иллюстрированный каталог швейных машин компании «Зингер». Для ремесленного и фабричного производства» (форма Р-5000-6, 1914).
Поражает многообразие различных проспектов и руководств, связанных с этой фирмой. «Руководство к изучению шитья на машинах «Зингер» (вновь усовершенствованных)» конца XIX века — своего рода ода изделиям фирмы: это совет покупать машины системы «Зингер» (система — совокупность патентованных узлов швейной машины, скомплектованных в одном изделии); «ни одна в мире система не может сравниться с таковой,,, в последние годы па всех выставках, местных и всемирных, высшие награды были присуждены исключительно машинам «Зингер»,., изящная и прочная отделка» машин, легкость движения и т.п., есть «лишь исключительно благодарственные отзывы, что и служит подтверждением преимущества конструкции системы покойника Зингера».
Все эти отзывы относятся к машине, изготовленной даже не на заводах фирмы «Зингер», а на фирме
«Naumann» (Германия) по случаю 25-летнего юбилея «Русского товарищества Попова и К”» — известнейшего Торгового дома России, основанного в 1870 году.
В «Руководстве» помещены юбилейная марка Торгового дома и адреса магазинов, расположенных в различных городах России.
В «Руководстве к швейным машинам компании «Зингер» «Вейбретингъ Шётль» класс 27 и 28 (издание компании «Зингер», С.-Петербург, 1909) уже нет хвалебных строк, посвященных изделиям фирмы, а есть только информация, необходимая при работе на швейной машине. В «Руководстве» много иллюстраций, 3-цветное изображение фирменного логотипа, принятого в России.
Примером рекламной продукции может служить каталог запасных частей к швейной машине класса 183Д1, изданный в Германии в 1930-е годы, — «Singer Nahmasclrinen Aktiengesellschaft Fabrik Wittenberge», содержащий перечень номеров деталей, входящих в комплект машин. Такие каталоги выпускались практически для всех классов машин фирмы «Зингер» и предназначались для сервисных служб, расположенных в различных городах мира. Издание каталога намного скромнее руководств, что,
вероятно, объясняется огромным количеством выпускаемых машин и известностью фирмы, так что от издания требовалась только информативность.
Логотип фирмы 1930-х годов в двух вариантах помещен на обложке с двух сторон.
В 2000 году в Подольске выпустили буклет, посвященный 100-летию фирмы «Зингер» на российской земле. В нем — экскурс в историю фирмы в России и ведения о современных ее достижениях.
Более чем за 150-летний срок своей деятельности она выпустила большое количество открыток. Среди них — изображение высотного офисного здания в Нью-Йорке (США, 1903), комплект открыток, посвященных 100-летию Бородинской битвы
(Россия, 1912), открытки лубочного типа с жанровыми сценками и надписями нравоучительного характера (Россия, начало XX века), изображения своих предприятий (Россия, начало XX века).
Фирма регулярно выпускала календари, иногда размещала рекламу в сборных календарях. На отрывном календаре 1909 года размещены многоцветные изображения: фирменный торговый знак; логотип, принятый и использованный на территории России, — девушка в национальном русском костюме, причем сама девушка и ее костюм отличаются от тех, что изображены на плакатах «магазинных вывесок». На каждом листке календаря даты месяца разделены пополам. Размер календаря 142x110 мм.
Даже на столь прозаичных вещах, как бухгалтерская документация, размещали логотипы и различные сведения рекламного характера.
Бланки бухгалтерских счетов магазинов выполнены на высоком художественном уровне, на них размещали логотип, принятый к использованию в данном государстве. Бланк счета размером 22x20 см изготовлен на хорошей бумаге, заполнен в депо Треста «ГОСШВЕЙМАШИНА», что было на Сретенке (Москва) в 1924 году, и к нему приклеены две гербовые марки достоинством 6 копеек каждая, с надписью на 6 языках. Бланки счетов компании «Зингер» использовались в магазинах и депо, торговавших швейными машинами с 1906 по конец 1920-х годов. На всех были типографские номера, а на счетах указывалось, в рассрочку куплена машина или за наличные.
Особое место в рекламной продукции компании занимает так называемая книжка купли-продажи швейных машин в кредит. Система рассрочки, применяемая фирмой во всем мире, была принята и в России. Сама книжка — интереснейший документ, характеризующий эпоху. В ней были сведения о месте проживания и социальном статусе покупателя. У каждого покупателя обязательно должен был быть поручитель, имевший стабильный заработок. Оплата в рассрочку происходила помесячно, в книжку наклеивалась марка с обозначением суммы погашенного долга. По маркам можно проследить, как менялось материальное положение покупателя, — заработок, полученный от использования швейной машины, позволял практически ежемесячно гасить все большие суммы долга.
На обложке книжки помещены изображения медалей, которые фирма «Зингер» получила на российских и мировых выставках, и торговый знак с указанием места его расположения на швейной машине.
Больше всего рекламной продукции компания «Зингер» выпустила в период с 1851 по 1940 год. Во второй половине XX века она уже не выделялась оригинальностью и стояла в одном ряду с аналогичной продукцией других фирм.
Заключительным аккордом в истории рекламной продукции компании в России на конец XX века можно считать сувенирный значок, изготовленный уже в начале XXI века, — «Зингер» — 100 лет в России». Значок круглой формы, с 3-булавочной застежкой. Диаметр — 38 мм, металл, пластмасса.
Лидия ОРЛОВА
Иллюстрации предоставлены автором.
Фото Игоря НАРИЖНОГО.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 18 (июнь 2004), стр.24