Он любил писать туманы, находя в этом явлении природы особую загадочность. Остается сожалеть, что туман, окутавший имя самого художника, рассеялся только черед 70 лет после его смерти.
На отечественном антикварно-художественном рынке самой востребованной по-прежнему остается пейзажная живопись. На фоне дорогой «природы» и громких имен русских художников свою коммерческую нишу заняли романтические полотна с подписью «K.Rdsen», наиболее представленные в галереях Москвы и Санкт-Петербурга. Любители живописи, приобретая работы этого автора, удивляются отсутствию какой-либо биографической справки в прилагаемых экспертных заключениях, как официальных, так и частных. Попытки обнаружить имя художника в «привычном» круге справочной литературы остаются безуспешными.
Между тем один авторитетный искусствовед уже который год смело пишет о принадлежности живописи с автографом «К. Rosen» кисти художницы Каролины (?!) Розен. Другие «знатоки» утверждают, что за этой подписью скрывается некий белогвардейский офицер-художник по фамилии Розин. Остальные «народные» версии вынесены далеко за пределы этого текста. Исключение составляют экспертизы BXHPЦ им. Академика И.Э.Грабаря, в которых хотя бы корректно дана ссылка на каталог Осенней выставки 1906 года в залах Петербургской Академии художеств, где среди участников упоминается К.И.Розен. Если бы уважаемые искусствоведы-эксперты расширили границы своего профессионального интереса, то имя художника давно стало бы открытым.
Авторам публикации понадобилось менее месяца, чтобы восполнить этот информационный пробел. В своих поисках мы отталкивались от балтийско-немецких корней фамилии Розен, кстати, она произносится с ударением на первый слог. Также учитывалось, что значительная часть работ художника прибыла на российский рынок из Латвии. В «Балтийском биографическом справочнике» («Balti-scher biographischer index», Miinchen, 1999) сразу удалось найти строку с интересующим нас именем — Карл Розен (1864—1934), художник. Эту информацию полностью подтвердили документальные материалы, предоставленные Государственным Архивом и Национальной библиотекой Латвии. С пониманием отнеслись к нашей проблеме сотрудники Рижского художественного музея, в собрании которого находится работа Карла Розена «Наводнение в Даугавпилсе» (115x166 см., х., м). Но как же тогда объяснить отсутствие имени художника в таких известных справочниках, как «Латышская живопись», выпущенных рижским издательством «Лиесма» в 1980 и 1985 годах?
Полученный материал позволяет предложить читателю объективную биографическую справку о К. Розене с акцентом на последний — латышский — период его жизни.
Российский и латвийский художник Карл И. (Иоганович?) Розен родился 28 января 1864 года в Елгаве. По окончании местного реального училища уехал в Петербург, где продолжил обучение в Императорской Академии художеств у Ф.Бурова, И.Шишкина и Ю.Клевера по классу пейзажной живописи. Выставки с участием художника проходили в залах Академии в 1906, 1908, 1912 и 1914 годах.
В 1918 году К. Розен вернулся в Латвию, где продолжал активно работать. Так родились «Сумерки на озере Бабитес», «Глыбы Даугавы», «Юрмала летом», «Ночной вид Кулдыги», «Вид на реку Огре» и т.д. Здесь же, в Латвии, продолжилась давняя дружба Карла с Юлием Клевером, который в начале XX века жил и работал в Риге, где имел собственный салон-мастерскую.
Персональпая выставка Розена прошла в 1927 году в рижском Клубе офицеров. В сохранившемся каталоге числятся 104 работы, одна из которых — «Водяная мельница» — написана Карлом в память о своем поместье в России. По окончании выставки художник подарил Военному музею картину «Пулеметная гора» (1926 г., 118x178 см, х., м), посвященную героизму латышских стрелков в годы Первой мировой войны. Сегодня полотно хранится в Государственном историческом музее Латвии.
После выставки работы художника продолжали успешно продаваться и, судя по сохранившимся этикеткам-ценникам, стоили довольно дорого. Например; картина «Дуб в лесу Вадаксте» (114x114 см., х., м) была продана за 1400 лат. (Для сравнения: К. Розен платил 30 лат в месяц за квартиру из четырех комнат и кухни.)
Последине три года жизни Карл Розен работал очень мало, так как был неизлечимо болен. Он умер 18 марта 1934 года в родной Елгаве. Жена, сын и дочь покойного сообщили об этом в газете, пригласив всех желающих проститься с художником.
Из некролога в газете «Latvis»: «Имя умершего художника Розена упоминалось мало и знакомо далеко не всем. В кругу латышских художников были такие, кто принципиально не замечал работ своего коллеги. Покойный Розен был типичным представителем старой школы пейзажной живописи. Его учителем в Петербургской Академии художеств был знаменитый И.Шишкин. Агрессивное высокомерие и «хлебная вражда» со стороны художников других направлений заставляли страдать миролюбивое и честное сердце Розена. Он жил только ради искусства, отвергая любые сомнительные сделки, далекие от его творчества. Художник содержал семью исключительно на доходы от продажи своих картин. Надеемся, что известие об этом достойном латышском художнике, работавшем на поприще искусства 49 лет, дойдет до главных персон Пенсионного совета в надежде назначить вдове и двум малолетним детям соответствующую пенсию».
Посмертная выставка К.Розена, устроенная вдовой художника, прошла в Елгаве в 1937 голу. Экспозиция состояла из 62 работ. Пpecca отметила эго событие трогательной рецензией, особенно выделив такие полотна, как «Глубокий снег», «Сосна на закате солнца», «Зимний пейзаж с волками», «У озера ранним утром», «Вид на кладбище в Баложах».
Легом 2003 года рижская галерея «Antonija» провела выставку «Романтическая эпоха в живописи балтийских художников XIX—XX вв.», где было представлено несколько пейзажей Карла Розена, отмеченных вниманием благодарных зрителей.
Оценивая сегодня живопись Карла Розена, необходимо учитывать, что его творчество, как и всякое художественное явление, обусловлено особенностями своего времени. Нельзя переносить на произведения художника требования и вкусы последующих эпох. Большая часть картин еще при жизни автора нашла своих ценителей в Дании, Швеции, Англии, Голландии, Франции, на родине — в Латвии, а также в России. Его лирические пейзажи, в которых воплотились пронзительное чувство родины и щемящая душу одухотворенность природы, украшали кабинеты иностранных резиденций и стены респектабельных домов.
В этом году исполнилось 140 лет со дня рождения и 70 лет со дня смерти Карла Розена. Авторы надеются в ближайшем будущем увидеть имя художника в специализированных российских и латвийских изданиях.
T.S. Наряду с работами К. Розена периодически появляются визуально похожие пейзажи, особенно зимние, подписанные «Е.Rosen» или «E.Rozen». Гораздо реже встречается «А.Rosen». В процессе поисков мы расшифровали эти автографы и готовы поделиться своими открытиями с читателями «Антиквариата...» в ближайших номерах журнала.
Светлана ПРИБЫТКОВА, Артур ВЕРДИНЬШ
Фото из архива авторов и Игоря Нарижного.
Авторы выражают благодарность Музею истории Латвии, сотрудникам Государственного исторического архива и Национальной библиотеки Латвии, рижской галерее «Antonija» и лично Н.Сармулису, антикварной фирме «Лрт-Гелос» (Юрмала) и лично В.Радькову.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 18 (июнь 2004), стр.19