Живописное ростовское эмалевое производство, по старой русской традиции, часто называют финифтяным, а мастеров-эмальеров — финифтяниками. Однако современные любители этого вида старинного русского искусства, как и «большинство покупателей изделий ростовской финифти, используют более привычное слово — «эмаль».
Всего 15—20 лет назад, в середине 1980—1990-х годов, ювелирные изделия фабрики «Ростовская финифть», выполненные в технике живописи по эмали, были популярными украшениями, особенно у женской части населения СССР. Продукцией этого известного по всей стране производства, имевшего статус «предприятия народных промыслов», были вещи самого широкого художественного потребления. Однако будучи современной фабричной и тиражной продукцией, эти предметы одновременно относились к изделиям русского ювелирного и декоративно-прикладного искусства. Благодаря своей яркой цветочной росписи, наличию тонкой сканной оправы, выполненной вручную, и сложной дорогостоящей эмальерной техники эти рукотворные изделия выглядели праздничными, очень изящными и оригинальными.
«Старая» ростовская финифть всегда была предметом музейного коллекционирования и активного частного собирательства. В этом отношении финифть Ростова Великого составляла конкуренцию русской меднолитой пластике XVII—XIX веков, но в отличие от нее всегда была более элитарным разделом прикладного искусства и стоила на порядок дороже.
Город Ростов (Ярославская губерния) — один из крупнейших традиционных центров эмальерного искусства в России. Салл термин «эмаль» появился в нашей стране сравнительно недавно, в конце XIX века. Это слово французского происхождения быстро вытеснило старый и широко распространенный термин «финифть» (от греческого «фингитис» — «светлый, блестящий камень»), появившийся на Руси в X—XII веках из Византии. Однако и сегодня, когда речь заходит о старинных предметах или современных изделиях
фабрики «Ростовская финифть», выполненных в технике горячей эмали (расписная эмаль или живописная эмаль), или если необходимо указать на связь современных вещей со старой русской традицией, употребляют термин «финифть».
В XIV—XV веках эмаль, или, как тогда ее называли, финифть, играла второстепенную роль в украшении бытовых предметов. К середине XVI века на Руси получила широкое распространение техника эмали по скани. Этой техникой особенно славились два художественных центра — Москва и Новгород. XVII век считается временем расцвета искусства русской эмали, которой теперь уже украшалось множество вещей функционального назначения — ручки столовых приборов, чернильницы, различные футляры, пуговицы, пряжки, серьги, кольца, шкатулки и т.д. Причем эмаль становилась важным элементом праздничного убранства не только предметов светского характера, но и предметов культа (например, панагий). Эмали, которые использовали в своей работе русские мастера золотых и серебряных дел, составлялись из местных материалов. С развитием экономических отношений со странами Западной Европы и Востока в XVII — XVIII веках русские мастера стали использовать более качественную привозную эмаль, которая поступала от иностранных купцов через Архангельск. В последней четверти XVII века большую известность получили изделия сольвычегодских мастеров, которые стали активно использовать новую технику — расписную эмаль. Техника росписи эмалевыми красками имела серьезное значение для развития всего русского декоративноприкладного искусства и ювелирного дела, так как появился более удобный и быстрый способ декорирования изделий не только орнаментальными, но и сюжетными изображениями. Одновременно на Русском Севере (в Устюге Великом) в XVII веке появилась техника эмали но литью, в которой делалось большое количество церковных и культовых изделий: кресты, иконки, складни и др. Вторая половина XVIII столетия — время расцвета русской живописной эмали, техника которой имеет много общего с миниатюрой на кости и живописью на фарфоре. Основными заказчиками живописной эмали в XVII — первой половине XIX века были монастыри, представители высшего духовенства и русского дворянства.
Ростов Великий (или Ярославский) известен своей эмальерной продукцией со второй половины XVIII века. К тому времени он уже был центром Ростовской митрополии, в нем процветали ремесла и торговля, широко велось градостроительство, в том числе церквей и монастырей. Зарождение финифтяной живописи в Ростове все исследователи относят к первой половине XVIII века. Существует даже легенда, что в правление императрицы Анны Иоанновны (1730—1740) в Ростов был сослан художник-итальянец, который и начал здесь свое эмальерное дело. У него были русские ученики, благодаря которым эго ремесло позже распространилось по всему городу. Но па самом деле оно, конечно, было «занесено» в Ростов из Москвы, еще в XV— XVII веках прославившейся искусными мастерами Оружейной палаты, делавшими драгоценные чаши, оклады икон и церковных книг в технике многоцветной эмали по скани в сочетании с драгоценными и поделочными камнями.
На протяжении XVIII — начала XX века именно Ростов был цен тром финифтяного производства, которое снабжало расписными эмалевыми образками и иконками не только все русские монастыри, но и некоторые греческие, в основном на Афоне. В XVIII веке особенно большое количество предметов прикладного искусства выполняли для украшения интерьеров храмов и монастырей, ими также декорировали церковные облачения и предметы литургии. Поэтому уже со времени своего появления ростовское финифтяное дело было ориентировано на религиозную тематику, что и определило круг основных сюжетов и особый стилет-й (церковный) канон, идущий от подражания иконописи и фреске. Финифть, или живописная эмаль, стала обязательной частью торжественного убранства дорогих напрестольных Евангелий и разных церковных книг, богослужебной утвари (потиров), митр, панагий; из заказных финифтяных иконок составляли камерные «домашние иконостасы». Эмалевые дробницы (вставки) с миниатюрами на библейские темы были не только художественным акцентом культовых предметов, по и аккумулировали в себе, на визуальном уровне, основные философские идеи христианского учения. В качестве примеров для миниатюрной эмалевой живописи ростовские финифтяпики брали образцы иконописи, западноевропейские и русские гравюры с религиозными сюжетами. Финифтяное дело развивалось в организационных рамках монастырского ремесла и, как многие другие явления русской художественной жизни, испытывало в XVIII веке сильное влияние искусства барокко. Торжественный и пышный барочный стиль был очень органичен духу церковной культуры, стремящейся к красоте и возвышенному идеалу. В 1780-е годы при многих ростовских монастырях существовали специальные финифтяные мастерские. Все они помимо важных и сложных заказных работ выпускали множество более простых и менее дорогих эмалевых образков и иконок, которые расходились по всей России.
В конце XVIII — первой четверти XIX века под влиянием столичного «ученого искусства» Москвы и Петербурга стиль ростовской финифти преобразился — барочную манеру в живописной эмали сменила строгая художественная система стиля классицизм. Именно с этим периодом связано формирование собственно ростовской школы миниатюрной живописи на эмали и общий расцвет этого вида ремесла, а позднее на его основе — и кустарного промысла. Для ростовской финифти того времени характерна строгая каноничность сюжета, яркий колорит, локальность цветовых пятен на плоскости, максимальное использование голубого, темно-розового и темно-синего цветов.
Процветание финифтяной живописи в Ростове в это время происходило под патронажем Спасо-Яковлевского монастыря, где была собственная мастерская, во главе которой стоял умный и просвещенный архимандрит Иннокентий, проявлявший большой интерес к этому сравнительно новому для города виду художественного ремесла и прикладного искусства. Благодаря стараниям и делам архимандрита монастырь посещало множество богомольцев, в том числе и из богатых купеческого и дворянского сословий, которые постоянно заказывали финифтяные вещи. Поэтому ремесленники-финифтянщики, поощряемые, с одной стороны, архимандритом Иннокентием, а с другой, имея широкий сбыт своих изделий, постоянно между собой конкурировали, что только повышало художественно-технический уровень выпускавшейся продукции.
Величина и форма финифтяных образков и иконок, изготовлявшихся ростовскими мастерами, были самыми разными. Мелкие вещи готовили к продаже целыми партиями, крупные изделия выполняли исключительно по заказу. Иконки были круглой, овальной, квадратной и прямоугольной формы. Независимо от размеров изделий технология их изготовления была одинаковой и состояла из 3-х последовательных операций:
1) приготовление белой финифтяной пластинки,
2) роспись пластинки конкретным изображением,
3) вставка пластинки в медную или серебряную оправу.
Главные оптовые покупатели образков и иконок — русские монастыри — в свою очередь торговали этими вещами по всей России. Художественные особенности ростовской эмали середины XIX века позволяют безошибочно выделить ее в ряду более ранних или более поздних вещей. Так, например, очень часто в живописной миниатюре встречается голубой фон, но бывают также фиолетовый, серый, светло-сиреневый. При проработке одежд и драпировок мастера использовали технику пунктира с цветовой нюансировкой по более светлому фону. Именно в такой манере работали столичные художники-миниатюристы в начале XVIII века, по только в XIX веке она широко распространилась в Ростове.
Во второй половине XIX века хозяйственно-экономическая организация производства ростовской эмали носила ярко выраженный характер кустарного предпринимательства, основой которого были мелкие семейные мастерские. Одна из художественных новаций в работе кустарей того времени — копирование произведений западноевропейской и русской профессиональной живописи религиозной тематики. Для этого использовали доступные журнальные репродукции с картин таких знаменитых художников, как Рафаэль, Ботичелли, Боровиковский, Иванов, Васнецов. В отдельных случаях это были прекрасно выполненные заказные эмалевые миниатюры — копии известных и популярных живописных полотен того времени или минувших эпох. Но подавляющая часть работ, предназначенных для рынка и массового покупателя, была упрощенной в художественном плане миниатюрной картинкой, но манере исполнения близкой к городскому примитиву и лубку.
В конце XIX — начале XX века в связи с колоссальным спросом на эмалевые вещи многократно увеличилось их количество и неизбежно снизился их художественный уровень. Многие изделия из-за плохого живописного качества стали дешевыми вещами каждодневного пользования. Техника письма таких предметов отличалась несложным приемом ручного исполнения («скорописью») и подвергалась только лишь двум или одному обжигу. Заготовленный подмалевок обводился черным контуром, в результате чего лики святых получались обобщенными, очень условными. Большинство финифтяных изделий того периода отличались примитивной росписью, яркой палитрой локальных цветов и большой декоративностью.
Круг сюжетов был широким — писали иконки с образами русских общепочитаемых и местнопочитаемых святых, ярославских и ростовских чудотворцев, много иконок было с изображением Воскресения Христа и двунадесятых праздников, но одной их главных тем стало изображение Богоматери разных иконографических изводов. При несложной скорописной технике росписи некоторым мастерам удавалось выполнять в день от 300 до 600 простеньких образков или иконок, правда, их художественно-технический уровень был низким. Чтобы поднять качество ростовских изделий и разнообразить их ассортимент, в 1911 году в городе была открыта специальная школа-мастерская, в которой столичные художники пытались научить кустарей профессиональной миниатюрной живописи, писать светский портрет, пейзаж и орнаментальные композиции. Так, в ростовской финифти помимо круга церковных сюжетов появилась и цветочная роспись, хорошо знакомая нам по современным изделиям. Заслуга в этом деле полностью принадлежит известному художнику-графику Сергею Чехонину из петербургского объединения «Мир искусства», который на некоторое время возглавил ростовскую школу-мастерскую и привил местным кустарям любовь к традиционным для русского крестьянского искусства растительно-цветочным мотивам.
После 1917 года изменившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в стране, а также активная борьба с религией и церковным искусством заставили ростовских финифтяпиков кардинально изменить общую художественно-стилевую и содержательную направленность эмалевого промысла. Существовавшая с 1910-х годов на базе школы-мастерской кустарная финифтяная артель в 1920-е годы стала изготовлять эмалевые вставки с политически безобидной и нейтральной цветочной росписью (по старому — дробницы) для простеньких ювелирных украшений, дамских зеркалец, шкатулок, коробочек, пудрениц, флаконов, рамочек для фото и пр. Постепенно, по мере усиления политического контроля в стране, который распространился и на кустарное искусство, варьировались форма и характер росписей — от цветочного декора в виде букетиков, венков и гирлянд до агитационных или революционно-партийных лозунгов и символов советской власти.
Ростовские кустари из артели «Возрождение» успешно представляли советское искусство на двух международных выставках в Париже в 1925 и 1937 годах и в Нью-Йорке в 1939 году. Большинство изделий тех лет украшала традиционная полихромная цветочная роспись, которая на долгие десятилетия определила художественный облик старинного промысла в новых политико-экономических условиях. В предвоенное время выпускали, в основном для демонстрации на разного рода выставках достижений народного хозяйства, ограниченный круг камерных вещей с живописной эмалью (плакетки, портсигары, рамочки для фото, пудреницы), предназначенных для украшения письменного стола. На таких предметах, как правило, изображались государственная символика и эмблемы, писались портреты самых популярных в народе военачальников и политических вождей страны.
Новый этап в развитии ростовского финифтяного промысла наметился в середине XX века. В 1960 году артель была преобразована в фабрику «Ростовская финифть», но еще до этого искусством финифти серьезно заинтересовались профессиональные художники-ювелиры из Красного Села (введение на рубеже 1940— 1950-х годов сканной оправы для изделий) и специалисты Научно-исследовательского института художественной промышленности, остро чувствовавшие и хорошо понимавшие историко-культурную значимость и самобытность этого вида декоративного искусства, его тесную связь с русской традицией орнаментальных травных и цветочных росписей. Благодаря эскизам художников-прикладников стали появляться высококачественные ювелирные изделия, что дало начало новому направлению художественно-промышленного производства — многоцветные эмалевые украшения с цветочной росписью, которые и сформировали современный образ ростовской эмали.
В конце XX века ростовские мастера-эмальеры работали в нескольких направлениях: одни художники занимались классической портретной миниатюрой, другие писали самые разнообразные композиции декоративного характера. Тематика их произведений была чрезвычайно широка — от исторических, сказочных и былинных сюжетов до архитектурно-пейзажных. Очень красивы небольшие подарочные панно и шкатулки с пейзажами и монастырской архитектурой Ростова Великого. Одним из главных видов деятельности стала орнаментально-цветочная роспись на кулонах, серьгах, браслетах, кольцах, брошах, туалетных коробочках, пудреницах. Эти изделия расписаны на высокохудожественном уровне, практически все они имеют скапные оправы тонкой работы, великолепно оттеняющие прихотливым узором перевитой металлической нити драгоценную суть ювелирно выполненных вещей.
В современной ростовской финифти есть два типа росписи: точечная, с плавными переходами тонов, и мазковая, с более четким выявлением формы. Кроме белого фона используются и цветные, преимущественно синий, зеленый, черный, которые образуют гармоничные сочетания с нарядной полихромной росписью. Для ростовской финифти, несмотря на разнообразие творческих почерков разных художников, характерна общая и хорошо узнаваемая техника декоративного оформления предмета, окончательно унифицированная в начале второй половины XX века.
Популярность ювелирных изделий с ростовской эмалью сегодня все еще достаточно велика. Заново накапливается и опыт в написании сюжетов на религиозную тематику, которая становится все более востребованной. Финифть продолжает занимать не последнее место в ювелирном деле, современной художественной промышленности и истории русского прикладного искусства, являясь традиционным видом городского ремесла (промысла), которое впитало в себя многовековой опыт национальной культуры и художественного мастерства предшествующих поколений. Более того, ростовская финифть наряду с гжельским и хохломским производством остается одним их последних оплотов старинных российских промыслов и кустарного искусства.
Замира МАЛАЕВА
Фото Игоря НАРИЖНОГО.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 18 (июнь 2004), стр.8