11 и 13 февраля 1903 года в Зимнем дворце состоялся костюмиpованный бал. Спустя сто лет Государственный Эрмитаж предоставил возможность всем, кто захочет, «посетить» этот бал.
В Эрмитаже 23 февраля 2003 года открылась выставка «Русский бал», которую сопроводил буклет, выпущенный издательством «Славия». А издательским домом «Русский антиквариат» была подготовлена книга «Костюмированный бал в Зимнем дворце». На выставке можно было рассмотреть костюмы «баловавшихся» членов императорской семьи, а в книге увидеть этих 400 участников бала, прочесть их биографии, а также получить другую интересную информацию. Однако и Эрмитаж, и уважаемый «Русский антиквариат» забыли, а может, и не знали, что в 1903 году, кроме уникального малотиражного альбома, предназначавшегося в основном для участников бала, было еще одно издание, массовым тиражом (не менее 10 тысяч), которое уже тогда приглашало широкие народные массы на костюмированный бал в Императорский Зимний дворец. Это были открытки. Двенадцать открыток или, как их тогда называли, «открытые письма», были выпущены в серии «Императорская фамилия в исторических нарядах».
Эти открытки на разнообразные темы были изданы в пользу общины Св. Евгении. Среди них, вышедших с 1998 по 1917 год, есть самые разные сюжеты российской действительности того времени. Безусловно, издатели не могли обойти вниманием первых лиц государства Российского. Царская семья представлена во всех ее деяниях — на парадах, выходах, выездах, на пляже в Ливарии; дети, родственники, война, охота. Буквально — семейный альбом в открытках. Наверное, советский историк сказал бы, что открытки были средством укрепления монархических настроений в народе, и отчасти был бы прав. Но так ли это плохо? Англичане, например, до сих пор любят свою королеву.
В этом «семейном альбоме» есть 12 открыток с сюжетами костюмированного бала. Правда, это сюжеты не совсем того самого бала, поскольку снимались они уже позже в мастерских фотографов Буассона и Эглера, Д.Асикритова, Левицкого и других, но участники бала фотографировались в тех же нарядах, которые шились специально для бала по рисункам великого русского костюмера, художника Александра Яковлевича Головина и его помощников.
Интересен выбор персонажей для открыток.
Во-первых — сам «Его императорское величество государь император Николай Александрович, самодержец всероссийский» (открытка № 360).
Во-вторых — его жена, «Ее императорское величество государыня императрица Александра Федоровна» (открытки №361).
В-третьих — счастливая семейная пара, «Их императорские величества Государь император Николай Александрович и государыня императрица Александра Федоровна» (открытка №362).
В-четвертых — наследник, «Его императорское высочество великий князь Михаил Александрович» (открытка № 363) (тогда у царской четы еще не родился сын).
Пятая открытка — два брата: «Его императорское величество государь и великий князь Михаил Александрович» (открытка № 364). Выбор этих пяти сюжетов понятен — первые лица государства.
А по списку остальных открыток уважаемый читатель может попробовать разгадать, что определило выбор этих, а не других лиц. То ли это внутренний табель о рангах императорской семьи, то ли это те, кого лучше знали и любили широкие народные массы, а может, эстет Александр Николаевич Бенуа выбирал по живописности костюма, что, впрочем, маловероятно.
Открытка № 365 — «Е. И. высочество великий князь Михаил Николаевич», двоюродный дедушка императора, почетный председатель Государственного совета.
Открытка № 366 — «Е. И. высочество великая княгиня Мария Павловна», жена великого князя Владимира Александровича.
Открытка № 367 — «Е. И. высочество Алексей Александрович», дядя императора, главный начальник русского флота.
Открытка № 368 — «Е. И. высочество великая княжна Елизавета Федоровна в траурном наряде», жена великого князя Сергея Александровича. Она была очень известна и популярна в России благодаря своей попечительной деятельности.
Открытка № 369 — «Е. И. высочество Сергей Александрович», еще один дядя императора, генерал-губернатор Москвы.
Открытка №370 — «Их императорское высочество великий князь Александр Михайлович и великая княгиня Ксения Александровна», двоюродный дядя императора, в то время был младшим флагманом Балтийского флота, и его жена.
Открытка №371 — «Его императорское высочество великий князь Георгий Михайлович» — двоюродный дядя царя, в то время управляющий Русским музеем.
Открытка №723 — «Их императорское высочество великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Елизавета Федоровна».
Удивительна пророческая судьба костюма. Единственная женщина в траурном наряде в этой серии открыток — великая княгиня Елизавета Федоровна — потеряет мужа в 1910 году и распустит великокняжеский двор, уйдет в монастырь и посвятит себя добрым делам: организации лазаретов, санитарных отрядов, приютов для беженцев. А потом, в 1918 году, будет сброшена в шахту под Алапаевском. А еще позднее станет русской святой. Кто выбрал для нее траурный костюм в 1903-м?
Судьба многих этих открыток трагична, их чаще других уничтожали сами владельцы. За их хранение могли расстрелять, сослать, посадить в тюрьму, и так — на протяжении десятилетий. Эти открытки, сохранившиеся сегодня в единичных экземплярах, — сгустки страха и отваги. Во многих коллекциях эти открытки остались благодаря иностранцам, другие зачастую специально портили, чтобы уменьшить страх и увеличить необходимую для хранения отвагу. Например, в моей коллекции хранится открытка № 723, у которой прежние владельцы отрезали подпись. На ее обратной стороне сохранилась надпись: «15 февраля 1905», возможно, — это дата покупки открытки теми первыми владельцами, которым так хотелось ее сохранить. Другой оригинальный способ уменьшить страх придумал художник Иван Яковлевич Билибин. В его коллекции открытки хранились в черных масках. Черной тушью были закрашены лица и подписи. Видимо, если бы пришли с обыском, Билибин объяснил бы, что ему как художнику необходимы исторические костюмы, а уж кто там в них на открытках — ему, мол, все равно.
Виталий ТРЕТЬЯКОВ
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 21 (октябрь 2004), стр.101