В магазинчиках и антикварных лавках, расположенных на лондонской улице Портобелло, по субботам и воскресеньям можно обнаружить, кроме всего прочего, и немало вещей викторианской эпохи. Это — безымянные милые серебряные безделушки и авторские произведения, а также ювелирные изделия известных английских фирм. По визитным карточкам — клеймам — можно установить принадлежность и даже авторство понравившейся вещи.
Так, фирма «Элкингтон» использовала сложную систему маркировки. Ранние работы маркировались клеймом «Е & С» с короной внутри щита, сюда же добавлялось для удобства маркировки разделенное на три части слово «ELEC» «TRO» «PLATE». В 1841 — 1842 годах клеймо немного изменилось — появилась еще и дата. Начиная с 1843 года «Е М & С“» добавлялось к основному клейму в виде трех отдельных частей, таким образом, всего стало четыре клейма. С 1849 года дату стали указывать буквами. Вещи, изготовленные в период с 1842 по 1883 год, имеют еще и клеймо в виде ромба, указывающего на дату регистрации дизайна. Существовало и овальное клеймо, как, например, на обороте «Щита Минтона» (илл. 40) и других разрешенных копиях, подтверждающее, что данный объект является одобренной копией оригинала, принадлежащего Департаменту науки и искусства (ныне Музею Виктории и Альберта). В 1853 году его директор Генри Коул позволил Элкингтону сделать копии старинных и современных изделий, находившихся в национальных коллекциях.
Кристофер Дресссер - шотландский ботаник, дизайнер и писатель, прославился тем, что выполнял дизайны серебряных изделий для различных фирм, в том числе и для «Элкингтон». Его работы нельзя однозначно отнести к «Движению искусств и ремесел», ведь они в основном предназначались для промышленного производства. Вещь без орнамента, со строгим подчинением линии, соподчинением формы и декора — Дрессер всегда ставил в зависимость логическую функцию предмета обихода с его весьма передовым дизайном. Кредо: «Дисциплина формы». Угловые ручки на изделиях Дрессера — из эбенового дерева (илл. 42, 43 — здесь и далее ссылки на иллюстрации в предыдущей статье), в отличие от мастеров «Движения...», выполнявших подобные теплоизоляторы чаще всего из тростника. Этого мастера можно узнать и по отсутствию на его предметах клепаных деталей (крышки и т.п.). На его вещах обычно стояли клеймо фирмы и личное, как подпись, «Chr Dresser».
Фирма «Гаррард и К°» («R & 8 Garrard»), работавшая, как и фирма «Хант и Роскел», в археологическом стиле, в XIX веке маркировала изделия клеймом «RG».
Известное клеймо «Чарльз и Джордж Фокс» («Charles and George Fox») — «CF».
Уильям Моррис — английский поэт, писатель, социалист и дизайнер. Его клеймо — в виде молотка над буквой «М».
«Движение искусств и ремесел», система ремесленных гильдий в Британии разрослась в последние годы викторианской эпохи. Они объединили вместе дизайнеров и ремесленников, которые хотели вручную производить простые формы, дизайном восходящие к Средневековью. В разных гильдиях соответственно состояли разные ремесленники. Гильдия ремесленников «Artificer’s Guild» была основана Нельсоном Досоном и Эдвардом Спенсером, одним из основателей «Гильдии века» был Артур Макмердо, Бирмингемскую гильдию ремесла помогал организовывать Александр Фишер (илл. 54, 55).
«Гильдия ремесла» (1888— 1908) была известна производством серебряных вещей, которые делали мастера, раньше не работавшие в этой области. Одним из наиболее плодотворных и влиятельных дизайнеров стал Чарльз Роберт Эшби, другим — Ауис Формен Дэй.
Вещи, производимые фирмой, отличались природным орнаментом в форме отпечатанного — выдавленного штампа или прорезанных цветов и листьев. Вместо дорогих камней мастера чаще использовали эмаль. За исключением Эшби никто из работников фирмы не имел опыта работы с серебром, и даже у него не было формального образования в этом деле. В это трудно поверить, особенно если принять во внимание ту высокую конкуренцию, которую представляли работники фирмы. Его личное клеймо с 1896 года — «С. R. А», после 1898 года появилось еще клеймо «G of Н Ltd».
Серебряная утварь раннего периода работы гильдии вообще считается новаторской и для коллекционеров представляет особый интерес. Формы изделий просты, они выглядят сделанными именно вручную. Поверхности мягко обработаны молотком. Это четко видно на металле серебряного кубка и крышки (илл. 49). Вставки из стекла (прокладки), иногда тонированного, — главная примета подобных изделий. Части зеленого стекла для этого кубка и крышки изготовила лондонская стекольная фирма «Джейл/с Пауэлл и сыновья» («James Powell and Sons»). Эшби повторил средневековую форму кубка, а декор типичен для модерна.
Универсальный магазин «Либерти» в Лондоне «Liberty & С°», построенный в 1824 году Эдвином Холлом с сыном, воспроизводит фахтверкную архитектуру Тюдоров. Многие из художников, принимавших участие в этом проекте, были ключевыми фигурами «Движения искусств и ремесел» и модерна. Преимущество фирмы «Либерти» в том, что ее вещи были доступны многим слоям общества. Фирма существует с 1875 года, основана Артуром Лейзенти Либерби для продажи британских и восточных изделий прикладного искусства и тканей. Позже Либерти занялся также торговлей керамикой, мебелью и металлическими изделиями.
В партнерстве с Хейслером («W Н Н») в 1899 году «Либерти» выпустила линию серебряных изделий «Кимрик» (илл. 50).
Успех импортных изделий побудил фирму «Либерти» к выпуску серии предметов из олова с чертами собственного стиля, получившей название «Тудрик» («Тюдор»), Их интенсивный выпуск был начат в 1902 году, что отражено в каталогах фирмы. Предметы серии «Тудрик» можно легко узнать благодаря характерным индивидуальным чертам: варьирующимся кельтским формам с цветочными и растительными мотивами (илл. 44, 63).
Среди дизайнеров, привлеченных этой фирмой, самые известные имена __ викторианской эпохи и последующего рубежа веков — Джорджина и Артур Гаскины, а также Джесси Кинг — шотландский дизайнер керамики и ювелирных изделий, которая в дизайне предпочитала симметрию и поверхности, обработанные молотком. Так, изображенные ласточки (илл. 46) свидетельствуют о ее любви к стилизованным птичьим мотивам, а яркая голубовато-зеленая эмаль на стилизованных головках цветов — к растительным.
Арчибальд Нокс — особая фигура, работал на фирме главным дизайнером, его произведения имеют клеймо фирмы «Либерти».
Если на понравившейся вам вещи нет клейма мастера или фирмы, то вы можете определить его принадлежность к определенному времени по некоторым другим признакам.
Золотой браслет (1860-е гг.) с бирюзой, кораллами и бриллиантами типичен для стиля середины викторианской эпохи (илл. 34). Кораллы и бриллианты подсвечивают купол, покрытый бирюзой. Купол отделяется от браслета и превращается в брошь, что тоже типично для британского ювелирного искусства XIX века, поскольку такие многофункциональные украшения любила королева Виктория. Коллекционеру необходимо проверить, не был ли браслет нарощен позднее, так как это нарушает целостность дизайна. Приобретенные травмы на поверхности металла — это знак нормального износа, их, как правило, невозможно реставрировать без нарушения общей картины поверхности металла, особенно в тех местах, где с возрастом появляется патина. К браслету в комплекте полагались золотые кольца с бирюзой и жемчугом, серьги и брошь (илл. 32, 33). Поверхность декорирована популярной в викторианский период техникой скрученных золотых проволочек. Вместо бирюзы могли использовать кораллы и опалы. Выпуклый центр броши — тоже одна из характерных особенностей того периода. Окончания сережек подобны камышам, словно росой покрытым бирюзовыми каплями. Подобный браслет на антикварном рынке может стоить от $1000 до 3000, приблизительно также колеблется цена на серьги. Можно представить стоимость парюры — всего комплекта, оформленного в едином художественном
ключе. Цены колец — чуть меньше, разброс от $750 до 1500.
Броши (илл. 26—29) в виде разноцветных цветов с разными камнями, по стилю напоминающие цветные украшения XVIII века джардинетто (giardinetto), — более редки, чем бриллиантовые, поэтому они более дороги для коллекционеров. Эмалевые броши-орхидеи были особенно популярны во Франции и в Америке (фирма «Тиффани»), Основа — из массивного золота, на которую укладывается блестящая полупрозрачная эмаль. Цена такого украшения во многом зависит от состояния эмали. Если была проделана реставрационная работа с помощью холодной эмалевой краски, то она будет выделяться тусклыми непрозрачными пятнами. А если эмалевая брошь-кулон, как, например, «Анютины глазки», представлена еще и в оригинальной коробочке, скажем, из зеленого вельвета, то это может повысить ее ценность. Часто подобные броши украшали цветными камнями или бриллиантами.
В Кенсингтонском саду, недалеко от места Великой выставки 1851 года, находится памятник принцу Альберту — непрерывная череда скульптурных изображений в виде горельефа 200 футов длины из 170 мраморных фигур в натуральную величину, 4 колоссальные статуи, олицетворяющие великие христианские добродетели и 4 — великие моральные добродетели, 8 бронзовых скульптур, олицетворяющих Астрономию, Химию, Геологию, Геометрию, Риторику, Медицину, Философию и Физиологию. По углам — из белого мрамора олицетворенные 4 континента. В правой руке сидящего Альберта (центральная бронзовая позолоченная фигура) — каталог промышленных экспонатов Международной выставки 1851 года.
После смерти принца Альберта именно королева Виктория ввела моду на траурные украшения. Для них использовали жемчужины, символизирующие слезы, которые, чтобы уменьшить их размер, обычно разрезали пополам и приклеивали или плотно закрепляли. Из материалов была эмаль на золоте, а также использовался формованный вулканит (черное окаменевшее дерево) джет (jet), переводимый как «гагат», иногда его называют «черным янтарем». Хотя гагат сам но себе и был дешевле, чем золотые траурные украшения с эмалью, тем не менее он считался дорогим материалом, поэтому его отходы при производстве ювелирных украшений и предметов христианского культа использовали заново. Цвет подобных украшений оказался не очень стойким, под длительным воздействием света джет становится коричневым. Несомненный интерес представляет набор «Альберт» (илл. 17), посвященный принцу и состоящий из золотой цепочки с пряжкой и часами. Пряжка крепилась спереди на поясе, а часы, прикрепленные с другой стороны цепочки, находились в кармане. Для массового производства вместо золота часто использовали медь. На этой цепочке еще прикреплен серебряный коробок для восковых спичек. Подобные коробки могли быть выполнены из различных материалов, у них, как и у кейсов для карт, закругленные края, обязательно — поверхность для зажигания спички и плотная крышка на петлях — предосторожность от возгорания. Слово «vesta» раньше употребляли вместо «match» — спичка, потому что впервые серные спички появились в 1827 году. Традиционно прямоугольные, с закругленными краями, серебряные коробки могли приобретать самые различные очертания. Подобные вещицы — всегда среди самых популярных у коллекционеров серебряных безделушек викторианской эпохи. Купить такую сегодня может любой человек со средним доходом.
«АР & TZ»
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 21 (октябрь 2004), стр.69