Велико разнообразие механических музыкальных инструментов и автоматов, которые радовали и развлекали наших прабабушек и прадедушек. Эпоха музыкальных шкатулок и музыкальных ящиков длилась с конца XVIII века вплоть до напала Первой мировой войны.
Идея конструкции музыкальной шкатулки — самоиграющего музыкального ящика — получила свое развитие от механизма карильонов, то есть наборов колоколов определенного строя, которые устанавливались на зданиях ратуш, на колокольнях, часто применялись в башенных часах городов Западной Европы еще с начала XV века. Основой этих механизмов служил вращающийся барабан со множеством штифтов, расположенных на его поверхности в определенном порядке. Положение штифтов отвечало порядку нот исполняемой мелодии. Штифты, через систему рычагов, приводили в движение молотки, каждый из которых ударял в свой колокол.
Первый патент на «карильон без колокольчиков и молоточков» был выдан швейцарскому часовщику Антуану Фавру в 1796 году. В то время швейцарские часовщики специализировались на конструировании и изготовлении музыкальных часов ж с небольшим набором миниатюрных колокольчиков. Естественно, звуковой диапазон в таких часах был весьма ограничен и не превышал нескольких тонов. Одна или две простые мелодии едва оправдывали мастерство, с которым были выполнены эти часы, и неудивительно, что изобретение музыкальной гребенки, вызвало настоящую революцию.
В своих часах Антуан Фавр заменил тарельчатые колокольчики и молоточки, которые занимали много места, на ряд настроенных стальных пластинок, или зубцов, которые непосредственно зацеплялись колками, установленными на вращающемся музыкальном диске. Расположение колков на поверхности диска, по сути, было записью программы исполняемой мелодии. Вместо пяти колокольчиков можно было без труда поставить 20—30 пружинящих пластинок, при этом звуковой диапазон расширялся до трех октав. Музыкальный механизм приводился в движение энергией заведенной пружины. В скором времени программы стали записывать не на диске, а на валике; колки размещались на его цилиндрической поверхности. Для изготовления программных валиков были сконструированы и построены специальные машины. Таким образом оформилась базовая схема механизма музыкальных шкатулок, которая почти без изменений сохранилась до наших дней.
Первые шкатулки зачастую были очень незамысловаты: вращающийся в них программный валик, заставляя звучать стальные пластинки или зубцы, воспроизводил простые мелодии. В ранних конструкциях пружинный механизм, так же, как и в часах, заводился ключом. В этих шкатулках каждый из зубцов музыкальной гребенки изготавливался отдельно и прикреплялся к общей плате своим винтом. Относительная простота и компактность музыкальных механизмов с валиком и звуковой гребенкой позволяли встраивать их как во всевозможные вещи повседневного обихода, так и предметы роскоши. Это были табакерки, коробочки для нюхательных солей, шкатулки для драгоценностей, несессеры и даже печатки, не говоря уже о часах.
Эти новшества способствовали уменьшению размеров и снижению стоимости механизмов при значительном расширении их музыкальных возможностей. Таким образом, возникла новая отрасль промышленности. На первом этапе это было в основном кустарное производство с определенной специализацией: звуковые гребенки изготавливали в одной мастерской, программные валики — в другой, все вместе собирали в третьей и т.д.
Ранний этап развития музыкальных шкатулок завершился около середины 1810-х годов. В течение последующих 40—50 лег музыкальная шкатулка с программным валиком превратилась в изумительный самостоятельный инструмент. За это время было сделано немало всевозможных усовершенствований. Из ряда прочих следует выделить два главных изобретения. Одно из них связано с музыкальной гребенкой, другое относится к способу завода пружины механизма. Первое было сделано Франсуа Лекультром (Francois Lecoultre) около 1814 года. Как уже было отмечено, в ранних образцах музыкальных механизмов звуковая гребенка набиралась из отдельных пластин или зубцов. В более поздних конструкциях использовались блоки, содержавшие от двух до пяти зубцов. Заслуга Франсуа Лекультра в том, что он сумел изготовить звуковую гребенку с большим количеством зубцов, составляющих единое целое, что значительно упростило технологию производства. Однако механизмы с секционированными гребенками некоторые фирмы выпускали вплоть до 1840 года.
Что касается способа завода пружины, то в первых образцах для этого использовался ключ, аналогичный часовому. А около 1860 года в конструкцию музыкальных шкатулок был введен несъемный заводной рычаг. Длинный рычаг позволил применить более мощную пружину для увеличения времени звучания.
В последующие 40 лет (1860—1900 гг.) производство музыкальных шкатулок с программным валиком достигло своего апогея. В 1875 году Шарль Пайар (Charles Paillard) основал первую специализированную фабрику по производству музыкальных шкатулок. В этой области промышленности было занято, по крайней мере, 100 000 рабочих в Западной Европе и Северной Америке, хотя Швейцария по-прежнему не сдавала своих ведущих позиций. Среди фирм-производителей, стоявших у истоков, можно отметить F.Nicole, Reymond Nicole, Nicole Freres, Le Coultre, Henri Capt и других. 11озже, в связи с постоянно возрастающим спросом на музыкальные шкатулки, возникли новые фирмы, такие, как: В.A. Bremond,MermodFreres, PaillardVattclierFils P.V.F., Langdorlf, LEpee, Iteller, GeorgeBaker, SamuelTroll, Baker-Trollи многие другие.
В этот период выпускалось очень много разнообразных музыкальных шкатулок — от простых табакерок, несессеров и механических поющих птичек до сложных музыкальных механизмов. 11астоящую сенсацию произвело изобретение музыкальной шкатулки «Пианофорте», в которой была предусмотрена возможность переключения уровня громкости, что придавало звучанию шкатулки особую выразительность. Это достигалось наличием двух гребенок с идентичными зубцами; когда зацеплялся один зубец, шкатулка играла мягко, когда же зацеплялись два одинаковых зубца, звук становился более громким. Кроме того, многие шкатулки благодаря особым образом устроенному демпферу могли имитировать звук мандолины, а валики с тысячами колков позволяли исполнять целые увертюры. К концу XIX века были разработаны музыкальные шкатулки с валиками, способные проигрывать до 12 мелодий. Устройство этих механизмов было таково, что мелодии могли проигрываться одна за другой без перерыва. Специальный рычажок позволял включить режим бесконечного проигрывания одной выбранной мелодии. Кроме этого, был предусмотрен стрелочный указатель порядкового номера исполняемой мелодии.
Со временем конструкции шкатулок все больше усложнялись. Кроме звуковой гребенки встраивались колокольчики, барабанчики, добавлялись приспособления для имитации звучания цитры. В шкатулках швейцарской фирмы «Mermod Freres» было применено специальное устройство — модератор, позволявшее изменять скорость вращения валика и, как следствие, темп музыки.
Из-за размеров программных валиков нельзя было записать большое число воспроизводимых мелодий, что ограничивало возможности музыкальных шкатулок, поэтому стали появляться механизмы с несколькими валиками, установленными стационарно, но более удобными оказались все-таки шкатулки с набором сменных валиков. Длина валиков достигала 24 дюймов. Это были дорогие аппараты высокого класса с хорошим звучанием. Корпуса шкатулок делали из ценных пород дерева, украшали инкрустацией, интарсией, художественным литьем. Механизмы дополняли движущимися и неподвижными фигурками людей в экзотических костюмах, животных и птиц. Для шкатулок большого размера изготавливали столики-подставки с ящиком для хранения сменных валиков. Столики украшали так же богато, как и сами шкатулки.
Репертуар музыкальных машин состоял, как правило, из произведений классической, оперной, опереточной и бальной музыки. На откидных крышках шкатулок обязательно наклеивали бумажную этикетку с перечнем мелодий, иногда указывали фирму-поставщика.
С 70-х годов XIX века многие фирмы по продаже музыкальных инструментов, заинтересовавшись музыкальными автоматами, начали поставлять их в Россию. Самые известные фирмы-поставщики — M.Калашникова, братья Четуновых, В.Габю, Ю.Г.Циммермана, Й.Ф.Мюллера.
Эпоха музыкальных шкатулок с программными валиками закончилась в конце 1880-х годов, когда они были вытеснены с рынка музыкальными ящиками со сменными металлическими программными дисками, изобретенными Паулем Лохманом в 1885 году.
Тем не менее и сегодня отдельные фирмы производят музыкальные шкатулки. Самые известные среди них — швейцарская фирма «Reuge» из Сен-Круа, выпускающая весь спектр шкатулок, и японская фирма «Sankyo», более известная своими разработками в области электроники.
Интерес к музыкальным шкатулкам не ослабевает и по сей день. Солидные коллекционеры и любители механической музыки объединяются в общества и клубы, где обмениваются информацией о любимых предметах, устраивают аукционы, представляют свои домашние музеи. Музыкальные шкатулки с программными валиками наряду с дисковыми музыкальными ящиками постоянно в списках лотов на реальных (Sotheby’ s, Christie’ s и др.) и виртуальных (eBay) аукционах.
Цены на антикварные музыкальные шкатулки зависят от времени изготовления, сложности конструкции, редкости, степени сохранности и фирмы-изготовителя и колеблются от нескольких десятков долларов — за музыкальные игрушки начала XX века до двадцати тысяч долларов — за сложные высококлассные изделия со сменными валиками.
Валентин ЛЕБЕДЕВ
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 20 (сентябрь 2004), стр.