Среди блестящей плеяды деятелей, служивших опорой трона Екатерины II, первое место, несомненно, принадлежало князю Григорию Александровичу 11отемкину. Судьба его была необычной, а карьера, вознесшая выходца из среды мелкопоместных дворян к вершинам власти, стремительной. По влиянию на внутри государственные и внешнеполитические дела России, как и по смелости планов и размаху предпринятых дел, он не имел себе равных. С именем Потемкина связано множество легенд, сведений исторического и мемуарного характера, памятников литературы и искусства.
Григорий Александрович Потемкин (1739—1791) родился в селе Чижово Смоленской губернии, в семье отставного майора — владельца трех сотен душ крестьян в нескольких селениях средней России. После смерти отца Григорий вместе с матерью и сестрами оказался в Москве и вошел в первый набор учрежденного в 1754 году Московского университета. За успехи в учении в 1756 году он был награжден золотой медалью, но уже в 1760-м исключен «за нехождение». Впрочем, интерес к наукам, в частности к богословию, он сохранил до конца дней.
В 1761 году при поддержке архиепископа Амвросия Потемкин был определен в лейб-гвардии Конный полк. 28 июня 1762 года вахмистр Потемкин принял участие в перевороте и возведении на престол Екатерины II.
В 1763 году Потемкин перенес тяжелую болезнь, потерял при этом глаз и на полтора года обрек себя на затворничество. Однако деятельная натура взяла верх, и в 1767 году он уже ротмистр Конной гвардии, в 1768-м — камергер и член Уложенной комиссии от инородцев, а в 1769-м, в начале русско-турецкой войны, отправляется волонтером в Молдавию. За восемь месяцев 1770 года Потемкин отличился в восьми сражениях, был награжден орденами Св. Анны и Св. Георгия III степени и особо отмечен главнокомандующим графом П.А.Румянцевым в реляции императрице.
2 декабря 1773 года в лагере под Силистрией Потемкин получил личное письмо Екатерины с недвусмысленным приглашением в Петербург. На Рождество 1774 года он стал кавалером высшего ордена России — Св. Андрея Первозванного, получив одновременно чин генерал-адъютанта императрицы, что было официальным подтверждением его статуса фаворита. С июля того же года он занимает пост вице-президента Военной коллегии. Во время празднования годовщины Кучук-Кайнарджийского мира в 1775 году Потемкин был возведен в графское достоинство, награжден орденом Св. Георгия II степени и пожалован осыпанными бриллиантами портретом императрицы и шпагой.
Звезда Потемкина восходит все выше на политическом небосклоне. В 1776 году его попечению вверены Новороссийская, Азовская и Астраханская губернии, он становится князем Священной Римской империи с титулом светлейшего. Тринадцать лет между первой и второй русско-турецкими войнами князь был занят мерами по укреплению государственных границ и заботами о заселении и колонизации южных земель. К замечательным деяниям У Потемкина относятся основание новых городов, в том числе Севастополя и Екатеринослава, забота о развитии флота.
Дипломатический талант Потемкина способствовал разрешению крымской проблемы. Искусно Ж играя на противоречиях и W внутренних проблемах Англии, Франции, Пруссии и Австрии, он вынудил их воздержаться от вмешательства во взаимоотношения России и Турции.
Вместе с тем, используя ситуацию на самом полуострове, Потемкин в 1783 году завершил десятилетние усилия присоединением Крыма к России.
В 1784 году вместе с чином генерал-фельдмаршала Потемкину вручаются Екатеринославское и Таврическое наместничества. Подлинным триумфом светлейшего стало путешествие Екатерины в Крым в 1787 году, во время которого он постарался представить императрице «край полного процветания и благоденствия». Последовавшая вскоре за тем вторая русско-турецкая война принесла князю серьезные испытания. По мнению современных нам историков, затянувшаяся осада Очакова была намеренным маневром Потемкина, исходившего из расстановки сил на европейской политической арене, но современники самого князя считали Очаков его личной неудачей, отказывая главнокомандующему русской армией в таланте полководца. Вместе с тем еще до получения поста президента Военной коллегии в 1784 году Потемкин уделял много внимания армии и флоту. Он, в частности, старался облегчить участь русского солдата, запретив жестокое обращение офицеров с нижними чинами, упростив военную форму, упразднив ношение буклей и кос. Для поднятия воинского духа Потемкин ввел практику распределения наградных медалей за личную храбрость по решению самих солдат. Суворов неоднократно отмечал мудрость стратегии Потемкина.
Блестящие победы Суворова на суше, взятие Очакова, удачные действия русского флота в 1788 году сделали свое дело. Императрица вновь изливает па Потемкина дождь наград. Вместе с орденом Св. Георгия I степени он получает 100 000 рублей, осыпанную бриллиантами шпагу стоимостью в 60 000 рублей с надписью «За храбрость».
Как истинного царедворца, Потемкина, несомненно, беспокоило его положение при дворе, несколько пошатнувшееся из-за длительного отсутствия в Петербурге. Однако во время его пребывания в столице в апреле 1789 года императрица вновь к подтверждает свою благосклонность к для ношения, а серебряными самому верному другу.
Именной указ от 14 апреля 1789 года, «...данный князю Потемкину-Таврическому о пожаловании офицерам, бывшим на очаковском штурме», объявлял о награждении офицеров особыми знаками солдат медалями за то же событие. В заключительной части указа содержатся такие строки: «.... В вящее доказательство справедливости, которую отдаем Мы благоразумному предводительству вашему, жалуем вам Фельдмаршальский повелительный жезл, алмазами и лавра-украшенный, сверх того указали Сенату нашему заготовить похвальную грамоту с изображением заслуг ваших и в память оных сделать медаль».
Награждение персональной портретной медалью было знаком особого отличия сподвижников императрицы за дела государственной важности. Подобной награды был удостоен граф А.Г.Орлов за победу над турецким флотом при Чесме в 1770 году; брат его, Г.Г.Орлов, был отмечен медалью за прекращение чумного бунта в Москве в 1771 году. По случаю Кучук-Кайнарджийского мира и за подвиги в русско-турецкой войне 1769 — 1774 годов медаль получил фельдмаршал П.А.Румянцев. Награждение Потемкина носило исключительный характер, поскольку для отражения всех его заслуг перед троном были созданы сразу три медали. Они объединены одной и той же общей лицевой стороной: ногрудный портрет князя в пудреном парике и, вместе с тем, в доспехе и плаще римского полководца обращен вправо, что позволило избежать изображения незрячего глаза. Портрет окружен надписью: «КНЯЗЬ ГРИГОРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧЪ ПОТЕМКИНЪ ТАВРИЧЕСКИЙ ГЕНЕРАЛЪ ФЕЛЬДМАРШАЛЕ)». Под обрезом плеча подпись медальера: «CARL. LEBERECHT». На оборотной стороне первой из трех медалей изображена карта Крымского и Таманского полуостровов и часть омывающих их морей — Черного и Азовского. На бандероли, идущей по верхнему краю медали, надпись: «КРОТОСТ1Ю CMIPEHT ПРОТИВНИКЪ», внизу, в обрезе: «ПРИСОЕДИНЕНИЕ К РОСС1И КРЫМА И TAMAHA ВЪ 1783 ГОДУ». Справа над обрезом литеры «W.F.» — монограмма медальера Иоганна Георга Вехтера (1726—1800).
Оборотная сторона второй медали занята изображением карты северного побережья Черного моря с обозначением Екатеринославской губернии и главных городов. Сверху на бандероли надпись: «СТЕПИ НАСЕЛИЛЪ УСТРОИЛ», внизу, в обрезе: «УСТРОЕНИЕ НАМЪСТНИЧЕСТВА ЕКАТЕРИНОСЛАВСКАГО И ОБЛАСТИ ТАВРИЧЕСКОЙ», справа над обрезом — монограмма «П.Б.», принадлежащая Пуду Бобровщикову (1741 — ?). На оборотной стороне третьей медали изображена карта части Черноморского побережья с мысом на Днепровском лимане, крепостью Очаков и островом Березань. Слева на суше обозначен лагерь российских войск, справа в море — строй военных кораблей и надпись: «ПОБЪДА НА ЛИМАНЪ». Сверху на бандероли надпись: «УСЕРД1ЕМБ И ХРАБРОСТ1Ю», внизу, в обрезе: «ВЗЯТ1Е ОЧАКОВА КРЕПОСТИ БЕРЕЗАНСКОЙ И ПОБЪДЫ НА ЛИМАНЪ ВЪ 1788 ГОДУ». Справа над обрезом — литера «G» — монограмма И.Б.Гасса (1756—1813).
Три памятника последовательно повествуют о разносторонней деятельности Потемкина — дипломата, администратора и военачальника на протяжении пяти лет, свидетельствуя одновременно как о его заслугах, так и об исключительном его положении при дворе.
Сохранилось свидетельство личной причастности Екатерины II к сочинению проектов медалей. Среди бумаг ее статс-секретаря Храповицкого сохранилась собственноручная записка императрицы от 30 июня 1789 года следующего содержания: «... па взятие Очакова «Усердием и храбростию», на занятие Крыма «Кротостию смирен противник», па население и устроение Крыма «Степи населил, устроил». Перед нами, без сомнения, проекты надписей потемкинских медалей. Известно, что императрица в ряду занятий историей сочинила проекты двухсот с лишним медалей на события древнейшей истории России. Надписи на них отмечены стилистическим единством с легендами потемкинских медалей «Храбростию достигает мира», «Щедро созидает, населяет», «Расправой и правосудием».
Время исполнения потемкинских медалей точно определяется строками из письма Екатерины II от 7 сентября 1789 года: «... Посылаю тебе медали три, кои нынче лишь поспели. Я в них любовалась как на образ твой, так и на дела человека, в котором я никак не ошиблась».
Таким образом, медали, заду манные весной 1789 года, во время пребывания Потемкина в Петербурге, были изготовлены в кратчайший срок — менее чем за пять месяцев. К выполнению столь срочного заказа были привлечены четыре медальера Петербургского монетного двора во главе с ведущим художником Карлом Аеберехтом (1755 —1827). Для большей пышности, а также для помещения подробных карт южных земель России был избран максимальный диаметр медалей — 91 мм. В собрании Эрмитажа, помимо золотых и серебряных экземпляров медалей Потемкина, хранится восковая лепка профиля князя с подписью: «D apre la nature f. par Leberecht» — «С натуры исполнен Аеберехтом». Восковой эскиз намного живее медального портрета, на котором образ князя подвергнут заметной идеализации, а парик и обрамление торса делают его особо торжественным.
Исследователи, публиковавшие медали, датировали их в соответствии с датами, стоящими на оборотных сторонах, не обращая внимания на то, что все три медали объединены общей лицевой стороной, а титул князя в надписи на ней не всегда соответствует времени отмечаемых событий. Опираясь на документальные источники, мы можем утверждать факт одновременного создания всех трех потемкинских медалей.
Примерно в то же время, что и медали, исполненные на Петербургском монетном дворе, был создан еще один памятник — медаль в память взятия Очакова работы берлинского медальера Якова Абрахама (1723— 1800). По сообщению Ю.Б.Иверсена, ее заказал барон Э.Клопман, камер-юнкер принца Петра, наследника герцога Курляндии. На лицевой стороне медали диаметром 42 мм изображен погрудный, обращенный вправо портрет в парике, лавровом венке с торсом, задрапированным плащом. Внизу у края — монограмма медальера «I. А.». Круговая надпись: «PRINCEPS POTEMKIN TAWRITSCHESKOI» — «князь Потемкин-Таврический». По сравнению с леберехтовским портретом черты лица
заметно укрупнены и сходство с оригиналом весьма отдаленно. На оборотной стороне изображена крепость на берегу моря, над которой водружено знамя с вензелем Екатерины II. Сверху, по окружности, надпись: «НОС DUCE NIL ARDUM» — «сему вождю ничто не трудно, внизу, в обрезе: «OTSCHAKOVIA EXPUGNATA» — «завоеванный Очаков». Справедливости ради, такой медали должен был быть удостоен А.В.Суворов, но Потемкину воздается как главнокомандующему всех русских сил. Оригиналом для портрета послужила, скорее всего, одна из многочисленных гравюр, воспроизводящих резной камень с портретом Потемкина, исполненный Георгом Генрихом Кенигом (1756—1808). Этот разносторонний художник, медальер, резчик драгоценных камней, специалист по художественному стеклу работал в 1780—1790- х годах вместе с Леберехтом в кабинете резных камней Екатерины II. Особенно эффектен исполненный Кенигом поясной портрет князя Г.А.Потемкина из раскрашенного воска, хранящийся в Эрмитаже. Портрет заключен в сложную рамку из дерева, стекла и золоченой фольги, с которыми многократно экспериментировал Кениг. Ценность этого произведения и характерность его для своего времени подтверждены фактом экспонирования на знаменитой выставке исторического портрета 1905 года. Богатство цветовой палитры, сохранившееся спустя два столетия, вызывает восхищение мастерством художника и качеством использованного материала.
Прижизненная медальерная иконография Потемкина при всей ее репрезентативной направленности дает тем не менее представление о далеко не приятных чертах его характера. Надменность и пресыщенность светлейшего всеми мыслимыми жизненными благами отразились в грузном профиле и брюзгливой складке губ.
Медали в честь Потемкина появились всего за два года до его безвременной кончины. В 1791 году он еще раз посетил Петербург, устроив 28 апреля великолепное празднество в Таврическом дворце и поразив современников роскошью убранства покоев, изысканностью стола, изяществом танцев в исполнении самых знатных особ империи и чрезмерным богатством собственного костюма, расшитого бриллиантами. В действующую армию светлейший уезжал в июле с сознанием потери былого могущества. Ему не удалось, по собственному выражению, «вырвать зуб» — ослабить влияние последнего фаворита императрицы П.Зубова. Психологическое состояние усугубило болезни, частично обусловленные образом жизни. Со многими остановками Потемкин добрался до Ясс, откуда намеревался ехать в Николаев, но 27 сентября в 37 верстах от Пунчешты приказал вынуть себя из коляски со словами: «... Я хочу умереть в поле». На постланном среди степи ковре закончилась жизнь могущественного вельможи.
Императрица горько оплакивала своего «истинного и единственного друга» и верного соратника. Современник князя А.И.Тургенев так охарактеризовал последние годы правления Екатерины: «Действия князя Потемкина не имели пределов, власть и воля его превышали волю и власть каждого; но со смертью Потемкина Екатерина перестала (до известной степени) быть самовластною, самодержавною повелительницею России. Один придворный блеск, ее окружавший, как тень самодержавного величества, остался ей в удел. Вельможи делали что хотели, не страшились ответственности и возмездия, будучи уверенными, что некому исполнить веления государыни. 11отемкина уже не существовало». Император Австрии Иосиф II, посетивший Россию в 1780- х годах, так высказался о светлейшем: «Вы знаете русских и согласитесь, что трудно сыскать между ними человека, более способного управлять и держать в руках народ еще грубый, недавно лишь тронутый просвещением и обуздать беспокойный двор».
При жизни у Потемкина было много врагов и завистников, обвинявших сто в самовластии, наносящем ущерб России, однако по прошествии двух столетий историки воздают должное многим его деяниям, признавая исключительность его роли в истории России XVIII века. «Вознесенный высоко над всеми без изъятия согражданами, князь Тавриды явно выпадал из привычной системы общественных и придворных связей. Положение любимца и баловня судьбы, наделенного земными благами сверх всякого вероятия, амплуа героя, удостоенного всех мыслимых наград и почестей за подвиги, официально признанные геркулесовскими, — все это уже в глазах современников, а тем более потомков превращало Григория Александровича в фигуру мифологическую, чья жизнь не могла уместиться в пределах нормального человеческого существования и не укладывалась в рамки биографии, но просилась в былинное сказание, в эпическую повесть». Медалями, посвященными Потемкину, ознаменована высшая точка его славы и могущества перед неожиданным концом блестящей жизни, оборвавшейся на пятьдесят третьем году. Спустя пятилетие за светлейшим последовала его покровительница — великая Екатерина.
Евгения ЩУКИНА
Иллюстрации предоставлены автором.