Музеи и частные коллекционеры собирают сумочки всех исторический периодов, стремясь как можно полнее представить все их разновидности. На выставках произведений декоративно-прикладного искусства сумочки ручной работы занимают почетное место среди другие изделий художественного ремесла.
Дамская сумочка ведет свою историю с XVII века, но предшественники ее появились гораздо раньше. В средние века мужчины и женщины носили у пояса кошельки в виде небольших мешочков или плоских конвертов из мягкой кожи или плотной ткани, в которых носили деньги и ключи. В XIV—XV веках при Бургундском дворе мешочек для денег (от франц. — aumoniere) был принадлежностью придворного туалета. Изображения самых ранних кошельков сохранились на страницах старинных манускриптов, портретах и гобеленах. Поначалу они были незатейливыми по внешнему виду, но вскоре перешли в разряд художественных изделий: программа воспитания и образования девушек из знатных семей предусматривала обязательное обучение рукоделию, и кошельки вошли в число предметов, которые они украшали изящной вышивкой. В XVI веке во многих европейских странах нарядные кошельки стали одним из традиционных подарков ко дню рождения, Новому году и свадьбе. Известно, что английской королеве Елизавете I (1533 —1603) их дарили к Новому году ее придворные дамы. Во время помолвки жених и невеста обменивались вышитыми кошельками: невеста дарила суженому кошелек, вышитый собственными руками, а жених приобретал для подарка невесте работу профессионалов. Во Франции особенно ценились кошельки, сделанные в Лиможе, прославленном центре эмальерного искусства. Они были сшиты из дорогой ткани вроде бархата, парчи или шелка, отделаны серебряным кружевом и на лицевой стороне украшены миниатюрной эмалью. В XVII веке появился особый вид кошельков, служивших хранилищем ароматических веществ в виде порошка, жидкости во флаконе или ватных шариков, пропитанных душистой эссенцией. Уровень гигиены даже среди представителей богатых сословий был невысок, и кошельки-ароматницы, распространяя приятный аромат вокруг своего обладателя, смягчали впечатление от других, подчас тяжелых запахов. В качестве ароматизаторов использовали лепестки роз, фиалок, веточки лаванды, мускус.
С течением времени количество предметов, которые всегда должны были находиться «под рукой», росло. В начале XVIII века дамы при французском королевском дворе хранили — теперь уже в сумочках — номаду, ароматические вещества, небольшое зеркало, веер, носовой платок. С этого времени дамская сумочка стала самостоятельно существующим бытовым предметом, важным аксессуаром костюма, отражающим вкус и достаток своей обладательницы. Ее носили на поясе, оставляя руки свободными.
Помимо нарядных сумочек в XVIII веке появились особые, «рабочие сумочки» в форме объемного мешочка, в которых хранили и носили принадлежности для рукоделия, дама не расставалась с ними даже когда направлялась куда-либо с визитом. Утверждению моды на рабочие сумочки способствовала фаворитка Людовика XV маркиза де Помпадур (1721 —1764).
В XVIII веке кошельки и сумочки-мешочки появились и в России, войдя в обиход наряду с веерами, мушечницами, табакерками и другими европейскими новинками. Сумочки привозили иностранные купцы для продажи и путешественники — для подарков. Русские дамы по примеру европейских стали вышивать сумочки крестом по канве, гладью и бисером. Вышивали представительницы всех сословий. Пяльцы стояли в женских кабинетах-будуарах и в гостиных. Мастера-мебельщики создавали особые небольшие столики для рукоделия с откидной столешницей и шкатулкой для принадлежностей внутри. Такой столик был в каждом дворянском доме. Рисунки вышивок печатали в журналах. Из архивных документов известно, что в женских учебных заведениях, находившихся под попечительством императрицы Марии Федоровны (1759 —1828), жены императора Павла I, большое внимание уделяли преподаванию навыков рисования для того, чтобы воспитанницы могли самостоятельно переносить узоры вышивок с печатного образца на ткань, а также создавать собственные оригинальные композиции.
Важный этап в истории дамской сумочки — период Великой французской революции, которая не только изменила общественное устройство, но и реформировала костюм. В моду вошли платья «греческого» фасона, похожие на античные туники. У платьев был короткий лиф, заканчивавшийся под грудью, и не скрывающая формы женского тела струящаяся юбка. Платья нового I фасона шили из легких полупрозрачных тканей, таких, как муслин, батист, египетская шерсть, тонкое шелковое полотно. Роскошные плотные шелковые ткани с богатыми цветочными узорами вышли из употребления. Карманы не должны были нарушать изящные линии платья, и роль сумочки возросла. К тому же при таком крое платья невозможно было носить сумочку пристегнутой к поясу, она окончательно отделилась от платья, стала самостоятельным аксессуаром костюма и заняла свое место на изящной женской ручке. Поэтому распространено мнение, что сумочка впервые появилась именно в конце XVIII века.
В то время для их изготовления использовали ткани и кожу. Декоративная отделка предполагала гораздо большее, чем прежде разнообразие материалов, среди которых были накладки из резной слоновой кости, перламутра и черепахи, миниатюры на папье-маше, расписные фарфоровые и эмалевые плакетки, вышивка шелком и бисером, кружево и плетение. К уже известному ранее набору необходимых предметов, находившихся в сумочке, добавились лорнет, карне (carnet de bal — бальная записная книжка), несессер. Кроме того, дамы стали носить с собой книги карманного формата. Сумочка должна была оставаться изящной, поэтому все предметы, предназначенные для ношения в ней, постепенно становились миниатюрными. Так, к примеру, никогда ранее и никогда впоследствии дамы не носили вееров с оправой длиной всего 6 — 7 см. Особенно красиво были отделаны бальные сумочки из дорогих тканей, украшенные кистями, вышивкой золотом, серебром и бисером. Сумочки этой эпохи получили особое название «ридикюль». Наиболее полное объяснение происхождению этого вида сумочек и их названия дала Р.М.Кирсанова на страницах своей книги «Костюм в русской художественной культуре» (М., 1995, с. 232— 233): «Ридикюль — дамская сумка небольшого размера, мягкой формы из ткани (шерсти, шелка, бархата и др.), распространенная в конце XVIII —начале XX века, а также довольно больших размеров из кожи (что делало ее устойчивее), вошедшая в употребление позднее. Название от фр. riticule — сетка (от латинского ridiculus — сеточка). Франц, ridicule в значении «смешной» имеет другое происхождение (лат. ridiculus — смешной). В нач. XVIII века эти значения сблизились, и название сумки «ридикюль» содержит в себе с тех пор некоторую и ронию».
В 1820—1830-х годах антикизированная мода себя изжила и сменилась романтическим стилем. Женские платья приобрели более строгие очертания и жесткие формы. В моду вошли сумочки правильной формы, соответствовавшей четкому силуэту платьев. Характерны сумочки того времени, напоминающие по форме раковину-жемчужницу, а также круглые и в виде многоугольника. Чтобы придать ридикюлю жесткость, использовали специальную ткань, о которой сообщал читателям в разделе обозрения мод литературный журнал «Галатея» (№ 12 за 1830 год): «Волосяная материя, называемая crinoline, употребляется для подкладки ридикюлей, корзинок, иногда подбивают ею шляпы». В отделке сумочек широко использовали вышивку бисером. Сюжеты вышивок отличались м н огообраз и ем — миниатюрные пейзажи, охотничьи и жанровые сцены, букеты и цветочные гирлянды поражают тонкой детализацией, богатством и свежестью красок. В качестве дополнительного декора применяли бахрому и кисточки. Рамы сумочек были металлическими.
В середине XIX века европейская индустрия окрепла и стала вытеснять домашние изделия, на создание которых требовалось слишком много времени и сил. В крупных европейских и русских городах процветали модные магазины, где можно было подобрать сумочку к любому туалету.
Особенно популярными были сумочки с так называемой «берлинской вышивкой» — геометрического характера с плавными переходами от более темных к более светлым оттенкам.
В середине XIX века в моду вошли сумочки, сплетенные из золотых или серебряных звеньев, с литой рамой и ручкой-цепочкой. Украшением им служили металлическая бахрома, цветные эмали, драгоценные камни и гравировка. Мода на такие сумочки сохранялась вплоть до конца 1910-х годов, причем их форма и отделка менялись в русле эволюции художественного стиля от историзма к модерну, неоклассике и ар деко.
Некоторое влияние на оформление дамских сумочек оказал английский реформатор искусства У Ильям Моррис (1834— 1896), предложи вш и й украшать их изображением одного растения в его натуральном виде, как бы призывая оценить красоту всего единичного на фоне общего увлечения серийным производством.
К концу XIX века женщины активно включились в жизнь общества. Появились женщины-студентки, учительницы, медицинские сестры, секретари, фабричные работницы. Они нуждались в практичной одежде и подобающих аксессуарах. В их сумочках должны были умещаться не только косметика и парфюмерия, но и деловые бумаги, письменные принадлежности и бутерброд. Так появились практичные кожаные сумки в виде небольших баулов и портфелей с металлическими замками и удобными ручками.
Тем временем светские женщины продолжали посещать театры, балы и парадные приемы. Их сумочки оставались миниатюрными и нарядными. В первом десятилетии XX века в моде были плоские сумочки-кошельки овальной формы с металлической рамой и защелкой в виде скрещенных шариков или цилиндров. Их шили из шелка, бархата, замши и украшали вышивкой бисером, стеклярусом, стразами, искусственным жемчугом и аппликацией в стиле модерн. Нередко поверхность основной ткани покрывали слоем тюля и по нему выполняли вышивку. Применение нескольких слоев прозрачных материй было одним из излюбленных приемов работы с тканью стилистов того времени. На сумочках в стиле модерн — изображения экзотических птиц, цветов, бабочек, стрекоз и даже пауков, замерших в паутине. Среди орнаментов особенно популярными были извивающиеся линии волн, трельяжа, спиралей.
В связи с увлечением искусством стран Дальнего Востока стало популярным изображение японского мака, ирисов и хризантемы. Изображение цветов и листьев мака особенно широко использовали в декоре различных произведений прикладного искусства после русско-японской войны. В Европе изображения этого растения давно были известны, но в этот период его трактовка приобрела специфический дальневосточный оттенок, что проявилось в подчеркнутой извилистости линий рисунка.
Большое внимание уделяли оформлению оправ сумочек. Их делали из металла и украшали вставками из искусственных и натуральных камней, гравировкой, филигранью, создавая изящные ювелирные композиции. Распространенной отделкой была низанная из бисера и стекляруса сетка с бахромой, пришитая к нижнему краю сумочки. В музеях и в частных коллекциях сохранилось множество сумочек, сплошь вышитых бисером, стеклярусом и блестками, которые служили прекрасным дополнением вечерних туалетов и по моде того времени тоже имели сверкающий и переливающийся декор.
Шелковые сумочки украшали шелковой бахромой и кисточками. Их ручки имели форму петли из той же ткани, что и сама сумочка. Делали и длинные ручки, сплетенные наподобие косы из нескольких нитей шелкового шнура, полосок ткани или кожи. У металлических и бисерных сумочек были ручки-цепочки.
Выразительным образцом стиля 1900-х годов может служить сумочка в виде плоского кошелька, закругленного в нижней части, выполненная из атласа цвета «крем», с рамой из желтого металла, декорированной на лицевой стороне ажурным орнаментом со вставками из перламутра, бирюзы и «изумрудов». По углам закреплены ажурные накладки треугольной формы с овальными выпуклыми вставками из перламутра и искусственных камней — двух «рубинов» и двух «аметистов». Замочек-защелка решен в виде двух гладких шишечек. Длинная ручка, сплетенная из шелкового шнура, прикреплена к колечкам на концах рамы. Лицевая сторона сумочки украшена вышивкой металлической нитью в прикреп с изображением трех крупных маков. В центре каждого цветка пришиты крупные стеклянные бусины «золотого» цвета неправильной, «мятой» формы. Низ сумочки обшит шелковой бахромой, посередине которой прикреплена шелковая кисть.
В начале XX века, вошли в моду тканые из металлического бисера сумочки.
Техника бисерного ткачества появилась во Франции в конце XIX века. Нить с нанизанным на нее, в соответствии с узором, бисером натягивали горизонтально, после чего ее захватывали вертикально натянутые нити, затем нанизывали следующий горизонтальный ряд и так далее. Стальной бисер четырех основных оттенков: стальной, золотой, бронзовый и алюминиевый — производили во Франции и в Америке, причем французский бисер был меньшего размера и более тщательно отполирован. На тканых бисерных сумочках часто встречается геометрический узор, состоящий из ромбов и звезд, расположенных строгими поясами.
В 1910-х годах, в связи с празднованием столетия победы над Наполеоном, возник огромный интерес к моде в стиле ампир. В связи с возрождением платьев «а la antique» вошли в моду сумочки-мешочки, напоминающие ридикюли начала XIX века. От старинных сумочек они отличались большим размером и использованием новых материалов и орнаментов. Так, рисунок свободно располагался на поверхности изделия, образуя прихотливые изгибы, в отличие от строгой симметрии, которой требовали каноны классицизма. В узорах появились типичные для модерна мотивы. Украшали сумочки тесьмой, ажурными прошивками, помпонами и бахромой.
Дамские сумочки всегда были не только полезной вещью и красивым дополнением костюма, но и сувениром, сохранявшим память о каком-то событии или встрече. Еще в XVI веке, когда сумочку дарили к празднику, ее часто снабжали вышитой надписью с добрым пожеланием. Вышитые надписи типа «Кого люблю того дарю», «souvenir» или обозначение памятной даты встречаются на многих сумочках русской работы первой половины XIX века. В частной коллекции Н.А.Костригиной хранится сумочка из черного муара со штампованной рельефной рамой из желтого металла и замком-защелкой в виде двух шариков. Рельеф на раме изображает ветки с цветами, а на обеих сторонах, в центре — изображение ленты с надписью «PARIS. 1900», напоминавшей своей владелице о посещении столицы Франции на рубеже столетий.
В XX веке ассортимент сумочек увеличился во много раз. Трудно описать разнообразие их форм, конструкций и материалов. Приведем лишь отдельные примеры. Так, в 1937 году Эльза Чиапарелли предложила сумочку в сюрреалистическом стиле в виде улитки. Элизабет Арден запатентовала в 1939 году жесткую сумочку из черной лакированной крокодиловой кожи в форме трапеции, с золоченой рамой, одной короткой ручкой и с комплектом аксессуаров, включавшим пудреницу с зеркалом и тюбик помады. Коко Шанель ввела в моду сумочки с минной ручкой-цепочкой, которую носят на плече. С 1950-х годов для изготовления дамских сумок стали применять пластик. Хотя внешний вид и конструкция сумочки в ходе истории претерпели существенные изменения, умение правильно подобрать сумочку к костюму и носить ее с изяществом остается важнейшей чертой элегантной женщины.
Наталья ВЕРШИНИНА
Иллюстрации предоставлены автором.