О раннем периоде французского стеклоделия мало известно. Мы знаем лишь, что в эпоху римскую колоний во франкских землях стекло производилось и многочисленные мастерские интенсивно развивались, но свой неповторимый стиль, свой национальный тип французское стекло обрело достаточно поздно.
На протяжении долгого времени технические достижения французских стеклодувов не были существенными, стекольные центры развивались под влиянием итальянского, а позже — богемского стекла. Тем не менее французское оконное стекло уже в эпоху раннего Средневековья пользовалось большим спросом: у него, по сути, была европейская репутация.
Известно, что еще в VIII веке французских витражистов приглашали в Англию, где вместе с английскими стекольщиками они производили оконное стекло для монастырей и храмов. Именно французским мастерам западные области Германии обязаны появлением в XII—XIII веках «прекрасных стекол», то есть цветных витражей. Витражные стекла изготавливали методом выдувания длинных пузырей, которые затем в подогретом состоянии разрезали вдоль и расправляли (вальцевали) на гладких железных досках (в России этот способ называли «халявным»).
Плоские стекла небольших размеров использовали и для изготовления зеркал, так как метод отливки, позволявший создавать зеркала больших размеров, был открыт только в конце XVII века.
Блестящие успехи французских стеклоделов в производстве витражей, как это ни парадоксально, не стали основой для интенсивного развития питейных стеклянных форм. Наиболее ранние стеклянные бокалы, стаканы, бутыли относятся к концу XIII — началу XIV века. По своему типу они были близки итальянскому стеклу и не без основания считаются изготовленными руками итальянских мастеров.
По составу раннее французское стекло отличается от центрально-европейского тем, что его основу составляет зола папоротника, химические свойства которой близки к поташу (verre de fougere). Отсюда и название французских бокалов — «фужер». Ранние формы для питья представляли собой бокалы (фужеры) на тонкой минной ножке и круглом основании, слегка приподнятом в центре.
Одним из первых центров французского стеклоделия стал город Невер на юге страны, иногда его называли малым Мурано. Герцоги Неверские из рода Гонзаго для организации стеклянного дела приглашали к себе мастеров из городка Алтаре — старинного центра итальянского стеклоделия, расположенного близ Генуи.
Во Франции их называли алтаристами. Объединенные в корпорацию, алтаристы обязаны были раз в год выезжать для работы за пределы страны. Нередко их странствия затягивались надолго, но время от времени они возвращались в родные места, расположенные недалеко от Савонны (в средние века эта область принадлежала маркизам Монферато, которые имели родство во Франции). Их деятельность оказала значительное влияние на развитие стекольного производства в Европе.
Между XV и XVII веками французское стекло развивалось под влиянием преимущественно алтаристов. В документах этого исторического периода упоминаются многочисленные итальянские фамилии. Так, в Невере стеклоделием издавна занимались семейства Сарольди и Понти, в XVII веке — Джованни Кастелонно, затем Бернардо Перроти. Он происходил из старинной семьи стеклоделов Алтаре, первые сведения о которой относятся к 1433 году, в 1662 году Перроти переселился в Орлеан и принял французское подданство, став Бернаром Пeppo. Орлеан в это время превратился в новый стекольный центр Франции, где совершенствовалось и развивалось то, что было начато в Невере. Здесь в 1687 году Бернар Перро изобрел метод отливки зеркал в плоские или вогнутые формы, а также придумал ряд новых методов производства стекла, которые были представлены в Академию наук Франции. Секреты мастерства семейства Перро передавались из поколения в поколение. Сохранилась и наследственная любовь к стеклу. В XX веке потомок славной фамилии Поль Н. Перро стал директором музея стекла в Корнинге под Нью-Йорком.
Французские короли всегда отдавали предпочтение работам итальянских мастеров, поэтому именно они получили монопольное право стекольного производства на землях Франции. Эти привилегии алтаристы заслужили своим мастерством. Они владели широким диапазоном техник формообразования и декорирования, умели изготавливать чистые, бесцветные, прозрачные стекла типа венецианского кристалло, знали многочисленные секреты окраски стекла, а также использовали технологию отливки.
Развитие французского стеклоделия силами итальянских мастеров не исключало участия французских предпринимателей в организации национального производства. По французским традициям, выходцы из дворянского сословия имели право заниматься изготовлением стекла и торговать им.
Так, известно, что в 1453 году Антоний Броссард, граф Сен-Мартипский, получил от короля разрешение основать в своем графстве стекольный завод. Право владения заводом было наследственным и передавалось из поколения в поколение до конца XVI века (последний из владельцев этого завода погиб при осаде Шартра).
До XVII века стеклоделием занимались преимущественно младшие сыновья известных знатных фамилий. Одной из них была семья Вальян, которая за воинские заслуги получила такие привилегии — право организовать стекольное производство.
В 1511 году в Лионе изготавливали расписанное эмалями стекло, по предметов того времени сохранилось немного.
В конце XVI—начале XVII века мастеров-алтаристов постепенно вытеснили венецианцы, которые в этот период оказывали мощное влияние на стеклоделие всей Европы. Они осели в Орлеане и Руане, областях, где было развито французское стекольное производство, обогатили техники формообразования, декорирования, а также цветовую гамму стекла. Французские мастера познакомились с методом изготовления венецианской нити (verres а serpents), пластическим украшением в виде цветков (verre sa fleurs), перьев, маскаронов, олив и других лепных форм, выполненных вручную. Таким образом, в XVII веке во Франции успешно развивалась культура стекла «фасон де венис», созвучная стилистике европейского маньеризма и барокко.
В XVII веке стекольные заводы располагались вокруг Невера, Орлеана, Парижа, Нанта. Известны имена таких стеклоделов, как Антонин де Клересси (Париж), Жак Ферро (Нант) и другие. Несмотря на значительные успехи французских стеклоделов их стекло по качеству уступало венецианскому, эксклюзивному по своему характеру. На французских заводах изготавливались винные бутылки и фляги «фасоном де венис», а также простые формы так называемого «народного стекла». Типично французскими были маленькие фигурки, изготовленные из опалового (вид молочного) стекла с добавлением стекла других красок. Они появились в начале XVII века и получили известность прежде всего в Невере.
Эти миниатюрные скульптурки делали из стеклянных трубок, нагревая их с помощью лампы и вытягивая щипцами. Расписанные эмалями, они служили украшением стола, а также применялись для составления вертепов, в которых чаще всего изображались сцены поклонения волхвов или эпизоды из итальянской комедии масок. Такими фигурками забавлялись дети из знатных семейств. Будучи ребенком, «собачками и другими животными, изготовленными в Невере», играл Людовик XIII.
Подъем французского стеклоделия наступил в XVIII веке. В этот период не только расширяется производство, но и вырабатывается «национальный стиль». Многообразен и ассортимент изделий, изготовленных на поташной основе (по типу богемского стекла). Это — бутыли для вина с шаровидным туловищем и узким минным горлом, сосуды для ликеров, растительного масла, лангедогские винные бутыли, похожие на колбы, а также самые разнообразные предметы, необходимые в быту: кувшины, фляги, перечницы, масляные лампы и кропильницы, ночники и аптечная посуда. Большую роль в сервировке французского стола начинают играть бокалы, формы которых эволюционируют на протяжении XVIII века: в первой половине века они тонкие и легкие, во второй — приобретают тяжесть и массивность.
В каждой провинции развиваются свои особенности формообразования и декорирования. Например, в крупном стекольном центре 1760—1770-х годов Сен-Квирин (департамент Мозель) производили около 250 видов сосудов без ножек и более 100 видов бокалов на ножке. Ножки также отличаются многообразием, нередко встречается «вить» (молочная филигрань) в «английском стиле». Продукция из Сент-Квирина пользовалась успехом не только во Франции, но и за ее пределами (в Голландии, Швейцарии, Испании).
С 1770-х годов разрабатываются формы бокалов для различных вин (практикуется три вида емкостей). Получает развитие декорация росписью эмалевыми красками, все чаще встречаются различные надписи, реже — даты. Например, па бокалах из Анжера помещены эмоциональные высказывания типа «Этой божественной влаги налей мне стакан до краев» или «Да здравствует моя красотка».
Определенную роль в развитии французского стеклоделия сыграла и Академия наук Франции: в 1760 году она предложила премию за лучшее сочинение по изысканию методов прогрессивного развития стекольного производства. Именно в этот период возник ряд новых заводов, среди которых знаменитые впоследствии Баккара (основан в 1764 году) и Сен-Луи (основан в 1767 году).
Баккара — городок на северо-востоке Франции. Здесь 17 октября 1764 года епископ города Метц монсеньер де Монморанси-Лаваль, стремясь помочь прихожанам, которые на протяжении долгого времени находились в бедственном положении из-за тяжелого экономического кризиса, основал стеклодувню св. Анны. Организация производства стеклянной посуды и оконного стекла требовала затрат, поэтому епископ привлек к новому делу промышленника Рено. До 1789 года дела завод работал успешно, но затем положение дел ухудшилось, Рено запутался в долгах и умер в нищете.
К концу XVIII века трудности постепенно были преодолены, и продукция Баккара получила известность за пределами Эльзаса. Здесь по новейшим английским рецептам изготавливали прозрачное стекло, которое назвали «хрусталем». Оно отличалось от традиционного венецианского кристалло и богемского к поташного хрусталя высоким процентным содержанием оксидов свинца. Обладая повышенной светопреломляемостью, этот вид стекла обнаруживает свои необыкновенные художественные качества при огранке наподобие драгоценного камня. Сверкающий хрусталь Баккара, обработанный бриллиантовой гранью, фасетом и каннелюрами, был созвучен высокому стилю ампир. Особенностью технологических новаций стало использование медальонов из белых паст, покрытых серебряным порошком, которые запаивались в толщу хрусталя (с 1793 года). Впрочем, этот художественный прием уже в первые годы XIX века стал применяться стекле Богемии и России.
В 1812 году стеклодувня св. Анны была продана за 86,2 кг чистого золота некому господину Д’Артигу, у которого уже был собственный стекольный завод в Бельгии (в Вонеше). Год спустя новый владелец получил право преобразовать стеклодувню в хрустальный завод «Вонеш-Баккара». Он построил новое производство с декоративным отделением. С того времени на заводе Баккара предпочтение отдавали свинцовому хрусталю.
В 1823 году Д’Артиг продал французскую часть своего предприятия трем владельцам. Через некоторое время она преобразовалась в «Общество хрустальных заводов Баккара» и стала называться «Стеклоделием Баккара». Завод с превратился в одно из самых крупных стекольных предприятий Центральной Европы. На Баккара трудилось более тысячи стеклоделов, изготавливались стеклянные вещи на 3 000 000 франков в год, большая < часть которых — свинцовый хрусталь особой чистоты и блеска, по качеству нередко превосходящий английский. При заводе была организована рисовальная школа, а в Париже существовал магазин фирмы (совместно с заводом Сен-Луи), где, по свидетельству современников, было «выставлено самое великолепное и разнообразное собрание всех возможных хрустальных произведений».
Несмотря на приоритет хрусталя, завод Баккара традиционно изготавливал и цветное стекло. С 1823 года это направление представлено агатовым опаловым стеклом.
С 1835 года ассортимент Баккара расширился производством хрустальных наборов и сервизов, декорированных не только «бриллиантовой гранью», но и многопрофильной шлифовкой (с 1820-х годов). Получила распространение роспись по стеклу. К -м концу 1830-х годов в русле общеевропейских тенденций на предприятии изготавливалось большое количество цветного хрусталя, затем — двухслойного и многослойного, декорированного резьбой.
В 1843 году на Баккара появилось зеленое стекло самых разнообразных оттенков, в том числе урановое (изобретено в 1841 году в Богемии, на фабрике Иосифа L Рима) и великолепное хризопразовое. В период монархии Луи-Филиппа — в «эпоху гурманов» — завершилась разработка типовых бокалов для разных напитков.
В середине XIX века продукция Баккара под влиянием Богемии и Италии демонстрирует новую технику — резьбу по многослойному стеклу и миллефиори в стеклянных прессах (с 1846 года).
Эпоха историзма вносит свои стилистические коррективы, и на Баккара изготавливают стекло в античном, восточном, ренессансном духе, развивают декорацию с включением орнаментики барокко, рококо, классицизма. Надо отметить, что классицизированные формы всегда будут приоритетным видом хрусталя Баккара, который стал символом роскоши, царил на дворцовых столах Европы, и не только.
В эксклюзивных экземплярах особое впечатление производит «стиль горного хрусталя». Этот метод рафинирования, сочетающий приемы глубокой и высокой резьбы с последующей полировкой, использовался в конце XVI — начале XVII века (в Италии, позже в Центральной Европе) при обработке природного камня — горного хрусталя. С 1870-х годов эту технику стали применять в стекле.
С этого же времени серийные бокалы начали украшать гильоширом (узор процарапывают иглой но мастике, а затем применяют травление плавиковой кислотой). В 1890-х годах техника травления уже широко использовалась для создания фактурного фона на бесцветном стекле. На основе узорчатой матовой поверхности ярким пятном выделяли цветной рельеф или роспись эмалью с золотом. Практиковалась и тонко нюансированная колористическая роспись на молочном стекле, которая напоминает о восточном фарфоре. С 1909—1910-х годов предпочтение отдастся кристально-прозрачному тонкостенному бесцветному стеклу строгих геомстризированпых форм. Это авангардное направление сохранялось и в 1920-х годах. Наряду с ассортиментной продукцией для стола Баккара включило в репертуар малые серии флаконов для парфюмерии «haute couture» («от кутюр»). Эксклюзивные флаконы продолжали изготавливать и в конце XX века для таких известных модных фирм, как «Еапсоше», «Claude Montana», «Coty», «Dior» и другие.
В настоящее время стекло Баккара обогащено цветом, особенно впечатляет глубокий красный — великий секрет фирмы. На фоне современной тенденции бытования массово тиражированных вещей изделия Баккара традиционно наделены индивидуальностью, которая сохраняется благодаря использованию старинных техник декорирования, а также созданию современных реплик щюшлых веков. Поддерживается и восходящее к началу XIX века направление производства предметов роскоши, которые во все времена были своего рода знаком постоянства, надежности, непреходящей красоты.
В 1767 году начал работать другой крупный стекольный завод Франции — Сен-Луи (на Мозеле). Людовик XV предоставил дворянину Рене (Jolly Rene-Franqois) право основать стекольное производство, которое получило название «Королевское стекло де Сен-Луи» («Verrerie Royale de St. Louis»). На протяжении нескольких лет оно сменило не одного владельца, а в 1829 году было окончательно преобразовано в акционерное общество «Стекло и хрусталь Сен-Луи» («Verrerie et Cristalleries de St. Louis»). Первые вещи, отмеченные сигнатурой завода («SL»), которая сохранится на многие годы, относятся к 1845 году. На заводе трудилось более 150 тысяч рабочих. Для обучения мастеров была организована бесплатная рисовальная школа.
С 1780-х годов на этом предприятии изготавливали свинцовый хрусталь высокой чистоты и блеска по английской рецептуре, а также производили цветное стекло. В 1820- х годах в Европе получила развитие американская технология прессования стекла в форму с изящным фактурным рисунком, который часто называют кружевным.
С 1830-х годов Сен-Луи тесно сотрудничает с соседним заводом Баккара. Очень популярные в 1840—1850-е годы стеклянные прессы-миллефиори изготавливают по единой технологии, обогащая мозаичный узор введением изобразительных мотивов (бабочек, насекомых, растительности), поэтому прессованные стекла-миллефиори этих фабрик трудноразличимы. Небольшие пестрые стеклянные прессы для бумаги оставались популярными до конца XIX века. В середине позапрошлого столетия успехом пользовалось агатовое, опаловое, малахитовое, яшмовое стекло, а также имитация других полудрагоценных камней, технология производства которых была разработана на Сен-Луи. Отвечая вкусам эпохи историзма, на этом предприятии начали изготавливать стекла в духе венецианских с декором «Fadenqlas» (с перьями) и филигранью. Российский технолог стекла, который побывал на французских производствах, так писал о Сен-Луи: «На этом заводе открыт способ изготовления дублированных эмалей, который известен был еще в древности и пропал впоследствии... Эта фабрика ныне распространена повсюду, где делают хрустальные вещи, и дошла до высокой степени совершенства».
В 1860—1867 годах завод постепенно создавал в Париже собственные мастерские по облагораживанию продукции. В них рождались проекты нового стекла, разрабатывались живописные декоры и осуществлялась бронзовая монтировка изделий.
Во второй половине XIX века приоритетной продукцией завода стал тяжелый свинцовый хрусталь со шлифованной поверхностью, который впервые был продемонстрирован на Всемирной Парижской выставке в 1867 году. Значительную часть ассортимента составляли хрустальные и стеклянные сервизы самых разнообразных форм и техник декорирования с использованием антикизированного, рокайлыюго или барочного орнамента.
В период модерна на этом старейшем заводе отдают предпочтение многослойному цветному стеклу с флоральной или пейзажной декорацией в духе школы Нанси, а также используют фактурные, матовые фоны (в технике травления) бесцветной поверхности ваз для выделения на них цветного резного рельефа. Близкая технология развивалась и на заводе Баккара. Талантливые дизайнеры Марсель Гопи (Marcell Goupy) и Тео фон Бест (Theo von Best) создают эксклюзивные произведения для парижского магазина Лафайет и осветительные приборы.
Продукция Сент-Луи сохраняет свои высокие качества и в настоящее время.
Третий старейший стекольный завод Франции, основанный в XIX веке, — завод Клиши. Производство было организовано в 1837 году вблизи Pont de Sevres под Парижем, а в 1844 году переведено в Клиши. Вторая четверть XIX века — время популярности цветного стекла, и продукция этого нового завода отвечала вкусам времени. В Клиши изготавливали цветные стекла, необыкновенно чистые по колеру и изящные по форме. «Ни одному французскому заводу не удалось получить грунты розовые, бирюзовые и изумрудные такого блеска и столь ровные», — считает русский специалист, который ознакомился с новшествами этого производства.
Техническим директором завода в Клиши был известный химик Клемансо. Это он изобрел пресс-папье в венецианском духе, «которые ныне составляют украшение почти всякого письменного стола и изготавливаются почти на всех «хрустальных заводах», — пишет русский технолог. Клемансо решил также сложнейшую техническую задачу изготовления искусственного обсидиана (стекло вулканического происхождения) и авантюрина, секрет производства которых был известен только в Венеции в XVI веке.
Эксперименты Клемансо не ограничивались цветным стеклом. Большое внимание он уделял хрустальной массе — как цветной, так и прозрачной. Его рецептура заметно отличалась от английской: окись свинца была заменена окисью цинка и борной кислоты. Эти компоненты давали «совершенную прозрачность и бесцветность» .
В Клиши разработали также технологию знаменитого «льдистого» стекла, напоминающего венецианское «кракле». Оно было лучшим во Франции. Метод старинного кракелажа состоял в резком погружении раскаленного стеклянного предмета или заготовки в холодную воду, затем следовало нагревание, и трещинки внешней поверхности теряли остроту. Более поздний метод состоял в прокатывании горячей формы по мелким стеклянным крошкам, рассыпанным по металлическому столу (своего рода инкрустация).
В 1875 году заводом владело семейство Ландвер, в этот период он назывался «Landier & Houndaille, Cristallevies de Sevres et Clichy Rennies». В XX веке это старейшее производство по-прежнему имело вывеску «Cristalleries de Clichy» и сохраняло свое значение среди известных французских заводов, изготавливавших качественное стекло.
В этой краткой истории французского стекла упомянуты наиболее значительные производства, деятельность которых определила характер французского стеклоделия в целом и дальнейшую направленность в его развитии.
Елена ДОЛГИХ
Иллюстрации предоставлены автором.