Последние десятилетия XIX века стали для европейского искусства временем рождения нового стиля, получившего в России название «Модерн». Стремление к синтезу искусств — один из важнейших признаков нового стиля. Модерн разработал собственную систему орнаментики, построенную на текучести изогнутых и волнистых линий, Характерную плавность форм, освоил художественную и фактурную выразительность используемых материалов, а сложной цветовой гамме отвел роль самостоятельного художественного приема.
В России модерн с самого начала развивался в двух направлениях. Наряду с общеевропейской линией сложился его национально-романтический вариант, основанный на завоеваниях «русского стиля», пытавшегося воссоздать ценности художественной системы древнерусского искусства. На смену увлечению декоративными приемами, выработанными московской и ярославской художественными школами XVII столетия, приходит более глубокий интерес к суровой, лапидарной архитектуре Владимира и Суздаля, Новгорода и Пскова, к деревянным памятникам Севера. Поиски национально-романтического варианта модерна, стремившегося к синтезу искусств, к стилистическому единству всех составляющих интерьера, естественно, коснулись и декоративно-прикладного искусства. В последней четверти XIX - начале XX века созданием и оформлением бытовых предметов, в частности мебели, занимались многие талантливые русские художники: братья В.М. и А.М. Васнецовы, А.Я. Головин, Е.Д. Поленова, В.Д.Поленов, Н.К.Рерих, С.В. Малютин, М.В. Врубель, А.П.Зиновьев, М.К.Тенишева, В.В.Бекетов, Н.Я.Давыдова, М.Я. Якунчикова и другие. В их работах наиболее ярко прозвучали национальные тенденции русского декоративно-прикладного искусства. Эти художники обращались как к наследию средневековой Руси, находя в формах старинных предметов созвучие стилистическим поискам модерна, так и крестьянскому искусству, в котором их привлекали особая неброская красота и одухотворенность. Значительную роль в становлении «неорусского стиля» сыграло Талашкино. Эта усадьба в Смоленской губернии была приобретена в 1893 году Вячеславом Николаевичем Тенишевым и записана на имя его жены Марии Клавдиевны. «Талашкино наравне с Абрамцевым было самым известным и значительным пунктом дореволюционной России, где ряд русских художников с большим успехом работал над возрождением народного искусства.
«Как раз в этих двух усадьбах были устроены наиболее крупные специальные мастерские для обучения местных крестьян декоративной резьбе по дереву...», - писал академик И.Э.Грабарь. Сфера интересов Марии Клавдиевны Тенишевой была поистине безграничной: она великолепно пела и играла, обладала редкими актерскими и режиссерскими способностями, вела широкую научную и исследовательскую работу, коллекционировала русскую и европейскую графику, занималась благотворительностью и меценатством, финансировала издание журнала «Мир искусства». Однако особое место в ее деятельности занимало Талашкино. Здесь она, по ее собственному признанию, наконец «могла отдаться своей страсти — коллекционированию русской старины...». Мария Клавдиевна основала музей «Русская старина», поставив перед собой цель способствовать не только сохранению памятников народного искусства, но и их изучению и публикации.
По совету известного историка и археолога В.И.Сизова для комплектования коллекций был приглашен художник И.Ф.Барщевский. По поручению М.К.Тенишевой он объездил многие губернии России, собирая произведения искусства, которые в 1905 году разместили в Смоленске в специальном здании, построенном по проекту С.В.Малютина. М.К.Тенишева была убеждена, что народное искусство — хорошая школа для современного прикладного искусства, поэтому и решила создать в Талашкине художественные мастерские, устройством которых она вплотную занялась в 1900 году, после своего возвращения из Парижа. Они были организованы на базе небольших кустарных мастерских талашкинской сельскохозяйственной школы, открытой Тенишевыми еще в 1893 году для обучения крестьянских детей вышивке, столярному, шорному и кузнечному Делу. За пять лет существования (с конца 1899 по начало 1905 года) в этих мастерских - резной столярной, керамической и вышивальной было изготовлено большое количество разнообразных бытовых предметов. Продукция их охотно раскупалась, поэтому в Москве, на углу Столешникова переулка и улицы Петровка, был открыт специальный магазин «Родник». Деятельность талашкинских мастерских осуществлялась по двум направлениям. Первое должно было экономически поддержать народных мастеров. У кустарей закупали готовые изделия - балалайки, свирели, дуги, сани, домотканые холсты. А в мастерских их украшали росписью, резьбой, вышивкой по эскизам профессиональных художников. Таким образом осуществлялось и другое важнейшее направление деятельности талашкинских мастерских - создавались произведения совершенно нового типа, объединявшие в себе классическую форму народного предмета и художественное видение современного искусства. На должность художественного руководителя талашкинских мастерских Тенишева пригласила художника Сергея Васильевича Малютина.
Столярной мастерской заведовал С.П. Поляков. Здесь работали такие художники, как М.А. Врубель, Н.К. Рерих, Д.С. Стелецкий, И.Ф. Барщевский, П.Я. Овчинников. По замыслу М.К. Тенишевой, принимавшей самое непосредственной участие как в руководстве мастерской, так и в создании проектов многих изделий, художники, проектируя мебель, должны были «построить все наши кресла, диваны, ширмы и трюмо в русском духе, не копируя старины, а только вдохновляясь ею». Она писала: «Русский стиль, как его до сих пор трактовали, был совершенно забыт. Все смотрели на него, как на что-то устарелое, мертвое, не способное возродиться и занять место в современном искусстве. Мне хотелось попробовать, попытать мои силы в этом направлении, призвав к себе в помощь художника с большой фантазией, работающего тоже над этим старинным русским, сказочным прошлым, найти лицо, с которым могла бы создать художественную атмосферу, которой мне недоставало». Три года художественного руководства талашкинскими мастерскими (1900—1903) стали очень плодотворными для С.В. Малютина. По его проектам в усадьбе были построены знаменитый «Теремок», храм, театр, его собственный дом. Он делал эскизы декоративных панно, посуды, проектировал мебель - стулья, кресла, табуреты, столы, шкафчики, полочки, иногда и целые мебельные гарнитуры. Один из таких гарнитуров (проекты многих из них были разработаны в то самое время, но воплощены позднее) хранится в фондах Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. Он состоит из угловой этажерки, ларя-скамьи, стола и стульев. Художник использовал издавна сложившиеся и выверенные традиционные формы предметов мебели народного жилища с присущими им простотой, монументальностью и массивностью. Растительный орнамент здесь основан на использовании динамичного мотива цветущего тюльпана. На различных предметах гарнитура художник трактует его по-разному: то как небольшое декоративное вкрапление, усиливающее звучание формы, то как орнаментальное заполнение больших плоскостей, подчеркивающее их пластику. С именем С.В.Малютина связано и формирование в Талашкине особого варианта «неорусского стиля», совмещающего в себе черты архаизма и утонченной стилизации. Он почти не делал рабочих чертежей к своим эскизам.
Обычно он ограничивался лишь набросками, выполненными в одной проекции, в которых намечал общую композицию предмета, его форму и колорит. Конечно, уже в резной мастерской эскизы невольно претерпевали определенные изменения, отражавшие на этом этапе вкус и профессиональное мастерство столяра. Формы малютинской мебели массивны и устойчивы, но подчас слишком сложны и тяжеловесны. Их поверхность рассматривается художником как живописная плоскость, он заполняет ее крупным и сложным рельефным декором, в котором причудливо сочетаются изгибы фантастических растений, цветочные розетки, комбинации кружков, звезд и квадратов. В замысловатые узоры вплетаются стилизованные изображения животных, птиц, рыб. Часто художник использует мотивы народного творчества, включая в узор изображения солнца, русалок, жар-птицы, льва с процветшим хвостом. В целом, благодаря пластичности высокого рельефа, обычные мебельные предметы приобретают почти скульптурную монументальность, а насыщенная раскраска смягчает их жесткие резные формы.
Скорее всего источником для подобных декоративных решений стали набивные узорные ткани XVII-XVIII веков, преображенные творческой фантазией художника в сказочный мир, где странным образом соседствует ощущение варварской древности и домашнего уюта. За свою творческую жизнь С.В.Малютин сделал большое количество эскизов мебели, и хотя немного предметов схранилось до наших дней, достаточно полное представление о них дает альбом эскизов, сохранившийся в Смоленском музее-заповеднике. Их внешняя выразительность, броский декоративный эффект порой достигались им в ущерб требованиям утилитарности. Мебель Малютина, как станковое произведение искусства, скорее предназначена для выставочного павильона, нежели для повседневного пользования. Однако нельзя не признать ее главного достоинства - особого, неповторимого авторского почерка, характерного практически для всех изделий талашкинских художественных мастерских. Особенно интересен буфет, проект которого художник разработал еще в Талашкине. Это традиционной формы двухъярусный буфет с раздвижными дверцами. Многофункциональность предмета подтверждают открытые боковые полки и закрытые дверками боковые ниши. В травных мотивах резьбы встречается изображение тюльпана, позаимствованного у голландских и французских гравюр, золотой и серебряной посуды европейских мастеров. В XVII веке тюльпан стал модным мотивом в русском прикладном искусстве, где интерпретация его была бесконечной. В 1900-х годах С.В. Малютин разработал новый тип травного орнамента с использованием того же тюльпана, развив его на многих бытовых предметах. Трактовка этого цветка в разные периоды творчества мастера столь разнообразна, что позволяет использовать ее особенности для атрибуции созданных им предметов. Буфет создан в мастерских при Московском Кустарном музее, несколько раз тиражировался, повторы отличались размерами и некоторой упрощенностью в трактовке резьбы. На работах, созданных художником в талашкинский период, стоит клеймо, выполненное выжиганием, с условным изображением жар-птицы, а под ним — дата создания предмета. Разработкой эскизов мебели и бытовых предметов плодотворно занималась и сама М.К. Тенишева. В ее орнаментах преобладают растительные мотивы.
«Стилизованные цветы... возникают прихотливым узором на всем, чего касается ее рука... Эти цветы-орнаменты, то вышитые по грубому крестьянскому холсту, то резанные в дереве, то тисненные по коже, придают изделиям Талашкина радостно-волшебный колорит», - писал С. Маковский. В 1903 году, когда С.В.Малютин покинул Талашкино, М.К.Тенишева пригласила на его место молодого и даровитого художника Алексея Прокопьевича Зиновьева. Вместе с ним в мастерских начал работать и Владимир Владимирович Бекетов. Выходцы из крестьянских семей, они были выпускниками Московского Строгановского художественно-промышленного училища, где изучали основы конструирования, что давало им бесспорные преимущества перед живописцами в разработке проектов мебели. С их появлением в Талашкине начался новый период. «Сказочный» малютинский - завершился, на смену ему пришло более логичное конструктивное построение мебели. В ее форме и декоре уже присутствуют идеи «неорусского стиля» с утонченной стилизацией изобразительных мотивов и символизмом образов, свойственным эпохе модерна. Яркие образцы творчества художника А.П. Зиновьева - два шкафа из коллекции ВМДПИНИ, декор которых логически связан с формой и по характеру стилизации, и по мотиву. Художник «лепил» фантастическое подобие жизни, исходя из простейших геометрических фигур. Несколькими штрихами, двумя-тремя выпуклостями в дереве он был способен передать схему диковинного цветка с плодом, смело трансформируя изображение и придавая ему новую пластическую выразительность. Лучшим исполнителем проектов А.П. Зиновьева считался талантливый резчик Константин Михайлович Скрябин. Собственные подходы к проектированию мебели отличают и творчество В.В. Бекетова, которого можно назвать основоположником конструктивизма. Проектируя мебельные формы, мастер использовал архитектурное решение, составляя предмет из нескольких самостоятельных звеньев, но при этом строго соблюдая его цельность. В проектировании мебели для талашкинских мастерских принимали участие и другие художники. В частности, ряд проектов с декором на темы русской истории создал Н.К.Рерих. К сожалению, эти изделия, известные по рисункам и фотографиям начала XX века, не сохранились. Многие выпускники Талашкинской школы впоследствии работали резчиками в столярной мастерской — это В.М.Захаренков, В.3.Захаров, Г.С.Кудрявцев, A.П.Мишонов, И.С.Студенов, А.П.Самусев, К.М.Скрябин, B. З.Яковлев. Деятельность талашкинских художественных мастерских стала важнейшим этапом в истории отечественного декоративно-прикладного искусства. В значительной степени именно благодаря работавшим здесь художникам удалось создать утилитарные и декоративные предметы, в которых гармонично соединились черты старины и современное понимание формы. В атмосфере творческих экспериментов, царившей в тенишевском Талашкине, родилось новое понимание национального начала в русском искусстве, основанного не на стилизации, а на глубоком творческом осознании и переосмыслении его самобытных корней.
В 1905 году талашкинские мастерские прекратили свою деятельность. Центр производства мебели в русском стиле переместился в Москву, где творческие поиски художников возглавил уже Кустарный музей. На российском антикварном рынке работы ведущих художников «русского стиля» встречаются редко, в основном они осели в музейных и частных собраниях страны и зарубежья. Появление каждого нового предмета в антикварных салонах воспринимается как особое событие. Чаще других можно встретить бытовые предметы, выполненные по эскизам С.В. Малютина, да и то лишь более позднего, московского периода - 1907—1912 годов. Клейменые вещи талашкинского периода - большая редкость, поэтому приобретение подобного предмета - большая удача для коллекционера, любителя «русского стиля». На втором месте по количеству работ, встречающихся на рынке, - А.П.Зиновьев, в основном это рамки для фотографий, на оборотной стороне тех, что сделаны в талашкинских мастерских, обычно есть подпись автора и дата создания, выполненные выжигом. Особая редкость на антикварном рынке - работы художника В.В.Бекетова, друга и однокашника Зиновьева, очень одаренного, талантливого человека, рано ушедшего из жизни. Его вещи редки даже для музейных собраний. Ассортимент изделий талашкинской мастерской был достаточно обширным, но каждый предмет уникален и неповторим по исполнению, так как М.К.Тенишева не тиражировала работы своей мастерской. В магазин «Родник» они поступали по накладным, на обороте которых были дробные надписи карандашом, соответствовавшие номеру квитанции и порядковому номеру в накладной. Впоследствии, после закрытия талашкинской мастерской, ряд работ был повторен в мастерских Московского Кустарного музея и в художественно-столярных мастерских Московского губернского земства в Сергиевом Посаде.
Николай ПРОХОРОВ
№ 4 (36)январь 2006