В России коллекционирование старых портретов всегда выло одной ид элитарных областей собирательства, привлекавших лишь избранных. В наши дни круг ценителей русского портрета ширится: формируются новые серьезные собрания, а следовательно, растут и цены на этот класс предметов на отечественном и зарубежном антикварных рынках.
Европейские аукционные дома охотно выставляют на торги изображения безвестных русских господ, оправданно надеясь на значительный рост их стоимости. К сожалению, «атрибуционная работа» при этом ограничивается приписыванием какой-нибудь громкой аристократической фамилии, вроде «Prince Golitzine».
Подобный случай имел место на одном из последних аукционов Sotheby’s — «Important Silver, Gold Boxes and Portrait Miniatures», прошедшем 27 мая 2004 года в Лондоне. Под номером 64 значилась миниатюра работы неизвестного художника русской школы «Дворянин с семьей», датированная 1810-ми годами (высота 19,4 см, илл.1).
Известно, что существует еще один экземпляр аналогичной миниатюры — он хранился в собрании президента Совета музеев Франции, известного коллекционера Давида Давида-Вейля (David-Weill, 1871 —1952) как портрет князя Барятинского (см. «Miniatures and Enamels From the D. David-Weill Collection». Text by Carlo Jeannerat. Paris, 1957), а затем перешел в британское собрание Clore. 11 ноября 1986 года это собрание распродавалось на Sotheby’s, и в каталоге аукциона работа значилась уже как портрет «князя» Коновницына. Надо отдать должное организаторам нынешнего аукциона — они отказались от обеих фантастических версий...
На представленной миниатюре изображен окруженный домочадцами офицер в зеленом с белым стоячим воротником мундире, который носили на русском флоте в 1801 —1803 годах. На воротнике видны якоря, указывающие на адмиральский чин. Через плечо перекинута красная лента ордена Св. Александра Невского, его же звезда — на левой стороне груди, а ниже — звезда ордена Св. Владимира 1-й степени. На шее адмирала — знак ордена Св. Анны. Довольно высокий чин и набор наград позволяют предположить, что перед нами далеко не обычный деятель Александрова царствования.
Аналогичные знаки отличия в то время были лишь у одного из адмиралов — Николая Семеновича Мордвинова (1754—1845). Его в 10-летнем возрасте взяла во дворец императрица Екатерина II для совместного воспитания с великим князем Павлом Петровичем. Поступив в 1766 году гардемарином на морскую службу, Мордвинов в 1769 году уже командовал придворной яхтой «Счастье», а в 1774 году был командирован в Англию для поступления волонтером в английский флот. Вернувшись в Россию в 1781 году, Николай Семенович был произведен в капитаны 2-го ранга и стал командиром корабля «Св. Георгий Победоносец», а в 1785-м вступил в управление Черноморским флотом. В 1787—1788 годы, уже в чине контр-адмирала, Николай Семенович участвовал в русско-турецкой войне, в 1789-м из-за острых разногласий с всесильным Потемкиным вышел в отставку. Но в 1790 году Мордвинов вновь был принят на службу и в 1792 году, уже в чине вице-адмирала, снова назначен командующим Черноморским флотом. Вскоре он стал кавалером ордена Св. Александра Невского — за попечение о строительстве города Николаева. В 1793 году на Мордвинова были возложены знаки ордена Св. Владимира 1-й степени. В годы павловского правления адмирала снова уволили со службы — после взрыва «бомбежного склада», но уже в марте 1801 года он занял пост вице-президента Адмиралтейств-коллегии, присутствовал в императорском совете, в 1802 году стал сенатором. С сентября по декабрь 1802 года Мордвинов — морской министр, а во время антинаполеоновской кампании 1806—1807 годов — руководитель Земского войска Московской губернии. С 1810 года он — член Государственного Совета (председатель департамента государственной экономии, в 1821 —1834 годах — председатель департамента гражданских и духовных дел). В 1823 году Мордвинову был пожалован орден Св. Андрея Первозванного, а в 1834-м — графский титул. Одновременно Николай Семенович являлся членом Общества любителей российской словесности и общества «Беседа любителей русского слова» (с 1812 года — его попечитель), почетным членом Российской Академии наук, Харьковского университета, Санкт-Петербургского Вольного общества любителей российской словесности и Общества любителей коммерческих знаний, почетным любителем Академии художеств, основателем Московского общества сельского хозяйства, председателем Вольного экономического общества. Заслуженно носивший имя русского Катона, Мордвинов был одним из самых образованных и либеральных государственных деятелей александровской и николаевской России. Заслуживает упоминания и то, что, будучи членом Верховного уголовного суда над декабристами, Мордвинов был единственным, кто высказался против применения к ним смертной казни. Любителям изящного граф известен также как коллекционер, составивший основательное собрание произведений старых итальянских мастеров.
Иконография Н.С.Мордвинова весьма представительна, и все известные его изображения лишний раз подтверждают атрибуцию миниатюры с Sotheby’s. Наиболее ранний из известных нам до сих пор портретов адмирала относится к 1807 году — эго миниатюра К.Рейхеля (илл. 2), хранившаяся в будапештском собрании А.Львова (опубликована в издании великого князя Николая Михайловича «Русские портреты XVIII и XIX веков», т.1, № 140; ошибочно датирована 1817 годом), на которой Мордвинов изображен в мундире главнокомандующего Земского войска Московской губернии. К 1812 году относится портрет Мордвинова, приписываемый кисти А.Варнека (илл. 3), который хранится в Научно-исследовательском музее Академии художеств. Любопытно, что на варнековском портрете, как и на рассматриваемой миниатюре, адмирал изображен задрапированным в плащ и в близком ракурсе. Самый же известный, разошедшийся в огромном количестве копий портрет Николая Семеновича принадлежит кисти Д.Доу (илл. 4). Он датируется 1826—1827 годами и хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Свою будущую супругу Генриетту Кобли (1764—1843), воспитанницу английского консула в Ливорно, Мордвинов встретил в Пизе, во время плавания по Средиземному морю в 1782—1784 годах. Обвенчавшись, Мордвинов увез молодую жену в Россию, где она довольно быстро освоилась благодаря живому и общительному характеру. Ее нрав привлекал в мордвиновский дом многих друзей и знакомых, причем как русских интеллектуалов (Сперанский, Шишков, Радищев), так и англичан. Образованность сочеталась в его жене с глубокой религиозностью и полным отрицанием философии французского Просвещения — однажды, в угоду ей, супруг даже сжег только что купленное издание Вольтера... Ее миниатюрный портрет работы К.Рейхеля (илл. 5) тоже помещен в труде великого князя Николая Михайловича Романова (т. 1, № 141).
От этого брака появилось шестеро детей: Николай и Софья, умершие в младенчестве, а также изображенные на миниатюре дочери Надежда (1789— 1882), Вера (1790—1834; вышедшая замуж за сенатора А.А.Столыпина) и Наталия (1794—1834), бывшая замужем за тайным советником А.Н.Львовым) и сын Александр (изображен здесь сидящим на руках у матери). Граф Александр Николаевич Мордвинов (1799—1858) тоже оставил след в истории русского искусства как талантливый художник-любитель, учившийся у Максима Воробьева и в 1831 году избранный почетным вольным общником Императорской Академии художеств. Его марины хранятся в Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее.
Таким образом, на лондонском аукционе был представлен предмет уникальный и интересный во многих отношениях: качественное произведение художника-миниатюриста, наиболее раннее из известных нам изображений одного из крупнейших российских сановников рубежа XVIII и XIX веков, а также портрет талантливого художника...
Сергей ПОДСТАНИЦКИЙ
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 21 (октябрь 2004), стр.10