Не было в истории русского искусства живописца столь популярного при жизни и настолько забытого после смерти, как Константин Маковский. Его наследие рассеяно по всему миру. Эти обстоятельства и пренебрежительное впоследствии отношение к его творчеству и были причинами столь длительного давления художника. Его произведения не собирали, творчество не изучали.
В начале XX века значительное количество работ художника сосредоточилось в Русском музее — основа этой коллекции была заложена еще при его создании. Сюда были переданы полотна живописца из Эрмитажа, Академии художеств, пригородных дворцов. В послереволюционные годы в музей поступило большое количество произведений из национализированных частных коллекций. Однако вскоре это обширное собрание постепенно распределили в различные музейные собрания областного и районного масштаба и в музеи советских республик — в Узбекистан, Туркменистан, Армению, Грузию, Башкирию,
поэтому многие из них теперь принадлежат другим государствам, находятся в «горячих точках». Чаще всего — это изображения тех, кого советское государство старалось «вымарать» из русской истории. Однако меняются времена — меняются взгляды, вкусы, оценки. В конце XX столетия изменилось отношение и к Константину Маковскому.
Не так давно в средствах массовой информации промелькнуло сообщение о том, что на «черном рынке» появился портрет генерала П.И.Рокасовского работы К.Е.Маковского, похищенный из музея в Грозном в середине 1990-х годов. Усилиями Департамента по сохранению культурных ценностей Министерства культуры РФ произведение из Лондона возвращено на родину. В плачевном состоянии, с перегибами холста и красочными осыпями, оно было передано в Реставрационный центр им. И.Грабаря.
Что это за портрет? В 1939 году по приказу Министерства культуры в Чечено-Ингушский музей краеведения из Русского музея передали два живописных произведения К.Маковского. Одно из них — уже упомянутый портрет Платона Ивановича Рокасов- ского (1799 — 1869), барона, генерала от инфантерии, генерал-губернатора Финляндии в 1861 —1866 годах, члена Государственного Совета. Это произведение ярко характеризует раннее творчество художника.
Портрет экспонировался на академической выставке 1867 года. Рядом с ним выставлялся созданный по заказу военного министерства портрет К.П.фон Кауфмана, который в 1867 году был назначен туркестанским генерал-губернатором и командующим войсками Туркестанского военного округа (местонахождение портрета неизвестно). За эти работы и ряд жанровых полотен молодой 28-летний живописец был удостоен звания академика.
Еще будучи учеником Академии художеств, Маковский в 1862 году написал портрет сибирского генерал- губернатора Н.Н.Муравьева-Амурского. Это был заказ жителей Иркутска, желавших увековечить образ человека, много сделавшего для их родного края. Созданный на народные деньги, портрет стал своего рода памятником. Он произвел столь выгодное впечатление, что вскоре сам император Александр II позировал молодому художнику в Зимнем дворце.
Современники оценили талант Маковского-портретиста. Его произведения отличала достоверность передачи внешнего облика в сочетании со свободным живописным мастерством.
В портрете Рокасовского оценка личности сочетается с объективной характеристикой внешности портретируемого. Сосредоточенный взгляд, напряженность мысли в складке между бровями: таков русский генерал эпохи, для которой кодекс дворянской чести не утратил своего высокого значения. Портретный образ передает личное, конкретное и в то же время историческое — характер эпохи, национальный облик и типаж.
Успехи молодого художника заметил В.Стасов. Спустя некоторое время, анализируя достижения русской школы в области портрета, он подчеркивал: «Первым на сцену вышел К.Маковский». По его рекомендации к Маковскому обратился П.Третьяков, заказавший портреты композитора А.С.Даргомыжского (1869), а затем и оперного певца О.А.Петро- ва (1870, повторение — в 1871).
Портрету, сыгравшему столь важную роль в жизни, ставшего вскоре одним из первых создателей «галереи лучших лиц нации», основанной П.Третьяковым, была уготована трудная судьба. Словно предчувствуя это, в 1918 году его владельцы на обороте холста сделали надпись: «...Въ случае пропажи портрета просятъ вернуть владельцу или другим представите- лямъ фамилш Врангель-фонъ. Портретъ принадле- житъ Платону Станислав. Врангель-Ф.Тюбентал. Тю- бенталь или бар. Рокасовсюй.» Вряд ли, однако, они подозревали, какие перипетии произойдут с ним в дальнейшем. Можно сказать, что портрет уцелел чудом.
Одновременно с портретом Рокасовского из Русского музея в Грозненский музей поступил «Портрет двух мальчиков в матросках», тоже принадлежащий кисти К.Маковского. Но если история бытования первого завершились благополучно, местонахождение второго пока неизвестно.
Различна и степень их известности. Если о первом портрете, раннем по времени создания, сохранились документальные сведения, он вошел в историю русского искусства, то о втором, относящемся к позднему периоду, сведений практически нет. Однако он представляет не меньший интерес. Удалось установить имена изображенных детей. Это Феликс и Николай Сумаро- ковы-Эльстон, впоследствии Юсуповы, представители известной аристократической фамилии, связь которой с русской историей и культурой общеизвестна. Портрет выполнен маслом на дереве (59,0x75,0), подписной, но не датированный. Установить приблизительную дату его создания показалось возможным по возрасту изображенных мальчиков. Николай родился в 1883-м, Феликс — в 1887-м году. На портрете старшему не более девяти лет, младшему — лет пять. Таким образом, предположительно его можно датировать 1891 —1892 годами. Вероятно, Маковский писал портрет детей одновременно с портретом их матери — княгини З.Н.Юсуповой, изображенной в русском костюме. В такой форме нередко передавались патриотические настроения российской элиты. Портрет Юсуповой находится в собрании Исторического музея, он также не датирован. Создание портретов нескольких членов одной фамилии факт, безусловно, показательный, свидетельствующий об отношении к живописцу семьи, владевшей одним из богатейших собраний русского и западноевропейского искусства.
В отличие от получивших столь широкую известность детских изображений в интерьерах, с многочисленными аксессуарами, имеющих репрезентативный, декоративный характер или в виде так называемых «головок», портрет Николая и Феликса Сумароковых-Эль- стон представляет другую линию в портретном творчестве Маковского, в которой его творения сближаются с лучшими образцами психологического портрета второй половины XIX века.
По-видимому, у художника была возможность присмотреться к юным моделям, изучить их характеры и привычки. В каждом из изображенных детей он подчеркивает индивидуальность, находит главную, яркую черту характера и облика, наиболее точно отражающую суть образа: самоуверенность старшего и по-детски обаятельная застенчивость и мягкость младшего. Воспоминания современников свидетельствуют, что Николай, повзрослев, стал властным и надменным, Феликс же унаследовал от матери не только внешность, но и множество черт характера и ее таланты. Прозорливые характеристики детских образов в портрете, созданном Маковским, удивительно точно совпадают с тем, что значительно позже увидел в них Валентин Серов.
История бытования этого портрета схожа с судьбой предыдущего. Из семейного собрания — знаменитой юсуповской галереи, расформированной в 1925 году, он попал в Эрмитаж, куда передавались многие национализированные сокровища, затем в этом же году — в Русский музей, откуда в 1939 году его передали сначала в Грозненский краеведческий музей, затем в 1961-м — в Чечено-Ингушский республиканский музей изобразительных искусств им. П.З.Захарова. А дальше была война... Где теперь этот портрет?
Сейчас Министерство культуры РФ ведет работу по восстановлению коллекции музея в Грозном. Важнейшим результатом ее стал каталог выставки и сборник материалов под названием «Вернем Грозному музей» (М., 2002). Это первое издание, посвященное Грозненскому музею, который никогда не имел опубликованного каталога своего собрания. Также далеко не все произведения, хранившиеся в нем, были когда-либо воспроизведены.
Тем выше ценность и уникальность тех любительских фотоснимков, которые были присланы директором музея Раисой Салтмурадовной Ахматовой в середине 1980-х годов, когда я начала собирать сведения о произведениях Маковского.
Портретное наследие своего отца Сергей Маковский назвал галереей современников, в которой «почти вся Россия последних царей, Россия артистическая, чиновная, деловая, литературная, научная, аристократическая. Если бы можно было собрать их воедино, — мечтал он, — какой получился бы документ эпохи!»
Надежда БОЛЬШАКОВА
Иллюстрации предоставлены автором.
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования №1-2 (14) январь-февраль 2004 стр.102