Георгий Введенский — из рода «служивых» людей. Оружием он интересовался с детства. Закончив исторический факультет работал в Артиллерийском, Суворовском музеях, музее Пушкина на Мойке, 12. Вот уже 10 лет он — хранитель коллекции оружия в Екатерининском дворце. В его хозяйстве — несколько комнат, наполненных самым различным оружием, здесь — Западноевропейское и восточное, Холодное и огнестрельное.
Есть такое понятие — «натурализоваться». К нашей коллекции это слово подходит идеально, — рассказывает он. — Эта коллекция получила здесь гражданство, «натурализовалась» совсем недавно. Она, конечно, существовала всегда, но именно как коллекция не воспринималась. Собрание небольшое — около 400 единиц. Часть его — оружие из гардеробной Александровского дворца. Оружие русское и западноевропейское. Наши монархи были шефами не только русских, но и иностранных полков. При шефских мундирах они имели соответствующее табельное оружие. Вторая часть — из «турецкой» комнаты, которая была устроена в середине XIX столетия по моде того времени на восточные интерьеры в Зубовском флигеле. Интерьер «турецкой» комнаты создал архитектор Манигетти. Развеска была очень плотной. Теперь вещи, которые входили в оформление стен, тоже здесь. Потери во время войны были незначительны. Все убранство отправили в эвакуацию — в Новосибирск и Саратов. Стрелы, которые есть сегодня, после войны собирали около дворца на плацу. Дело в том, что первые три дня, после взятия города, дворец грабили немецкие егеря, потом «Голубая» испанская дивизия, стоявшая здесь, стреляла из луков — так они развлекались.
После эвакуации оружие долгое время хранили в ящиках. Только в 1950-х годах коллекция вернулась в Екатерининский дворец из Центрального хранилища.
— Каково происхождение этой коллекции?
— В 1811 году, после взятия турецкой крепости, будущему царю Николаю I, а пока еще Николаю Павловичу, подарили трофейный клинок. С этого момента пятнадцатилетний подросток «заболел» оружием на всю жизнь. Роль Николая I как личности в истории, на мой взгляд, сильно искажена. Ведь это именно он смягчил такое страшное введение Александра I, как военное поселение. Он подготовил почву для проведения Александром II освобождения крестьян. В области же культуры — достаточно сказать, что именно он сделал Эрмитаж публичным музеем. Он меценатствовал и защищал художников. То, что наши пушкинисты считают преступлением, — он стал цензором у Пушкина, — я считаю настоящим человеческим поступком. Этим он, так сказать, прикрыл поэта. Как сложились отношения — это уже другой вопрос. Так вот, кроме всего прочего, Николай I создал первый публичный музей оружия. Все, что мы имеем, — лишь малая часть великолепного собрания, которое было в Царскосельском павильоне башни «Арсенал», в Александровском парке.
У этой коллекции соперников не было. В какой-то степени, говорят, до нее дотягивала коллекция Наполеона III. Но где эта коллекция сегодня — неизвестно. А коллекция Александра Павловича во времена Александра III целиком перешла в Зимний дворец. Это гигантская коллекция, ее каталоги публиковались неоднократно. Первый — в 1840-е годы, хранителем Седжером. Второй — Флорианом Антоновичем Жилем. Затем был каталог с иллюстрациями Рокштуля. В Эрмитаже в 1909 году коллекцию исследовал хранитель Аенц. Так вот, для оформления турецкой комнаты Николай Павлович отдал малые крохи из той коллекции.
Кроме этого, оружие брали как трофеи, покупали по всему миру, дарили.
— В нашей коллекции есть казачье оружие начала XX столетия, — продолжает Георгий Эдишерович уже в качестве экскурсовода, — это подарки различных казачьих полков цесаревичу Алексею. Шашка — подарок от нижних чинов, от солдат гвардии Семеновского полка. Есть изумительная морская сабля, украшенная бриллиантами, рубинами, сапфирами, которая была подарена Александру III моряками флота.
Сравнительно недавно мы купили одну очаровательную вещь — дамский бельгийский револьвер 1830-х годов, прообраз газового пистолета. Он стрелял перцем.
Вот простой испанский стилет в рукоятке. С такой тростью можно ездить даже в самой последней электричке.
Охотничий кинжал и германские кавалерийские шпаги подарил Вильгельм II Николаю II. Николай II был шефом более 20-ти германских полков. Баден, Бавария, Вестфалей, Саксония, Пруссия — в каждой земле — у него родственник, у каждого родственника — полк.
Два пистолета в ящике — это подарок Наполеона Александру I во время заключения Тильзитского мира в 1807 году. У нас почему-то принято считать, что если два пистолета лежат в одной коробке, значит, они — обязательно дуэльные. Вовсе нет. Это — так называемый дорожный гарнитур. Сделал его известный мастер Николя Ноэль Буте, который в 1807 году стал директором Версальской оружейной мануфактуры.
Различные шпаги в конце XIX века мужчины носили «на страх врагам, на погибель женщинам», а студенческие шпаги были без щитка, с гербом. Такую шпагу во всех элитарных учебных заведениях полагалось носить к сюртукам.
Совершенно замечательная вещь — рогатина, кабанье копье — подарок от нашей доблестной таможни, это — конфискат. С одной стороны копья — надписи мастеров Златоуста, с другой — вензель великого князя Михаила Александровича. Таким образом, это подносное копье. Как оно попало в частные руки? Вообще, хождение вещей часто вызывает изумление. Вот, например, японскую каску 1680-х годов с гербами древнего аристократического рода Сакай я практически снял с головы одного знакомого. Когда он купил мотороллер, друзья в шутку подарили ему эту каску.
На холодном оружии с Кавказа можно встретить клеймо легендарного тифлисского мастера Геурка Элиазарова. В мастерской Элиазарова различным способам приготовления булатной стали, искусству насечки и чеканки учились и златоустовские мастера.
Интересны надписи. Вот на клинке скромненькая надпись — «Хаджи Мурат».
Князь Бебутов подарил Николаю I кинжал с надписью «Два раза не бью». Или — «Этот кривой клинок в руках мудрого повелителя спрямляет политику государства». Этот клинок был подарен Николаю I в 1826 году обаятельным джигитом по имени Маг ди Шамхал Тархи. Шамхал — это адыгский князь. А Тархи — город, который по Дагестанскому миру отошел России от Персии. В России князя так и называли — Шамхал Тархов-ский. Тарковские — потомки этого князя. Эта сабля — индийский булат XV века, а эфес и ножны — персидская работа XVIII века.
В «персидской» витрине привлекает внимание очень маленький, видимо, игрушечный шлем.
— Ничего подобного, это настоящий детский шлем, — комментирует Введенский. — А как вы считаете, с какого возраста в строй ставили? До года, совершенно очевидно.
— Как же такого ребенка сажали на коня?
— Вероятно, на жеребенка, они вместе и росли.
Экзотично выглядят трапезундские ружья. Трапезунд сегодня — маленькая деревня на берегу Черного моря, на турецкой стороне. Почти никто из нынешних жителей ничего не знает о былой славе Трапезунда. А когда-то это была трапезундская империя, которая поддерживала царицу Тамару. Характерны для Трапезунда ружья с длинными стволами, серебряной золоченой басмой, насыщенной камушками, в основном — это кораллы, но встречаются и гранаты.
У Николая II была гигантская этнографическая коллекция, в 1907 году он подарил ее музею этнографии. А у нас осталось несколько образцов африканского оружия.
Совершенно экзотическая и редкая вещь — щит из шкуры носорога. Только в Индии и только в XVII веке умели выделывать шкуру носорога так, что она становилась прозрачной.
Сейчас мы планируем сделать выставку, посвященную 90-летию Первой мировой войны, в не восстановленных пока еще залах Александровского дворца, чтобы обратить на них внимание. К тому же, скоро столетие цесаревича Алексея и столетие русско-японской войны.
— Это все — музейная коллекция. А как сегодня обстоит дело с частными коллекциями оружия?
— Люди всегда интересовались оружием и всегда коллекционировали его. Но сегодня в России сложилась странная ситуация. Коллекционировать оружие не запрещено. Но... и не разрешено. Нет никакого закона, который регулировал бы эту область антикварного рынка. Хранить оружие без лицензии нельзя. Между современным и старинным оружием в этом смысле различия не делается. Все это дает возможность нечистоплотным товарищам высматривать коллекции получше и конфисковывать их. Разумеется, этот «конфискат с последующим уничтожением» всплывет через 3—4 года где-нибудь в частной коллекции или на мутном рынке антикварного оружия.
Во всем мире люди могут приехать на аукцион, купить несколько образцов оружия, на почте запаковать его и отправить к себе домой — в Финляндию, Германию, Австрию, Англию, Францию. У нас, даже если вы там купили вещь и можете ее провезти, заплатив пошлину за ввоз, что само по себе — нонсенс, вы становитесь персоной, идущей против закона. Какой визг был поднят однажды: на таможне у приехавших туристов, уже на нашей стороне, нашли саблю! Кто-то купил ее у финнов и привез сюда. Устроили истерику по телевидению, в газетах. Контрабанда оружия. Господи, да радоваться надо. Я еще понимаю вывоз — страна становится беднее на единицу исторически интересной вещи. Да и то только в том случае, если вещь действительно интересна.
Вообще же, все в этой области коллекционирования крайне неопределенно. Только сейчас появилось понятие «коллекционное оружие». Раньше коллекция определялась как — больше 20 единиц оружия. Значит, если у вас есть 25 автоматов Калашникова — это коллекция?
Понятие «антикварное оружие» тоже отсутствует как таковое. Нас часто спрашивают коллеги из других стран: «А что у вас на рынке антикварного оружия?» Но я же не могу им сказать, что в нашей стране этот рынок — нелегальный. Легальным он быть не может. У нас нет разрешения на это. Отсюда — и баснословные цены, совершенно неадекватные вещам. Когда мне приносят саблю и оценивают ее в $12—$15 тысяч, это странно. Я же вижу, красная цена ей $800. Или в Петербурге покупают за $5 тысяч, а в Москве продают за $15 тысяч. Все цены в Москве вырастают в два-три раза. И у нас цены тоже начинают подтягиваться к московскому уровню. Причем, это абсолютно ни на чем не основано. В одном из антикварных магазинов я видел рыцарский доспех XVI века за $63 тысячи. Но вот в Париже есть великолепный магазин старинного оружия «Марина Анзу». Там рыцарские доспехи в пять раз дешевле. Мы бы сами с удовольствием привезли такой доспех для музея и поставили бы в Рыцарскую башню. Но ведь нам придется заплатить такой налог на въезде, что уже ничего не захочется. И это — для музея! Музей ли покупает, частный ли коллекционер, для продажи или нет – государство никак не учитывает эти нюансы. Но в любом случае, даже если ты заплатил налог повышать цену в 4—5 раз — преступление. Каждая вещь имеет свою цену. У нас же на антикварном рынке полная ценовая анархия. Рынок оружия стал фактически черным. Если бы в России были легальные оружейные антикварные магазины, цены пришли бы в относительное равновесие.
Сейчас на хранение собрания старинного оружия нужна лицензия. Они сегодня есть у недавно раскрутившихся предпринимателей, которые одновременно с лицензией получили возможность покупать эти предметы на зарубежных аукционах. Вот такие коллекции растут как на дрожжах.
Почему я против лицензий? Аицензия — это исключение. Но разрешение не может быть исключением. Исключением должен быть запрет. Тот самый нелогичный запрет, который в первую очередь и толкает к правонарушениям. Я понимаю, что нельзя убивать, грабить, преступать закон, и лицензию на это не дают логично. Но как может быть «нельзя коллекционировать»? Чего бояться? Того, что древнее оружие может стрелять? Но кирпич тоже может убить. И палка раз в год «стреляет». И стул может превратиться в метательное оружие. К тому же, напомним, старое оружие, как правило, не имеет всего необходимого оснащения для выстрела — мет муль деталей. Все эти запреты — самое банальное высасывание денег. К тому же и официальная лицензия не спасает от неразберихи.
Положим, у вас есть лицензия. Я хочу подарить вам старинное оружие. Допустим, у оружейного магазина тоже есть лицензия. Я эту вещь там покупаю, выхожу из магазина, и мне тут же заламывают руки, потому что у меня лицензии нет. Вот такой рынок.
Беседу вела Светлана ЖЕЛЕЗНОВА
Иллюстрации предоставлены Г.Э.Введенским.
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования №1-2 (14) январь-февраль 2004 стр.92