Наверное, только в Древней Руси с ее реками и озерами, изобилующими водоплавающими птицами, образы коих присутствуют и в сказочном фольклоре, и в особой форме деревянных судов, на которых плавали наши предки из варяг в греки, мог появиться такой предмет. Символично, что «ковш» был и одной из древнерусских мер объема жидкостей. Согласно принятой в 1660 году метрической системе, он равнялся ]/2 кружки или У16 ведра. С середины XVII века ковши особой формы и особого декора с государственной символикой даже использовались как своего рода ордена. Ими жаловали за особые заслуги, достигнутые как на гражданском, так и на военном поприще.
Старинный ковш — всегда удачная находка для коллекционера и антиквара. Значимость такого коллекционного материала для иностранного покупателя прекрасно понимали и организаторы довоенных распродаж российских ценностей, и участники нелегального рынка антиквариата в советскую пору. Результат их деятельности — сейчас довольно значительное количество разнообразных ковшей выставляется на крупнейших зарубежных торгах предметов русского искусства. Сегодня подобные вещи встречаются и на прилавках отечественных магазинов, что позволяет создавать весьма оригинальные коллекции.
В свое время этот сосуд предназначался для розлива браги, кваса и меда — традиционных напитков наших предков. Материалом для изготовления ковшей служили дерево и глина, золото и серебро. Все зависело от достатка заказчика. Первый ковш, найденный на территории нашей страны в Горбуновском торфянике, — деревянный. Он датируется II тысячелетием до н. э. Однако мы поговорим об изделиях из драгоценных металлов, в большей степени, конечно же, из серебра, которое чаще всего использовали для изготовления посуды.
В весьма небогатом русском быту эти предметы играли особую роль. Выставленные напоказ в шкафчиках-поставцах, они вместе с иконами были немногочисленным украшением парадного жилого интерьера.
Ранних вещей, несмотря на довольно богатую историю древнерусского ювелирного искусства, немного. Значительная часть произведений того времени погибла в результате длительных междоусобных войн, частых пожаров и иностранной интервенции. Большой урон государственной казне и частным сокровищницам был нанесен в период Смутного времени и польско-шведского нашествия. Еще одна из причин утраты многих ранних серебряных изделий — та, что в России вплоть до XIX века не было собственной сырьевой базы, поэтому пришедшие в негодность старые или ненужные предметы шли на переработку, давая жизнь новым изделиям.
Наиболее древние памятники культуры сегодня — достояние музеев. Большинство из них датируется XVII столетием. В то время предпочтение отдавали одной форме. Древнерусские ковши — овальные, с плавными округлыми линиями, плоским дном, невысокими борти-хамп. Иногда плоская поверхность сменяется слегка выпуклыми «ложечками». При первом же взгляде ясно читается силуэт плывущей «утицы». Все предметы функциональны: из них пили, и это было достаточно удобно. Декоративное украшение тогда еще не играло самодовлеющей роли. Чаще всего древнерусские ювелиры использовали литые детали орнамента, гравировку и золочение. Для особо дорогих предметов использовали вставки из драгоценных камней, размещали их в глухих кастовых оправах на бортиках, ручках и даже на дне, делая окантовку жемчугом. Применяли также чернь и эмаль, освоенные еще в древности. Чернь была в виде растительных орнаментальных композиций, а эмаль (как правило, выемчатую) использовали еще и для выполнения надписей. Для украшения была перегородчатая и живописная эмаль.
Особая разновидность ковшей — наградные. В их декоре всегда, есть государственный герб — двуглавый орел. Его рельефное прочеканенное изображение могло быть на дне, на ручке либо в виде круглой скульптуры украшать носик. Дополнением становилась «жалованная надпись» с указанием заслуг награждаемого, скомпонованная с орнаментальными украшениями бортиков. Помимо эстетической такие раритеты представляют большую историческую значимость, поскольку являются документами своего времени. Отсюда — их высокая цена на антикварном рынке несмотря на довольно скромный вид декоративного убранства. Не часто, но подобные предметы все же «всплывают».
Так, в 1990 году на Лондонском аукционе Sotheby’s ковш времен царствования Алексея Михайловича, украшенный позолотой и гравировкой, выставлялся на продажу с оценкой 8 000—12 000 фунтов стерлингов. Тогда это была значительная сумма.
Жалованные ковши продолжали изготавливать и позже несмотря на то, что в XVIII веке была сформирована иная система государственных наград. В музейных собраниях можно найти ковши, дарованные Петром I, и более поздние, относящиеся ко времени правления Екатерины II. В их форме практически ничего не менялось. Однако в декор активно проникали элементы новых стилей, осваиваемых тогда русскими мастерами. Традиционный растительный орнамент стали заменять барочными завитками, появилось изображение императорской короны.
Что касается основного предназначения ковша — служить сосудом для напитков, то в европеизированном дворянском быту его оттеснили другие предметы. Надолго свое предназначение ковш сохранил лишь в крестьянских домах.
Забвение было недолгим. Со второй половины XIX века развитие ювелирного дела в России достигло значительных масштабов. Это связано и с разработкой крупных отечественных месторождений, и со становлением русского капитализма. Следствием ювелирного бума стало появление в нашей стране крупных фирм, чьи изделия пользовались признанием на мировом рынке. Это — не только гений отечественного ювелирного дела К.Фаберже, но и П.Овчинников, И.Сазиков, И.Хлебников и многие другие, кто прославил российское ювелирное искусство того времени.
В эстетическом плане ювелирное искусство сделало немало открытий, одно из которых — «русский стиль». С его становлением связано и новое рождение ковша, повсеместное распространение его уникальной формы в российском быту. Его возрождение произошло вполне естественно: мастера, работавшие в русском стиле, используя орнаментальные традиции допетровской эпохи, активно развивая и совершенствуя эмальерную технику, неизбежно должны были обратиться к древнерусским формам посуды. Функциональное назначение ковша использовали довольно оригинально. Теперь это мог быть не только сосуд для кваса, браги или меда. Миниатюрные ковшики часто использовали в качестве солонок. Их даже изготавливали со специальными ложечками. Монументальные предметы, доходившие в длину до 50 см, на которые нашивались до 12 меньших по размеру ковшиков, были набором для крюшона или пунша. Некоторые годились качестве сухарницы или вазы для фруктов.
Вполне естественным на этом фоне выглядит изменение формы. Теперь преобладают не изящные плоские создания, а предметы с довольно высокими, округлыми бортиками, иногда дополненными ложковыми выпуклостями, порой достигающими полусфер. В такой ковшик было удобнее что-либо налить или положить, чем пить из него.
Сохраняется и подарочная суть ковша. Теперь это не только желанный дар от императорской особы ее подданным, но и подношение по случаю коронации, свадьбы или юбилея уважаемого человека. Ковши дарили всем и по любому поводу. Многообразие их форм и декора в то время было таким, что могло удовлетворить самый взыскательный вкус.
Распространенный вид ковшей в тот период — предметы, украшенные эмалью по скани, где использовали различные варианты растительного орнамента, с преобладанием насыщенной цветовой гаммы. Нередко сплошные заливки эмалью дополняли росписью. Крупные и особо ценные изделия могли быть украшены кабошонами из уральских самоцветов и поделочных камней, интерес к которым — тоже характерная черта ювелирного искусства предреволюционной России. Подобные ковши изготавливались многими фирмами, каждая из которых вносила в декорировку что-то свое. Пожалуй, московские фирмы П.Овчинникова и И.Хлебникова создали наиболее показательные экземпляры «русского стиля». Здесь же для украшения ковшей применяли и довольно трудоемкую технику оконной эмали, позволявшей любоваться изделием на просвет, как витражами. Не менее интересны работы и других мастеров, например, «2-й московской артели», или изделия с клеймом Марии Семеновой, чьи вещи всегда отличает особый вкус и высокое мастерство исполнения живописной эмали. Ее визитная карточка — предметы, украшенные скульптурными элементами — головками петушка или лебедя.
Скульптуру, как элемент декора, часто применяли в крупных фирмах, где работали высококвалифицированные мастера. С этим периодом связано возникновение совершенно нового вида ковшей, хотя и развивавшегося в рамках того же «русского стиля», но внешне не имевшего ничего общего со своими предшественниками. Фольклорные формы здесь прослеживались лишь в тематике. Основная же форма в таких изделиях выполнялась из хрусталя, а вот ручка и «головная» часть — из серебра. Причем здесь могли размещать целые скульптурные композиции: богатырей, стоящих в дозоре, дракона с мечом, прекрасных боярышень, крестьян и медведей.
Сочетание серебра с другими материалами существовало и в других формах. Так, в мастерской К. Фаберже, где питали особую страсть к поделочным камням, основной объем ковша нередко изготавливали из нефрита и родонита, оникса и даже скорлупы кокоса в сочетании с серебром, позолотой или эмалью, достигая при этом порой совершенно неожиданных декоративных эффектов.
Из мастерской Фаберже вышло немало уникальных ковшей, использованных впоследствии в качестве высочайших подарков. Все его мастера прекрасно чувствовали эпоху. Отсюда — богатство форм. В 1993 году на лондонском аукционе Sotheby’s с оценкой в 4 000— 6 000 фунтов стерлингов выставлялся ковш, внешними формами очень близкий к памятникам XVII — начала XVIII века, но это была лишь тонкая стилизация одного из мастеров Фаберже: те же простота и изящество силуэта, ручку и дно украшает литой двуглавый орел. На низком бортике в картуше — дарственная надпись Н.А.Орлову. Еще более изумительный ковш работы той же фирмы продавался на Sotheby’s двумя годами раньше. Здесь мастер использовал круглую форму ковша с низким бортиком, дополнив в качестве декора сплошными заливками алой эмали и орнаментом из мелкого речного жемчуга, которыми в свое время были богаты российские северные реки.
Заметные изменения в форму и декор ковшей внес стиль модерн. С этим временем связано появление изделий с невысокими плоскими бортиками, которые не закругляются книзу, а, наоборот, суживаются вверху, ручки приобретают причудливый изогнутый силуэт. Хотя в декоре по-прежнему преобладают растительный орнамент и эмаль, заметны перемены. Теперь предпочтение отдается стилизации природных форм и более светлой, блеклой цветовой гамме. Для декорировки ковшей применяли популярную в то время полупрозрачную гильошированную эмаль.
Коллекционирование ковшей — удовольствие из разряда дорогих. Их цена зависит от многих факторов. За основу берется вес драгоценного металла, затем — сложность формы и декора, наличие эмали и ее качество и, наконец, — оригинальность предмета и его происхождение. Если, например, цена миниатюрного ковшика, покрытого традиционной живописной эмалью, может составлять в среднем $600 — $1 500, то подобный предмет мастера А.Неваляйнена, безо всяких излишеств, покрытый кремовой гильошированной эмалью, в 1999 году выставлялся в Нью-Йорке по цене $4 000—$5 000 и был продан за $4 600. Самые дорогие предметы — крупные ковши, вес которых превышает килограмм. Йх цена доходит до $30 000— $40 000. На «русских» торгах Sotheby’s весной 2003 года ковш в русском стиле из хрусталя со скульптурным декором фирмы И.Хлебникова при стартовой цене 8 000—12 000 фунтов стерлингов был продан за 18 000. Это значительная сумма, но русский ковш стоит того. Его нужно собирать.
Вера ПЕРЕЯТЕНЕЦ
Иллюстрации предоставлены автором.
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования №1-2 (14) январь-февраль 2004 стр.88