На антикварном рынке Екатеринбурга сегодня еще можно встретить немало замечательных «дореволюционных» художественных отливок Каслинского завода, но иногда вдруг появляются и быстро исчезают очень похожие на них вещи местного производства.
В этих скульптурах из чугуна, на первый взгляд, нам все хорошо знакомо: те же любимые народом и проверенные временем «каслинские кабинетные модели», то же традиционно высокое качество «каслинского» литья и профессиональной прочеканки отливок, такой же, как у каслинских изделий, черный матовый цвет. Практически все то же, только клейм на обороте подставки чаще всего нет. Лишь иногда на отливках встречается редчайшее клеймо — вписанная в овал стилизованная аббревиатура «УЗТМ». По словам антикваров, подобные статуэтки попадают на местный рынок от потомков первостроителей Уралмаша, проживающих в старых коммуналках «соцгородка» Орджоникидзевского района Екатеринбурга (бывшего Свердловска), наследников партийно- хозяйственной элиты с проспекта Ленина и центральных улиц города, а также от нуждающихся пенсионеров-интеллигентов из разных районов города и Свердловской области, предприятия которых в 1930-е годы имели прочные производственные связи с Уралмашзаводом.
Аббревиатура «УЗТМ» хорошо знакома многим россиянам. Уральский завод тяжелого машиностроения, или Уралмаш, как его называют в народе, прославился на весь мир не только самоходными артиллерийскими установками времен Великой Отечественной войны, но и шагающими экскаваторами, буровыми платформами и прочей уникальной промышленной продукцией. Выпускал Уралмаш и художественное чугунное литье. Не случайно в экспозиции Музея истории Уралмашзавода, а также в некоторых кабинетах руководителей разных служб предприятия среди потускневших спортивных кубков и пыльных призов, завоеванных в социалистическом соревновании, можно увидеть скульптурные группы и статуэтки из чугуна, изготовленные в чугунолитейном цехе УЗТМ.
История производства художественного литья на Уральском заводе тяжелого машиностроения практически мало кому известна, кроме сотрудников заводского музея, а она, безусловно, достойна публикации, а также внимания коллекционеров художественного литья из чугуна.
В 1930 году на окраине Свердловска, на территории строившегося Уральского завода тяжелого машиностроения (Уралмашзавода, или УМЗ — будущего УЗТМ), был заложен крупный чугунолитейный цех производительностью 50 тысяч тонн машиностроительного литья в год. В марте 1931 года в строившемся цехе было организовано производство мелких отливок, а в сентябре того же года уже освоен выпуск крупного литья. С окончанием строительства цеха в 1932 году, то есть за год до официального пуска Уралмашзавода, его чугунолитейное производство было готово выпускать как мелкие, так и крупные машиностроительные отливки весом до 50 тонн.
По инициативе начальника чугунолитейного цеха Василия Митрофановича Уханева (1899—1938) в начале 1934 года на свободных площадях цеха № 34 был организован небольшой участок по производству художественного литья с использованием каслинской технологии. Обращение к опыту каслинцев было не случайным. Еще в 1928 году группа инженеров и литейщиков из Свердловска, командированных Уралмашстроем для ознакомления с технологией производства ведущих чугунолитейных предприятий Урала, побывала на Каслинском заводе, основательно реконструированном в 1925—1927 годах. В составе этой делегации был молодой литейщик Лутугинского завода (Днепропетровск) В.М.Уханев, будущий начальник чугунолитейного цеха Уралмашзавода. Изучив технологию и особенности производства каслинского промышленного и художественного литья, он высоко оценил уникальность местных формовочных песков, виртуозное мастерство формовщиков и чеканщиков, в совершенстве знавших секреты литейного дела. В январе 1925 года руководство Каслинского завода практически свернуло массовый выпуск художественного литья, переведя его на работу исключительно «под заказ» и тем самым обрекая предприятие на значительное сокращение высококвалифицированных кадров.
Через пять лет, возглавив новое крупное производство чугунного литья в Свердловске, В.М.Уханев предложил руководству завода пригласить каслинских мастеров для обучения свердловчан искусству литья из чугуна. Его инициативу поддержал главный инженер Уралмашстроя В.Ф.Фидлер, служивший раньше (с декабря 1917 по март 1926 года) управляющим Златоустовскими казенными заводами. Как бывший куратор фабрики холодного оружия и организатор уникального Златоустовского музея украшенного клинкового оружия, он хорошо понимал, что секреты и тонкости литейного мастерства можно постичь только на практике, приобретя навыки в этом деле. Для этого из Каслей были приглашены на работу два специалиста по производству художественных отливок — формовщики Иван Константинович Шарапов и Антип Гордеевич Самойлин, а также два опытных чеканщика — Николай Афанасьевич Вихляев и его сын Афанасий Николаевич. Мастера привезли в Свердловск необходимые для работы инструменты, а В.М.Уханев доставил на Уралмаш знаменитые каслинские формовочные пески, благодаря которым отливки получались чистыми и легкими. Возглавил участок художественного литья Григорий Иванович Бессонов.
Свердловчане быстро овладели каслинским опытом художественного литья. В 1934—1937 годах по 30 образцам и бронзовым моделям, взятым из Свердловского краеведческого музея (бывшего Уральского областного краеведческого музея, куда они были переданы из Кыштыма в 1926 году горно-металлургическими трестами «Гормет» и «Уралмедь» в числе двух тысяч каслинских отливок и моделей), в чугунолитейном цехе УЗТМ было отлито много замечательных скульптурных групп, статуэток, пресс-папье, портретных бюстов, чернильниц и пепельниц. Точное число отливок не известно. Среди них: «Конь с возничим», «Лошадь с упавшим всадником», «Юноша, садящийся на коня», «Конь с попоной», «Скаковой жеребец», «Лошади на воле», «Кобылица с жеребенком» — ПК. Клодта, «Джигитовка лезгин», «Отъезд казака» — Е.А. Лансере, «Собаки на стойке, «Кабан, затравленный собаками», «Собака-сеттер», «Конь в изгороди» — П.ЖМена, «Крестьянка с граблями на лошади», «Медведь на задних лапах», «Собака- пойнтер» — Н.ИЛибериха, «Тройка зимой» — Е.Напса, «Граф Толстой пашет» — А.А.Соловьевой, «Дон Кихот» и «Мефистофель» — Ж.-Л.Готье, «Охотничья собака» — П.ЭДелабриера, бюст А.С.Пушкина — И.П.Витали, бюсты Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского и П.И.Чайковского — Р.Р.Баха, «Ермак — покоритель Сибири» — П.П.Забелло, пресс-папье «Царь-пушка» — В.П. Крейтана, а также три чернильницы: «Медведь на задних лапах» — Н.ИАибери- ха, «Крестьянин за обедом на пне» — Е.Напса, «Броненосец» и ряд пепельниц: «Корзина с гирляндой», «Лист дубовый», «Крыло», «Лапоть» и «Бродень» (сапожок).
По воспоминаниям ветерана цеха № 34 Николая Ильича Захарова, «...почти все литье изготовлялось по каслинским образцам, за три года было отлито довольно большое количество самых разных изделий. На каждом стояла марка «УЗТМ». На самом же деле отливки клеймились редко, так как овальное клеймо со стилизованной аббревиатурой «УЗТМ» хотя и было разработано и утверждено в 1933 году в связи с переименованием Уральского машиностроительного завода (УМЗ) в Уральский завод тяжелого машиностроения (УЗТМ), официально стало применяться для маркировки основной продукции лишь с конца 1934 года. Художественное литье, не являясь основной продукцией чугунолитейного цеха УЗТМ, обязательному клеймению не подлежало. Клеймо ставили только на отливки, предназначавшиеся для официальных подарков от завода, а также на изделия, изготовленные по заказу советских и партийных руководителей, общественных и спортивных организаций для призов победителям трудовых и спортивных соревнований. Мелкие бытовые вещи (пепельницы) не клеймили вовсе, хотя они пользовались повышенным спросом и хорошо раскупались на подарки.
Инициатива уралмашевцев по выпуску художественного литья была поддержана партийными и советскими органами Свердловска, широко освещалась в печати уральского края, что в конечном итоге побудило руководство Каслинского завода принять решение о возобновлении в середине 1934 года закрытого ранее производства. В Каслях вновь стали собирать кадры формовщиков и чеканщиков, приглашать на завод старых мастеров для обучения молодежи. С большим трудом комплектовалось утраченное модельное хозяйство, пришлось даже добиваться возвращения на Каслинский завод бронзовых моделей из Свердловского краеведческого музея. Таким образом свердловчане, проявившие интерес к каслинской технологии производства художественного литья из чугуна, их инициатива и творческая активность, помогли каслинцам возродить их литейное производство «кабинетной» скульптуры малых форм.
Летом 1934 года несколько образцов нового уральского художественного литья из чугуна уралмашевцы подарили писателю АМ.Горькому, который ответил им благодарственным письмом: «Мне думается, что теперь, когда наш рабочий народ начинает украшать свои жилища, работа ваша очень своевременна и должна иметь хороший спрос. Но жалко, что фигура черная. Это делает их мрачными и, вероятно, многим не понравится. Нельзя ли бронзировать чугун? Если б это было возможно, тогда вам следовало бы расширить количество образцов и укрупнить их так, чтобы они годились для украшения скверов и орнаментов зданий. Можно бы отливать копии знаменитых скульптур древности и нового времени — например: копии «Роденова» Бальзака — копии со скульптурных изображений наших вождей, а также с работ советских скульпторов, таких, например, как «Женщины Востока»...»
Советы Горького были восприняты как руководство к действию. С осени 1934 по лето 1935 года для украшения интерьеров клуба Уралмашзавода из чугуна были отлиты барельефы Ленина, Сталина, Орджоникидзе, статуэтки и бюсты передовиков производства Эти отливки были выполнены по оригинальным моделям талантливого скульптора Н.Н.Горского, о котором сегодня мы знаем многое.
Скульптор и педагог Николай Николаевич Горский (1900—1981) родился в Ростове-на-Дону, где окончил вечернее отделение Художественного училища. Затем учился в Харьковском художественном училище и Киевском художественном институте у профессора Ф.Г.Кричевского. В январе 1932 года он приехал на Урал, в Свердловск, вести изокружок в клубе Уралмашзавода. В 1933—1934 годах он много рисовал, исполнил ряд линогравюр: портреты Ленина, Сталина, Калинина, Горького, Чехова, Пушкина, Люксембург и Либкнехта. В 1934 году выполнил в гипсе скульптуры «Формовщицы» и «Физкультурница-конькобежка», вылепил портретные бюсты первых стахановцев УЗТМ, которые в начале 1935 года были отлиты уже в чугуне. С середины 1934 года Горский работал инструктором изосектора при Свердловском областном Доме самодеятельного искусства, организуя выставки художников-самоучек, выступая с интересными статьями в местных газетах. Прочитав в газете «Уральский рабочий» объявление о том, что Каслинскому заводу требуются скульпторы, уехал жить в Касли, где работал заводским скульптором (1935—1939) и вел изокружок (1935—1936) в клубе имени Н.Ф.Захарова, преподавал в заводской Школе мастеров художественного литья (1937—1940) и в ремесленном училище № 18 (1941 — 1944). Его барельефные портреты Маркса, Ленина и Орджоникидзе тиражировались в 1935—1939 годах в каслинском художественном литье и широко разошлись по всей России. Н.Н.Горский — автор скульптурных портретов Пушкина и Горького, статуэток «Рабфаковцы», «Папанинцы», «Марина Раскова», «Освобожденный раб», а также фигуры для фонтана «Рыбачка» (цемент, 1936 г.) и скульптурной композиции «Материнство» (цемент, 1939 г.). После Великой Отечественной войны преподавал в Ростовском художественно-ремесленном училище (1946— 1949).
С отъездом Н.Н.Горского в Касли Уралмаш и его чугунолитейный цех потеряли единственного и очень перспективного заводского скульптора, на которого В.М.Уханев возлагал большие надежды по дополнению современными моделями «каслинского» ассортимента художественного литья УЗТМ.
К 25-летнему юбилею Свердловского Государственного академического театра оперы и балета имени А.В.Луначарского, коллектив которого являлся «культурным шефом» чугунолитейного цеха Уралмаша, была подарена целая витрина с 25 лучшими образцами художественного литья УЗТМ. Из них до «перестройки» в театре сохранились лишь две крупные отливки — «Дон Кихот» и «Мефистофель».
Но, несмотря на высокие достижения свердловских литейщиков, художественное литье не получило здесь должного развития. В конце 1935 года газета «Известия» отмечала, что «...художественное литье на Уралмаше сведено заводоуправлением на нелегальное положение. Директор Уралмаша тов. Владимиров мотивирует это тем, что художественное литье отвлекает цех от его основных задач, и еще тем, что его трудно сделать доходным». С последним утверждением нельзя согласиться, так как спрос на литье в Свердловской области в то время был. Не случайно в заметке «Художественные изделия из гипса», опубликованной 18 февраля 1936 года в областной газете «Уральский рабочий», говорилось, что «Свердловский музей художественного чугунного литья организует массовый выпуск гипсовых копий с лучших художественных произведений каслинских мастеров чугунного литья. Отобраны для производства копий чугунные статуэтки: «Кавказский пленник» и «Демон», «Дон-Кихот», «Ифигения», «Запорожец и ведьма», служащие иллюстрациями к произведениям Гоголя, и другие — всего 20 изделий. Для школ и культурных учреждений области будут выполнены копии памятника Пушкину в Москве и бюсты — Пушкина, А.Толстого, Достоевского и Чайковского».
В конце 1936 года все ранее приглашенные в Свердловск мастера вернулись на Каслинский завод.
Весной 1937 года был арестован директор Уралмаша Л.С.Владимиров. По приказу нового директора завода в середине 1937 года производство художественного литья на УЗТМ прекратилось окончательно. На общем партийном собрании чугунолитейного цеха 11 сентября 1937 года начальнику цеха В.М.Уханеву был объявлен выговор «за связь с врагом народа — бывшим директором уЗТМ Владимировым», а уже 4 ноября он был исключен из партии большевиков «за организацию производства буржуазного литья, отвлекающего цех от его основных задач». Вскоре В.М.Уханев был арестован органами НКВД и 14 января 1938 года расстрелян. 3 ноября 1956 года его реабилитировали — посмертно. По нашему мнению, продолжить и широко развить выпуск художественного литья из чугуна на Уральском заводе тяжелого машиностроения помешали именно политические репрессии 1936—1937 годов, а не Великая Отечественная война, как было принято считать до сих пор.
Историкам и уральским краеведам известны случаи изготовления единичных образцов художественного «кабинетного» литья по заказам заводского начальства и партийной элиты Свердловска и Свердловской области, которые выполнялись в 1940-х годах. Так, например, в 1944 году во время визита в Свердловск господина Стефансона (личного секретаря президента США Ф.Д.Руз- вельта) руководство Уралмаша преподнесло ему скульптурную группу Е.А.Лансере «Ловля дикой лошади».
Качество некоторых чугунных отливок УЗТМ 1950—1960-х годов значительно уступает качеству отливок 1934—1937 годов, так что художественной ценности они не представляют.
Образцы художественного литья УЗТМ в музейных собраниях и частных коллекциях встречаются очень редко раньше их, к сожалению, просто не собирали, не зная «каслинских корней» чугунолитейного производства Уралмаша. К тому же точно атрибутировать неклейменые изделия УЗТМ можно было, лишь восстановив полный перечень уралмашевских моделей, а также зная достоверную историю поступления отливки в собрание чугунного литья.
Известный уральский краевед, журналист и коллекционер каслинского художественного литья И.М.Пешкова в газетной статье «Касли на Уралмаше» («Уральский рабочий», 26 февраля 1998 г.) писала «Сегодня находка художественной отливки с уралмашевским клеймом — удача коллекционера...». Мы лишь добавим, что уникальные образцы художественного «кабинетного» литья из чугуна, изготовленные в 1934—1937 годах в чугунолитейном цехе Уральского завода тяжелого машиностроения, безусловно, занимают особое место среди антикварных раритетов советского времени. Приятно сознавать, что такие раритеты еще встречаются, их надо лишь «знать в лицо»...
Олег ГУБКИН
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 30 (сентябрь 2005), стр.112