Первые иллюстрированные почтовые карточки в России были выпущены к Пасхе 1898 года издательством Общины святой Евгении Красного Креста. Акварели для них выполнил известный художник Николай Николаевич Каразин. Это обстоятельство — важная века не только в истории открытки в нашей стране. Использованные автором в акварелям «Пахарь», «У часовни», «Весна», «Тройка летом» символы предопределили успех дальнейшего издания иллюстрированных почтовых карточек в России.
Выбор Ивана Михайловича Степанова, инициатора выпуска этих открыток, пал на Каразина не случайно. Художник-этнограф, художник-иллюстратор, мастер виньетки и художник-репортер — список его «специальностей» бесконечен. А если еще учесть, что Каразин оставил 25 томов литературных произведений, то лучшей кандидатуры для создания совершенно нового вида печатной продукции, каким была в то время иллюстрированная почтовая карточка, найти было невозможно.
Николай Николаевич Каразин родился в 1842 году в известной дворянской семье. Его детские интересы к рисунку и литературе в семье всячески поддерживали. Однако он не сразу стал художником и писателем. Ему была уготована карьера военного. Окончив кадетский корпус, Каразин служил офицером в драгунском полку. Выйдя в отставку в 1870 году в чине капитана, он окончательно решил посвятить себя литературе и искусству. «Нервный по натуре, живой, подвижный и вечно деятельный...» Николай Каразин брался за самые разные работы, иллюстрировал книги, причем как свои, так и произведения классиков русской литературы — А.С. Пушкина, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, Н.В.Гоголя и других. Его работы появлялись во многих российских и западноевропейских журналах. Для него не было ничего невозможного: он мог по фотографии нарисовать любую местность, даже если там никогда не бывал. И рисунки получались настолько убедительными, что читатели книг и журналов нисколько не сомневались: автор видел все своими глазами. А если он выезжал в места проведения военных действий, то показывал самые известные эпизоды, какими бы опасными они ни казались. Благодаря его рисунку в журнале «Всемирная иллюстрация» русское общество впервые узнало о подвиге моряков катера «Шутка» на Дунае (рисунок назывался — «Миноносная шлюпка «Шутка» перед турецким монитором»). Зарубежные зрители на выставках работ Каразина высоко оценивали его рисунки, привезенные из научных экспедиций, в которых он отражал нравы и традиции народов Средней Азии.
Единственной областью художественного творчества, которая не вполне удалась Каразину, была живопись. Не получив законченного художественного образования, он безуспешно пытался применять графические приемы в станковых картинах, чаще всего батального содержания. Его называли «русским Доре»: французский график в своем творчестве использовал метод «цветового пятна». Часто применяя этот метод в рисунках, Каразин пытался использовать его и в живописи. Но то, что хорошо для графики, в живописи приводило к монотонному колориту. За это батальные полотна Каразина подвергались справедливой критике современников.
Впрочем, неудачи Каразина-живописца нисколько не влияли на неутомимость Каразина-графика. Одним из первых он пытался создать определенный стиль оформления каждой книги, выполняя для нее не только иллюстрации, но и всевозможные виньетки, заставки, концовки.
В 1880-х годах в России появилось оборудование, позволявшее тиражировать цветные изображения. Сразу же возникла новая отрасль художественной промышленности, названная прикладной графикой. Плакат, афиша, театральная программка, меню обеда — ко всему этому «прикладывали руку» многие русские художники, и в числе первых был Николай Каразин.
Поэтому понятно, что выполнить рисунки, или, как сейчас говорят, дизайны для первых открыток Общины святой Евгении поручили именно Николаю Каразину. К концу 1890-х годов у него была репутация прекрасного журнального иллюстратора. И действительно, он мог эффектно скомпоновать рисунок с местом для письма, что и требовалось сделать на маленькой карточке размером 9x14 см. На первых порах пожелания издателей были ограничены правилами почтового ведомства, предъявляемыми к таким карточкам. На лицевой стороне помимо рисунка предполагалось еще и место для письма, поскольку оборотная сторона целиком отводилась для адреса.
Каразин подошел к делу со свойственным ему энтузиазмом и изобретательностью. В 1890—1891 годах он иллюстрировал книгу «Путешествие на Восток наследника цесаревича». Изучая быт и нравы народов Индии, он не мог не обратить внимания на символику тибетского буддизма. Основу символических композиций у индусов составляет мандала — магический круг, который обозначает ядро человеческой души. Индусская мандала — достаточно сложная композиция, состоящая из нескольких кругов и квадратов. Но и простые символы круга и квадрата испокон веков имеют определенный смысл.
Так, круг, будучи одним из четырех фундаментальных символов (вместе с квадратом, центром и крестом), означает движение, поскольку ассоциируется с колесом. Круг также символизирует небо, бесконечность, Вселенную и высшее совершенство. В христианской мифологии круг отождествляется с вечностью. В культурологии принято считать, что круг выражает духовный мир человека, разнообразие человеческого общения. Квадрат — символ хорошо отлаженного дела, устойчивости взглядов. Объединение символов круга и квадрата, по мнению психологов, интерпретируется человеческой психикой на подсознательном уровне как динамический образ диалектики между небом и землей.
В почтовой карточке под названием «Пахарь» Каразин использовал символ круга, а также совмещенный с ним прямой уголок. И не случайно. Характер рисунка вовсе не подразумевает необходимость заключения его в круг. Однако фигурка пахаря находится в круге, а белый цвет фона всей композиции, в свою очередь, символизирует свободу и искренность. Место для письма, выделенное вертикально расположенным прямоугольником, символизирует мужское начало. Разгадав рисунок Каразина, можно сделать вывод, что иллюстрированная карточка «Пахарь» символизировала движение и развитие нового вида почтового отправления, искренность и теплоту в отношениях людей при помощи этих небольших кусочков картона.
Аналогичным образом выполнена и «Весна», а в двух других карточках серии — «Тройка летом» и «У часовни» — место для письма обозначено наклонным прямоугольником, что символизирует женское начало.
Таким образом, эти почтовые карточки были как бы «запрограммированы» на привлекательность, чтобы пользоваться спросом у покупателей — как у мужчин, так и у женщин.
Интересно, что разрабатывая дизайны для первых иллюстрированных карточек, Каразин не ограничился этими сюжетами, но предложил Степанову только четыре рисунка. Остальные рисунки, вместе с четырьмя предложенными им в 1898 году, были воспроизведены на открытках спустя 6 лет в бесплатной серии в качестве приложения к журналу «Пробуждение». Издание этих открыток пришлось уже на время разделенной оборотной стороны почтовой карточки, которое началось в России в 1904 году. Именно поэтому в этих карточках можно заметить некоторый парадокс: лицевая сторона выполнена так, будто на ней должно быть письма, но и оборотная сторона тоже предусматривает место для письма, такое практически не встречается на других открытках. Кроме того, на некоторых карточках из бесплатной серии 1904 года можно различить год создания рисунка — «98».
Рассматривая остальные дизайны, выполненные Каразиным в 1898 году, можно понять, почему они не были воспроизведены на первых карточках. Так, охотничья сцена напоминала книжную иллюстрацию. Занимательная иллюстративная находка — заяц, удирающий от собак за отворот страницы, — плохо смотрелась на открытке. На другом рисунке фигура всадника-воина не соответствовала праздничной теме первых открыток. К тому же, изобразив круг, Каразин не оставил места для письма.
Может быть, Каразин не знал о символических значениях круга и квадрата, и их использование на первых почтовых карточках было просто совпадением? Но, во-первых, о том, что использование правильных геометрических фигур было неслучайным, свидетельствуют и некоторые другие дизайны Каразина, выполненные специально для открыток. Так, например, мы вновь видим комбинацию квадрата и прямоугольника на открытке «Глашатай», а в «Литаврщике» объединены круг и прямоугольник. Во-вторых, Каразин мог и не использовать геометрические символы в своих рисунках — их характер вовсе не подчеркивался кругами, квадратами или прямоугольниками. К тому же, если сравнить каразин-ские карточки со многими другими, выпущенными в то же время, то окажется, что столь упорно использовал геометрические символы только он. В самом деле, осенью 1898 года рисунок для почтовой карточки выполнял, например, И.Е.Репин. И он не включил в композицию мотивы круга или прямоугольника.
Как бы то ни было, согласно утверждениям философов, а также современных дизайнеров, разработчиков товарных знаков, можно и не знать о значении символов, но они тем не менее воздействуют на подсознание человека.
Акварели Каразина, выполненные для почтовых карточек, в целом не отличаются профессионализмом. Недаром же в конце XIX — начале XX века существовал термин «каразиновщина» как синоним непрофессионального рисунка. Конечно, рисунки и акварели, например, Н.С.Самокиша, выполненные для открыток, выглядят изящными и безупречными с точки зрения художественного мастерства. Зато Каразин стремился к тому, чтобы его рисунки привлекали внимание покупателей, и достичь этого он старался при помощи геометрических символов и их глубокого философского смысла.
В 1902 году Каразин выполнил новые рисунки для почтовых карточек. На этот раз он подражал первой (известной на сегодня) отечественной иллюстрированной почтовой открытке. В 1895 году была выпущена открытка с видами примечательных мест Москвы. Рисунок карточки представлял собой монтаж из нескольких изображений. Подобные карточки были в то время очень популярны в Европе. На одной карточке воспроизводились самые известные места того или иного города. Когда тираж открыток был небольшим, воспроизведение на каждой из них сразу нескольких памятников архитектуры делало их более привлекательными. Впоследствии подобные карточки выпускали реже, но и сегодня они пользуются успехом у покупателей. За границей такие карточки даже имеют специальное название — мультивиды.
Выполняя рисунки для издания Отто Кирхнера с видами Москвы и Санкт-Петербурга, Каразин вместе с известными архитектурными сооружениями изобразил еще и самых типичных жителей городов. Так, одну из карточек с видом Москвы символизирует девушка, встречающая хлебом с солью, а Санкт-Петербург — извозчик.
Большинство почтовых карточек, изготовленных по рисункам Каразина, — оригинальные произведения печатного искусства. Руководствуясь пожеланиями покупателей, Каразин стремился к тому, чтобы рисунки носили познавательный характер. Например, одна из серий, состоящая из шести карточек, выполненных по рисункам Каразина, представляет собой увлекательный детский рассказ на тему «Как в поле выросла рубашка». Некоторая «примитивность» рисунка объяснялась, скорее всего, назначением: подобные открытки отнюдь не претендовали на высокий уровень художественного мастерства. Их можно было прикреплять к стенам в детских комнатах — они служили бы наглядными обучающими картинками. То есть содержание рисунков было важнее их художественного совершенства.
Наряду с сюжетами, созданными Каразиным специально для почтовых карточек, на них воспроизводились и репродукции его самых известных картин. Так, по открытке, выпущенной издательством Ольги Дьяковой, сегодня можно составить представление о картине «Находка». В творчестве Каразина-живописца и журнального иллюстратора военная тема превалировала над всеми остальными. Он часто рисовал на открытках всадников-воинов.
Репродукционные карточки с произведений Каразина в художественном отношении явно проигрывают его дизайнерским находкам. В живописном наследии художника сегодня нет ни одной сколько-нибудь известной картины. Живопись, повторим, явно не была его призванием. Однако как бы ни относились к нему искусствоведы, каким бы поверхностным, непрофессиональным художником ни считали его современники, имя Каразина навсегда вошло в историю отечественной почтовой карточки-открытки.
Александр ШЕСТИМИРОВ
Иллюстрации предоставлены П.Д.Цукановым.
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования №1-2 (14) январь-февраль 2004 стр.114