Философия Лауххаммера основывается на художественных традициях, и техническом мастерстве многих поколений. Лауххаммер всегда ставил человека в центр этой философии. Незабываемая сложность и тонкая культура художественного литья из чугуна завода в Лауххаммере отражают историю и дух времени на протяжении более чем двух столетий.
Литейный завод в Лауххаммере был основан по инициативе саксонской баронессы Бенедикты Маргареты фон Лёвендаль. В 1725 году она получила привилегию и концессию на сооружение завода по производству железа на месте принадлежавшей ей мельницы. И вот на широких болотистых и лесных просторах по берегам реки Шварце-Эльстер вырос небольшой комплексный, со всем необходимым оборудованием, сталеплавильный и чугунолитейный завод с первой доменной печью, введенной в эксплуатацию в 1725 году. Нужный для плавки и для производства чугуна высокого качества древесный уголь добывали на прилегавших лугах и в лесах. Использовавшаяся в Лауххаммере железная руда содержала большое количество фосфора, который делал чугун твердым и хрупким, но одновременно и очень жидкотекучим. Благодаря этому металл очень хорошо заполнял формы, что позволяло получить продукцию великолепного качества. Сначала производство обеспечивало свои заводы прокатом для изготовления молотов и наковален. Постепенно удалось начать отливать из чугуна котлы и трубы.
После смерти баронессы фон Лёвендаль в 1776 году владельцем завода стал Детлеф Карл граф фон Айнзидель (1737—1810). Он модернизировал производство на основе передового опыта черной металлургии Англии. Вскоре лауххаммерские предметы из чугуна широкого спроса заняли место рядом с самыми лучшими изделиями из Франции, Англии и Италии. Айнзидель, воодушевленный высоким качеством жидкотекучего чугуна, получаемого на заводе в Лауххаммере, занялся отливкой статуи и бюстов и тем самым сразу же привлек внимание художников и скульпторов. Уже в 1780 году он начал активно собирать коллекцию лучших античных статуй и голов, которые впоследствии должны были послужить образцами для моделей художественного литья из чугуна.
В 1781 году Айнзидель пригласил на завод скульптора Т. И. Вискочилла (1753 —1795), позднее — его коллегу Й.Маттерсбергера (1754—1825) и поручил им разработку метода литья крупных монолитных скульптур. После ряда неудач был изобретен способ литья с помощью восковой модели, благодаря которому в 1782 году удалось отлить фигуру больших размеров в чугуне. Это была скульптура античной вакханки. В 1784 году, тоже впервые, отлили большую вазу, которую позже установили на фронтоне завода. Она и в наши дни вызывает заслуженное восхищение. Таких успехов не удавалось достичь в то время ни одному чугунолитейному производству. Именно с этой вазы начинается история немецкого художественного литья из чугуна. Первые успехи в нем были закреплены изготовлением скульптур Бахуса и Геркулеса, тоже отлитыми по восковым моделям. После этого Вискочилл становится художественным руководителем чугунолитейного производства в Лауххаммере. Он отливает городскую скульптуру для Милана и Дрездена, а затем поступает на службу к русскому послу, по протекции которого в 1794 году становится придворным скульптором Екатерины II. В России Вискочилл стал автором более семидесяти мраморных статуй, созданных для царских резиденций и дворцов.
Современники отзывались о Лауххаммере как о месте художественного и технического паломничества. Расцвет чугунного художественного литья совпал в Германии с периодом классицизма. В последней четверти XVIII века чугун преобладал в немецкой скульптуре и архитектуре благодаря своим великолепным художественно-пластическим качествам, которые хорошо сочетались с простыми и четкими формами классического стиля.
Сохранившиеся многочисленные предметы из чугуна того периода свидетельствуют о высоком художественном уровне литья завода в Лауххаммере. Пример тому — увековеченный в 1794 году у фонтана за Красным дворцом в Веймаре великий И.В.Гёте.
При поддержке ряда авторитетных специалистов в области металлургии дело, начатое Айнзиделем, с 1804 года продолжил его сын Детлеф фон Айнзидель (1773 — 1861). На рубеже XVIII—XIX веков была построена вагранка, позволявшая выпускать более качественный чугун благодаря традиционному использованию соснового древесного угля. Переход от плавки с применением древесного угля к каменноугольной плавке произошел в Лауххаммере лишь в 1841 году.
Ассортимент продукции охватывал широкий ряд изделий: от наковален, сковород, поручней мостов, печей, гирь, кастрюль, шестерен, водопроводных труб, фонарных столбов, памятников, статуй, оконных и каминных решеток до мелких предметов — ваз, блюд, подсвечников, плакеток, медалей.
Приносящее большие прибыли изготовление пуль и гранат в больших объемах пришло на смену мирной продукции во время войны с Наполеоном. Благодаря этому 1813 год стал для Лауххаммера одним из лучших в коммерческом плане за весь период его работы до празднования столетия в 1825 году.
Особое значение для укрепления художественной репутации завода имела работа ведущих художников над моделями для отливок. В этой связи прежде всего необходимо сказать о деятельности талантливого немецкого архитектора К.Ф.Шинкеля.
Карл Фридрих Шинкель — Karl Friedrich Schinkel (1781 — 1841) — немецкий архитектор и художник. Родился в Пруссии. Ученик Давида Жилли (1748 1808) и его сына — Фридриха Жилли (1772 1800). Художник универсального плана, прекрасно показавший себя, в частности, как создатель театральных декораций и мебельного дизайна, а также как художник по оформлению интерьера помещений, он был главным представителем классицизма в Германии и одновременно наиболее выдающимся немецким архитектором XIX столетия. По сей день ряд художественных произведении Шинкеля, который как никто другой эффективно использовал исторические традиции в области строительства, формируют лицо «старого» Берлина. К ним относятся, например, здание Драматического театра (1818 —1821) в стиле классицизма, оставляющий яркое впечатление тектонической концепции Старый музей (1823 —1830), а также церковь в Фридрихсвердере (1824—1831) в стиле неоготики.
Путешествие в Англию, предпринятое Шинкелем в 1826 году вместе с другом Петером Христианом Вильгельмом Бойтом (1781 —1853), дало толчок для технологических и творческих новаций более позднего периода, которые наиболее ярко воплотились в рационалистической архитектуре здания Общего строительного училища (1831 —1836), впоследствии — Строительной академии.
В 20—30-х годах XIX века по заказу прусской королевской семьи он создал ряд моделей, рисунков, проектов и чертежей декоративных изделий из бронзы и чугуна, по которым работали литейщики в Берлине, Глейвитце и Лауххаммере. К.Ф.Шинкель — автор многочисленных произведений мелкой пластики из чугуна: тарелок, ваз, подсвечников, канделябров, ножей для писем, медалей, а также садово-парковой мебели — столов, скамеек, кресел и стульев. Многие изделия по его моделям тиражируются и сегодня.
Интересно, что работы, отлитые по моделям К.Ф.Шинкеля, служили образцами для художественного литья на Каслинском и Кусинском заводах в России.
С 1818 года он — член Академии изобразительных искусств в Берлине, с 1822 года — профессор Академии архитектуры, главный архитектор Пруссии, почетный вольный общник Академии художеств в Санкт-Петербурге с 1834 года.
Между литейными заводами в Берлине, Глейвитце, Зайне и Лауххаммере существовала практика обмена моделями, так что сейчас установить происхождение многих отливок зачастую не представляется возможным. Так, например, «Блюдо с морскими божествами» и «Нож для открывания писем» по моделям К.Ф.Шинкеля отливали как в Берлине, так и в Лауххаммере. Кроме того, модели иногда передавали и в частные литейные. Клейма применялись редко, и поэтому лишь в немногих случаях они дают надежное основание для научной атрибуции. Только на немногих чугунных изделиях можно увидеть, например, клеймо Прусского королевского литейного завода в Берлине — изображение орла с надписью «Берлин» над ним.
Однако обменивались не только моделями. Мастеров из Глейвитца приглашали в Берлин. Формовщики из Лауххаммера, занимавшиеся изготовлением медалей, обучались на заводе в Глейвитце и т.д.
Начиная с 1840 года бронзовое литье стало постепенно вытеснять в Лауххаммере художественное чугунное литье. Переход от выдержанного в классических традициях чугуна к «романтической» бронзе был легко достигнут благодаря быстрой реорганизации производства на заводе и установлению отношений с известным берлинским скульптором К. Д. Раухом (1777 —1857). Он стал инициатором выпуска бронзового литья в Лауххаммере, которое выдержало конкуренцию с продукцией бронзолитейных фабрик южной Германии и Франции и стало бесспорным лидером в монументальном литье из бронзы. Кроме того, на заводе было отлито большое количество мелкой пластики. Лучшие образцы бронзового литья Лауххаммера хранятся сейчас в музеях и частных коллекциях. Так, в «Markische Museum» (Музее города Берлин) есть три скульптуры с надписью на подставке «Lauchhammer» и «Lauchhammer Bildguss» («Лауххаммерское художественное литье»).
Сенсацией в области художественного литья стало создание в 1867 году на заводе в Лауххаммере грандиозного архитектурного творения — павильона в мавританском стиле для острова Гезирех на реке Нил в Египте весом 400 тонн, длиной 300 метров и высотой 15 метров.
В 1925 году началось возрождение некогда столь знаменитого художественного чугунного литья в Лауххаммере, а именно — в меньшей степени в виде литья монументальной скульптуры и в значительно большей — в виде литья памятных плакеток и медалей. После 1945 года наступила очередь возрождения и монументальной скульптуры как в бронзе, так и в чугуне.
Новый этап в развитии художественного литья Лауххаммера начался в 1993 году. В ноябре 1994 года была возобновлена отливка колоколов, а к марту 2001 года уже был изготовлен двухсотый колокол. С 1995 года на заводе производится художественная реставрация изделий из металла по заказу клиентов, а также изготавливается дверная и оконная фурнитура «под старину» методом тонкого литья. Обширные контакты и выполняемые с 1999 года совместные проекты с партнерами из Европы, США, Японии и стран Персидского залива дали новый импульс 280-летней традиции художественного литья.
Благодаря современным технологиям, процессам и техническим средствам рабочие Лауххаммера могут создавать из чугуна и бронзы предметы, которые станут историческими «документами» для потомков, а также сохранять исторические памятники, кропотливо их реставрируя. Кроме того, по заказам мастера отливают копии с существующих произведений искусства. Поскольку в запасниках предприятия хранится примерно 2500 моделей, на заводе могут отлить античные бюсты, рельефы, декоративные тарелки, изразцы для каминов, дверную и оконную фурнитуру и многое другое. Все это могут выполнить в бронзе, чугуне, меди и других металлах. Только по моделям К.Ф.Шинкеля в прейскуранте завода предлагается к отливке 19 изделий. С 1993 года на копийных изделиях ставится специальное клеймо, но, как правило, это изделия большого размера. Качество литья, как и в старину, — высокое, и эти предметы уже появляются на художественном рынке России. Их стоимость, безусловно, значительно ниже, чем стоимость изделий, отлитых в XIX веке.
Необходимо отметить, что в России встречаются современные отливки еще одного немецкого чугунолитейного завода — предприятия «Buderus». Это самый крупный в мире производитель чугунных отопительных котлов. В 1981 году «Buderus» отмечал 250-летие. К этой дате были выпущены памятная плакетка и «Блюдо с морскими божествами» по модели К.Ф.Шинкеля 1820—1830 годов. На обратной стороне его — круглое клеймо предприятия с якорем и надписью «Buderus», год изготовления отсутствует. Так же, как и плакетка, оно отлито в 1980 году.
Единственное, что не повторили в Лауххаммере в настоящее время — это украшения из чугуна: ожерелья, браслеты, броши, серьги, застежки, цепочки, заколки для волос, нагрудные кресты, кольца. Немецкие ювелирные изделия начала XIX века своей невероятной технической сложностью и красотой исполнения способствовали международному признанию «берлинского железа» — прусского художественного чугунного литья. Кроме королевских заводов украшения из чугуна эскизно разрабатывали и отливали частные литейные мастерские А.А.Мевеса и Й.К.Гайса в Берлине. Сегодня по этим моделям на заводе в Лауххаммере отливают украшения из серебра, которые окрашены в черный цвет, под чугун. Официально это объясняется тем, что немецкие врачи не рекомендуют длительное время носить на теле украшения из чугуна.
Сейчас трудно назвать какой-нибудь крупный деловой центр или город Германии, где не было бы лауххаммерского литья. Есть оно и во многих странах мира на разных континентах. Это хорошо видно из реестра изделий, ведущегося в Лауххаммере с 1784 года до сих пор, в котором записано, кому и куда они были отправлены.
Взлеты и падения в истории Германии на протяжении последних 280 лет не могли не сказаться на производстве в Лауххаммере. Менялись художественные тенденции в искусстве и вкусы заказчиков, которые веками определяли стилевые и технические особенности художественных изделий и давали работу искусным литейщикам этого предприятия. Свободный дух творчества сочетался с постоянным техническим прогрессом в истории завода. Каждый, кто знает, любит лауххаммерское литье, каждый, кто владеет изделиями этого производства, может ощутить его особенную ауру, поскольку оно всегда представляло собой нечто большее, чем просто технически идеальный продукт. Лауххаммерское литье — это культура столетий и богатые традиции художественной жизни нескольких поколений.
Сергей НАЗИН
Иллюстрации предоставлены автором. Фото Игоря НАРИЖНОГО.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 24 (январь-февраль 2005), стр.98