Отечественная живопись на мировых аукционах
Конец сезона 2004 года показал: цены на русскую живопись могут расти бесконечно, хотя «шизофренических» покупок становится все меньше.
Зимний русский десант, высадившийся в самых последних числах ноября в Лондоне, а затем частично мигрировавший в Скандинавию, вернулся на Родину. С победой или нет — покажет время.
Однако большинству активных покупателей живописи в России давно уже стало понятно: проще и дешевле покупать с аукциона, чем на антикварных салонах в ЦДХ. И поговорка «за морем телушка — полушка, да рубль — перевоз» к нашему случаю отношения не имеет, тем более, что с начала минувшего года Минкультуры РФ (тогда оно так называлось) добилось некоторых льгот для тех, кто возвращает культурное наследие страны на его историческую родину.
О том, как проходили торги в Кристис, известно довольно хорошо. Очевидцы событий — корреспонденты респектабельных российских ежедневных и еженедельных газет — подробно живописали происходившее, проанализировали основные тенденции и привели цены на топ-лоты. Нам же остается лишь привести прайс-лист аукциона по русской живописи. Графические работы, акварели, книжный стринг и все сборные лоты оставим за кадром — в целях экономии места. Итак, только цифры и факты. No comment.
Любопытно будет проследить за дальнейшим развитием нового англо-русского аукциона МакДугалл. Первые торги, прошедшие практически одновременно с традиционными уже русскими лондонскими аукционами, показали (если верить итоговому прайс-листу), что владельцы пока не раскрученного нового брэнда движутся в правильном направлении, соотношение цены и качества — вполне адекватно.
Как результат — 40 процентов реализации.
Самая крупная продажа — картина М.Нестерова «Крестьянка» (27,170 GBP) с очевидным провенансом (до этого она была приобретена в 1993 году на русских торгах Сотбис). Конечно, по сравнению с ценами на топовые картины Кристис сумма не впечатляет, но, как говорится, Москва не сразу строилась. А вот другой топ-лот метровый «Портрет женщины с розой» кисти Репина не вызвал энтузиазма у покупателей, хотя эстимейт в нижнем пороге был объявлен «всего» 40 тысяч фунтов. С одной стороны, портреты неизвестных — не самая любимая тема у отечественного собирателя, но с другой, за Репина такого размера — сумма не самая крупная, если это, конечно, несомненный Репин. Значит, что-то потенциальных покупателей насторожило.
Иудаика — две работы Мане-Каца — объявлена как «частная покупка», что скорее всего означает, что картины были реализованы еще до аукциона.
Эрмитажный портрет Александра II кисти Егора Ботмана, с безупречным происхождением, заявленный с эстимейтом в 120—150 тысяч GBP, также не обрел покупателя: тема, размер и академическая школа не смогли подвигнуть никого из участников. На мой субъективный взгляд, странно, что никто не купил бесспорную (с персональной выставки 1933 года) обнаженку Петра Петровича Кончаловского (эстимейт 60—80 тысяч GBP), при том, что в Москве цена предложения за работы этого автора того же периода и размера, бывает, зашкаливает и за 100 тысяч долларов. Другие, более высоко оцененные аукционом картины Кончаловского — «Пристань ночью» и «Играющие дети» — не заинтересовали участников. Рискну предположить, что дорогие работы не нашли своего покупателя из-за того, что крупные игроки просто не обратили внимания на «параллельный Кристис», к тому же торги на МакДугалл начались в тот момент, когда соседи из Кристис еще продолжали разыгрывать русское прикладное искусство.
Торги показали, что народ наелся Барановым-Россине. Единожды взлетевший и долго растущий в цене художник, кажется, притормозил: его «Обнаженная» не нашла нового владельца. Симпатичный Клевер «Пейзаж на палитре» ушел ниже эстимейта, но почти за 10 тысяч долларов, а маленький и для Клевера не очень дорогой, типичный лесной пейзаж оказался не востребован. Что логично — наш человек больше любит «метровых клеверов». Зато, как горячие пирожки, раскупались сравнительно недорогие работы не столь раскрученных художников «второго-третьего ряда» — Маревны (Марии Воробьевой), Марии Федоровой, Андре Ланского, Владимира Найдича и других.
Русские и советские художники на финских международных торгах «Буковские» представлены довольно полно не впервые. На этот раз достойные по именам и, простите, размерам полотна В.Верещагина «Берег реки» и И.Айвазовского «Кораблекрушение» стали топами (230 и 500 тысяч евро соответственно) не только стринга русского искусства, но аукциона в целом, опередив по стоимости классиков скандинавской живописи, что, в силу особой востребованности финско-шведского национального искусства, бывает нечасто. Говорю об этом без иронии: каждому, в конце концов, свое.
Несколько удивила битва за крымский морской вид Л. Лагорио. Да, большой. Да, интерьерный. Да, яркий и сочный. Но 330 тысяч евро, если не ошибаюсь, для Лагорио — сумма рекордная. Ажиотажным спросом на Лагорио можно объяснить и пять с половиной тысяч евро, выложенных за приятную, тонкую акварель его работы.
Граф Муравьев, вернее, его «Медведь-шатун», самый приятный из Муравьевых, представленных на различных зимних торгах, был куплен за 75 тысяч евро. Поистине, любовь к творчеству этого, еще несколько лет назад отнюдь не самого дорогого художника впечатляет. Кстати, еще одна работа В.Муравьева, не совсем типичная для этого художника («Деревня ночью», смешанная техника, 68x99 см), тоже удивила — 64 тысячи евро. Стабильный в свою сегодняшнюю цену уход живописи Клевера-старшего, Репина, Маковских, Архипова и других не удивляет.
И в Хельсинки оказался невостребованным Баранов-Россине... Равно как и отечественное contemporary art. В отличие от современного скандинавского искусства.
Русская живопись была довольно широко представлена на другом скандинавском аукционе — «Uppsala Auktion Kammare». Русская часть торгов прошла довольно успешно несмотря на то, что аукцион проводился буквально через несколько дней после лондонских баталий и за неделю до соседнего, более привычного для отечественного антиквара _ «Bukowskis». Топ-лотами в Упсале стали парные марины Боголюбова с очевидным и более чем достойным провенансом, его же «Вид берега в Бретани» из того же Аничкова дворца и последняя работа Ильи Репина — «Гопак». Малость не дотянули до полумиллиона евро каждая картина Репина и боголюбовский «Вид берега..» Причем Боголюбов опередил Илью Ефимовича как по абсолютной цифре, так и в перерасчете на квадратный сантиметр. Великокняжеский парный Боголюбов тоже в итоге перекрыл эстимейт в несколько раз и обрел нового владельца за нескромные 400 с лишним тысяч евро. Около 15 тысяч выложил один из участников за метровый холст графа Владимира Муравьева А ранний Крымов (1915 г., холст, масло, 38x70 см), если верить опубликованным эстимейтам и результатам, в несколько десятков раз поднялся по отношению к весьма скромному предполагаемому результату и достиг в итоге отметки 90 тысяч евро.
Отметим также значительно превысившие эстимейт продажи картин братьев Маковских. Небольшая (41x30 см) «Просительница» кисти Владимира Егоровича ушла за 580 тысяч шведских крон (более 60 тысяч евро), совсем не интерьерный холст Константина Егоровича (48x69 см) достался покупателю значительно дешевле: 220 тысяч шведских крон. Чуть больше 30 тысяч евро в итоге потянула большая (86x150 см) многофигурная композиция Ефима Волкова.
Картина К.Коровина «Северное сияние. Мурманск», которую вряд ли можно отнести к разряду «красивеньких» работ автора, досталась человеку (или корпорации), который согласился обменять на нее сумму порядка 170 тысяч евро. Это троекратное превышение эстимейта.
Характерно, что попытка продать на аукционе современное советское искусство и здесь успехом не увенчалась. Большой холст И.Глазунова «Вид Соловецкого монастыря» и две авангардных работы Владимира Яковлева (в прошлом году выставку его картин организовал «Новый Эрмитаж»), изначально оцененные не очень дорого, среди купленных не фигурируют.
Безусловно, уловить все тенденции и правильно расставить акценты по итогам аукционных продаж живописи — под силу лишь профессиональному оператору рынка. Да только не торопятся господа дилеры делиться своими секретами и своим внутренним видением ситуации. И их можно понять: торговля отечественной живописью — жесткий, но весьма прибыльный бизнес. А значит, открытости ждать не приходится.
Г.П.
Об итогах декабрьских торгов живописи на аукционе Сотбис и обзор торгов по русскому прикладному искусству читайте в ближайших номерах.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 24 (январь-февраль 2005), стр.80