Навесные шкатулочные дамочки в виде затейливых плоскостных фигурок золотистого металла не оставляют равнодушным ни одного любителя «изящных вещиц», интересующиеся миром антиквариата. В них отродилась вся прелесть грациозного искусства второй половины XVIII веку. Игровая стихия столетия в полной мере реализовалась в их облике, рассчитанном на зрительный эффект и маскирующем практическое назначение предмета — служить запирающим устройством.
Одной из примет того времени, с его трепетным отношением к тайнам, стали декоративные коробочки для «милых сердцу пустяков», безделушек и вещиц для «презентов», многочисленные шкатулки для писем, ценных бумаг и драгоценностей, хранившихся под замком. Навесным замочкам отводилась роль стражей шкатулок, и в этом смысле их декоративное решение в виде фигурок было во вкусе времени. Исполненные с неисчерпаемой творческой фантазией, замочки фигурки не просто выполняют функцию «охранников», но служат украшением, завершая декоративное убранство ларцов и шкатулок екатерининской поры.
Образ «играющего, медного» века России становится особенно понятным при ближайшем рассмотрении каждого из таких замочков-фигурок. Во второй половине XVIII века искусство художественной обработки меди достигло наивысшего расцвета, и в технике и декоративности исполнения навесных замочков ярко проявили себя российские мастера-медники. Этому способствовал и сам материал — латунь, один из наиболее популярных медных сплавов того времени. Латунь, представляющая собой сплав меди с 30—50% цинка, пластичный материал с широким спектром зеленовато-золотистых оттенков, легко прокатывается, куется, чеканится, режется, шлифуется и полируется, долго сохраняя блеск. Все эти свойства в полной мере использовались при изготовлении навесных шкатулочных замков.
В XVIII веке навесными шкатулочными замочками прославилось село Павлово на Оке, делали их и в Туле. В этих центрах оружейного производства издавна занимались художественным ремеслом, связанным с металлообработкой. Тула в екатерининскую пору была знаменита еще и изготовлением стальных партикулярных предметов и замков. В Павлово в основном использовали латунь, которую поставляли с уральских заводов Демидова. Преемственность традиций, связанных с искусством обработки меди в оружейном деле и отделке навесных замочков, сохранялась в технических основах и приемах ремесла — ковке, просечке, чеканке, гравировке. Украшение оружия медными накладными пластинами, обычно с резным изображением всадников, птиц и животных, — обычный декоративный прием, который использовался также в медных наружных пластинах замков на сундуках и мебели.
Традиционно между «Павловым Острогом», так называлось село Павлово в старину, и «железной» столицей — Тулой существовали самые тесные ремесленные, контакты. Граф Петр Борисович Шереметев, собиратель памятников старины и покровитель искусств, блестящий представитель дворянско-аристократической культуры, активно участвовал в развитии промысла Павлова, владельцем которого он стал в 1743 году. Не жалея средств, он привлекал к себе на службу лучшие художественные силы и талантливых крепостных для реализации многих начинаний. В селе был устроен завод, просуществовавший около полувека. Графские кузнецы совершенствовали свое мастерство на Тульском оружейном заводе. К развитию творческого мышления располагали коллекции редкого западноевропейского и восточного оружия, источником вдохновения служили гравюры и эстампы. Среди предметов декоративно-прикладного искусства из кунсткамеры Шереметевых в Петербурге было собрание фигурок птиц и зверей из драгоценных металлов, китайских резных фигурок из камня и кости. Надо полагать, что среди образцов руд и разнообразных фигурок находились и диковинные фигурки навесных замочков из латуни — модного в то время материала, почитавшегося наряду с драгоценным металлом.
Искусство графских мастеров отмечали отечественные и иностранные путешественники в XVIII и начале XIX века. Затейливый вид изделий сравнивали с восточными медными замочками — «подобные китайским, то есть в виде птиц, зверей, насекомых и прочее», подчеркивали высокое качество и искусность работы: «...Жители этого города все суть замочники или кузнецы, делают очень чистую работу...», «...делают замки, из коих иные так малы, как горошинки». Крошечные замочки XVIII столетия, сравнимые разве что с изделиями Левши, относятся к числу редких образцов в музейных коллекциях. Подобные изделия ювелирной работы с действующим механизмом чаще служили украшением, чем использовались по назначению. Иногда они были частью женских украшений, их носили в качестве подвесок к серьгам и шейным цепочкам знатные дамы. Эта традиция создания ювелирных функциональных безделушек была сохранена мастерами-замочниками и в следующем столетии. На промышленной выставке 1849 года фигурировала цепочка, составленная из 240 миниатюрных замочков. Крошечные фигурки-замочки разного времени — редкий коллекционный материал.
В истории замочного производства плоскостные силуэтные замочки занимают особое место. Будучи техническим изделием с простым пружинным механизмом, призванным служить запором, навесной фигурка-замок по художественным достоинствам занимает одно из первых мест среди декоративно-прикладных изделий из меди второй половины XVIII века.
Традиция украшения замков декоративными планками в виде голов животных и отдельными плоскостными деталями с гравировкой уже давно была известна в Западной Европе. Но замочки, выполненные в виде плоских силуэтных пластин-фигурок, детально орнаментированные резным штрихом, в манере, напоминающей гравюру, — оригинальное произведение отечественной культуры. Лики и костюмы у фигурок — человечков, глаза, клювы и оперенье птиц, гривы, хвосты и упряжь коней, одежда всадников, чешуя рыб, шкуры мифологических драконов и львов — выполнены с неповторимым разнообразием и образуют своеобразный маскарад миниатюрных изящных вещиц. Подчиняясь общему замыслу, резной орнамент одной стороны замочка дублируется изображением на обороте пластины. При этом мастерски сделанные отдельные штрихи меняют восприятие изображения в каждом из двух случаев. Иногда намеренные дополнения в рисунке одной из его сторон делают абсолютно редким замочек среди других, представленных в коллекции. Округлая дужка замка органически включается в общий силуэт, привнося элемент стабильности в беспокойный абрис замочка. Обе плоскости дужки, как и самого замка, всегда украшены штриховым орнаментом, элементы которого варьируются.
Творческая фантазия и техническое мышление нашли наилучшее сочетание в конструктивно-художественном решении силуэтных замочков. Технологический принцип всегда постоянен. Откидная дужка навесного замочка обычно объемнее силуэта и имеет двойную функцию. Первая обозначена определением предмета как «навесного», вторая — наличием небольшого железного засова-ригеля в виде крючка на конце откидывающейся част дужки. Замочной коробкой с крошечным пружинным механизмом служит небольшая полость в неподвижной части дужки либо корпусе пластины, приходящейся под откидную дужку с ригелем. Сквозное отверстие — скважинка для ключа — обычно замаскирована штриховым орнаментом либо удачным расположением в силуэте фигурки. Закрывается замочек захлопыванием, открывается — поворотом ключа.
Несмотря на видовую повторяемость замочков в коллекциях не существует двух совершенно одинаковых, всегда есть различие в размере, отдельных деталях силуэта и, конечно, штрихованном декоре плоскостей. Каждый из сохранившихся замочков — оригинальное, штучное произведение. Они пользовались спросом в определенной общественной среде. Иногда заказы поступали на конкретные образцы, «подлежащие выполнению против присылаемых образцов самою чистою и соответственною во всем оригиналу работою». Как и любые модные и курьезные предметы своего времени, замочки использовались в качестве подарочных, «презентных» вещиц.
В Москве их можно было приобрести в Гостином дворе, где Шереметевы держали лавку по сбыту изделий павловских мастеров.
Но мода и вкусы переменчивы. Причудливый облик силуэтных замочков не отвечал официозному стилю классицизма начала XIX века, и в аристократической части общества интерес к ним пропал. К тому же в 1788 году скончался граф П.Б.Шереметев, что стало началом процесса угасания их производства. Отчасти это подтверждают сохранившиеся в коллекции замочки с датой, хронологические рамки которых ограничены 1760—1780 годами. Ранняя датировка «1767» на замочке в виде орла с расправленными крыльями совпадает со временем существования кунсткамеры Шереметева с множеством фигурок птиц и зверей. Дата «1784» на варианте замка всадника-кавалера. в камзоле и с копьем — наиболее поздняя.
Плоскостные замочки-фигурки не стоит рассматривать как сугубо ремесленные изделия. В их декоративном облике ощутимо влияние отечественной школы искусств, становление которой в 1760—1770-е годы было частью общих процессов развития национальной культуры. Вид и декор замочков соответствовал мифологизированно-аллегорическому мышлению эпохи. Среди источников литературного, изобразительного и прикладного характера, отразившихся в этом виде художественных изделий из меди, сыграл свою роль и накопленный опыт развития «градыровального художества» — гравюры, широко проникшей в прикладные изделия XVIII века.
Видовое разнообразие силуэтных замочков ограничено определенным кругом образов. Вымысел — как воплощение вечной темы борьбы противоположностей, сил тьмы и света — реализован в виде химерических, фантастических существ. Созвучны народной традиции фигурки птиц и животных, наделенных реалистическими и сказочными чертами, составляющие большую часть ассортимента плоскостных замочков. Обычно это изображение птиц (лебедя, павлина, цапли, журавля, сказочной птицы-Сирин), а также коня, единорога и львов. По большей части декоративно трактованы замочки в виде двуглавых орлов, символика которых подчеркнута у отдельных образцов наличием скипетра и державы. В группе замочков-кентавров, вариантов всадника-кавалера с оружием, богатырей с луком и копьем античная мифология переплетается с русской сказочной тематикой, отраженной в лубочных картинках второй половины XVIII века. Фигурки человечков, приседающих в пляске, с музыкальными инструментами, в сапожках и кафтанах на европейский манер ассоциируются с актерами и музыкантами знаменитого театра Шереметева. Встречаются гротескные замочки—фигурки, как, например журавль «Гордец» с выпяченной грудью наподобие человеческого лика, у которого обыгрывается величина носа — как самодостаточного существа. Здесь прослеживается аналогия с лубочной картинкой, изображающей гордеца с соответствующим ему текстом из «Русских народных картинок» Д.А.Ровинского. В орнаментации фигурок отразились и европейские новации — курительная трубка, парик, покрой и убор костюма и т.д.
При изготовлении замков применялись разные технологии. Кузнечное и слесарное дело в этом производстве были преимущественными, но не исключалось и литье, особенно при изготовлении замков из медных сплавов. Литые замочки — маскаро-ны, обрамленные локонами, с пухлыми щечками, — совпадают по времени бытования с силуэтными фигурками, но отличаются объемной формой и технологией исполнения. Помимо способа изготовления эти замки отличаются винтовым ключом, который отпирает механизм нажатием пружины при ввинчивании его до упора. «Замков коробейных висячих разных сортов» производилось во второй половине XVIII столетия в селе Павлово до пяти тысяч. Разновидностью навесных замочков-фигурок, известных во второй половине XVIII — первой половине XIX века, являются фигурки с объемным корпусом, с высокой петлевидной дужкой и большим ключом с винтовым трубчатым стержнем и кольцевидной головкой.
Фигурки с цельнолитым латунным кубической формы корпусом и профильным изображением головы утки или птицы датированы 1760—1770 годами. Узнать такие замочки можно по круглой накладной пластине из олова по центру фигурки, напоминающей солярный знак. Другая разновидность замочков, изготавливавшихся уже в начале XIX века, — кубовидные фигурки конька или двуглавой птицы с накладными пластинчатыми крыльями. Они отличаются «циркульным» или «глазковым» орнаментом. Дужка обоих видов таких замков, выполненная в виде вертикальной петли из латуни или железа, располагается с тыльной стороны корпуса. Одна ее оконечность закреплена подвижно в петле, другая, с выступом-засовом, произвольно откидывается в сторону при отпирании замка. При отмыкании засова ключ с винтовой нарезкой по внутренней стороне трубчатого стержня навинчивается до упора на стержень с идентичным винтовым ходом, который расположен внутри коробки-корпуса замка.
Интерес мастеров к производству навесных замочков-фигурок сохранялся и во второй половине XIX столетия. Изменилась композиционная схема — объемный корпус замка приобрел округлые формы и съемную дужку. Облик фигурок перестал быть сказочным, приобретя реалистические черты животных. Основным способом их изготовления стало литье, среди материалов приоритет по-прежнему сохранялся за медными сплавами, но встречаются и стальные замки-фигурки. Ассортимент — коньки, петухи, куры, собачки (львы). Чаще встречаются замки в виде фигурок коньков.
Замочки были цельнолитыми или из двух половинок. Технология производства замка-фигурки, отлитого из двух половинок, — древняя, уходящая корнями в XIII—XIV века. Этим временем датируются редкие экземпляры бронзовых навесных замков в виде фигурок животных булгарского происхождения, с центрами производства в городах Болгары и Биляр. Половинки фигурки отливались в форму, затем обе части спаивались и, в завершение, производилась отделка швов и поверхности. Коробкой замка с пластинчатым пружинным механизмом служит внутренняя полость фигурки. Съемная дужка у подобных образцов XIX века является засовом. Замок открывается выдвижным ключом с вырезами на стержне. При нажатии ключа пластинчатая пружина освобождает дужку-засов, которая отсоединяется от корпуса. Изготовлением таких замков, преимущественно в виде коньков, занимались в Павлово несколько династий мастеров, среди них — потомственные замочники Семен и Ивана Чилины, братья Варыпаевы, особенным спросом пользовались замки-коньки Семена Рыженкова. Они чаще других встречаются в коллекциях.
Миниатюрные ключики к замкам можно назвать предметами ювелирного искусства — особенно это относится к силуэтным и небольшим по размеру. У ключей была разная форма головки, чаще в виде железного или латунного кольца, либо крестовидная. Если поверхность замочка серебрилась, то и латунный ключик покрывали серебром. Замок и ключ всегда составляют единое целое, но ключи, как правило, часто теряются. Вот и комплектные образцы — замок с ключом — большая редкость в коллекциях.
Лариса ПЕТРОВА
Фото Игоря НАРИЖНОГО.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Вещи для узкого круга
В России и за рубежом есть коллекционеры, в круг интересов которых входят силуэтные замки-фигурки. Среди них известны единицы, для кого подобный предмет стал страстью коллекционирования. В основном такие замочки представляют собой отдельные экземпляры в разнообразном мире увлечений их обладателя. Иногда они являются небольшой составной частью коллекции редких предметов. Особый интерес замки-фигурки вызывают у коллекционеров, собирающих не просто предметы редкие, но назначение которых не всегда бывает понятно с первого взгляда, а иногда и вовсе остается загадкой. Это интересное направление в коллекционировании вещей-метаморфоз сегодня имеет тенденцию к развитию. Силуэтный замок-фигурка займет достойное место в кругу подобных предметов в специальной коллекции, например, предметов-механизмов. Облик обычно курьезных вещиц намеренно маскируется внешним видом предмета, скрывая его основную функцию.
То, что замок-фигурка — редкий гость на антикварных салонах, — факт бесспорный и понятный. И короткая пора его существования в XVIII веке, и трудоемкость изготовления художественно выполненных замочков, и единичные случаи появления таких предметов на антикварном рынке с трудом допускают мысль о возможности подделок в этом виде художественного металла. Поэтому появление фигурки-замка, даже не полной комплектности и не лучшей сохранности, без сомнения, привлечет к себе внимание. Не следует прибегать к реставрационному вмешательству, требующему специальных знаний, с целью улучшения товарного вида предмета, поскольку утрата естественной патины может привести к опасности прогрессирующего разрушения предмета. Стоимость раннего силуэтного замочка-фигурки с гравировкой XVIII века в случае возможного предложения о его продаже, скорее всего, будет регулироваться запросом продавца, возможностями и заинтересованностью покупателя. Старт ее может составить более $500.
Д.В.
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования №1-2 (14) январь-февраль 2004 стр.36