В последнее десятилетие специалистам и коллекционерам стал известен весьма представительный ряд не совсем обычных археологических предметов — пряжек и фибул с золотыми накладками. Все они стилистически связаны. Но интересно, что подобные, документально зафиксированные в ходе раскопок предметы ни разу (!) не были найдены в достоверных археологических комплексах.
Подобный ювелирный стиль не был обнаружен и в старых, например, дореволюционных приватных собраниях. Так что нынешнее «открытие» связано только с частными коллекциями, возникшими в последние годы. Может быть, мы действительно стоим на пороге открытия неведомого специалистам исторического и культурного явления? Попробуем в том разобраться. Если неизвестный доселе предмет — единичный и не имеет аналогов, то его появление можно объяснить то ли яркой индивидуальностью мастера, его изготовившего, то ли тем, что он — первый вестник открытия нового стиля. Но когда уже появляется существенное количество предметов, схожих по стилю и технике изготовления, то для их атрибуции такому явлению необходимо найти соответствующее ему место в историческом и художественном контексте.
Что же представляют собой эти предметы? Остановимся сначала на пряжках. (1-8).
Основа их сделана из низкопробного серебра (в составе сплава — достаточно большое количество меди). Как это и должно быть у таких археологических находок, пролежавших долгое время в земле, их поверхность покрыта серо-зеленым слоем (результат взаимодействия металла с почвой), скрывающим металл (существуют и очищенные пряжки, прошедшие реставрацию). На поверхности металла — остатки земли, на золоте — красная золотая патина. Абсолютно правдоподобный археологический вид, не вызывающий у неспециалиста никакого сомнения.
Любопытно, что при всем разнообразии форм и деталей оформление обоймы у пряжек и стилистически, и технологически явно одинаково. Серебряная обойма пряжек с лицевой стороны обложена достаточно толстым золотым листом, загнутым на внутреннюю сторону. По краю обоймы наложен бордюр из золотой проволоки, оформленной в технике «псевдозерни» или «веревочки». Основу композиции, как правило, образуют — от одной до трех — цветные вставки, сделанные из стекла, иногда — из сердолика или альмандина, и закрепленные в кастах. В большинстве случаев они выпуклые, округлых, овальных или миндалевидных очертаний. Цвет чаще всего — оттенков спектра «морской волны»: от синего до светло-зеленого или же, реже — оттенков красно-вишневого спектра. Место соединения каста с накладкой прикрыто проволокой, выполненной таким же образом, что и при окантовке обоймы. Свободное поле декорировано треугольниками или ромбами, набранными золотой зернью: на всех изделиях довольно крупной, одинаковой по размеру.
Внешне художественное решение интересующих нас вещей в наибольшей степени соответствует изделиям так называемой первой стилистической группы полихромного стиля «эпохи великого переселения народов», датированной концом IV—V века, что доказано одним из лучших знатоков древностей этого круга, ведущим научным сотрудником Эрмитажа Ириной Петровной Засецкой (фото 9, 10). Однако все не так просто. Несмотря на то, что эта стилистическая группа наиболее пестра по характеру и типу вещей, интересующие нас пряжки в нее явно не вписываются: в каталоге, опубликованном в 1982 году, И.П.Засецкая приводит 26 комплексов (сейчас известно около сорока таких комплексов) с многочисленными и разнообразными изделиями, показательными для первой стилистической группы, но среди представленных вещей нет ни одной пряжки! Есть отличия в материале, в технологии изготовления, иначе решено взаиморасположение вставок и треугольников зерни, указывающее на иное стилистическое видение вещей.
В такой ситуации, думаем, следует обратиться к анализу собственно серебряной основы рассматриваемых образцов и, уже исходя из этого, оценить их золотую полихромную «рубашку». Эти основы вполне узнаваемы, есть довольно представительный ряд аналогий, в целом, хорошо изученных. Возьмем выборочно несколько пряжек, наиболее выразительных для нужного нам исследования.
Серебряная основа пряжки «1» относится к типам, сформировавшимся приблизительно в первые десятилетия III века, бытовавшим в середине, а кое-где и до конца этого столетия. Основная зона концентрации находок таких пряжек — это территория, где сохранились памятники племен сарматов, и районе Боспора, немало их на Северном Кавказе, в Крыму, встречаются они и вне очерченного ареала. В то время у элиты варварского мира появилась мода на полихромные изделия провинциально-римских ювелирных школ, испытавших мощное влияние азиатских культур. В распространении восточных вкусов заметную роль сыграло пристрастие к показной роскоши, охватившее двор римских императоров и ставшее даже элементом военной моды. Но, заметим, полихромное оформление предметов этого времени совершенно другое, не похожее на обкладки наших пряжек.
Серебряная основа пряжки «2» относится к образцам изделий мастерских средиземноморского региона, хорошо представленным и в Причерноморье. В точно датированных комплексах такие пряжки известны с последних десятилетий V века до середины VI века. На обоймах этих серебряных пряжек часто делались рельефные параллельные линии. Обнаруженные полихромные средиземноморские пряжки того времени по стилю и технике исполнения кардинально отличаются от заинтересовавших нас образцов.
Пряжка «3» относится к изделиям так называемого «геральдического» стиля, характерного для культур евразийской степи, Кавказа, Поволжья, Причерноморья и прилегающих к ним территорий. Время расцвета этого стиля — первая половина—середина VII века. Для «геральдических» гарнитур обкладка золотым листом несвойственна. Правда, на некоторых вещах того времени и культуры встречаются цветные вставки, но установлены они непосредственно на серебряной основе, а не на золотых обкладках. Встречаются и золотые пластинки, покрытые треугольниками зерни, но они никогда не используются в качестве обкладок пряжек. Известны были в ту эпоху и треугольники или ромбики зерни, но — на других вещах, выполненных в явно ином стилистическом ключе, и, как правило, на предметах, изготовленных полностью из золота.
Таким образом, анализ серебряной основы пряжек позволяет предположить, что они бытовали почти 500 лет. Возможно ли, чтобы в течение такого длительного времени пряжки украшали только в одном стиле? Как мы уже показали, это не так. Приведенных примеров достаточно, чтобы убедиться, что стиль, объединяющий интересующие нас вещи, непонятным образом проявляется на пряжках разных культур и не могут быть объединены историческим контекстом. Причем отметим, что рассмотренные образцы, как целое, чужды вкусам и стилям, присущим этим культурам.
Такое возможно только в том случае, если эти вещи сделаны в современной мастерской, то есть в конце XX — начале XXI века, специализирующейся на обкладке золотым листом со вставками простых, сделанных в древности вещей. Дополнительное тому подтверждение — следующий факт: когда с пряжки «2» была снята золотая обкладка, под ней оказались именно такие параллельные рельефные линии, украшающие обойму, которые были характерны для того типа серебряных пряжек, о которых мы уже говорили. Стало очевидно, что перед нами переделанная вещь, причем эта переделка не имеет утилитарного значения и нарушает оригинальный облик, органичный для пряжек этого круга. Вещи эти, судя по всему, получены в результате разграбления археологических памятников, приобретшего в последнее время ужасающие масштабы. Мастерская же скупала сравнительно недорогие массовые находки, украшала их, существенно повышая их рыночную стоимость.
Мы затронули лишь ограниченный набор вещей. Учитывая характер, направленность и размах деятельности этой мастерской, нетрудно понять, что ее «активность» распространяется и на вещи других типов и категорий, которые мы встречали в частных коллекциях. Напомним, что наши примеры ограничивались изделиями римского времени и эпохи великого переселения народов. Трудно предположить, что зона внимания сей «мастерской» ограничивается древностями лишь этих эпох.
Наблюдаем ли мы уникальное явление на рынке антиквариата или это своего рода этап его развития? Западный рынок этим болен давно. Каков вообще в мировой практике принцип изготовления подделок? Вариантов не так уж и много. Например, создание фантазийных вещей в стиле известных предметов различных культур. Много таких подделок выполнено и в полихромном стиле. Период накопления подделок этого стиля пережили самые большие и престижные коллекции Европы и Соединенных Штатов в первой половине XX века, они были продемонстрированы в «Burlington Fine Arts Club» в 1930 году. Однако даже после их разоблачения в 1940 году появилось много предметов полихромного стиля меровингского времени в таких престижных коллекциях, как А.Стоклетта — в Брюсселе и О.Р.Моргана — в Нью-Йорке. Вспомним так называемый «Майкопский пояс», сделанный в «полихромном стиле» гуннского времени, происхождение которого связано с именем Гохмана и городом Одесса.
Другой вариант подделок — использование подлинных фрагментов, которые дополняют новоделом, аутентичным подлинному. По этому принципу из разрозненных элементов собирали, например, ожерелья. Много таких «возрожденных» ювелирных произведений было сделано в 1840—1930 годы в Риме и Неаполе. В 1840 году Ф.Р.Кастеллани основал движение, названное «Итальянским археологическим ювелирным искусством». Его сын — Алессандро Кастеллани, златокузнец, коллекционер и реставратор, выполнил много уникальных работ, которые долго вводили в заблуждение коллекционеров всего мира. Так, в каталоге «Греческое золото», изданном Британским музеем в 1984 году, есть ожерелье, состоящее из плетеной проволочной полосы с подвесками в виде миниатюрных амфор. После научного изучения технологических приемов его изготовления выяснили, что одна его половина — подлинная, а вторая сделана А. Кастеллани. Судьба второй подлинной половины ожерелья до сих пор неизвестна. Скорее всего, она — в какой-нибудь коллекции. Спрос на подобные изделия был огромным. Если эффектных предметов на антикварном рынке не хватало, то тогда «улучшали» рядовые археологические предметы. Так, известна обычная бронзовая пряжка меровингского круга 1-й половины VII века, на щиток которой золотом было нанесено изображение распятия. Тем самым ее перевели в категорию уникальных предметов с самым ранним изображением распятия. К подделкам этого типа относятся и наши пряжки.
В XX веке после громких разоблачений подделок античных вещей эксперты пришли к заключению, что стилистический анализ предметов для экспертизы недостаточен, необходимо технологическое исследование с помощью современных научных технических средств. Наше заключение о современном происхождении пряжек с золотыми обкладками построено на стилистическом и культурно-историческом анализе вещей. Эти выводы подтверждены и технологическим изучением. Древние приемы работы с драгоценными металлами хорошо известны как исследователям, так и современным мистификаторам, которые используют их при изготовлении подделок, на первый взгляд неотличимых от подлинных вещей. Но наука не стоит на месте, появляются новые методы исследования. Так что у каждого — свое поле деятельности...
Игорь ГАВРИТУХИН, Максим ЛЕВАДА, Марина ШЕМАХАНСКАЯ
Иллюстрации предоставлены ГосНИИР.
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования №1-2 (14) январь-февраль 2004 стр.18