Футуристические открытки выпускались не только В Москве, но и В провинции. Найденные в Харькове открытки, выполненные в предреволюционные годы украинским художником Борисом Васильевичем Косаревым, — тому подтверждение.
Косарев родился в Харькове 4 августа 1897 года. В 1910 году окончил начальную школу при Харьковской Семинарии и весной 1911 года поступил в Художественно-ремесленную учебную мастерскую декоративной живописи Харьковского общества грамотности. Мастерской руководил художник и архитектор, чех по национальности, Ладислав Иосифович Тракал. Здесь Косарев познакомился с художником Г. Цапком и будущим пионером украинского дизайна В. Ермиловым. В 1915 году его без экзаменов зачислили в Харьковское Художественное училище, где он учился у А. Ф.Кокеля, М. Р. Пестрикова, и А. Любимова. Именно в это время он пробует силы как театральный художник и исповедует эстетические взгляды футуризма. Б. Косарев вошел в группу харьковских художников-кубофутуристов «Союз Семи». Ее членами были, кроме Б. Косарева, В. В. Бобрицкий, В. Дьяков, Н. Л. Калмыков, Н. М. Мищенко, Г. А. Цапок, Б. Цибис. Группа издала авангардный сборник-альбом под названием «Семь плюс три». В нем также приняли участие В. Ермилов, Мане Кац и А. Гладков. Круг общения Б. Косарева в эти годы уникален. Во-первых, это гениальный Велимир Хлебников и его сподвижники по Харьковскому поэтическому авангарду — молодые тогда Николай Асеев и Григорий Петников, сестры Синяковы, одна из них, Мария Синякова, стала выдающейся художницей-авангардисткой. На даче Синяковых в Красной Поляне под Харьковом вместе с В. Ермиловым, В. Хлебниковым и Г. Петниковым жил летом 1919 года и Косарев. Затем была Одесса, работа в УкрРОСТА, знакомство и общение со славной одесской плеядой: В. Нарбутом, Ю. Олешей, И. Бабелем, В. Катаевым и другими. В 1921 году Косарев возвратился в Харьков, много работал в театрах, рисовал плакаты и оформлял книги. Участвовал в различных художественных выставках.
Дальнейшая творческая жизнь Бориса Васильевича связана с театром. Уже к середине 30-х годов он стал признанным театральным художником: в одно время с А. Петрицким и А. Хвостенко-Хвостовым, которые создали Киевскую школу, Косарев создает Харьковскую школу театрально-декоративного искусства. Долгие годы он работал преподавателем в Харьковском Художественно-промышленном институте. С 1952 года профессор Б. В. Косарев — лауреат различных премий, в том числе и Государственных. Художник прожил долгую и красивую, насыщенную творчеством жизнь и умер в глубокой старости в родном Харькове 23 марта 1994 года. Его работы хранятся в различных музеях Украины, России, Франции, Италии, США, Югославии.
Три экземпляра открыток из нашей коллекции выполнены литографским способом на цветном рыхловатом полу картоне, их размеры стандартные — 140x90 мм. На адресной стороне всех открыток — надписи: «Почтовая карточка», «Репродукция воспрещается», а также издательская надпись: «Р.З. — Г.Д.». Возможно, за этими буквами кроются имена издателей, и кому-то из исследователей их удастся расшифровать. Тиражи открыток, видимо, были очень маленькими, так как авторам в их коллекционной практике ранее они не встречались. Изображения на открытках отпечатаны в одну краску — черную, названий у них нет.
Сюжет первой открытки мы условно назвали «Пейзажем с деревьями и птицей». В правом нижнем углу изображения, под рамкой, есть авторская подпись: «КОСАРЕВ 1916». Бумага — серо-зеленого цвета. Экземпляр раскрашен автором вручную. По словам дочери художника Н.Б. Косаревой, для этого использовалась так называемая французская акварель, выпускавшаяся в виде таблетки с клеем, придававшим краске блеск.
Условное название второй открытки — «На крыше». В правом верхнем углу, внутри рамки, подпись: «КОСАРЕВ 1916». Бумага — серо-зеленого цвета.
Наше название третьей открытки — «Портрет». Авторской подписи она не имеет, но сомнений в том, что это тоже работа Б. Косарева, нет. Бумага — серозеленого цвета. Именно на этом, третьем экземпляре, хотелось бы остановиться подробнее. Нам кажется, что «Портрет» легко поддается атрибуции как портрет поэта Григория Петникова. Достаточно сравнить его с изображением Петникова рядом с В. Хлебниковым на фотоснимке, сделанном в Харькове в 1916 году, а также с рисунком самого Хлебникова 1917 года.
Аркадий ХИЛЬКОВСКИЙ
Михаил КОНДРАЦКИЙ
Иллюстрации предоставлены авторами
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования №10 (11) октябрь 2003 стр.68