В последнее время все больше, филокартистов используют новую форму приобретения открыток. — перед Интернет. Продавать и покупать антикварные открытки по средством «всемирной паутины» становится удобно и выгодно.
Во-первых, покупатель может находиться за тысячи километров от продавца, а цены на одни и те же открытки в разных городах России и зарубежья очень разнятся. Во-вторых, будучи в обычном магазине, не всегда можно сразу же определить необходимость приобретения той или иной открытки. Иное дело, когда филокартист на дисплее домашнего компьютера видит понравившийся ему экземпляр и сразу же может сверить его со своей коллекцией. В-третьих, при помощи Интернета можно, не покупая открытки, показать ее партнеру, для которого она приобретается. Ведь обычные магазины, как правило, не дают открытки покупателям на дом, «на просмотр».
Ассортимент в отечественных Интернет-магазинах пока еще не может удовлетворить самых изысканных вкусов: очень редких и дорогих открыток они не предлагают. Возможно, сегодня владельцы сайтов преследуют цель лишь привлечь внимание покупателей к своим магазинам. Тематика открыток, обычно, ограничена топографией — дореволюционными видами русских и зарубежных городов, а также художественными открытками. Причем последних даже больше, чем видовых. Тем не менее, если проанализировать страницы объявлений, опубликованных на сайте «Всё для коллекционеров открыток» (http://philocartist.narod.ru), то окажется, что примерно в 80% из них речь идет о тех или иных видовых открытках.
Судя по отзывам филокартистов, наиболее популярные Интернет-магазины — сайты «Сибирский коллекционер» (Новосибирск) и «Букинист» (Москва). Они же отличаются и наиболее приемлемыми ценами. Первый (http://sibcol.com/cardl.htm) специализируется, прежде всего, на видовых открытках. Их ассортимент постоянно пополняется, предлагаются виды не только России, но и Западной Европы. Цены на русские открытки, в целом, приемлемы. Так, например, открытка «1-я женская гимназия. Тифлис» стоит 95 рублей. Так же оценены некоторые виды Тирасполя, Одессы, Белгорода, Сочи, Бухары. Виды Пятигорска, Военно-Грузинской дороги, Дербента несколько дешевле — 65 рублей. Подобные цены находят понимание у филокартистов. Некоторое недоумение вызывает лишь оценка открыток с видами Западной Европы. В частности, города Испании, Франции, Англии оценены так же, как и русские. И ладно бы речь шла о достаточно редком на открытках городе Феррол (Испания), но даже за всем известный Лондон просят 95 рублей, тогда как в клубах филокартистов и магазинах Москвы и Петербурга такие открытки обычно не стоят дороже 30 рублей. По словам директора магазина Юрия Мамонова, при помощи сайта продаются подчас большие серии, то есть партии в 20—40 открыток.
Сайт « Букинист» ( http:// bouquiniste.km.ru/postcard/) предлагает очень широкий ассортимент открыток. Здесь можно встретить как дореволюционные видовые и художественные открытки, так и некоторые другие серии и темы, такие как Первая мировая война, революция 1905 года, актеры, артисты балета, поздравительные, корабли, типы, редкие почтовые гашения и другие. Ассортимент пополняется примерно 3 раза в месяц. Цены на художественные и видовые открытки в целом умеренные. Отдельные экземпляры, конечно, можно оценить чуть ниже. Цена 4 евро представляется все же достаточно высокой для открытки с картиной А.Васнецова «Летний день», выпущенной в 1921 году, или же открытки АХР с П.Кончаловским («На озере Ильмене»), Также несколько высоки цены в 6 евро на видовые открытки с сохранившимися башнями Московского Кремля. Однако это можно понять: ведь открытки предлагаются московским магазином, значит, и оцениваются они так же, как в московских букинистических магазинах. Но остальные цены, даже в 12 и 16 долларов соответственно на такие открытки, как «Бесплатное приложение к газете «Копейка» Ягужинского и карикатуры Бориса Попова, например, «Я своей Марфушке милой размалюю краской рыло», представляются вполне приемлемыми. Особо хочется отметить желание дирекции магазина придать сайту некоторую научность: помимо сведений о состоянии открыток, обычных для Интернет-торговли, упоминаются также даты жизни художников. Известно, что на дореволюционных открытках они обычно не печатались. С другой стороны, коллекционирование открыток с живописью начинается именно с этих дат. Хочется пожелать Интернет-магазину не ограничиваться ими и сообщать, по возможности, приблизительное количество дореволюционных открыток с картинами того или иного художника. По словам директора сайта Льва Шпринца, в месяц через его Интернет-магазин продается до 8 открыток.
Еще один посещаемый филокартистами сайт — «Библант» (http://www.biblant.com/), Таллин, Эстония. Сайт является официальным представителем Российского Союза антикваров на территории Прибалтики. От первых двух магазинов этот отличается необоснованно высокими ценами на целый ряд дореволюционных открыток. Так, например, такие репродукционные открытки, как «Крым. Весна» и «Алупка» Кондратенко, «Вечер в Павловском парке» Лажечникова, «Парк» и «Плотина» Жуковского, «Парк в сентябре» Киселева, «Лоси» Степанова, на сайте предлагаются по 8 —10 долларов США, хотя цены на них в магазинах и в клубах обычно не превышают 2,5 — 3 долларов, а реально их продают и того дешевле. Всем известный «Девятый вал» Айвазовского в обычно непопулярной у филокартистов серии «Копии с картин...» оценен в 4 евро, тогда как красная цена этой открытке 1 доллар, и то нужно основательно потрудиться, чтобы найти покупателя. Открытки этой серии выполнены обычно со значительными погрешностями в сравнении с оригиналами, дают лишь поверхностное впечатление о произведении живописи и подчас даже смахивают на пародию. Также вызывают недоумение цены на старинные открытки с хорошо известными произведениями западноевропейской живописи. Старые открытки с Брейгелем, Рембрандтом («Ночной дозор»), Арт ван Антумом, хорошо известные коллекционерам благодаря современным открыткам стоимостью до 0,7 евро, на сайте предлагаются за 4 евро. Завышены цены и на видовые открытки. Так, например, «рядовые» с Н.Новгородом предлагаются по цене от 7 до 12 евро.
Для сравнения уместно упомянуть берлинский Интернет-магазин (http://www.bartko-reher-antiqui-taeten.de/xxxshopus.htm). При очень высоких ценах на открытки с видами Западной Европы русские видовые открытки (Санкт-Петербург, Ревель, Гродно, Брест-Литовск, Вильна) сайт предлагает по достаточно умеренным ценам — от 4 евро. Кроме того, на сайте представлены художественные открытки, подпадающие под категорию «Художник подписал» (то есть открытки с собственноручными либо напечатанными росчерками художников). Понятно, что цены на них очень высоки и рассчитаны на богатых покупателей.
Для полноты картины можно сказать несколько слов и о других Интернет-магазинах. Магазин «Открытки из Магадана» (http://www.ber.magadan.ru/vud/luch/ postcards.htm) не отличается большим ассортиментом, а цены на все открытки, практически без разбора, одинаковы: за цветные — 3 доллара, за черно-белые — 2. Так, черно-белую открытку, воспроизводящую картину Богданова-Бельского, известную и по цветным открыткам, сайт предлагает за 2 доллара, хотя красная цена ей — 10—15 рублей. А цветные открытки с видами западноевропейских городов, даже с оторванными углами, все равно оценены в 3 доллара.
Киргизский Интернет-магазин (http://postcards. 150m.com/old.html) хотя и предлагает широкий ассортимент старых видовых открыток, но не удобен в работе: названия часто отсутствуют. Разобраться в этих открытках можно только при увеличении, что неудобно, поскольку для этого требуется потратить некоторое время на загрузку. К тому же цены на сайте не указаны. Видимо, дирекция предполагает устанавливать их в зависимости от адреса покупателя и, следовательно, его состоятельности, что всегда было признаком неуважения. Помимо видовых, мелькали в этом Интернет-магазине и открытки с Муравьевым и Клевером.
Московский Интернет-магазин «Собиратель» (http://cobiratel.narod.ru/priceOTKRITKI.html) за 2 года наблюдений так ничего и не продал и не ответил ни на один запрос. Недавно в этом «магазине» появились открытки Елизаветы Бём, но цены на них не указаны. Видимо, сайт создан только для рекламы этого маленького магазинчика возле Почтамта на Мясницкой.
Совсем недавно свой Интернет-магазин открыл старейший букинистический магазин в Санкт-Петербурге на Невском, 3 (http:// www.nevskn3.com/catalog/default.php). Ассортимент его пока очень ограниченный — представлены, в основном, антикварные открытки с видами Петербурга, а также репродукционные открытки Остроумовой-Лебедевой, Патерсона, Лагорио, Шильдкнехта, посвященные Петербургу и его окрестностям. Цены в 126, 168, 210 рублей, за редким исключением, приемлемы. Другое дело, что администрация магазина не торопится выставлять открытки дешевле 100 рублей. Возможно, это делается сознательно: Интернет-магазин таким образом представляет форму комиссионной торговли.
Форма Интернет-магазинов весьма популярна за границей. Помимо магазинов с юридическим адресом существуют еще и Интернет-магазины частных коллекционеров, и аукционы старых открыток. Но «вход» на них не общедоступен, а рассылается по потенциальным покупателям. В России рынок в этой сфере еще не вполне сформировался. Некоторые филокартисты не хотят рисковать — кто знает, что им пришлют и пришлют ли что-то вообще. Да и работа отечественной почты оставляет желать лучшего. В любом случае через Интернет-магазин человек покупает, что называется, кота в мешке. Ведь, как известно, на ценность открытки влияет ее состояние. Некоторые сайты, такие, как «Букинист», «Библант», уделяют этому внимание. Другие это игнорируют, полагая, что увеличение открытки даст представление о ее состоянии. Но иногда этого недостаточно, даже если предположить, что владельцы Интернет-магазинов специально не обрабатывают изображение перед помещением его на сайт. И ни один из всех этих магазинов не дает картинки оборотной стороны открытки, ограничиваясь лишь списанным с нее текстом. Между тем, открытка — не монета. Очень многое в филокартии зависит именно от состояния, а его трактовка в Интернет-магазинах не выглядит исчерпывающей. Создается впечатление, что владельцы сайтов просто не знают, как его характеризовать. Между тем, есть общепринятая во всем мире классификация старых открыток по состоянию. С ней можно не соглашаться, можно разработать собственную, российскую классификацию, но, думается, она облегчит создание Интернет-магазинов, ведь при их создании не потребуется размещать длинные тексты о помятых углах или изгибах, достаточно будет указать только код.
Итак, согласно классификации старых открыток по состоянию, выделяются следующие группы:
М — абсолютно новая открытка, как только что поступившая из печати. На практике встречается чрезвычайно редко.
NM — почти как новая открытка, но заметны следы естественного старения — небольшие характерные вмятины от долгого нахождения в альбоме без передвижения.
ЕХ — отличная открытка, почти такая же, как и группы М и NM, но может иметь марку (целую) и письмо только на оборотной стороне. Углы прямые, нет меток альбома (характерных углублений в углах, окрашенных или нет коричневым цветом).
VG — очень хорошая открытка, углы могут быть немного округлены или подрезаны. Могут быть метки альбома, едва заметная складка или изгиб, которые не портят лицевую сторону. Может иметь письмо, марку и штемпель на оборотной стороне.
G — хорошая открытка. Углы могут быть заметно округленные, тупые либо подрезаны. Могут быть заметны небольшие изгибы, вмятины, царапины, а также так называемые бурые пятна, но всё это не портит изображения. Может иметь письмо, не целую марку на оборотной стороне.
FR — так называемая «ярмарка». В эту группу входят все остальные открытки с повреждениями краской, порезами, письмом на лицевой стороне, даже если оно в специально предназначенном для него месте на лицевой стороне открытки. Сюда можно отнести также реставрированные открытки, которые интересны для коллекционирования только в том случае, если найти аналогичную открытку в другом состоянии не представляется возможным.
Новая практика купли-продажи открыток через Интернет предполагает введение новых условий торговли с тем, чтобы у потенциальных покупателей выработалось доверие к Интернет-магазинам.
Для чего создают Интернет-магазины? Такие сайты, как «Сибирский коллекционер» и «Открытки из Магадана», стремятся найти покупателей далеко за пределами своего региона. Тогда как магазины, расположенные в столицах — Москве и Петербурге — по- видимому, используют Интернет-продажу как своеобразную комиссионную торговлю: выставляются далеко не все открытки, имеющиеся в реальном магазине, зато те открытки, что выставляются, — обычно в идеальном состоянии, и цены на них слишком высоки. Возможно, владельцы этих сайтов подумывают об организации аукционов, которые пользуются успехом за границей, но пока посетителей в таких магазинах все же не слишком много.
Хочется надеяться, что форма Интернет-магазинов старых открыток будет развиваться и в дальнейшем, тем более, что число филокартистов, использующих для пополнения коллекции Интернет, непрерывно растет.
Александр ШЕСТИМИРОВ
Иллюстрации и подписи — П.Д. Цуканов.
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования №10 (11) октябрь 2003 стр.116