Сочетающий в себе классичность, симметричность и прямолинейность стиль ар деко как художественное течение оформился 1 1908 – 1912 годы и достиг расцвета в период с 1925 по 1935 год. Он появился благодаря влиянию таких различных источников, как арт нуво, кубизм, футуризм, конструктивизм – с одной стороны и древнее искусство Египта, Востока и Африки – в другой. Постепенно арт деко распространил свою эстетику на архитектуру, интерьер, мебель, и….
Термин «ар деко» происходит от названия Exposition intemationale des arts decoratifs et industriels modemes (Международная выставка современных декоративных искусств и ремесел) 1925 года в Париже, на которой в полном объеме были представлены достижения декоративно-прикладных искусств того времени. Двадцать одна страна, в большинстве — европейские, присутствовали на этой выставке. На обширной территории в центре Парижа были представлены более 130 экспозиций художественных, коммерческих и промышленных учреждений, а также нескольких сот художников. Здесь, как на витрине, выстроились все достижения французской авангардистской архитектуры. Широко разрекламированные главные павильоны возводились преимущественно в стиле, позже получившем название ар деко. Выставка продемонстрировала широчайший ассортимент декоративных предметов, тканей, мебели и скульптуры. Все эти вещи были созданы в духе постулата ар деко, утверждавшего, что форма должна следовать за функцией.
В развитии стиля ар деко в мебели можно определить три этапа: 1906 —1920 годы — период становления, 1920—1930 годы — расцвет, 1930—1935 годы — поздний период, когда ар деко развивался уже в направлении современного модернизма, который окончательно оформится в 1960-е годы.
Первая мировая война стала разделяющей полосой между стилями мебели ар нуво и ар деко. Но сегодня многие предметы, созданные перед Первой мировой войной, рассматриваются как принадлежащие стилю ар деко.
Дизайнеров мебели второго периода можно разделить на 3 категории: приверженцы традиций, модернисты и индивидуалисты.
Приверженцы традиций опирались на наследие французских краснодеревщиков XVIII—XIX столетий. Под этим знаменем в 1920-х годах работали краснодеревщики, которые жили в шумных кварталах округа Сэнт-Антуан со времен Бурбонов.
Модернисты протестовали против недооценки неоклассики, придававшей индивидуальные черты рукотворным проектам. Наиболее знаменитыми модернистами были Андре Арбюс (Andre Arbus), Пьер Пети (Pierre Petit), Пру (Prou). Их объединила в начале XX столетия архитектура, на которую невероятно повлиял дизайн мебели. В 1920-х годах Эрбст (Erbst), Малле-Стеван (Mallet-Stevens), Шаро (Chareau), Ле Корбюзье (Le Corbusier), Перьян (Perriand), Морё (Moreux) раздвинули рамки понятия архитектуры, подняв престиж и авторитет философии модернизма.
К третьей группе относятся дизайнеры мебели, которые отличаются ярким индивидуализмом. Их только четверо: Легрен (Legrain) — с причудливыми родовыми связями с Африкой и влиянием модернизма; Грей (Gray) — с ее лакированным Востоком, театральностью, ультрамодернизмом; Принтз (Printz) — чей определенно личностный и динамичный дизайн был основан на традициях.
К середине 1920-х годов «чистый», или «высокий», стиль ар деко достиг своей зрелости. Его триумф состоялся на уже упоминавшейся Международной выставке современных искусств и ремесел 1925 года в Париже, где был продемонстрирован обширный ассортимент декоративных предметов, тканей, мебели и предметов дизайна. Это, например, столовая Рапена (Rapin) в красных и золотых тонах, украшенная барельефами Блонда (Blond) и витражами Грюбера (Grubert); комната для курения Жана Дюнана (Jean
Dunand), с настенными панно из черного лака, меблированная квадратными креслами; спортивный зал Франсиса Журдена (Francis Jourdain), и поныне удивляющий своей современностью. На выставке обозначились две тенденции в искусстве интерьера и мебели. Большая часть художников-декораторов, обратившись к традициям последних французских стилей Реставрации и Луи-Филиппа, продолжила их. Вторая тенденция — менее значительная, но многообещающая: отказ от прежних приемов и новаторство. Жано так определил ее сторонников: «Это те, кто сегодня создает стиль завтрашнего дня и кто, имея новые материалы, работает для своего времени и средствами своего времени».
Сторонники ар деко отказались от лишних орнаментов, заявив, что лепные украшения, выступы и вообще все «излишества» не имеют практического применения, следовательно, они не нужны. Декор должен быть частью формы. Между тем маркетри, литые барельефы и контрастирующие паркетные панели, изготовленные из лучших материалов, нередко оставались ярким украшением.
Для мебели того времени были характерны простые и лаконичные формы, объем, строгость декора. Простота форм компенсировалась богатством материалов. Мебель ар нуво изготавливали из местных пород дерева, а тяжелые и массивные формы ар деко — из ценных пород, дополняя их слоновой костью, перламутром, кожей пятнистой акулы, лаком, латунью. В 1920-х годах столяры могли использовать более широкий спектр дорогостоящих пород древесины, нежели их предшественники. Многие из пород были экзотическими. Самыми популярными были эбеновое дерево, растущее на острове Ява, пальма с ее шероховатой, водонепроницаемой поверхностью, бразильское палисандровое дерево, зебровое дерево и каламандер. Распространены были амарант, махагон, белый клен.
Еще в 1914 году Клемент Мер (Clement Mere) использовал инкрустацию при изготовлении небольшой, простой и элегантной мебели из слоновой кости или кожи пятнистой акулы. Клемент Руссо (Clement Rousseau) по просьбе Поля Ириба (Paul Iribe) создал для кутюрье Жака Дусе (Jacques Ducet) маленький комод, полностью покрытый кожей пятнистой акулы, использовавшейся в XVIII веке для изготовления футляров. Несмотря на то что применявшиеся материалы были очень дороги, они играли лишь второстепенную роль — фона, а инкрустация из цветных полос дерева, слоновой кости или перламутра подчеркивала основные элементы.
В начале 1920-х годов предпочитали темное дерево в противовес теплым оттенкам мебели начала 1900-х годов. Тенденция к отсутствию цвета и орнамента на мебели распространилась на ткани, ковры и обои. Рульман (Ruhlmann), например, предпочитал сочетания черный — золотой, серый — серебряный, тогда как Мартин (Martin) и Франсис Журден (Francis Jourdain) — черный и оранжевый, оттененные у одного — золотым, у другого — белым. На выставке 1920 года Франсис Журден показал ансамбль в малиновом и желтом цветах.
Ар деко был стилем, который преимущественно выражал типично французское представление о роскоши и изощренности.
Изучение мебели, экспонировавшейся на салонах 1920—1924 годов, показывает, что художники имели в виду широкую публику. Разные слои населения могли подобрать мебель, подходившую для их интерьеров и соответствовавшую по цене их материальным возможностям: от серийной продукции до мебели «люкс», какую, например, создавал Рульман (Ruhlmann). На ежегодных выставках производители участвовали наравне с декораторами, которые изготавливали дорогую мебель для элиты.
К середине 1920-х годов французы стали признанными лидерами в сфере декоративных искусств. Их произведения отличали тонкий вкус, пропорциональность и мастерская отделка, а цветовая гамма, утонченная роскошь и легкая фривольность делали их необычайно привлекательными. Неповторимый облик мебели ар деко придавали редкие и дорогие материалы, такие, как черное дерево, пальмовое дерево, палисандр, а также контрастные сочетания традиционных шпонов. Среди других популярных материалов были лак, шагрень, акулья кожа, шкура пони, слоновая кость и кованое железо.
Стулья работы Клемента Руссо — образцы изысканной гармонии, выражавшей прихотливый вкус и индивидуальность художника. Руссо умел превратить обычные стулья в предметы музейной роскоши, оклеив их пятнистой акульей кожей и тонкими полосками слоновой кости.
Конечно мебели ручной работы не могло быть много, поэтому для удовлетворения спроса был налажен массовый выпуск недорогих изделий ар деко. Стильность мебели достигалась за счет покрытия обычных массивных прямоугольных форм светлым шпоном красного дерева и бежевым лаком или создания обтекаемых силуэтов из гнутой фанеры. Ручки изготавливали из обычной бронзы или их просто заменяли углублениями для пальцев. Популярны были сочетания черного и светлого лака.
Еще одним материалом, который с большой выдумкой применяли художники ар деко, был лак, давно известный в Китае, Японии и Индии, но непривычный в Европе. Восточная лакировка, популярная во Франции перед Первой мировой войной, оставалась таковой вплоть до 1920-х годов. Грей (Gray) была первой, кто сочетал современный дизайн с традициями японского мастера Сугавара, последователями которого позднее стали Дюнан (Dunand), Жало (Jallot). Лакировка заметно сказалась на разнообразии мебели из дерева и металла.
Жан Дюнан (Jean Dunand), дизайнер новомодной мебели, среди мастеров ар деко стал одним из ведущих специалистов по лаку. От растительных орнаментов он перешел к геометрическим узорам, затем — к африканским и абстрактным мотивам. Изображая стилизованного ангела, Дюнан впервые применил технику инкрустации толченой яичной скорлупой, которая впоследствии стала частым дополнением в его лакированных произведениях.
К 1930 годам в использовании лака, как и дерева, произошли перемены в массовом производстве. Были изобретены промышленные искусственные лаки, которые на неискушенного человека производили то же впечатление, что и высококлассный японский товар.
Распространенным материалом в то время стал металл. Новая архитектура использовала его не только для изготовления каркасов конструкций, но и для решеток, дверей, лифтов, перил, каминных принадлежностей, уличных фонарей и мебели. Вскоре от железа и бронзы мастера перешли к новым материалам, таким, как сталь, алюминий и хром. Особенно часто они использовали никелированную или хромированную сталь в форме трубок. Слой никеля или хрома придает металлу блеск и защищает его от ржавчины, но он очень чувствителен к сырости и тускнеет от частых прикосновений. Сталь начали покрывать лаком или эмалью, придавая ей цветовое разнообразие. Когда мастерам трудно работать со сталью, они используют красную медь, цинк, алюминий, дюралюминий и бронзу, сплав которых позволяет получить различные оттенки: от красного до бледно- желтого или серебристого. Сверкающий металлический орнамент — его теплота или холодность, его твердость и блеск — стал неотъемлемой чертой стиля ар деко.
Период возрождения и популярности переживали стекло и керамика. Новых технологических вершин достигли стеклодувы, о чем свидетельствуют работы Рене Лалика (Rene Lalique) из литого, протравленного кислотой стекла с высокими рельефными спиралями, обрамленными черной эмалью. Стекло использовалось также в качестве архитектурного материала, в производстве мебели и осветительных приборов.
Мебель 1920-х годов — это продолжение поисков 1910-х и даже 1900-х годов. Прямые линии, чистые и геометрические формы — характерные черты нового стиля в мебели. Но после краха в 1929 году Нью-Йоркской биржи, когда многие вмиг обеднели, стиль ар деко совершенно изменился — теперь был спрос на недорогие, удобные вещи. При изготовлении мебели начаи отдавать предпочтение стали, алюминию, зеркалам, стеклу, пластику и упрощенным формам. С началом Второй мировой войны мир бесповоротно изменился и стиль ар деко стал лишь одной из страниц истории декоративно-прикладного искусства.
Елена САВИНА
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 29 (июль-август 2005), стр.16