Имя Бориса Васильевича Зворыкина (1872— 1924?) мало что говорит большинству любителей русской живописи. Его знают только истинные знатоки графики и книжного искусства. Одна из причин нынешнего забвения его творчества—резкая критика со стороны искусствоведов советской поры, которые называли его подражателям И.Билибина, другая причина — тот факт, что в 1922 году художник эмигрировал во Францию.
Биография Бориса Зворыкина, которая дается в справочной литературе, очень скудна и в основном базируется на публикации в одном из иностранных журналов 1920-х годов. Постараемся немного восполнить этот пробел.
Художник родился в 1872 году в Москве, в семье купцов Зворыкиных, род которых был достаточно известным в России. В 1892 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но так его и не закончил. Его не привлекала живопись как «высокое искусство», больше интересовала книжная графика, оформительские работы. Как художник-прикладник он оформлял виньетки, пригласительные билеты, меню, афиши, программки спектаклей, концертов, приемов, торжественных вечеров и многое другое.
Борис Зворыкин скрупулезно изучал древнерусские орнаменты, шрифты, буквицы, вязь, лубок и широко использовал свои знания в творчестве, особенно в иллюстрациях к русским сказкам. Художник много работал в области книжной графики. Сотрудничал в московских и петербургских издательствах И .Сытина, А.Левенсона, И.Кнебеля, А.Мамонтова, А.Маркса, Р.Голике и А.Вильборг и др.
Один из известных художественных критиков прошлого века писал: «Русский модерн, серебряный век русской литературы был ознаменован рассветом книжного искусства. Художники И.Билибин, А.Бенуа, В.Васнецов, Г.Нарбут, С.Чехонин, Б.Зворыкин, ЕЛансере и др. с любовью создали новый русский стиль в книжном искусстве». То, что имя Зворыкина стоит в ряду столь прославленных художников, говорит о многом.
Уже к середине 1900-х годов Зворыкин сложился как вполне самостоятельная творческая личность с угадываемым стилем. В 1910-е годы он участвовал в росписи Федоровского собора в Царском Селе, расписывал собор Святого Александра Невского в Симферополе. В 1915—1916 годах был членом «Общества возрождения художественной Руси». В 1917 году он оформил послание Поместного собора о восстановлении патриаршества в России, личное послание патриарха Тихона главам христианских церквей, сделал эскиз патриаршей печати.
Творчество Б.Зворыкина, конечно, лучше всех знают филокартисты. Около трехсот его сюжетов было воспроизведено в открытках. Их печатали различные издательства, такие, как Акционерное общество Гранберг — в Стокгольме, А.Ф.Постнова — в Москве, И.Н.Кушнырев и К0 — в Москве, товарищество Р.Голике и А.Вильборг — в Петербурге, БЛванЦо — в Москве, Аксель Элиассон — в Стокгольме, «Рассвет» — в Киеве, А.А.Левенсона — в Москве, О.Дьяковой — в Берлине и другие.
Рассматривая открыточные сюжеты Б.Зворыкина, невольно восхищаешься их народным колоритом, своеобразным «русским духом», русским стилем. Незамысловатые простые фигурки людей, буквенная вязь, витиеватые орнаменты, обрядовые сюжеты — все это создает настроение праздника и благодати, вызывает очень добрые эмоции, погружая зрителя в мир русской старины.
В 1903 году издательство А.И.Мамонтова одно из первых в Москве выпустило по эскизам Бориса Зворыкина серию из 12 открыток (без номеров), посвященную русским сказкам. Это был заказ кондитерской фабрики А.А.Абрикосова, поэтому на оборотной стороне открыток поместили рекламную надпечатку. Тогда же вышла серия из 6 открыток (без номеров) «Русские сказки» по заказу торгового дома Б.Аванцо — в том же оформлении, что и предыдущая серия, но в конверте и без рекламы.
По заказу фабрики «Эйнем» в том же году в издательстве А.Левенсона вышла серия из 16 (без номеров) открыток со сказочными и бытовыми сюжетами, на лицевой стороне которых была буквенная реклама какао, шоколада и чайного печенья фабрики. Эти открытки в качестве рекламы вкладывались в коробки с конфетами, печеньем и другими кондитерскими изделиями.
Сегодня открытки этих серий встречаются очень редко, цена одной в хорошем состоянии — $50—70.
В 1912 году по эскизам Б.Зворыкина издательством Гранберг был издан альбом и серия из 10 открыток (без номеров) в честь 100-летия начала Отечественной войны 1812 года, на которых нашли отражение основные исторические события: пожар Москвы, молебен Кутузова перед Бородинским сражением, бегство французской армии из России и другие. Серия не редкая, цена одной открытки — $10—15.
В 1913 году тем же издательством к знаменательной дате — 300-летию дома Романовых была выпущена серия из 10 открыток (все открытки под одним номером — 2597). Их сюжеты отражают исторические моменты Российского государства — портрет первого Романова — Михаила Федоровича, его коронацию, а также изображают знаменитых людей — И.Сусанина, К.Минина, А-Пожарского и др. Эта серия встречается несколько реже, чем предыдущая, и цена каждой открытки — $20—30.
Обращаясь в своем творчестве к простым людям, Зворыкин стремился взглянуть на историю их глазами, старался просветить народ, воспитать в нем чувство гордости за отечество. Это были своего рода пропагандистские открытки того времени.
С той же целью издательством А.Постнова были напечатаны в 1916 году открытки, посвященные началу Первой мировой войны в 1914 году (серия — 6 штук).
Здесь везде присутствует образ Георгия Победоносца — покровителя православного воинства и символа русской государственности, а также образ Москвы — древней столицы государства российского, на гербе которой он изображен. Открытки этой серии — среди наиболее редких, их стоимость — по $100—150.
В таком же стиле выдержаны две другие очень редкие открытки, выпущенные тем же издательством, одна двойная, посвященная Февральской революции 1917 года, на оборотной стороне которой напечатаны два стихотворения поэта П.Геева патриотического содержания (цена — около $200), другая — благотворительная открытка в помощь военнопленным курянам, изданная по заказу Курского отдела помощи русским военнопленным Всероссийского союза городов, цена — $100-150.
Самое большое количество открыток Б.Зворыкина посвящено праздникам — Пасхе, Рождеству и Новому году.
В большинстве сюжетов — дети, готовящиеся к праздникам, целующиеся пары, игры и обряды. Цена этих открыток колеблется от $20 до 100, в зависимости от издания и сюжета.
Самые дорогие и редкие — 10 открыток издательства Гранберг (№№8596—8602 и №№8609—8611), исполненные в стиле «русского модерна», в виде ажурных орнаментов с поздравительным текстом. Цена их — $150-200.
В эту же серию входят 6 открыток (издание Гранберг, №№8603—8608) «Сказочные типы», стиль и композиция которых скорей всего были заимствованы Б.Зворыкиным у В.Васнецова и И.Билибина. Цена одной открытки $80—100.
Хочется также остановиться на 6 открытках (издание Гранберг, №№9019—9024), посвященных Масленице. В общей массе старинных открыток очень редко встречаются такие сюжеты. Эту серию по праву можно считать самой красочной и колоритной, изображающей апофеоз масленичного гулянья. Цена одной открытки — $80—100.
Такого огромного разнообразия тем и сюжетов, как у Бориса Зворыкина, нет ни у одного художника, работавшего в жанре открытки. Перечислю только основные серии, не останавливаясь на единичных экземплярах.
Серия из 6 открыток «Украинские пословицы и поговорки», издание Гранберг (все под одним номером — 5295). Цена открытки $10—15.
Две серии по 12 картинок «Русские пословицы и поговорки», неизвестное издание (без номеров). Цена открытки $10—15.
Серия из 6 открыток — иллюстрации к сказке Ремизова «Товарищи», издание альманаха «Творчество» (серия 3, №1 — 6). Цена открытки -$20-30.
Юмористическая серия из 6 открыток «С праздником!», издание Гранберг (№№729-734). Цена открытки — $40-50.
Три серии по б открыток «Промысловые птицы», издание Гранберг (№№ 4953 (1-6), 4954 (1-6), 4955 (1—6)). Цена открытки — $30—40.
Серия из 12 открыток «Охотничьи сюжеты», приложение к журналу «Охотничий вестник», издание А.Левенсона (без номеров). Цена открытки — $10—20.
Серия из 10 открыток «Охотничьи сюжеты», издание А.Левенсона, с рекламой на оборотной стороне «Т-ва А.И.Абрикосова и С-вей. Москва» (без номеров). Цена открытки — $20—30.
Серия из 10 открыток «Сказочные типы», издание АЛевенсона, с рекламой на оборотной стороне «Т-ва А.И.Абрикосова и С-вей. Москва» (без номеров). Цена открытки — $30—40.
Серия из 15 открыток, представляющих иллюстрации к повести Н.В.Гоголя «Ревизор», издание А.Левенсона (без номеров). Цена открытки — $10—20.
Серия из 10 открыток «Русские соборы в обрамлении орнаментом», издание «Рассвет» (серия 54, №№1—10). Цена открытки $20-30.
Серия из 10—12 открыток (точное количество неизвестно) «Сказочные сюжеты с рекламой «Гильзы 20 век» т-ва наследников ВА.Белоусова», издание «Маркус» (Петербург), без номеров. Цена открытки — $100—150.
Серия из 10 открыток «Тексты пословиц и поговорок русского народа», исполненные художественной вязью, неизвестное издание (без номеров). Цена за открытку — $30-50.
И последняя серия, на которой хотелось бы остановиться подробнее, — «Типы Москвы», изданная в Берлине в 1920-х годах издательством О.Дьяковой по рисункам Б.Зворыкина. Точное количество открыток этой серии неизвестно. У автора статьи их 17 (№№ 532—548). Удастся ли еще найти открытки этой серии, покажет время. Цена каждой — $50—70.
В заключение хотелось бы сказать, что оценить творчество Бориса Зворыкина в полном объеме трудно, поскольку в 1930-х годах собор Александра Невского в Симферополе был уничтожен. Не сохранилось и послание Поместного собора о восстановлении патриаршества, утрачены также многие другие архивные материалы. Поэтому о творческом потенциале художника мы пока можем судить по дошедшим до нас старинным открыткам, сделанным по его эскизам. Хочется надеяться, что многогранный его талант станет предметом исследования искусствоведов и коллекционеров.
Владимир ЛЕБЕДЕВ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 30 (сентябрь 2005), стр.46