В 1992-м году, на фоне Всеобщей суверенизации страны, в Чечне была выпущена серия из 5 почтовых марок, судьба которых до сих пор малоизвестна. Между тем, во всем мире коллекционеры марок, не имевших почтового рождения, так называемых "золушек", до сих пор покупают эту серию на филателистических Интернет-аукционах.
Идея эмиссии чеченских марок пришла в голову одному бизнесмену, филателисту по совместительству. Он со товарищи преследовал совершенно естественную цель — нажить денег, выпустив марки для коллекционеров. Естественно, для этого ему надо было заручиться поддержкой руководства Чечни. Джохар Дудаев сразу же уловил архиважную для себя суть вопроса: собственные почтовые марки — неотъемлемая составляющая такого понятия, как суверенитет. Решение было принято мгновенно, эскизы утверждены, договор между тремя бизнесменами и Национальной комиссией по правовой реформе при президенте Чечни Имаевым заключен. Определили номиналы (в копейках) и тираж марок — 270 тысяч серий. Из них, по договору, 10 процентов безвозмездно передавались президенту, а остальной тираж в равных долях распределялся между компаньонами и предназначался для последующей реализации филателистам в России и за рубежом. О том, как шли выпуск и продажа марок, мне рассказал непосредственный участник договора.
Марки печатались в одной из типографий Ростовской области, выпускавшей листовую продукцию. Качество печати было вполне приемлемым для того времени, хотя, конечно, не ГОЗНАК. Надо было уложиться в сроки (марки вышли одновременно — день в день — с выходом конституции Ичкерии), поэтому о размещении заказа в крупной государственной типографии на территории России речи быть не могло, да и за рубежом могли возникнуть сложности. Марки были изготовлены типографским способом — на листах формата А4 (5x5 марок в листе), без клея. Часть тиража — порядка 30 тысяч экземпляров каждой марки — перфорировалась вручную.
В рамках оговоренного тиража было изготовлено около 45 тысяч «сборных» серий, то есть на одном листе размещались все марки эмиссии, образуя сцепки из пяти марок. Других филателистических чудес не было, если не считать отправки через почтовые отделения Грозного и ряда других населенных пунктов энного количества конвертов, франкированных этими марками,
как отдельно, так и в смешанной франкировке с марками России и СССР. К сожалению, о судьбе этих конвертов ничего не известно, дошли они по назначению или нет — остается загадкой. Так что выпущенные марки стопроцентно укладываются в понятие «золушек» и как выпущенные государством, не признанным Всемирным почтовым союзом, и как не имевшие даже локального хождения.
Кстати, попытки интегрировать эти марки в мировую филателию предпринимались. Естественно, не через почтовый союз (для этого не было никаких оснований хотя бы потому, что Министерство связи Чечни финансировалось из российского бюджета), а через крупные филателистические агентства, в частности, Министерство связи Чечни обращалось к владельцам торговой марки «Михель» с просьбой включить чеченскую серию в знаменитый каталог. Но это интересно лишь историкам почты, для коллекционера важнее другая информация — что, где и сколько?
Сколько марок осталось? Из 270 тысяч выпущенных серий 27 были переданы непосредственно в канцелярию Дудаева. Достоверных сведений о судьбе этой части тиража нет, но с большой долей вероятности можно предположить, что она погибла во время штурма Грозного. То, что 60 процентов тиража было уничтожено самими владельцами, — это точно. Судьбу оставшихся 30 процентов сейчас проследить уже невозможно.
Конечно, это приблизительные цифры, потому что некоторая часть тиража все же была распространена: с небольшой погрешностью можно говорить о пяти тысячах серий. Эти марки дарили листами участникам конференции по проблемам Северного Кавказа и с августа по ноябрь 1992 года продавали по цене 20—30 центов за серию в Москве (Вернисаж и клуб филателистов), а также в Прибалтике (Рига, Таллинн, Вильнюс). Нельзя сказать, что эти марки пользовались ажиотажным спросом: реализация шла довольно медленно, хотя следует отметить, что их довольно активно покупали во время проведения филателистической выставки стран СНГ в Риге (1992 год).
Михаил ШМЕМАН, Тель-Авив
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования №10 (11) октябрь 2003 стр.142