На московском антикварном рынке сейчас довольно большое количество столового серебра самого разного назначения — от крошечной ложки для соли до крупных тяжелых половников. Их судовольствием покупают как коллекционеры, так и люди, просто желающие иметь в домашнем хозяйстве красивые добротные вещи.
Большинство этих, теперь уже привычных и необходимых вещей появилось в начале XVIII века. Реформы Петра I в области быта повлекли за собой использование до тех пор незнакомых предметов в убранстве интерьера, в одежде и в сервировке стола. Благодаря широкому распространению новомодных напитков — чая и кофе, а также употреблению в пищу невиданных заморских специй в России появились новые формы посуды. При этом русские мастера не только копировали западноевропейские образцы, но и изобретали собственную оригинальную посуду. Разнообразные чайники, кофейники, подносы, сливочники, чашки, стопы, солонки, судки, миски для супа, перечницы стали привычными в сервировке стола как во дворцах, так и в домах обывателей среднего достатка.
Оставаясь глубоко национальной, русская культура воспринимала поток европейских новаций. Этот процесс коснулся и столовых приборов, которые очень близки в типологии, формах и украшениях к европейским. С середины XIX века в Петербурге и Москве стали продаваться каталоги и журналы европейских и американских ювелирных фирм, специализировавшихся на изготовлении столового серебра. В них помещались рисунки и давались детальные пояснения по использованию каждого новомодного предмета: ножей, десертных и фруктовых вилок, вилок для сыра, спаржи, устриц и рыбы; лопаток для мороженого и пирога, ложек для чая, яиц или сахара, колец для салфеток.
В XIX веке многие мастера, фабрики и фирмы наполнили рынок разнообразными столовыми приборами. В их числе была и знаменитая фирма И.П.Хлебникова, которая производила не только уникальные произведения, но и была крупнейшим в России производителем серебряных столовых приборов во второй половине XIX—начале XX века. Совсем простые, массовые предметы, изготовленные на этой фирме, практически лишенные декора, но отличающиеся чистотой формы и тщательностью исполнения, пользовались большим спросом. Умение привлечь талантливых мастеров и образцово организовать фабричное производств позволяли фирме неизменно демонстрировать в своей продукции богатое и смелое применение разнородной техники и материалов.
В столовом серебре от Хлебникова используются чеканка, литье, живописная эмаль, эмаль по скани, оконная, или витражная эмаль, гравировка, чернь. Время создания большинства изделий — 1870—1917 годы, один из интереснейших периодов в истории художественной культуры России.
Столовое серебро — уникальный материал, который при лаконичности, отобранности декора позволяет наглядно продемонстрировать разнообразие стилистических направлений, характерных для того времени: от русского стиля до стиля модерн.
Таким примером стилизации в русском духе могут быть ложки, вилки и ножи, ручки которых нередко венчают скульптурные мужские и женские фигурки в национальных одеждах, которые служат декоративным целям.
Таковы и предметы дорожного набора, в который входят столовая и чайная ложки, вилка и столовый нож. У всех предметов витые ручки, украшенные жемчужни- ком и заканчивающиеся литым погрудным изображением женщины в русском костюме, с ряснами и бусами, кроме ножа со стальным прямоугольным лезвием с закругленным концом петербургской фабрики Варыпаева, чья ручка заканчивается литым погрудным изображением мужчины с короткой бородой, в косоворотке.
Клейма фирмы стоят на внутренней стороне овальных чашечек у ложек, под зубьями — у вилки, на ноже — в месте перехвата от лезвия к ручке и на самом лезвии. Дорожный набор поступил в музей в 1994 году.
Интересны изготовленные на этой же фирме ложки, вилки и ложка-ситечко с плоскими фигурными ручками со срезанным концом, украшенные гравированным узором, имитирующим донца русских прялок, а также четырехзубые, широкие, вогнутые фигурные вилки для спаржи с граненой, расширяющейся к концу ручкой и подвилочником в виде балясины.
Вилки, в зависимости от назначения, делались различной формы и имели разное число зубьев (от двух до четырех). Десертные вилки использовались как для блюд, подаваемых к чаю, так и для фруктов. От столовых они отличались меньшим размером. Ручки у вилок могли быть плоскими, гранеными или округлыми, расширяющимися и закругленными к концу. Чаще всего ручки столовых приборов украшала гравированная монограмма владельца. Это свидетельствует о том, что столовое серебро делалось на заказ и пользовалось широким спросом.
У столовых ложек, как правило, была остроовальная чашечка и слегка выгнутая в средней части ручка, украшенная резным, черневым, эмалевым орнаментом. Десертные и чайные ложки были меньшего размера, с небольшой овальной или круглой чашечкой, с плоской, граненой или витой ручкой. К концу века в их декоре часто применялось цветное золочение. С наружной стороны ложки украшали резными стеблями, бутонами и листьями, характерными для стиля модерн.
Ложки для салата — большие, с овальной чашечкой и округлой граненой ручкой. Украшали их чернью, эмалью по скани, оконной эмалью, надписями вроде: «Наши предки ели, пили просто, дожили лет до ста» или: «Без соли и хлеба, половина обеда».
Лопатки для пирога — большие и плоские, с приподнятыми боковыми краями и фигурным вырезом у ручки. Ручки у них, как правило, граненые, с перехватами, расширяющиеся к концу.
Лопатки же для рыбы — остроовальные, с расширенной и скругленной к концу ручкой, украшенной изображением одной или двух рыб. Плоскость таких лопаток декорировали резным растительным или геометрическим орнаментом на канфаренном фоне.
Ложка разливательная (уполовник) — большая и глубокая, на длинной плоской или граненой ручке.
Среди предметов столового серебра второй половины XIX века особенной красотой формы и декора выделялись ножи, словно задача украшения этого древнего предмета будила фантазию мастеров-серебряников, и
именно в изготовлении самых разнообразных ножей они достигали совершенства. Употребление новых блюд привело к изобретению новых форм ножей: для сыров, устриц, спаржи, специальный нож-держатель для мяса. Отразить весь спектр этих находок в короткой статье просто не представляется возможным!
Если столовые ножи, как правило, весьма лаконичны по декору и примененным техникам, то десертные и фруктовые очень разнообразны.
Столовые и десертные ножи изготовлялись с широким прямоугольным, закругляющимся на конце лезвием и фигурной ручкой, украшенной рельефным растительным узором. Фруктовые же делались с золочеными остроконечными лезвиями, мягко гранеными, расширяющимися к концу ручками, украшенными рельефным орнаментом в стиле модерн. Лезвие и ручка соединялись между собой перехватами в виде балясин.
Фирма И.П. Хлебникова изготовляла как большие столовые комплекты из нескольких сотен предметов для Двора, крупных предпринимателей, гостиниц и ресторанов, так и комплекты на две-три персоны для частных
Цены на столовое серебро русского производства варьируются в зависимости от мастерской не столь значительно, как в художественных изделиях из серебра. Средняя цена за грамм составляет порядка 50 центов, для изделий не маркированных клеймами известных мастерских, стоимость «Морозовых», «Хлебниковых», «фаберже» начинается от доллара, но, как правило, не превышает полутора долларов за грамм. Естественно, особо художественный «столовняк» может продаваться несколько дороже. Серьезные деньги платятся за полные комплекты в «родных» коробках. Кстати, пустые коробки для столового серебра известных фирм сами по себе стоят весьма прилично.
Определенным спросом пользуются чайные и столовые наборы на 6 или 12 персон. При этом желательно, чтобы черенки ложек не несли чужих монограмм (вензеля без инициалов — приветствуются) и тем паче гравировок дарителей, «съеденную» ложку спокойнее сразу отправить на переплавку, даже если на ней стоит клеймо «фаберже». Отдельные, разрозненные предметы — столовые или десертные ложки по одной-две штуки — реализовать на антикварном рынке весьма затруднительно. Как правило, их можно продать равно как и купить в комиссионных ювелирных магазинах или обычных комиссионках, имеющих лицензию на драгметаллы, чуть выше цены серебряного лома. Отдельная вилка или нож неохотно принимаются и ломбардами-скупками даже по вышеупомянутой «ломовой» цене (порядка 4—5 рублей за грамм).лиц. Изделия всегда упаковывались в красивые большие деревянные коробки, сверху обтянутые кожей, а внутри обитые бархатом. Очень часто фирмы объединялись для выполнения заказов, например, для одного и того же комплекта фирма И.П.Хлебникова делала столовые приборы, а фирма В. Семенова — солонки, стопки, кружки.
Оригинальная ваза для варенья с двенадцатью ложками была выполнена в 1880-е годы на фабрике В.Семенова, которая специализировалась на производстве серебряных изделий с чернью. На внешней стороне ложек чередуются изображения башен Кремля, колокольни Ивана Великого и храма Христа Спасителя. Все предметы отличаются чистотой исполнения, тщательностью отделки и четкостью рисунка.
Величественная панорама Кремля — от Боровицких ворот до Покровского собора со стороны Москвы-реки — изображена на массивном серебряном подносе, исполненном на фабрике А.М. Постникова в 1873 году. Поднос входит в дорожный набор, состоящий из девяти предметов: чайника, кофейника, сливочника, сахарницы, двух чайных ложек, ложки-ситечка и щипцов для сахара. Этот дорожный набор, украшенный чернью, императрица Мария Александровна подарила леди Кеннеди, жене американского посла в Гонконге, за гостеприимство, оказанное ее сыну, великому князю Алексею Александровичу во время его визита в эту страну в 1872 году. Гражданин Италии Марко Датрино преподнес этот набор президенту СССР М.С. Горбачеву во время его визита в страну в 1990 году.
Русские серебряники заслуженно славились своим мастерством, недаром фирме И.П.Хлебникова, впрочем, как и другим русским фирмам, поручали восполнять старинные сервизы, такие, как «Золоченый», выполненный в 1759 —1784 годах мастерами Г.Ф.Эккартом и И.Г.Бломом; «Десертный» — с вензелем Екатерины II, который был сделан по заказу князя Г.Потемкина; «Четвертый походный сервиз», поступивший в Зимний дворец в 1797 году. Для Зимнего дворца фирма И.П.Хлебникова исполнила по старым образцам кофейники, чайники, сахарницы, молочники, ложки для соли — 397 штук, ложки чайные — 965 штук.
Столовое серебро знаменитых фирм и сегодня служит образцом для подражания и объектом собирательства в музейных и частных коллекциях.
Светлана КОВАРСКАЯ
Иллюстрации предоставлены автором.
Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования 7-8 (9) 2003