Виктор Владимирович Ашик (1905-1985) - крупный ученый, выдающийся конструктор военных кораблей, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой Ленинградского кораблестроительного института, заслуженный деятель науки и техники, дважды лауреат Сталинской премии, был удостоен высоких государственных наград. Человек энциклопедически образованный, Виктор Владимирович страстно увлекался собиранием предметов русского искусства и культуры.
Увлечение искусством и собирательством — фамильная черта Ашиков. Начало коллекции положил Антон Балтазарович Ашик (1802—1854), дед Виктора Владимировича, который жил в России с 1812 года. Надворный советник, археолог, один из основателей и первых директоров Керченского музея древностей (1833 — 1852), он был действительным членом Одесского общества истории и древностей. Известно несколько его научных трудов, в том числе «Боспорское царство с его палеографическими и надгробными памятниками, расписными вазами, планами, картами и видами» (Одесса, 1848).
Его дело продолжил старший сын Владимир Антонович Ашик (1843 —1917), статский советник, служивший по Ведомству путей сообщения. Он работал вместе с С. Ю. Витте, М. Н. Анненковым, A. Ф.Кони в составе Высочайше учрежденной Комиссии 1882 года по исследованию и развитию железнодорожного дела в России. С 1913 года он — действительный член Императорского русского военно-исторического общества и Общества ревнителей исторического просвещения в память императора Александра III.
B. А.Ашик собирал памятные и наградные медали, монеты, гравюры.
Виктор Владимирович сохранил и приумножил семейную коллекцию. При нем она включала нумизматику, живопись, графику, стекло, фарфор, мебель — всего более 14 тысяч предметов, кроме того, библиотеку в 8 тысяч томов. Все это богатство размещалось в его обычной трехкомнатной ленинградской квартире. Заметим, что художественное собрание, подобное коллекции Ашиков, — не просто механический набор вещей или расчетливое вложение капитала. Это культурное наследие, результат творческой деятельности, труда долгого и кропотливого. Эта коллекция — единый комплекс, сохраняющий духовную энергию ее собирателей, отражающий их вкусы и пристрастия. Конечно, судьбы частных коллекций складываются по-разному. Хорошо, когда есть наследник, преемник, продолжатель дела, что позволяет сохранить целостность собрания. Печально, когда оно после смерти собирателя рассыпается, «распыляется» по разным владельцам. Это могло случиться и с коллекцией Ашиков. Прямых наследников у Виктора Владимировича не было. После его смерти все имущество перешло к его супруте и помощнице в собирательском деле Музе Михайловне, затем — к ее брату О.М.Тихомирову, проживавшему в Самаре (тогда Куйбышеве). Сотрудники Ярославского художественного музея, будучи знакомы с коллекцией еще при жизни В. В.Ашика, выполняя его наказ, приложили немало усилий, чтобы основная часть собрания попала в музей.
Коллекция обширна и разнообразна. Мы расскажем об одной из ее составных — графике. Это более 600 листов, представляющих творчество около 200 авторов, по преимуществу — акварели и рисунки XVIII — начала XX века. Собрание не ограничено строго хронологическими или стилистическими рамками, но в то же время прекрасно отражает вкус его владельца — Виктор Владимирович отдавал предпочтение русскому классическому искусству. Строго говоря, коллекция состоит из двух основных разделов: рисунок и акварель первой половины XIX века и графика рубежа XIX - XX веков, отражающие наиболее плодотворные периоды русского графического искусства.
В Петербурге—Ленинграде как культурной столице России всегда был неплохой художественный рынок. Графику Виктор Владимирович начал собирать еще в 1930-е годы, продолжил после Великой Отечественной войны, в 1940-х. Он приобретал рисунки в магазинах, покупал или выменивал у коллекционеров и наследников, всякий раз фиксируя историю бытования вещи: «Куплен в магазине старой книги на Литейном у И.С.Наумова за 100 руб. в начале 1946 г. Происходит из коллекции В.Воинова и продан после его смерти. Как мне рассказал Г.С.Верейский во время сеанса (он рисовал мой портрет), этот силуэт подарен ему А.Н.Бенуа, которым исполнен для почтовой бумаги КПХИ. Г.С.Верейский променял его В. Воинову на литографии (Домье или [...]) 5 VI 48» (надпись В.В.Ашика на обороте работы А.Н.Бенуа «Любовное письмо.
Силуэт для открытки Общины Св. Евгении». 1904 ( ? ). Картон, тушь, белила. 22,5x21). Или:
«В.Гау. Портрет Елизаветы Васильевны Толстой, урожденной Тулиновой (1826—1870), жены Ивана Матвеевича (1806—1867). Мать нумизмата графа Ивана Ивановича Толстого и последнего директора императорского Эрмитажа, графа Дмитрия Ивановича. Получено от Людмилы Ивановны Толстой, внучки графа Иван. Иван. Толстого (нумизмата)». Эту надпись он сделал на обороте работы В.И.Гау 1884 года «Портрет графини Е.В.Толстой» (бумага, акварель, карандаш графитный, белила. 27,8x22). Или вот что гласит наклейка на окантовке работы И.Я.Билибина: «Я, Щекатихина Александра Васильевна, уступила Ашику Виктору Владимировичу акварель И.Я.Билибина — костюм к постановке «Борис Годунов» 1908 года и получила за нее шестьсот рублей. А.В.Щекатихина П. 30 апреля 1956 г.». Согласно подобным пометкам и владельческим шталшам, графические листы коллекции происходят из известных художественных собраний: графа Д.И.Толстого, Э.Ф.Голлербаха, К.А.Сомова, С.П.Яремича, П.Е. Корнилова, В. Я. Курбатова, Н.Е.Добычиной, что уже само по себе говорит о художественном качестве произведений.
Простой перечень авторов графических работ коллекции напоминает антологию русского искусства. Но в собрании есть свои «изюминки», которыми В.В.Ашик гордился. Обращает на себя внимание работа русского гравера Г.И.Скородумова (1755 —1792) «Автопортрет» 1780-х годов. Скромный, на первый взгляд, перовой рисунок сепией хорошо известен специалистам. Он интересен своей неожиданно свободной, даже интимной трактовкой образа. Достоинства работы отмечал знаток графики А.А.Сидоров в книге «Рисунок старых русских мастеров»: «Это один из наиболее живых, простых, оригинальных портретных рисунков того времени». Работа экспонировалась в 1905 году на знаменитой выставке русскою портрета в Таврическом дворце. На сохранившемся ярлыке выставки указан владелец рисунка - граф Д.И.Толстой. К В.В.Ашику работа попала от внучатой племянницы Д.И.Толстого, Людмилы Ивановны Толстой.
Значительную часть коллекции составляет русская графика первой половины XIX века. Здесь рисунки А. Е. Егорова, К.П.Брюллова, А.О.Орловского, силуэты и гравюры Ф.П.Толстого. Хорошо представлен камерный дворянский портрет. Образ-напоминание, карандашным росчерком или прозрачной акварелью запечатлевший дорогие черты близкого человека, он стал неотъемлемой частью русской дворянской культуры своего времени. Популярность камерного акварельного портрета объясняет обращение к нему художников разной степени умения и одаренности. В коллекции Ашика более двух десятков работ этого жанра. Есть первоклассные листы. Следует назвать работу О.Г.Кипренского «Портрет Д.Н.Шереметьева»(?) 1823 года, представляющую собой очень характерный для автора романтизированный портрет офицера, выполненный углем. Рисунок П.Ф.Соколова «Портрет девочки» 1813 гола одна из ранних работ известного художника. В ней нет артистизма, появившегося в его зрелых акварелях, зато есть подкупающая простота и ясность трактовки образа. Работы кисти В.И.Гау — не редкость для графических собраний. В коллекции В. В.Ашика шесть акварелей этого авторт: блестящие холодноватые мужские и женские портреты, а также прелестные изображения детей В.И.Гау из семейного альбома художника. Акварельные портреты ф.Ф.Андреэена, Э.И.Гау, К.К.Гампельна, А.И.Клюндера, Л.Д.Крюкова, Л.Фишера и других авторов «второго ряда» — тоже по-своему интересны, прежде всего, особенным взглядом художника на модель. К сожалению, в коллекции немало портретов неизвестных лиц, и наши представления о них ограничиваются характером и социальным статусом изображенных.
Работы Ж.-Б.Лепренса, И.О.Вивьена, С.М.Воробьева К.И.Кольмана, Л.О.Премации воссоздают пейзажи и интерьеры позапрошлого века, своей тонкой и изящной техникой передавая стиль и особый неспешный ритм жизни того времени. Но В.В.Ашик видел в рисунках не только «поэзию» и художественные достоинства, он любил точную информацию, всегда интересовался изображенной местностью, архитектурными сооружениями и, будучи страстным путешественником, в своих поездках старался найти означенный вид, после чего фиксировал сведения на обороте работ, паспарту, окантовке. Примером подобной надписи могут служить его пометы о пейзаже художника И.Ф.Гроте, работавшего на Украине: «Гроте. Киев. Вид на Никольской улице от Эспланадной площади (Церковь Николы Слуге кого и колокольня Никольского военного собора) 1853». Или надпись на обороте миниатюрного пейзажа Н.Шмора: «Кренгольмская мануфактура. Вид из парка дачи барона Штиглица, владельца мануфактуры. В 1959 была еще дача. Два рисунка Шмора выставлены в краеведческом музее г. Нарвы».
Вторая половина XIX века, кажется, не была дя Ашика в числе приоритетных периодов искусства. Тем не менее, в его коллекции есть подписной пейзаж И.И.Шишкина, карандашный эскиз для картины В.Е.Маковского «На приеме у доктора», превосходный рисунок углем П.П.Соколова «Тройка». Салонно-академическое направление того времени представлено красивым женским портретом М.А.Зичи, нарядными акварельными пейзажами А.П.Боголюбова и Л.Ф.Лагорио, сценами из жизни императорской семьи придворного художника И.А.Шарлеманя.
Заметно, что больший интерес В.В.Ашика вызываю искусство Петербурга рубежа XIX—XX веков, в том числе творчество художников «Мир искусства». Притягательное само по себе, оно, вероятно, было тогда наиболее перспективным для собирательства. В коллекции представлено творчество практически всех участников этого объединения. Их работы прекрасно отражают общую специфику искусства своего времени и художественный язык каждого мастера.
В большом комплексе работ А.Н.Бенуа есть ранние натурные акварели, наброски к его излюбленным историческим фантазиям, театральные эскизы, книжные иллюстрации. Искусство К.А.Сомова представлено драгоценным по отделке портретом «Дремлющая дама в черном платье» и пикантной серией эротических набросков, в том числе к знаменитой «Книге маркизы». Среди произведений М.В.Добужинского — пейзажи и рисунки театральных костюмов. Творчество Е.Е.Лансере характеризуют эскизы росписей и иллюстраций.
Судя по количеству собранных работ, особую любовь Виктор Владимирович питал к творчеству Б.М.Кустодиева. Первоклассные рисунки «Портрет Ф.И. Шаляпина», «Русская Венера», «Натурщица под одеялом», эскиз несохранившегося портрета президента Академии художеств Великой княгини Марии Павловны, наброски, иллюстрации, литографии, экслибрисы в общей сложности 25 графических листов.
Характерно, что наряду с законченными произведем ями З.Е.Серебряковой, Е.З.Кругликовой, М.А.Волошина R коллекции есть целый ряд работ эскизного, вариативного характера. Среди них наброски А.С. Бакста, эскизы росгги сей С. В.Чехонина, акварельные пейзажи А.П.Остроумовой-Лебедевой для опфытых писем Общины св. Евгении превосходный эскиз витража К.С.Петрова-Водкина.
Как известно, неотъемлемой частью творчества ми рискусников были работа в театре и книжная графика. Эскизы декораций и костюмов А.Н.Бенуа, С.Ю.Судейкина И.Я.Билибина, К.А.Коровина, В.Д.Замирайло, С.М.Малк> тина к различным постановкам — настоящее украшение коллекции. А раздел графики художников, работавших для книги, столь представителен, что заслуживает отдельного разговора. Здесь, как правило, нет целостных ансамблей книжного оформления, но собраны эскизы обложек, иллюстраций, виньеток, концовок для отдельных изданий признанных мастеров книжного оформления. Среди них — концовки Е.Е.Лансере для книги Н.И.Кутепова «Царская и императорская охота на Руси», ею же иллюстрация к повести Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат», эскиз иллюстрации М.В.Добужинского к повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи», несколько перовых виньеток С. В. Чехонина, иллюстрации Д.И.Митрохина к сказкам В.Гауфа, Р. Густафсона. Рисунки Г.И.Нарбута к сказке Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» интересны вдвойне, поскольку весь тираж книги не сохранился. Закономерно, что В.В.Ашик старался приобретать и оригинальные рисунки, и книги с этими иллюст рациями. Его богатая библиотека содержит представительную коллекцию художественных изданий конца XIX — первой трети XX века, в том числе детской книги.
Виктора Владимировича как ученого и собирателя всегда инте ресовала целостность явления. Поэтому, говоря о книге, нельзя забывать о связанном с ней экслибрисе — в коллекции около двух тысяч книжных знаков разных периодов. Эго гербовый экслибрис — красивые гравюры резцом и офорты XVIII—начала XIX века, комплекс книжных знаков эпохи модерна художников-мирискусников, а также Е.М.Бём, Н. К. Колмакова, С.С.Соломко и других авторов, ксилографии В.А.Фаворского и А.И.Кравченко 1920-х годов. Следует отметить наличие большого собрания шрифтовых ярлыков библиотек самых различных российских учреждений — обществ, ведомств, промышленных и учебных заведений.
Без сомнения, Виктор Владимирович был знатоком русского искусства, собирателем компетентным и искушенным. Он приобретал, как правило, рисунки подписные, из надежных источников, обладал хорошей интуицией. Это отразилось на художественном качестве и чистоте коллекции. Когда работы поступали в Ярославский художественный музей, они проходили экспертизу. Специалисты ГТГ, ГМИИ имени А.С.Пушкина, ВХНРЦ имени И.Э.Грабаря подтвердили подлинность вещей коллекции. Были выявлены только две предполагаемые фальсификации. Это немного для такого объемного и разнообразного собрания. О компетентности В.В.Ашика свидетельствует и степень научной обработки коллекции. Многие атрибуции сделаны самим Виктором Владимировичем. Он не составил каталога своего собрания, но с педантичностью ученого-исследователя тщательно фиксировал любые попадавшие к нему сведения: об авторе произведения, истории его бытования, данные об изображении, выставках, литературе, в которой упоминается работа. Эти «подсказки», сведения — не всегда полные, иногда спорные — являются отправной точкой при дальнейшем изучении.
Двадцать лет назад эта личная коллекция органично влилась в собрание Ярославского музея, серьезно расширив и обогатив его собственную коллекцию, став интересным объектом исследования в разных аспектах: истории создания, личностей собирателей, видовых частей, отдельных произведений. В нынешнем году к 100-летию со дня рождения Виктора Владимировича Ашика музей организует выставки его коллекции в Москве, Петербурге, Ярославле. Это дань памяти замечательным людям, ревнителям и собирателям предметов русского искусства.
Татьяна ЛЕБЕДЕВА
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 29 (июль-август 2005), стр.112