Мы вновь листаем альбом со старыми фотографиями, которые, без преувеличения, можно назвать произведениями искусства малой формы.
При датировке снимков XIX — начала XX века следует обращать внимание на фамилии изготовителей бланков — литографов, которые с 1865 года обязаны были соблюдать Закон о печати. Незадолго до этого многие московские литографы стали принимать заказы на печатание рекламных текстов для бланков фотографий. В этой публикации мы коротко расскажем о мастерах литографии.
Карл Оттович Бек — оптик, механик и литограф, владелец фирмы «К.Бек, бывшая Кирстен», в 1864 году одним из первых начал принимать заказы фотографов. В его заведении было 18 литографических и конгревских машин, одна — скоропечатная. Литографию обслуживали 19 взрослых человек и 6 мальчиков. Заведение К.Бека работало до 1880 года.
В 1860—1870-х годах бланки изготовляли такие литографы, как Каспар Эргот — с 1865 года, Полидор Гебгардт — с 1865-го, Антон Иванович Мельников — с 1867-го, Иван Константинович Иванов — с 1869-го, Андрей Николаевич Рымский — с 1866-го, Михаил Иванович Волокитин (бывший московский фотограф) — с 1873 года.
Иосиф Иванович (Иосифович) Покорный — изготовитель альбомов, фотографических бланков, торговец фотопринадлежностями приехал в Москву из Одессы, открыл свое заведение 2 октября 1895 года на Петровке, 5, в доме Михалковых.
В Петербурге в 1872 году была основана фабрика по производству бристольского картона с собственным литографическим заведением, где по заказу фотографов из разных городов России немедленно изготовлялся фирменный бланк с рекламным штампом фотоателье. Владельцем фабрики был Эрнест Иванович (Людвигович) Глейцман. В рекламе, помещенной в газетах и журналах, он предлагал: «За разрез 1000 визитных или 50 кабинетных карт считаю 50 коп. серебром. За гравировку платится отдельно, смотря по сложности рисунка. В отлично устроенной мной литографии производится печатание фирм; для выбора в наличности имеются новейшие красивые образцы. По желанию высылаются прейскуранты, образцы картона, печатания и рисунка».
Потребность в изящных картонных бланках различного формата с художественной гравировкой возрастала. В том же 1872 году в Петербурге изготовлять бланки для фотографий по заказам стал Максимилиан Иосифович Ширль. А в 1879 году начала работать еще одна грандиозная фабрика европейского уровня — «Ширль и Скамони». Владельцами ее были Максимилиан Иосифович Ширль и Георгий Георгиевич Скамони — брат изобретателя гелиогравюры. Фабрика занимала целый дом и флигель. Здесь производилась окраска бланков во всевозможные цвета — «от самых нежных розовых и qris de perle до темно-коричневых и черных в несколько слоев; эмальировка, печать и обрезка вызваны новым временем». В 1881 году В.И.Срезневский писал о фабрике «Ширль и Скамони»: «...Количество фотографических бланков, ежегодно изготовляемое фабрикою, довольно велико, а именно: визитных карточек до полутора миллиона, кабинетных, будуарных и стереоскопных около одного миллиона... — разумею сторону художественную, которою отличаются произведения фабрики и которой фабрика обязана артистическому вкусу и таланту г-на Скамони».
Георгий Скамони с начала 1880-х годов принимал также заказы на изготовление литографированных бланков, производил их и в 1890-е, и в 1900-е годы. Потребность в бланках была столь велика, что начиная с 1880-х годов российские фотографы заказывали их даже литографам Варшавы и Вены. К 1890 году в ходу были форма ты бланков и фотографий, приведенные в таблице.
Вся эта информация: даты открытия и закрытия заведения, переезд по новому адресу, а также получение наград, участие в выставках, когда и кем оказано покровительство данному фотографу — результат исследования бланка, что, безусловно, может помочь сориентироваться в датировке фотографии XIX — начала XX века.
Сравнительно легко ей поддаются снимки, выполненные фирмой «Русская фотография». Она принадлежала купцу Никандру Матвеевичу Аласину (1818 — ? ), который открыл ее в 1861 году на старинной улице Волхонке, в доме Кирьякова. В феврале 1864 года Министерство народного
просвещения, оценив его полезную деятельность, довело до сведения московского генерал-губернатора высочайшее повеление: «...купцу Аласину иметь государственный герб на его художественном фотографическом заведении в Москве под фирмою «Русская фотография». Разрешение помещать изображение герба па вывеске заведения и на бланках фотографий Н.М.Аласин получил 20 февраля 1864 года. Среди московских фотографов он стал первым обладателем этой государственной награды. В 1860-е годы многие фотографы помещали на снимках номера негативов. На большинстве портретов в фирме «Русская фотография» тоже проставляли номера негативов. Это также помогает их датировке.
В фотографии Аласина 15 февраля 1865 года случился пожар, о котором писали газеты. Сам Никандр Матвеевич тоже писал в «Московских ведомостях» 7 марта 1865 года: «Русская фотография», вследствие распространившегося слуха об истреблении принадлежавших ей негативов пожаром, считает нужным объявить, что негативы с № 1 и ио № 19315, а также и под следующими со дня пожара нумерами совершенно целы. Работы производятся безостановочно в нижнем павильоне фотографии». (Заметим,
что номера негативов помогают исследователю ориентироваться во времени изготовления снимка.)
Следующая «веха биографии» фотографических бланков Аласина — участие фирмы в Этнографической выставке 1867 года в Москве, на которой была представлена коллекция типов великороссов, а также издаваемый фирмой этнографический альбом. Экспонировавшиеся на этой выставке работы поступили из всех уголков России, а также из Болгарии, Чехии, Словакии. Открытие состоялось в Манеже в мае 1867 года, в число ее гостей попали участники Славянского съезда, проходившего в Москве с 16 по 27 мая. Их встречали и сопровождали московский генерал-губернатор В.А.Долгоруков, поэт, публицист и руководитель Московского Славянского комитета И.С.Аксаков, историк, писатель и преподаватель Московского университета М.П.Погодин.
За фотографии, представленные на Этнографической выставке, Аласин получил золотую медаль. В том же году он в числе 14 фотографов, экспонентов из России, побывал на Парижской Всемирной выставке, где его работы удостоились почетного отзыва.
«Русская фотография» на Мануфактурной выставке 1870 года в Петербурге получила высокую награду — право помещать на вывеске и на своих изделиях еще одно изображение государственного герба. В 1872 году в «послужном списке» фирмы появилась очередная награда – на Политехнической выставке в Москве «Русская фотография» за «фотографические виды и железный павильон» получила Большую золотую медаль.
В конце 1872 года Н.М.Аласин продал фирму
надворному советнику Матвею Григорьевичу Попову, который в 1874 году внезапно умер. «Русская фотография» была «исключена из описей» и прекратила свое существование. В последующие годы появлялись фирмы с таким же названием, но эта уже другая история.
Художник-фотограф Михаил Михайлович Панов
Будучи еще учеником Петербургской Академии художеств, Михаил Панов (1836 — 1894) в декабре 1864 года в Москве, на Петровке, в доме Раевской, открыл свою фотографию. 3 февраля 1865 года он получил свидетельство об окончании Академии, что дало ему право добавить на вывеске заведения и на бланках фотографий слово «художник». Это произошло И марта 1865 года.
4 ноября 1867 года фотограф «по встретившимся обстоятельствам» переменил квартиру и разместил фотоателье в доме Кошкаревой, в «той же части и того же квартала». Каждый документ он теперь подписывал «свободный художник Михаил Панов». 18 июня 1869 года фотограф возвратился в дом Раевской.
1870 год — Панов участник Мануфактурной выставки в Петербурге, за
прекрасные работы награжден медалью. В 1872 году на Всероссийской Политехнической выставке в Москве, походившей с 20 мая по 1 сентября, Панов получил Большую золотую медаль.
В 1872 году королем Швеции и Норвегии становится Оскар II (1829 — 1907). На бланках фотографий Панова появляется знак его покровительства — герб. К сожалению, не удалось установить, почему ему было оказано столь высокое покровительство.
К 1873 году фотографическое заведение Панова находилось уже в доме Кредитного общества на Петровке. В 1874 году оборот бланка украсил щит с вензелем Великого князя Константина Николаевича (1827 — 1892). И в том же году Панов открыл филиал фотографии «в Сокольниках близ церкви и Ширяева поля у пруда на собственной даче».
Итак, фотографии Панова 1874— 1876 годов можно определить по бланку, па котором изображены медали 1870, 1872 годов, знаки покровительства короля Оскара II и Великого князя Константина Николаевича, кроме того на бланках этих лет есть надпись: «Художник Панов фотограф Его Императорского Высочества В. К. Константина Николаевича и Его Величества Короля Швеции и Норвегии Петровка д. Кредитного Общества в Москве и в Сокольниках близ Ширяева поля у пруда на собственной даче.
В 1877 году М.М.Панов не снимал в ателье — на средства Антропологического Комитета он находился в командировке на Балканах, в Дунайской действующей армии. В то время шла подготовка к Антропологической выставке, открытие которой планировалось в Москве в 1879 году. Панов проделал колоссальную работу. В марте 1878 года он заявил о
своем авторстве на фотографические снимки, выполненные во время похода: «Императорская Академия художеств, на основании 322-й статьи XIV т. Св. Зак. (изд. 1857 г.) Уст. Ценз., объявляет, что за неклассным художником, фотографом Михаилом Пановым утверждено исключительное право художественной собственности на издание различными
способами и продажу снятых им в 1877 году с натуры в Дунайской действующей армии фотографических снимков:
1. Портрет Его Императорского Величества (в двух видах).
2. Портрет Великого Князя Главнокомандующего.
3. Его Высочества со штабом.
4. Вид палатки Его Высочества.
5. Вид Главной квартиры Государя Императора.
Виды: военно-походного телеграфа, Главной квартиры Главнокомандующего и пяти военных госпиталей». (К слову, госпитали на собственные средства организовывала императрица Мария Александровна, жена Александра II, она же была покровительницей российского Общества Красного Креста, основанного 18 мая 1868 года).
Знак Красного Креста появился и на обороте бланков Панова в конце 1878 или в начале 1879 года.
На Антропологической выставке 1879 года Панов представил более 200 фотографий, посвященных народам Турции и Болгарии — как мирным
жителям, так и военным. Так что, в 1879 году к его «послужному списку» прибавилась и медаль за участие в этой выставке.
В 1882 году знаток фотографии В.И.Срезпевский в журнале «Фотограф», № 7, так писал об участии М.Панова во Всероссийской художественно-промышленной выставке: «Обширная выставка Панова (московского фотографа-живописца) представляет очень разнообразные сюжеты: и снимки дворцовых зал,
и виды, и портреты. Акварель на фотографии доведена до значительного совершенства и достоинства первоклассного художника-акварелиста».
В 1887 году фотоателье Панова располагалось уже в доме Соколовых, на Кузнецком мосту. В сентябре того же года в мастерской случился пожар. Вот что писали об этом московские газеты: «3 сентября сгорела одна из лучших в столице фотография Конарского, а вчера та же участь постигла фотографию Панова, что на Кузнецком мосту, во втором этаже дома наследников Соколовых; пожар вспыхнул в 8 часов вечера. Загорелось внутри запертой фотографии в отсутствие ее владельца. Огнем уничтожена внутренность фотографии, дальнейшее же распространение пламени было удержано. Банкирскую контору братьев Джамгаровых, помещавшуюся в нижнем этаже дома, под фотографиею, пожарные успели спасти. Причина пожара не выяснена. Убыток громадный. Недели две или три тому назад в этом же доме и у того же Панова был пожар, начавшийся на деревянной галерее, но был тотчас же прекращен».
В 1888 году фотоателье Панова находилось на углу Кузнецкого переулка и Кузнецкого моста, в доме Михалковых (подъезд с Газетного переулка). При нем была открыта и фотолитография. Оборот бланка того времени насыщен информацией, а в «Русских ведомостях» публиковалась та же реклама, что и па бланках: «Фотограф Его Императорского Высочества Великого Князя Константина Николаевича Королей Шведского и Италианского Московских Императорских театров Художник М.М.Панов».
М.М.Панов не экспонировал свои работы на юбилейной Всероссийской фотографической выставке, посвященной 50-летию изобретения фотографии, открывшейся 1 января 1889 года в залах Исторического музея. Об этом очень сожалели: «...фотографии хорошо известны Москве и Петербургу, а фототипии собственной мастерской смело конкурируют с Веной и Парижем. Нам много раз приходилось видеть у Панова блестящие альбомы фототипий Оружейной палаты, Большою дворца, теремов, снимки с замечательных картин русских художников и превосходные портреты выдающихся деятелей и писателей».
Михаил Панов вошел в экспертную комиссию юбилейной выставки вместе с художниками В.Д.Поленовым, В.И.Суриковым и фотографами А.О.Карелиным, Ф.О.Опитцем и А. ф.Эйхенвальдом.
С 1890 до 1894 года (года смерти художника) мастерская располагалась на Никольской улице в доме Алексеева. Фотографические работы Панова привлекали внимание художников всех времен, граверов и литографов. Так, фотопортрет И.С.Тургенева, выполненный в 1880 году, был взят за основу для гравирования такими художниками, как В.В.Матэ (1890), М.В.Рундальцов (1904), А.(?) Скворцов (1937), П.Н.Староносов (1937), С.М.Бондар (1951).
В академических изданиях датой смерти Панова ошибочно называют 1897 год. Ошибка произошла оттого, что рекламу своего ателье в издании А.С.Суворина «Вся Москва» он оплатил на много лет вперед, и после смерти фотографа ее публиковали еще три года.
Татьяна ШИПОВА
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 31 (октябрь 2005), стр.110